остановка реформы образования?

Eva86

В условиях кризиса правительство может рассмотреть вопрос об экстренной финансовой поддержке системы образования, чтобы задержать молодежь в учебных заведениях, не допустив массовой безработицы. В распоряжении "Ъ" оказался доклад экспертного совета при правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, который предлагает потратить на "консервацию" студентов до 21 млрд руб. из бюджета 2009 года. Подобное решение ставит крест на прежних достижениях реформы образования, призывавшей уходить от девальвации массового диплома.
До сих пор реформа высшего образования исходила из установки, что оно не должно быть раздутым и массовым, а государственную финансовую поддержку высшей школы стоит постепенно сокращать, отпуская вузы в свободное рыночное плавание. Как следует из доклада экспертного совета при правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова (разработан Академией народного хозяйства правительству предлагают изменить планы. В тексте декларируется, что в период кризиса следует любой ценой удержать студентов в вузах — ведь работать молодежи будет негде.
Набор антикризисных мер по развитию образования в условиях роста безработицы выглядит революционным. Так, эксперты правительства предлагают увеличить срок обучения в школе до 12 лет — таким образом выход на рынок труда для подростка отсрочится еще на этапе поступления в вуз. В этом же контексте предлагается объявить мобилизацию педагогических кадров — путем государственного стимулирования программ профессиональной переподготовки безработных.
В противовес прежней идее о том, что высшее образование студент должен заслужить, в период кризиса предлагается предоставлять преференции всем, кто изъявил желание учиться. К примеру, считает экспертный совет, следует пересмотреть запрет для двоечников учиться даже платно. Кроме того, предлагается отказаться от главного достижения реформы — перехода на бакалавриат и магистратуру. Предполагалось, что основная масса студентов сможет претендовать лишь на степень бакалавра, которая дается после четырех лет обучения (это соответствовало и потребностям экономики). Двухлетняя же магистратура должна была стать элитной и платной. Таким образом государство планировало повысить цену вузовских дипломов и одновременно сэкономить на содержании вузов — на открытие магистратуры могли претендовать лишь лидеры высшей школы.
В антикризисном докладе ставится обратная цель: бакалаврам, которые в 2009 году заканчивают учебу, предлагается предоставить возможность продолжить обучение по магистерским программам. Выпускникам магистратур — бесплатную возможность поступления в аспирантуры. А для выпускников вузов, где сохранялся специалитет (непрерывная "пятилетка" предусмотрены программы дополнительного образования на базе вузов — по английскому языку, программированию, бухгалтерскому учету. Для отсрочки трудоустройства выпускников техникумов в докладе предлагается максимально упростить их прием на третий курс вузов. В целом же бюджетный прием, по мнению авторов стратегии, должен быть максимально расширен.
Другой блок предложений касается финансирования высшего образования. Так, экспертный совет предлагает государству экстренное субсидирование учебных заведений для удержания студентов-платников (66% учащихся вузов и 33% — техникумов). С одной стороны, вузы обяжут предоставлять студентам 25-процентную скидку на обучение, а для учащихся, взявших кредит, будет внедрена схема отсрочек по типу ипотечной (в случае потери заемщиком работы). С другой — 80% платы за обучение в этой схеме должно взять на себя государство. На семьи же, согласно проекту, ляжет лишь выплата процентов после восстановления определенного уровня доходов. Подобная мера, по расчетам аналитиков, обойдется госказне в 2009 году в сумму до 21 млрд руб. Их предлагается выделить из госбюджета и разместить в Сбербанке России для предоставления вузовских кредитов.
Компенсировать вложения авторы проекта предлагают ускоренным переводом вузов в форму автономных учреждений (частичная потеря государственных гарантий при увеличении коммерческих свобод) с тем, чтобы со временем они могли увеличить доходы от платных услуг. Однако и эту меру предложено подкрепить господдержкой: обеспечить вузам, решившимся на автономию, покрытие расходов на содержание имущества за счет бюджета.
До сих пор государство, озабоченное социальными рисками, предлагало меры по поддержанию собственно студентов. Так, президент Дмитрий Медведев рекомендовал вузам массово переводить студентов коммерческих отделений на бюджетные. Кроме того, предлагалось установить верхнюю планку цены за обучение в вузах, зафиксировав ее в рублях. Однако в условиях кризиса бюджет вузов и так оскудеет: платные услуги могут оказаться востребованными лишь наполовину. И до кризиса, признаются в вузах, переход на бакалавриат и магистратуру показал, что студенты нередко приходят в вуз за дипломом и, получив "корочку" бакалавра, не стремятся к тому, чтобы оставаться в вузе дольше.
Так что в ректорском сообществе большей популярностью пользуется идея сохранить студентов при помощи государственных вливаний. К примеру, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов представил правительству предложения о выделении госсредств (10 млрд руб.) на дополнительное образование нетрудоустроенных выпускников: по оценкам вуза, без работы окажется до 50%, или 200 тыс. обладателей дипломов.
При этом ректоров ведущих вузов смущает, что в угоду восстановления рынка платных услуг ставится крест на стратегическом развитии российского образования: сама идея искусственного удержания студента в вузе, независимо от его уровня, в будущем поставит под сомнение возможность вузовской конкуренции.
Идеи "искусственного поощрения образовательного рынка в угоду цеховым интересам" вызывают отторжение и в Минобрнауки. "Надо думать о новых рынках труда, которые и в кризис могут быть найдены,— заявили "Ъ" в руководстве Минобрнауки.— Но, конечно же, гораздо проще искать под фонарем — там, где светло. То есть вместо того, чтобы учить студентов работать, опять вернуться к идее вуза как камеры хранения. И превращать молодежь в вечных студентов".
http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1124674

sed777771

И превращать молодежь в вечных студентов"
Непонятно кого они сейчас уже учат. Детей то нет в России.
Да и образованные кадры на рынке труда не сильно востребованы вроде как. И до кризиса так было, а сейчас и подавно.

redtress

вот это распил бабла!

102938

Оригинально. Тупой школьник сдаёт на пары все экзамены в техникум.
но его всё равно берут и пытаются учить?
и за это всё платит гос-во.

kruasan

Какой же бред и ужас. Тут каждое предложение можно просто записать в бред и бредов, что я когда-то слышала о реформах образования.
В условия кризиса мы людей всех направим учиться и будем этотоплачивать (непонятно из каких денег, где их брать, работать-то ведь никто не будет).
Учителями сделаем безработных, ну что за бред...
Дипломы ВУЗов выдадим всем, мы же проспонсировали обучение всех и всякого. Рано или поздно эти "все" все-таки выйдут на рынок труда, что рабочие места появятся?
Им там что в правительстве в условиях кризиса заняться нечем чтоли?

k11122nu

> Рано или поздно эти "все" все-таки выйдут на рынок труда, что рабочие места появятся?
"рабочее место" не какой-то богом даденный ресурс. Чем больше люди будут уметь делать, тем лучше найдут себе занятие. Я не говорю, что это хорошая идея — брать всех в вузы, но твоя логика порочна.

kruasan

Безусловно, "рабочее место" - это не то, что должно быть дано изначально, но рынок труда он же сам себя регулирует, если работать некому здесь и сейчас, то и мест рабочих будет меньше. Вообще у нас и так безработных с высшим образованием полно, следуя твоей логике эти люди должны были бы найти себе занятие или как? Крестиком вышивать чтоли, так это высшим образованием не дается? В чем порочна логика, что для этих людей нет рабочих мест? Кто-то может и ленив, а кто-то просто не может найти работу по специальности.

redtress

В условия кризиса мы людей всех направим учиться и будем этотоплачивать
вот само по себе это высказывание как раз очень неплохое.

kruasan

Образование и сейчас бесплатное для тех, кто прошел вступительные экзамены, так что в чем смысл что-то менять? Но это как всегда в дискуссии об образовании вообще.

k11122nu

> Вообще у нас и так безработных с высшим образованием полно, следуя твоей логике эти люди должны были бы найти себе занятие или как?
Ну да, вообще-то, должны были бы. И образование вовсе не обязательно должно быть высшим, есть куча прикладных общественно полезных и востребованных образований.
> но рынок труда он же сам себя регулирует
Вот его и можно попытаться отрегулировать внешне, если спонтанно он плохо регулируется. Не факт, что получится, но зачем-то же государство существует.
> В чем порочна логика, что для этих людей нет рабочих мест
В том, что рабочих мест потому и нет, в частности, что:
- общество в целом не особо умеет работать. Это может быть вылечено образованием;
- данный конкретный соискатель не умеет работать. Это тоже может быть вылечено образованием.
> Кто-то может и ленив, а кто-то просто не может найти работу по специальности.
Как раз ленивым образование не поможет, а тем, кто не может найти работу по специальности, очень даже имеет смысл получить другую специальность.

dendmailru

В том, что рабочих мест потому и нет, в частности, что:
- общество в целом не особо умеет работать. Это может быть вылечено образованием;
- данный конкретный соискатель не умеет работать. Это тоже может быть вылечено образованием.
Нужны открытые, прозрачные институты образования с честной статистикой для общества! Программное обеспечение есть и готово - это линукс!

pilaf4

А чем "открытые, прозрачные институты образования" отличаются от того, что мы имеем сейчас, и при чём здесь линукс?

dendmailru

А чем "открытые, прозрачные институты образования" отличаются от того, что мы имеем сейчас и при чём здесь линукс?
линукс - это угроза монополиям! линукс может стать простым катализатором в условиях повышения цен на монопольные продукты! не забывайте об этом!

kruasan

Ну да, вообще-то, должны были бы. И образование вовсе не обязательно должно быть высшим, есть куча прикладных общественно полезных и востребованных образований.

Есть куча прикладных и общественно полезных образований, зачем нам всех отправлять на высшее образование, логикой правительства при предыдущей реформе образования как раз сделать высшее образование элитным, а сейчас предлагается как раз другое. Об этом как раз и ведется речь.
рабочих мест потому и нет, в частности, что:
- общество в целом не особо умеет работать. Это может быть вылечено образованием;
- данный конкретный соискатель не умеет работать. Это тоже может быть вылечено образованием.

Логики не наблюдаю, данный соискатель не умеет работать, поэтому нет рабочего места?
Как раз ленивым образование не поможет, а тем, кто не может найти работу по специальности, очень даже имеет смысл получить другую специальность.

К тому, что если человек не может найти работу по специальности, зачем нам делать всех специалистами определенной категории, если потом их надо переучивать?
Возможность получить другую специальность это прекрасно, но наверное подойдет не всем, в то время как в стране останавливаются заводы, а рабочих сокращают, во что мы их будем переучивать? Или пример, человеку осталось до пенсии 5 лет, его сокращают и работу он найти не может, так как в маленьких городах, рабочих мест ну просто очень мало, а для специалистов, так вообще мало. Означает ли то, что человек не может найти работу по специальности то, что он не умеет работать? Как ему пойти переучиваться во что-то, если до пенсии 5 лет? Как должна жить его семья, если он захотел и пошел учиться на, например, кассира?
Мне кажется, что ровнять всех под одну гребенку нельзя, мы имеем, что имеем и люди у нас в стране такие, какие есть. Говорить, что рабочих мест нет, т.к. они не умеют работать, как-то странно.

gvkonder

рабочих мест нет, т.к. они не умеют работать
В масштабах одного человека это действительно так.

goga7152

Многие люди, имеющие отношение к системе "высшего" образования, давно поняли, что главная ее функция в современной России — социальная:
"[] значительное число вузов не дает высшего образования. Остается только вспомнить, что оно дает другое – надежду приличной массе молодых людей на сносное будущее. Социологи из Высшей школы экономики считают, что 65% вузов выполняют функцию социального лифта." http://www.ng.ru/printed/213990
Власть, видимо, испугалась кризиса и решила "обнадежить" еще большее количество людей.
Кроме того, вместо того, чтобы шататься по улицам без дела, значительная часть молодежи участвует в имитации образовательного процесса — все же меньшее из зол. А с-ме "высшего" образования хуже, по-моему, уже не будет.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: