План Путина

stream999

Выступление Владимира Путина на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года". Полный текст
Предлагаем вашему вниманию полный текст выступления президента РФ Владимира Путина на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года" 8 февраля предоставленный пресс-службой администрации президента РФ.
В.ПУТИН:
Уважаемые граждане России,
Уважаемые коллеги,
Завершая второй срок работы в качестве Президента Российской Федерации, считаю необходимым сказать о том, что было сделано за последние годы. И сформулировать свое видение развития страны на долгосрочную перспективу.
8 лет назад ситуация в стране была крайне тяжелая (вы знаете об этом хорошо). Страна пережила дефолт, обесценились денежные накопления граждан. На наших глазах террористы развязали масштабную гражданскую войну, нагло вторглись в Дагестан, взрывали дома в российских городах.
Но у людей не было ни отчаяния, ни страха. Напротив, ответом со стороны нашего народа стала собранность и сплоченность. На защиту России, ее территориальной целостности встали не только военнослужащие, но и само общество. Не получавшие долгими месяцами зарплату врачи и учителя преданно исполняли свой долг. Рабочие, инженеры, предприниматели трудились на своих местах, пытаясь вывести экономику из состояния стагнации и развала.
Было очевидно искреннее стремление людей укрепить государство, изменить положение дел в стране. И сейчас, сегодня хотел бы еще раз поблагодарить всех, кто оказал нам тогда доверие, кто поддержал нас. Эту поддержку я всегда реально видел и чувствовал. И без неё ничего не смог бы сделать.
Именно воля людей, их прямое участие в судьбе России стали решающей силой, позволившей добиться всего, что было сделано за эти 8 лет.
* * *
Хотел бы подробнее остановиться на том, каким было состояние страны во второй половине 1999-го и начале 2000-го годов.
Напомню, что нападение боевиков на Дагестан стало прямым следствием фактического отделения Чеченской Республики от России. Здесь мы, кроме того, столкнулись с неприкрытым подстрекательством сепаратистов со стороны внешних сил, заинтересованных в ослаблении - а может быть, и в развале - России.
В самой Чечне был развязан террор против собственного народа: убийства мирных жителей и священнослужителей, работорговля, в том числе за счет местного населения, и захват заложников. Под руководством эмиссаров "Аль-Каиды" действовали лагеря подготовки террористов. Самозваный "Конгресс народов Ичкерии и Дагестана" провозгласил своей целью создание радикального по своей сути т.н. "халифата" - от Черного до Каспийского моря.
Подготовка к агрессии против России, к отторжению ее исконных территорий велась абсолютно открыто.
Что мы могли противопоставить?
Армия была фактически деморализована и небоеготова. Денежное довольствие военнослужащих было откровенно нищенским, да и оно выплачивалось несвоевременно. Техника стремительно устаревала. Предприятия оборонно-промышленного комплекса задыхались в долгах, теряли кадры и производственную базу.
Сама Россия представляла из себя "лоскутную" территорию. В большинстве субъектов Федерации действовали законы, противоречащие Конституции России. Некоторые примеры были просто вопиющими. Например, статус отдельных территорий определялся как "суверенное государство, ассоциированное с Российской Федерацией". Подводилась база под территориальные претензии одних субъектов Российской Федерации к другим. Хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, таких спорных территорий, по сути у нас более двух тысяч. Если мы хоть когда-нибудь в будущем позволим себе втянуться в этот дележ, он будет бесконечным и разрушит страну. Только вдумайтесь - можно было быть гражданином одного из российских регионов, не будучи гражданином России!
Государственная власть была малоэффективна. Свидетельством тому стало ослабление всех государственных институтов и пренебрежение законом. Отечественные СМИ нередко действовали в интересах отдельных корпоративных групп, по их экономическому и политическому заказу.
Значительная часть экономики контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами. В глубочайшем кризисе оказалось сельское хозяйство.
Финансы страны были опустошены и практически полностью зависели от внешних заимствований. И это, в конечном счете, привело к дефолту 1998 года, который обернулся разорением многих предприятий, ростом бедности и безработицы.
Инфляция съедала и без того невысокие доходы граждан России. В 1999 году она составляла 36,5 процента. На начало 1999 года пришелся и пик задолженностей по заработным платам, пенсиям и пособиям (некоторые пособия не выплачивались совсем). На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет.
По отношению к 1991-му году реальные доходы граждан составляли лишь 40 процентов, пенсии - и того меньше. В результате почти треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума.
Что это значит? Что треть наших граждан обнищала. Полностью.
Тяжелое состояние дел в экономике и социальной сфере и, конечно, потеря многих ценностных ориентиров нанесли психологический удар обществу. Усилили социальные болезни, коррупцию, преступность. Обострился и демографический кризис. Рождаемость падала, смертность росла.
Богатая Россия превратилась в страну бедных людей.
В этих условиях мы начали формировать и реализовывать наш план. План вывода России из системного кризиса. И, прежде всего, приступили к наведению конституционного порядка, восстановлению элементарных социальных гарантий граждан и укреплению государственных институтов.
При этом мы руководствовались главным принципом восстановление России нельзя вести за счет людей, ценой дальнейшего ухудшения условий их жизни. В трудные 90-е годы на их долю выпало слишком много бед и испытаний.
Ценой немалых усилий нам удалось предотвратить распад страны и остановить войну на Северном Кавказе. Сепаратизм отступил, а терроризму - при всей сохраняющейся остроте этой угрозы - нанесены решающие, сокрушительные удары. Чеченская Республика стала полноценным субъектом Российской Федерации. Здесь состоялись демократические выборы парламента и президента, принята конституция республики. Развиваются экономика и социальная сфера.
Мы восстановили единое правовое пространство страны. Региональная правовая база приведена в соответствие с федеральным законодательством. Которое, в свою очередь, получило серьезное развитие, включая систематизацию законодательства и принятие целого ряда кодексов.
Мы не только вновь стали единой страной, но все эти годы вели целенаправленную работу по развитию федеративных отношений.
Было проведено четкое разграничение полномочий Федерации, регионов и местного самоуправления. С одновременной передачей большей части функций в сфере социально-экономического развития на региональный и местный уровень, с определением их финансовой и материальной базы. По сути, произошла серьезная децентрализация властных полномочий. Я знаю, что здесь еще многое предстоит сделать, но вектор определен.
Укреплена материальная база и реальная независимость судов.
И весь этот период - мы последовательно работали над формированием устойчивой, дееспособной политической системы.
Нам удалось избавить страну от порочной практики принятия государственных решений под давлением сырьевых и финансовых монополий, медиамагнатов, зарубежных политических кругов и оголтелых популистов. Когда не только национальные интересы, но и элементарные потребности миллионов людей цинично игнорировались.
Сейчас можно твердо сказать: с политическим бесправием народа покончено.
Мы делаем и будем делать все возможное, чтобы права наших граждан реализовывались в полной мере через эффективные институты ответственной и честной власти.
И, наконец, Россия вернулась на мировую арену как сильное государство. Государство, с которым считаются и которое может постоять за себя.
Мы накопили серьезный внешнеполитический капитал, и он работает на развитие страны, защиту интересов граждан и национального бизнеса.
Приведу только несколько цифр. За последние восемь лет накопленный объем иностранных инвестиций в российскую экономику вырос не на какие-то проценты - в 7 раз. Напомню, что в предыдущий период - чистый отток капиталов ежегодно составлял 10-15-20, а то 25 миллиардов долларов США. А в 2007 году - отмечен рекордный абсолютный приток капитала - 82,3 миллиардов долларов.
Капитализация фондового рынка по отношению к 1999 году выросла вообще фантастически - в 22 раза! По этому показателю мы еще в 2006 году обогнали Мексику, Индию, Бразилию и даже Южную Корею, которая демонстрирует очень высокие темпы развития. На конец 1999 года фондовый рынок составлял 60миллиардов долларов, а в конце 2007 года - 1 триллион 330миллиардов долларов США.
Товарооборот России с зарубежными странами увеличился более чем в 5 раз. Ежегодно за границей бывает более 6 миллионов наших граждан.
Каждая из этих цифр иллюстрирует качественно новое состояние России как современного государства, открытого внешнему миру, в том числе для бизнеса и честной конкуренции.
Сегодня мы уже полностью восстановили и утраченный за 90-е годы уровень социально-экономического развития. Реальные доходы граждан превысили дореформенные показатели. Устойчиво растет экономика.
В прошлом году мы достигли самого большого прироста ВВП за последние 7 лет - 8,1 процента. По итогам 2007-го года (согласно данным международных экспертов) Россия опередила такие страны "восьмерки", как Италия и Франция по объему ВВП, рассчитанному по паритетной покупательной способности - и вошла в семёрку крупнейших экономик мира.
Начались крупномасштабные проекты в энергетике, транспортной инфраструктуре, машиностроении, жилищном строительстве. Идут структурные реформы в авиа- и судостроении. Привлечены значительные инвестиции в производство автомобилей и железнодорожной техники.
По наиболее чувствительным для государства направлениям созданы обладающие большими финансовыми и организационными возможностями государственные корпорации. Наметились изменения к лучшему и в сельском хозяйстве.
Нашим детям не придется отдавать за нас прежние долги. Государственный внешний долг сократился до 3 процентов ВВП, что является одним из самых низких показателей в мире.
Созданы значительные финансовые резервы, защищающие страну от внешних кризисов и гарантирующие исполнение социальных обязательств в будущем.
В целом обеспечена макроэкономическая устойчивость и финансовая самостоятельность страны. Как результат, в течение последних двух лет в России наблюдается настоящий инвестиционный и потребительский бум.
Реальные доходы людей за 8 лет выросли в 2,5 раза. Пенсии - также почти в 2,5 раза. Я прекрасно знаю все, что связано с инфляцией - рост цен и так далее, - но, повторю, реальные доходы все-таки выросли в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза.
Преодолены тенденции роста смертности и снижения рождаемости. Совсем недавно, вы помните, мы сформулировали демографическую программу. Было очень много сомневающихся: будет ли какой-то толк от этих государственных вложений. И сегодня я с удовлетворением могу констатировать: толк есть. В прошлом году была отмечена рекордная динамика прироста рождаемости за последние 25 лет. И в стране родилось так много детей, сколько не рождалось последние 15 лет.
Идут позитивные изменения в образовании, науке, здравоохранении. Государство вновь обратилось к проблемам национальной культуры.
Появились новые возможности для развития и профессионального, и массового спорта в стране. А выбор Сочи столицей зимних Олимпийских игр 2014-го года является подтверждением не только наших спортивных и экономических успехов, но и роста международного авторитета России.
Главное, чего мы добились - стабильности, которая позволяет строить планы, спокойно работать и создавать семьи. Вернулась уверенность, что жизнь будет и дальше меняться к лучшему.
Повторю - все это сделано нами вместе. И является свидетельством большой и ответственной каждодневной работы. Работы - изменившей жизнь наших граждан. Изменившей саму страну, которой мы по праву гордимся.
Уважаемые коллеги,
Нам действительно есть, что предъявить за последние 8 лет. Но... Но мы не можем останавливаться и успокаиваться на том, что уже сделано. На том, что достигнуто. Считаю, нам нужно объективно и реалистично оценивать ситуацию, быть предельно самокритичными.
Сейчас перед нами стоит задача эффективно использовать накопленный опыт и ресурсы для следующего - качественно иного - этапа в развитии страны.
До 2010 года у нас свёрстаны и бюджет, и утвержден конкретный план развития, - до 2010 года. Но сейчас уже необходимо заглянуть за этот горизонт - хотя бы на десятилетие вперед. Вот почему сегодня речь идет о долгосрочной стратегии до 2020 года. По сути - о важнейшем для всего общества выборе дальнейшего пути развития России.
Несмотря на отдельные успехи последних лет - отдельные успехи последних лет, - нам пока не удается уйти от инерционного, энерго-сырьевого сценария развития. Естественно, ничего плохого ни в подъеме энергетики, ни в росте добычи сырья нет. Напротив - формирование современного, лучшего в мире энергетического сектора, создание высокотехнологичных предприятий, добывающих и перерабатывающих сырье - входят в число наших безусловных приоритетов.
Однако и сейчас - на фоне благоприятной для нас экономической конъюнктуры - мы пока лишь фрагментарно занимаемся модернизацией экономики. И это неизбежно ведет к росту зависимости России от импорта товаров и технологий, к закреплению за нами роли сырьевого придатка мировой экономики. А в дальнейшем - может повлечь за собой отставание от ведущих экономик мира, вытеснение нашей страны из числа мировых лидеров.
Следуя этому сценарию, мы не добьемся необходимого прогресса в повышении качества жизни российских граждан. Более того - не сможем обеспечить ни безопасность страны, ни ее нормальное развитие. Подвергнем угрозе само ее существование. Говорю это без всякого преувеличения.
Единственной реальной альтернативой такому ходу событий (как мы это, собственно, ранее и определили) является стратегия инновационного развития страны. Опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала. На наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.
Но хочу особо подчеркнуть и хочу, чтобы все это поняли: темпы инновационного развития - должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня.
Да, такой путь - намного сложнее. Он более амбициозен и требует максимальных усилий со стороны государства, бизнеса, всего общества. Но, в действительности, выбора у нас никакого нет.
Какой может быть выбор между шансом на достижение лидерских позиций в экономике и социальном развитии, в обеспечении безопасности страны - и утратой позиций в экономике, в сфере безопасности, а, в конечном итоге, и потерей суверенитета?
Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной. И уверен, мы сможем сделать это, не жертвуя настоящим ради так называемого светлого будущего, а напротив - день за днем улучшая благополучие людей.
Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал.
Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе - наш абсолютный национальный приоритет.
Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. И то, что я сейчас говорю, сказано не в преддверии президентских выборов. Это не лозунг предвыборной кампании. Это насущная необходимость развития страны. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России.
Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. И в России есть всё: и богатые традиции, и потенциал, чтобы сделать наше образование - от школы до университета - одним из лучших в мире.
Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Сейчас министерство образования работает над этими стандартами. Я хочу, чтобы это было предметом обсуждения в обществе в целом. Это должны быть современные стандарты.
Сфера образования должна стать базой для расширения научной деятельности. В свою очередь наука также обладает значительным образовательным потенциалом. Надо оказывать содействие талантливым молодым людям, ведущим активную исследовательскую деятельность. Помогать им успешно интегрироваться в научную и инновационную среду.
Сегодня - при том, что мы занимаем третье место в мире по числу ученых и уже входим в число лидеров по государственным расходам на научную деятельность - по ее результатам мы далеки от передовых позиций. Это - прямое следствие слабого взаимодействия научных и образовательных организаций, государства, бизнеса, недостаточного привлечения частных инвестиций в науку.
Вложения в исследования и разработки со стороны бизнеса должны стимулироваться государством и нарастать. А увеличивающиеся государственные ресурсы, направляемые в науку, должны использоваться максимально эффективно и сосредотачиваться на фундаментальных и прорывных направлениях. Прежде всего - в тех сферах, от которых зависит безопасность страны и здоровье человека.
Сегодня каждый второй мужчина в стране не имеет шансов дожить даже до 60 лет. Позор! А граждан России всё ещё становится меньше с каждым годом.
Считаю, что в ближайшие 3-4 года мы уже в состоянии добиться стабилизации численности населения. Хотя некоторые наши эксперты, в том числе в Правительстве, прогнозировали, что такое будет возможно только через 10-12 лет.
Считаю, надо сделать все, чтобы уровень смертности в России сократился более чем в 1,5 раза. А средняя продолжительность жизни в России увеличилась к 2020 году до 75 лет.
Для этого нам потребуются самые серьезные, системные изменения и в организации медицинской помощи, и в техническом перевооружении медицинских организаций, и в качественном изменении кадрового потенциала здравоохранения.
Нужно создать такие условия, чтобы люди имели возможность и сами стремились поддерживать свое здоровье за счет профилактики заболеваний, занятий физической культурой и спортом.
И конечно, нам необходима действенная политика поддержки семьи. Базу для такой политики составят как уже принятые серьезные решения, так и новые меры.
Здесь одними из важнейших являются задачи по жилищному строительству и созданию условий, при которых граждане смогут самостоятельно решать свои жилищные вопросы. В частности, улучшать свои жилищные условия в соответствии с меняющейся семейной ситуацией.
Нужно также иметь в виду, что подъем экономики и увеличение доходов граждан приведут к значительному росту спроса на услуги образования и здравоохранения. И для того, чтобы эти сферы соответствовали возрастающим потребностям граждан, главным условием их финансирования должны быть качество и объем предоставляемых услуг.
Необходимо активно задействовать налоговые механизмы для стимулирования инвестиций в развитие человеческого капитала. Для этого требуется в максимальной степени освободить от налогов расходы компаний и граждан. Обращаю на это внимание и Правительства, и депутатов Государственной Думы: освободить от налогов расходы компаний и граждан на образование и медицинское страхование, софинансирование пенсионных накоплений.
Нам надо добиться, чтобы все граждане нашей страны, используя свои знания и умения, а там, где необходимо, помощь государства, имели возможность получить качественное образование, поддержать своё здоровье, приобрести жилье, получить достойные доходы. То есть, иметь уровень жизни - определяющий принадлежность к так называемому среднему классу. И считаю, что минимальной планкой доли среднего класса в общей структуре населения к 2020 году должен быть для нас уровень не менее 60 процентов. А может быть - и 70 процентов.
При этом дифференциация доходов семей - должна сократиться с нынешнего, абсолютно неприемлемого пятнадцатикратного разрыва до более умеренного. Но подчеркну - не лишающего стимулов для профессиональной и творческой самореализации. Уравниловки быть не должно.
Россия должна стать лучшей по возможностям для карьерного роста, для значительного повышения социального и материального статуса в течение жизни. Лучшей - в поощрении таланта и успеха.
Все, кто готов работать - должны иметь возможность хорошо зарабатывать. В том числе, накопить достаточно средств и для сохранения достигнутого уровня жизни после завершения трудовой деятельности.
В то же время, очень важно, чтобы сегодняшние пенсионеры и инвалиды, не имеющие таких возможностей, получали достойные пенсии и пособия.
Наконец, говоря о высоких жизненных стандартах, нельзя забывать о личной безопасности граждан. Безопасности - в самом широком смысле: обеспечивающей надежную защиту жизни и имущества людей, благоприятную экологическую среду, безаварийную работу транспорта и коммунальной инфраструктуры, эффективное предупреждение техногенных катастроф.
И, конечно, развивая человеческий капитал, мы должны опираться на все богатство российской культуры, на ее уникальные достижения и традиции.
Все это в целом и есть то самое общество реальных и равных возможностей, общество без бедности и гарантирующее безопасность каждого человека. К формированию именно такого общества мы должны стремиться, и уверен - мы в этом преуспеем.
Уважаемые коллеги,
Перед нами стоят новые и более сложные, чем раньше, задачи экономической политики.
Главная проблема сегодняшней российской экономики - это ее крайняя неэффективность. Производительность труда в России остается недопустимо низкой. Те же затраты труда, что и в наиболее развитых странах, приносят в России в несколько раз меньшую отдачу. И это вдвойне опасно в условиях растущей глобальной конкуренции и увеличивающихся затрат на квалифицированный труд, на энергоносители.
Реализация инновационного сценария развития позволит нам добиться кардинального повышения производительности труда. В основных секторах российской экономики должен быть достигнут как минимум четырехкратный рост этого показателя за 12 лет.
Решая задачу радикального повышения эффективности нашей экономики, мы должны создать стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений.
Это, прежде всего, формирование национальной инновационной системы. Она должна базироваться на всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации.
Это - закрепление и расширение наших естественных преимуществ. Развитие базовых для нас секторов экономики, включая глубокую переработку природных ресурсов, использование энергетических, транспортных и сельскохозяйственных возможностей России.
Это - масштабная модернизация существующих производств во всех сферах экономики. Для этого нам потребуется и принципиально иное качество управления предприятиями, и изменение практически всех используемых в России технологий, почти всего парка машин и оборудования. Причем, лучшие технологии - это в большинстве случаев и самые энергоэффективные, энергосберегающие технологии. Самые экономичные и экологически чистые.
Важнейшее направление - это развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности. Прежде всего, в высокотехнологичных отраслях, которые являются лидерами в "экономике знаний" - в авиакосмической отрасли и судостроении, в сфере энергетики. А также - развитие информационных, медицинских и других новейших технологий.
Нам безусловно необходимо дальнейшее строительство новых и модернизация действующих дорог, вокзалов, портов, аэропортов, электростанций и систем коммуникаций.
Крайне важно развитие финансовой инфраструктуры - до уровня, адекватного растущим потребностям экономики. В конечном счете, в России должен сложиться один из мировых финансовых центров. Да это естественно при таком объеме золотовалютных резервов (несколько дней назад - 484 миллиарда долларов с лишним). Кстати говоря, все "разгоняются" какие-то дурацкие слухи о деноминации национальной валюты. Чушь это полная. В современных условиях это нелепо, невозможно и глупо.
В целом - необходимо развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей.
Нам необходимо создать сотни тысяч рабочих мест, требующих высокой квалификации и связанных с использованием интеллектуального потенциала людей.
И одновременно - государство должно активно содействовать людям в смене профессии, в трудоустройстве или начале собственного бизнеса. А это напрямую зависит от эффективности системы непрерывного обучения и переподготовки кадров. От того, насколько комфортными будут условия для занятия малым бизнесом. Пока им заниматься крайне сложно. Мы еще должны будем вернуться к этому. Что делают центральные федеральные органы на местах, в территориях, при поддержке территориальных и местных органов, - это просто ужас. До сих пор ведь невозможно месяцами начать собственное дело. В каждое учреждение нужно ходить со взяткой: к пожарным, к санитарам, к гинекологам, - к кому только не нужно ходить, ужас какой-то!
Повторю - занимаясь всеми этими конкретными направлениями социально-экономической политики, мы должны сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем.
Первое: создание равных возможностей для людей.
Второе: формирование мотивации к инновационному поведению.
Третье: радикальное повышение эффективности экономики, прежде всего - на основе роста производительности труда.
Результатом решения всех этих задач должно стать вхождение России в число мировых технологических лидеров.
Очевидно, что для реализации поставленных целей нужны и совершенно новые требования к государственному управлению. Оно должно способствовать формулированию четких целей развития и создать систему, ориентированную на их достижение.
Реальные результаты в построении инновационного общества - должны стать главным критерием оценки работы всей государственной машины.
Между тем, сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более, на динамичное развитие.
Мы должны устранить чрезмерное административное давление на экономику, которое стало одним из главных тормозов развития. И за счет оптимизации функций и изменения системы финансирования должны создать мотивацию эффективной деятельности ведомств и отдельных чиновников.
Должны создать конкурентные условия для привлечения на госслужбу лучших кадров. При этом повысить их ответственность перед обществом.
Одной из главных проблем сегодняшнего госуправления остается его чрезмерная централизация. Любые, даже элементарные решения принимаются в Правительстве месяцами, а то и годами. Вроде бы всё делается по инструкции, правильно. Но это - как раз тот случай, когда порядок превращается в абсурд.
Правительство должно быть центром выработки идеологии и стратегических планов. И утверждать федеральные программы с четкой постановкой задач, критериями оценки, объемом необходимых ресурсов - а не лезть в частности, не "тонуть" в ненужных деталях.
Министерства - как, собственно, это и задумывалось в начале административной реформы -должны реально управлять вверенными им ресурсами, самостоятельно издавать необходимые для этого нормативно-правовые акты.
Чертами завтрашней системы госуправления - должны стать самостоятельность и ответственность, динамичное движение вперед, следование общей идеологии развития страны, эффективное использование ресурсов, смелые и неординарные решения, поддержка инициативы и инноваций, сменяемость кадров, компетентность и кругозор.
Причем, эти подходы - должны стать основой функционирования не только госуправления, но и всей бюджетной сети и предприятий, контролируемых государством и органами местного самоуправления.
Вдумайтесь, пожалуйста, уважаемые коллеги, - в этой системе работает около 25 миллионов человек (и это более трети общего числа работающих в стране). Здесь обращаются триллионы рублей инвестиций и текущих государственных расходов. И потому совершенствованием деятельности этой системы, составляющей каркас всего государства, необходимо заниматься повседневно и целенаправленно.
Очевидно и то, что государству не по силам, да и ни к чему такой колоссальный государственный сектор. Многочисленные учреждения и организации - должны быть адекватны рынку, должны получать оплату за результат, а не за факт своего существования. А их руководители должны нести персональную ответственность за качество управления.
По возможности надо активнее привлекать частный капитал в государственный сектор, будь то промышленность или социальная сфера.
Частная компания, мотивированная на результат, зачастую лучше справится с управлением, чем чиновник, не всегда имеющий даже представление о том, что по-настоящему является эффективным управлением и что такое результат.
Требуется также упростить налоговую систему, минимизировав возможности произвольного толкования законодательства. Вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики. И в целом - мы должны стремиться к дальнейшему снижению налогового бремени. (Аплодисменты). Отвечая на ваши аплодисменты, скажу больше, обращаясь и к Правительству, и к депутатам Федерального Собрания: мы должны в том числе стремиться к установлению единой и максимально низкой ставки НДС.
Необходимо продолжить работу по формированию независимой и высокоэффективной судебной власти как безусловного гаранта защиты прав предпринимательства, в том числе - от произвола чиновников.
Наконец, государство должно найти достаточные инструменты для обеспечения макроэкономической стабильности в условиях неустойчивости ситуации на мировых рынках.
Как результат - в России должна быть создана максимально комфортная конкурентная среда: и для привлечения инвестиций (прежде всего - в высокотехнологичные отрасли и для ведения бизнеса.
Важнейшим аспектом модернизации государственного управления является проведение эффективной региональной политики.
Для сегодняшнего дня характерна большая и всё усиливающаяся дифференциация между социально-экономическим развитием регионов - с преобладанием количества субъектов Федерации, имеющих низкие показатели. Разница между субъектами Федерации практически по большинству основных параметров - феноменальна и достигает десятки раз.
Уже в ближайшие годы мы должны перейти к новому этапу региональной политики, направленному на обеспечение не формального, а фактического равноправия субъектов Российской Федерации. Равноправия - позволяющего каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и диверсификации экономики территорий.
Важную роль здесь играет работа по формированию новых центров социально-экономического развития - в Поволжье, на Урале, Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке. А также - создание сети инновационных территориально-производственных комплексов. Совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры.
Убежден, только сбалансированная территориальная политика - позволит обеспечить гармоничное развитие всей страны.
Уважаемые коллеги,
Будущее российской политической системы определено стремлением современного человека, миллионов наших граждан к индивидуальной свободе и социальной справедливости. Демократическое государство должно стать эффективным инструментом самоорганизации гражданского общества.
Работа здесь рассчитана на годы. И она обязательно продолжится - с помощью просветительской деятельности, воспитания гражданской культуры. Через повышение роли неправительственных организаций, уполномоченных по правам человека, общественных палат. И, конечно, за счет развития российской многопартийной системы.
Её характер в будущем будет определяться несколькими крупными политическими партиями. Чтобы сохранить или утвердить свои лидирующие позиции, они, конечно, должны упорно работать, быть открытыми для перемен, расширять диалог с избирателями.
При этом политические партии обязаны сознавать огромную ответственность за будущее России, единство нации, за стабильность развития нашей страны.
Какими бы острыми ни были политические баталии, какими бы неразрешимыми ни казались межпартийные противоречия - они никогда не стоят того, чтобы ставить страну на грань хаоса.
Безответственная демагогия, попытки расколоть общество и использовать иностранную помощь и вмешательство в ходе внутриполитической борьбы - не только безнравственны, но и незаконны. Они унижают достоинство нашего народа и ослабляют наше демократическое государство.
И, наконец, политическая система России должна не только соответствовать национальной политической культуре, но и развиваться вместе с ней. Тогда она будет одновременно и гибкой, и стабильной.
При любых разногласиях, все общественные силы страны должны действовать по простому, но жизненно важному принципу: ничего в ущерб России и ее гражданам, все - для блага России, для ее национальных интересов, для благополучия и безопасности каждого человека в России.
He могу не затронуть темы, связанные с обеспечением безопасности и обороноспособности России, а также - с нашей внешнеполитической стратегией. Они в значительной степени зависят от уровня экономического и социального развития страны.
Уже очевидно, что в мире разворачивается новый виток гонки вооружений. К сожалению, не от нас это зависит, не мы это начинаем. Наиболее развитые страны, опираясь на своё технологическое преимущество, направляют многомиллиардные средства на разработку оборонительных и наступательных систем следующих поколений. И их вложения в оборону просто несопоставимы с тем, что мы делаем: в десятки раз больше.
Мы в течение десятилетий строго следуем своим обязательствам, выполняем все международные договоренности в сфере безопасности, все международные соглашения, в том числе и договор по контролю за вооружениями в Европе - ДОВСЕ. Но наши партнеры из числа стран-участников Североатлантического договора (НАТО) не ратифицируют даже некоторые документы, не исполняют их, требуя от нас дальнейшего одностороннего их исполнения. Сама Организация НАТО расширяется, приближает свою военную инфраструктуру к нашим границам. Мы базы ликвидировали, и на Кубе, и во Вьетнаме. Что мы получили? Новые американские базы - в Румынии, Болгарии, новый позиционный район ПРО в Польше скоро будет, видимо, создан, и в Чехии его элементы.
Нас пытаются убедить, что все эти действия - не направлены против России. При этом, на наши озабоченности - вполне обоснованные - нет конструктивного ответа.
Разговоров на эту тему много. Но всё это наши партнеры используют, к сожалению, не более чем как - и с болью в сердце вынужден это констатировать - не более чем, как информационно-дипломатическое прикрытие для реализации своих собственных планов. Никаких реальных шагов для поиска компромисса - мы не видим до сих пор.
И нас фактически ставят перед необходимостью ответных действий. Вынуждают принимать соответствующие решения.
На эти новые вызовы - у России есть и всегда будет ответ.
В ближайшие годы в России должно быть развернуто производство новых видов вооружений, не уступающих по своим качественным характеристикам имеющимся в распоряжении других государств, а в ряде случаев - превышающих эти характеристики. При этом расходы на эти цели должны быть адекватны возможностям страны и не должны выделяться за счет приоритетов социально-экономического развития.
Использование новейших технологий пот

sanitar

Заголовок с rbc.ru "Большинство россиян верят, что страна идет верным курсом"
Верят обычно в то, что нельзя увидеть или доказать логически.

Santiny

такой циничный п==дежь, что даже СЗП сразу...

paoook

Сейчас можно твердо сказать: с политическим бесправием народа покончено.
дальше читать не стал

mtk79

Если пишете с мягким знаком — то тогда это существительное женского рода 3-го склонения, и прилагательное к нему д.б. соответственного рода

sanitar

Сегодняшняя речь Путина - это бла-бла-бла для народа. Мразотное и ужасно популистское бла-бла-бла. В частности, касаемо экономических завоеваний. Почему он все сравнивает с 1999 годом? А чтобы успехи были нагляднее - на самом же деле экономику всегда нужно сравнивать где-то с двухлетним лагом. То есть, оценивая правление Путина лет через 30 - сравнивать 2002-ой и 2010-ый годы. А то политики очень удобно устроились: когда выгодно - сравнивают с последним годом, в течение которого они еще не пришли в власти, когда нет - ссылаются на то, что "предшественник все развалил и потребовалось время, чтобы...".
Это очень распространенная ошибка, которую Путин допускает, конечно, сознательно. Легко объяснить подъем не результатами девальвации 1998 года, а только своими собственными делами. Но это кухонное объяснение.
"При любых разногласиях все общественные силы страны должны действовать по простому, но жизненно важному принципу: ничего – в ущерб России и её гражданам, всё – для блага России, для её национальных интересов, для благополучия и безопасности каждого человека в России."
http://www.kremlin.ru/appears/2008/02/08/1542_type63374type6...
Ага, Russland uber alles, как говориццо.
Сегодня начал читать книжку одного бывшего премьер-министра про то как разваливался Советский Союз. Он там правильно пишет, что упор на великодержавное сознание населения бывших империй - то есть на наше с вами сознание - это беспроигрышная стратегия любой политической силы. Но сколь она беспроигрышна, столь и неверна. Путин же постоянно пытается заигрывать с народом: лозунги, что мюнхенские, что нынешние - они ведь во многом делаются не ради внешней политики, а ради того, чтобы люди, воспитанные в СССР, довольно причмокнули: "Как он этих американцев, а?" Это все очень и очень глупо, да.
А я еще вот чем поинтересоваться хотел. Вот смотрите на динамику населения в РФ. Население указано в тысячах человек.
2000 - 145.924
2001 - 146.304
2002 - 145.649
2003 - 144.964
2004 - 144.168
2005 - 143.474
2006 - 142.754
2007 - 142.200
Итого убыль 3.7 млн человек за время правления Путина (-2.5%). Причем НИКАКОЙ положительной динамики не видно. Можно спорить почему - потому ли что никаких успехов и впрямь не достигнуто или потому, что сейчас пик смертности из-за того, что послевоенное поколение достигло критического возраста, или потому, что здесь опять же есть определенный лаг и реальные улучшения мы увидим через 2-3 года... Но пока факт остается фактом.
Население СССР:
147.027 - 1929 г.
170.557 - 1939 г.
208.826 - 1959 г.
Русских:
77.791 (52.9%) - 1929 г.
99.591 (58.4%) - 1939 г.
114.113 (54.6%) - 1959 г.
Итого, интерполируя, имеем прирост в 45 млн.человек (+30%)

stream999

Маккейн: Россию - исключить из "восьмерки".
08 февраля 2008 | 13:34
По материалам: NEWSru
Надо выработать единую линию поведения в отношении реваншистской России, руководство которой не хочет примкнуть к демократическому курсу на мир, который избрал для себя Запад. "Большая восьмерка" должна снова стать клубом ведущих демократических держав с рыночной экономикой. Необходимо принять в G8 Индию и Бразилию и исключить оттуда Россию, заявил Джон Маккейн, сенатор от штата Аризона и кандидат в президенты США от Республиканской партии на страницах немецкой газеты Suddeutsche Zeitung.
Для Москвы остается возможность настоящего партнерства, но только в том случае, если она будет выполнять свои обязательства перед международным сообществом и перед собственными гражданами, сказал сенатор.
Также, по его мнению, Европа и США должны увеличить значимость и скоординированность программ поддержки демократии. Такие программы важны в России и Беларуси. Но не менее важно протянуть руку Украине, Грузии и странам Балтии, отметил Маккейн.
Кроме того, он напомнил, что американцы поддерживают укрепление позиций ЕС и выступают за дееспособное НАТО. Одна из основных целей альянса - гарантировать безопасность в Европе и открыть дверь для таких демократических государств, как Украина и Грузия, заявил Джон Маккейн. Также в евро-атлантические институты необходимо интегрировать независимое Косово.
Чтобы справиться с вызовами XXI века, сенатор поддерживает идею создания "Лиги демократий". Ее целью будет не заменить ООН или другие международные организации, а дополнить их. Она может вмешаться там, где действия ООН окажутся провальными - например, в борьбе с экологическими катастрофами и в поддержке демократий.
Напомним, что по Маккейн сейчас является лидером гонки у республиканцев и по состоянию на сегодняшний день заручился поддержкой 714 делегатов предстоящего съезда. В ходе "праймериз" Маккейн победил уже в 13 штатах и получил поддержку 4,7 миллионов избирателей-республиканцев.

seregaohota

Если пишете с мягким знаком — то тогда это существительное женского рода 3-го склонения, и прилагательное к нему д.б. соответственного рода
циничная п..дёжь-молодёжь :D

bws777

Куплю вилку для снятия лапшицы с ушей. Один только 122 закон чего стоил в 2005 году.

seregaohota


Эксперты разнесли в пух и прах «план Путина»
8 февраля Владимир Путин выступил на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года", сообщает официальный сайт президента России. В заседании приняли участие губернаторы и главы законодательных собраний регионов, члены Правительства, руководители обеих палат Федерального Собрания. Полный текст выступления можно прочитать здесь.
Свое выступление Владимир Путин начал с анализа положения в стране восемь лет назад. Он напомнил присутствующим и всем россиянам, как все было плохо в России до того момента, как команда во главе с Владимиром Путиным начала претворять в жизнь свой план по выводу России из системного кризиса. Далее последовал захватывающий рассказ об исправлении ситуации и новом курсе развития, в котором Владимир Владимирович корректно использовал слово "мы". Также президент рассказал о недалеких уже вершинах мирового первенства в самых разнообразных областях. А точнее, это и был пресловутый «план Путина», о котором заговорили накануне парламентских выборов.
Можно выделить некоторые пункты «стратегии», озвученные Путиным:
- создание экономики разных возможностей; экономический рост за счет повышения производительности труда
- снижение НДС
- улучшение качества образования и развитие науки
- стабилизация численности населения, улучшение демографической ситуации
- достойный ответ НАТО в гонке вооружений
- установление партнерских отношений с Западом
- удвоение ВВП к концу 2009

Однако, можно сказать, что выступление президента было подготовлено для не очень притязательной аудитории. Эксперты же не были сражены красноречием Владимира Путина.

Глава аналитической службы Российского общественного политического центра Святослав Каспэ предполагает, что Путин, таким образом, решил «поддержать» Медведева: «Ничего принципиально нового не прозвучало. Речь была произнесена энергичная. Однако практически все темы и сюжеты, которые в ней затрагивались так или иначе уже звучали из уст президента. Тогда возникает вопрос, с чем связана такая спешка с подготовкой и широковещательной трансляции этой речи? Ведь еще неделю назад, в программах телевидения ничего подобного не было. Лишь пару дней назад начала распространяться информация о том, что произойдет срочное обращение к нации. Тут, возможно, поможет аналогия с другим недавним политическим событием, а именно выдвижением кандидатуры Дмитрия Медведева на пост президента, которое также было оформлено с необыкновенной спешностью».

Военный эксперт Алексей Ващенко ставит под сомнение реалистичность планов государства в военной области. Он недоумевает, как можно рассуждать о революционных изменениях в то время, как разрушаются ключевые элементы военного комплекса, обеспечивающие обороноспособность страны: «Идёт развал и разрушение армии. Принимаются решения о переводе штаба ВМФ, уничтожаются институт подводников и Академия Петра Великого, ключевое звено в подготовке командного состава ракетных войск стратегического назначения. Все это приведет к изменению структуры вооруженных сил, нанесёт непоправимый ущерб в духе середины 1990-х. Самое главное, это будет стоить для бюджета примерно 50 миллиардов долларов, которых там нет».
Что касается экономики, эксперты также скептически оценивают возможность точного прогнозирования на столь длительную (до 2020 года) перспективу и предостерегают правительство от вмешательства в рыночные механизмы.

«Намерения благие и методы воздействия на макроэкономику правильные, взятые их учебника. Но как всегда хромает исполнение и обратная связь», - заметил вице-президент компании «Центринвест Групп» Роман Андреев. По его мнению, для начала нужно решить задачу по улучшению исполнения.

Главный экономист банка «Траст» Евгений Надоршин в свою очередь полагает, что в ближайшие пять лет пятерка ведущих экономик для России закрыта. В первую очередь, потому, что те страны, которые сейчас находятся в ней или рядом (по объему ВВП - это США, Китай, Япония, Франция, Германия, Великобритания, Италия чувствуют себя достаточно хорошо и «уступать» место не собираются.

Главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова считает, что без диверсификации экономики этой сверхзадачи не решить. «Если будет продолжаться укрепление рубля и сохраняться высокие цены на нефть, будут и относительно благополучные статистические показатели. Но важно, каким будет качество экономики и качество роста», - сказала она. «Такие стратегии легко писать, когда всё хорошо».
И ещё один вопрос – почему текст этой речи Путина готовился в администрации президента в обстановке строжайшей секретности?

atsel

Можно выделить некоторые пункты «стратегии», озвученные Путиным:
- создание экономики разных возможностей; экономический рост за счет повышения производительности труда
- снижение НДС
- улучшение качества образования и развитие науки
- стабилизация численности населения, улучшение демографической ситуации
- достойный ответ НАТО в гонке вооружений
- установление партнерских отношений с Западом
- удвоение ВВП к концу 2009
Его что, переклинило ?

TOXA

Блин, ладно, дураков такое написать всегда найдеццо. Интереснее другое: зачем это переводят?

igor_56

Государственная власть была малоэффективна. Свидетельством тому стало ослабление всех государственных институтов и пренебрежение законом. Отечественные СМИ нередко действовали в интересах отдельных корпоративных групп, по их экономическому и политическому заказу.
Т.е. эффективность российской власти зависит не от её профессионализма, а от того, в чьих интересах действуют СМИ? СМИ стали действовать в интересах “отдельных корпоративных групп” Кремля и власть в России сразу стала эффективна?
Нам удалось избавить страну от порочной практики принятия государственных решений под давлением сырьевых и финансовых монополий, медиамагнатов, зарубежных политических кругов и оголтелых популистов. Когда не только национальные интересы, но и элементарные потребности миллионов людей цинично игнорировались.
Путем национализации сырьевых и финасовых монополилий, медиа сферы и вытеснения “оголтелых популистов” и политические партии которые они представляли из политической борьбы в стране. Т.е. либо крупный бизнес и государство в России не могут существовать в разных лицах в принципе, либо иной логики решения проблемы зависимости государства от бизнеса у Путина просто нет.
Нашим детям не придется отдавать за нас прежние долги. Государственный внешний долг сократился до 3 процентов ВВП, что является одним из самых низких показателей в мире.
А корпоративный внешний долг, кто будет отдавать? А риски, на которые идут банки внутри страны разворачивая кредитование населения дикими темпами. Именно эти долги станут фактором очередного обесценивания рубля в стране.
Вот это:
Главное, чего мы добились - стабильности, которая позволяет строить планы, спокойно работать и создавать семьи. Вернулась уверенность, что жизнь будет и дальше меняться к лучшему.
прямо противоречит вот этому:
Однако и сейчас - на фоне благоприятной для нас экономической конъюнктуры - мы пока лишь фрагментарно занимаемся модернизацией экономики. И это неизбежно ведет к росту зависимости России от импорта товаров и технологий, к закреплению за нами роли сырьевого придатка мировой экономики. А в дальнейшем - может повлечь за собой отставание от ведущих экономик мира, вытеснение нашей страны из числа мировых лидеров.
О какой стабильности может идти речь?
Кстати говоря, все "разгоняются" какие-то дурацкие слухи о деноминации национальной валюты. Чушь это полная. В современных условиях это нелепо, невозможно и глупо.
Интересная вещь. Получается, что Путин признает существование неких альтернативных СМИ в стране (уж точно не на центральных каналах ТВ обсуждали деноминацию рубля) , где идет обсуждение тех самых слухов. И эти СМИ (интернет, ряд газет, радио Эхо Москвы, зарубежные СМИ) имеют в стране настолько сильное влияние, что Путин посчитал нужным сделать мессадж всей стране и всему остальному миру как бы вступая в диалог с обществом…. По сути дела Путин признал, что официальные СМИ совершено не обеспечивают обратной связи общества и государства. Их просто большая часть здравомыслящих людей не слушает и не смотрит.
Что делают центральные федеральные органы на местах, в территориях, при поддержке территориальных и местных органов, - это просто ужас. До сих пор ведь невозможно месяцами начать собственное дело. В каждое учреждение нужно ходить со взяткой: к пожарным, к санитарам, к гинекологам, - к кому только не нужно ходить, ужас какой-то!...
…. Между тем, сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более, на динамичное развитие.
Мы должны устранить чрезмерное административное давление на экономику, которое стало одним из главных тормозов развития… Одной из главных проблем сегодняшнего госуправления остается его чрезмерная централизация. Любые, даже элементарные решения принимаются в Правительстве месяцами, а то и годами. Вроде бы всё делается по инструкции, правильно. Но это - как раз тот случай, когда порядок превращается в абсурд….
Вдумайтесь, пожалуйста, уважаемые коллеги, - в этой системе работает около 25 миллионов человек (и это более трети общего числа работающих в стране). Здесь обращаются триллионы рублей инвестиций и текущих государственных расходов. И потому совершенствованием деятельности этой системы, составляющей каркас всего государства, необходимо заниматься повседневно и целенаправленно.
Т.е. построенная централизованная вертикаль оказалась “просто ужасом”. И этот “просто ужас” теперь будет управлять развитием огромных секторов экономики через госкорпорации?
Частная компания, мотивированная на результат, зачастую лучше справится с управлением, чем чиновник, не всегда имеющий даже представление о том, что по-настоящему является эффективным управлением и что такое результат.
Как это согласуется с созданием госкорпораций. И с увеличивающимся госсектором в экономике. Где логика?
Судя по всему, это обращение скорее направленно во внешний мир, проявляя демонстрацию современных западных взглядов на развитие экономики, но никак не к российскому обществу.

atsel

Между тем, сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более, на динамичное развитие.
И этот аппарат успешно развивается и поддерживается, в том числе, и самим Путиным и прочими путиноидами.
До чего лицемерная и популистическая скотина.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: