Полонённая Москва

forester_200

ПОЛОНЕННАЯ МОСКВА
(метафизические раздумья бывшего москвича)
Иванов А.В., д.ф.н., проф.,
зав. каф. филос. Алтайского гос. аграрного ун-та (Барнаул)
Источник: Вестник Российского философского общества, № 2(42 2007, С. 158-163.
Все быстро и легко меняется в основном в худшую сторону; а все прочное и жизнеспособное, наоборот, вызревает трудно и медленно. Эта древняя мудрость особенно наглядно проявляется на примере сегодняшней Москвы, как бы мне, коренному москвичу, покинувшему столицу 6 лет тому назад, ни было горько это признавать.
На первый взгляд, Москва похорошела и по столичному приосанилась в сравнении с грязью и хаосом девяностых годов. Куда ни глянь - всюду новые жилые кварталы и торговые комплексы самой причудливой архитектуры, обилие привлекательной рекламы и великолепное качество асфальта. Где раньше были следы городского опустынивания - весело зеленеет газонная травка и разбиты цветочные клумбы. Во дворах - отлично спроектированные детские площадки, удобные скамейки, чистота и порядок. И, конечно, поражают качество асфальта на дорогах и бесконечные вереницы автомобилей самых последних моделей на любой вкус и цвет. Казалось бы, образцовая столица великой и могущественной страны.
Однако более пристальное всматривание в лик Москвы и, самое главное, общение со старыми друзьями вскоре развеивают эти первые и, к сожалению, весьма поверхностные впечатления. Первое, что бросается в глаза, это нарастающая автономизация этнических диаспор. Москва и раньше всегда была многонациональной столицей, но столицей именно евразийской, где грузины и армяне, узбеки и азербайджанцы, евреи и украинцы, сохраняя свое национальное своеобразие, все же органически сплавлялись и роднились друг с другом в рамках московской культуры. У них был единый язык, единое образование и воспитание, единое пространство общения, единые ценности жизни, наконец. В московских школах дружили и женились поверх национальных и культурных различий, и разве что преступность в Москве была организована по этническому принципу. Но на то она и преступность, чтобы рука руку мыла, а добропорядочные москвичи всегда смотрели не на то, какой ты национальности, а какой ты человек -плохой или хороший.
Теперь же российская столица все более оказывается состоящей из замкнутых диаспор, говорящих на своем языке, исповедующих свои национальные традиции, члены которых уже и не очень нуждаются в общем языке межнационального общения. Я был поражен, когда в некогда родном дворе увидел армянских ребятишек разного возраста, общающихся исключительно на родном языке и играющих отдельно от своих сверстников славянской внешности. А ведь есть уже целые подмосковные города и поселки, где обосновываются представители только определенных этносов, и этот процесс этнической фрагментаризации Москвы неуклонно набирает силу. Это вызывает естественное раздражение и у коренных москвичей ("понаехали тут всякие черные" и у ее новых обитателей ("не считайте нас москвичами второго сорта").
Этническое размежевание Москвы соседствует с нарастающей социальной разобщенностью. Я неприятно удивился, когда мой старый приятель, некогда отличавшийся активной гражданской позицией и нравственным неравнодушием к тому, что происходит в мире, прямо заявил мне, что отныне живет лишь для себя и для своей семьи. Я в ответ спросил его: а что если мир, которым ты не интересуешься, вдруг возьмет и решит отдать тебя и твою семью на заклание? И уверен ли ты, что тебя на заклание уже не отдали, ведь кровавый каток мировых событий всегда перво-наперво прокатывается как раз по тем, кто возмечтал отсидеться в своих жизненных раковинах?
Возвращаясь от приятеля и находясь под впечатлением от разговора, я пристально вглядывался в лица тех, кто ехал рядом со мной в московском метро и никак не мог избавиться от ощущения, что эти люди и, в самом деле, ничем теперь глубинно между собой не связаны, живя своей, сугубо частной, жизнью, "загроможденные собой" по меткому выражению Габриэля Марселя.
Мне могут возразить, что это городское взаимное отчуждение людей всегда было в Москве и раньше, в годы того же советского социализма. И все же мои возможные оппоненты ошибутся: никогда весь московский уклад жизни так не располагал к социальному самозакукливанию, к эгоистической самоизоляции от мира и его проблем. В сущности, весь нынешний московский уклад жизни - это прямой призыв к забвению подлинного - активного и ответственного - бытия в мире, где есть служение высшим ценностям и понятие общего блага. Ныне здесь все нацеливает исключительно на личный карьерный успех, жизненный комфорт и получение максимума удовольствий. Москва - это уже зримо другая цивилизация, нежели та, в которой жили мы и наши предки. Здесь повсюду - сплошной потребительский соблазн, огромная дьявольская сеть для ловли простаков, чтобы человек с жаром отдавался чему угодно, кроме самых важных вещей, ради которых он и приходит на эту грешную Землю.
Стимулы для культивирования культа частной жизни и самозабвенного потребительства встречаются в Москве на каждом шагу. Первое, что поражает - это дикое количество чревоугодных заведений и людей, наводняющих по вечерам все эти китайские, мексиканские и прочие ресторанчики, пивные пабы и кофе-хаусы. Кто хочет жить, чтобы вкусно кушать и весело проводить время - тот найдет в Москве благодатную почву. Одной дегустации блюд разных кухонь мира можно посвятить целую жизнь. Гастрономические московские страсти породили и совсем уж не русский обычай - проводить в местах общепита деловые встречи, юбилеи и праздники. Влечение к общественным заведениям, связанным с ублажением плоти, - свидетельство нарастающего межличностного отчуждения. В домашней обстановке общение куда как более содержательное и глубокое, нежели за столиком в кафе. Кулинария от души, хождение в гости к друзьям и долгие посиделки на кухне - это целый русский мир. Кстати, все иностранцы, любящие Россию, во многом ценят ее именно за эти вечерние разговоры по душам, совсем не принятые ни в Европе, ни в США. Ресторан и кафе - это ведь типичные суррогаты подлинного общения, его имитация, не говоря уж о всяких там корпоративных тусовках.
Но кто равнодушен к легкому ресторанному общению и к деликатесам, тому Москва предоставляет гигантские возможности для ухода за собственном телом и для приобретения вещей: на каждом шагу фитнесс-клубы, солярии, парикмахерские, массажные и визажные кабинеты. А еще - куча магазинов и бутиков с обувью, одеждой, косметикой и мебелью на любой кошелек и самый прихотливый вкус. Словом, для желающих "жить и думать телом" Москва предоставляет неисчерпаемые возможности, ибо всегда обнаружатся косметические услуги, которых еще не испробовал, вещи престижнее и моднее тех, которые носишь, а если учесть, что весь этот телесно-вещевой ассортимент обновляется с безумной скоростью и целенаправленно рекламно раскручивается, то процесс "телоублажения" превращается в бесконечный бег белки в колесе. И ведь кому-то очень нужны эти легионы ненасытных потребителей, "подсевших на теле и быте", у которых попросту не остается времени подумать ни о мире, ни о собственной душе. Прямо-таки идеальные объекты для всяких тоталитарных экспериментов.
Но, предположим, человек спокойно относится к деликатесам, к своему внешнему виду и к бытовому комфорту, а жаждет исключительно чувственно-эмоциональных удовольствий и острых переживаний. И здесь ему ни в чем не будет отказа. В сети московских соблазнов дырок нет! Если обуян похотью - в столице полно проституток обоего пола. Желаешь поиграть в карты или рулетку - несть числа казино и игровым автоматам. Любишь половить рыбку - тебе на бывшем ВДНХ (ныне ВВЦ) организуют ловлю карпа, щуки и ... даже форели с осетром! На крючок червяка насадят, пойманную рыбу тут же приготовят, в рот тебе положат, водочкой напоят, да еще и выпарят в бане с дубовым веничком. И никуда на природу выезжать не надо, и никакой сноровки и фантазии рыбацкой от тебя не требуется - только наслаждайся жизнью и балдей до изнеможения. Были бы деньги. А можно еще заняться пейнтболом. Не хочешь игрушечного пейнтбола - можно пострелять из боевого оружия, попрыгать с парашютом и поводить танк. Если осточертела Москва, то можно слетать для получения любого удовольствия и любых доз адреналина в любой уголок земного шара. Как здорово! Как весело, да вот только удовольствий, как известно, каждый раз хочется все более изысканных и острых, а физических сил и здоровья для их получения остается с годами все меньше и меньше. Удовольствие ведь - прямая противоположность радости творческого преодоления трудностей и качественно исполненной работы. Первое расслабляет волю и вызывает пресыщенность; второе, напротив, волю мобилизует, а человеческой жизни придает цель и смысл. К тому же если хочешь предельно обострить и продлить чувственное удовольствие, то в дело неизбежно вступят выпивка и наркотики. Их в Москве - опять-таки с избытком.
Но вдруг человек все же не клюнул на телесные и чувственные приманки современной Москвы, отверг общество потребления и возжаждал, скажем, испытать себя в преодолении трудностей на сплаве, в альпинистском походе или в каком-нибудь еще экстремальном виде отдыха? И для таких в Москве заготовлены свои прельщения. Возьмем, к примеру, заядлого сплавщика по бурным рекам. К его услугам - всевозможные описания маршрутов в Интернете с массой доморощенных рассказов о том, кто куда летом ходил, что испытал и что от той или иной реки можно ожидать. Одному чтению подобного рода "исповедей" и "отчетов" на туристских сайтах можно посвятить всю зиму, равно как и попыткам собственного "творчества" на этом поприще. Если же переходить к непосредственным занятиям сплавом, то снаряжение в московских магазинах - какое душа пожелает, причем прогресс в этой сфере требует регулярного обновления экипировки, иначе выпадешь из соответствующей "группы по интересам". В результате для многих туристов-водников подлинная жизнь - это две-три недели экстремального сплава и полноценного человеческого общения на природе ("получение кайфа" а остальное время - нудные быт и работа, расцвечиваемые воспоминаниями о прошлых и подготовкой к будущим походам. Словом, та же жизненная ориентация на удовольствие и адреналин, разве что в более активных и творческих формах.
Свои автономные группы по интересам образуют альпинисты, футбольные фаны разных клубов, байкеры, любители старинного оружия и инсценировок древних сражений, собиратели марок, значков и т.д. Для этих явно вторичных (а иногда - откровенно ничтожных и пустых!) жизненных услад и интересов люди зарабатывают деньги и чуть ли не живут, а Москва их в этом направлении целенаправленно и активно поощряет, особенно молодежь.
Худший вариант - когда люди ненавидят свою основную работу и терпят ее только ради денег, позволяющих безудержно предаваться любимым занятиям. Здесь есть какое-то прискорбное бегство от жизни и «ракушечное» желание спрятаться от ветров, бушующих в реальном мире. И кому-то это опять-таки на руку: живите сугубо частными интересами и прихотями, предавайтесь со страстью любимому хобби, а вот решение важных государственных проблем передоверьте другим - более компетентным - людям. Они-то знают, как сделать вас счастливыми: и ваши грешки оправдают, и у взрослых их игрушки, точно, не отберут. Невольно приходит на память бессмертная "Легенда о великом инквизиторе" Федора Михайловича Достоевского.
Мне могут возразить: то, о чем я пишу, свойственно ныне всем городам России, а Москва - лишь лидер всеобщей индустрии материального потребления, комфорта и чувственных удовольствий. Это лишь отчасти верно, ибо ни один город (за исключением разве что Питера) никогда не создаст и не удовлетворит такой феерической россыпи соблазнов. Москва сформировала совсем уж парадоксальный типаж "духовного" обывателя. Это - завсегдатаи многочисленных московских театров и художественных студий, элитных артсалонов и богемных тусовок. Они - в курсе всех театральных и книжных новинок; они просмотрели на кассетах всю киноклассику и весь постмодерн; поездили, если позволяет бюджет, по мировым культурным центрам и достопримечательностям. Вот только культурная осведомленность не сделала их ни моральней, ни жизненно активней, не сподвигла к собственному творчеству, т.е. никак не преобразила их лично в лучшую сторону. Они наркотически "подсели" на культурное потребление почти также, как обыкновенный мещанин "подсел" на вещи или чувственные удовольствия. Но ведь подлинно культурный и свободный человек, думающий о будущем державы и судьбе своих детей, тем и отличается от обывателя, что старается сам профессионально и личностно измениться в лучшую сторону и готов пожертвовать собственным социальным положением, жизненным комфортом и уж тем более удовольствиями ради изменения к лучшему общего положения дел в стране. Общество попросту не сможет выжить, если будет состоять сплошь из потребителей и эгоистов, даже самых добропорядочных. И не может быть лично счастливым человек в нищей и социально расколотой стране, если только он не лишен совести.
Увы, в Москве сегодня живут и работают в основном для себя и на себя, в лучшем случае - для ближних своих. И вот это-то ощущение утраты людьми духовного единства и нравственной воли к общему благу - быть может, самые горькие впечатления от последних моих посещений столицы. Москва на глазах перестает быть свободным и самобытным центром России как великой евразийской державы. Теперь - это богатая и сытая столица западного типа, но только для социально разобщенного, материально прельщенного и духовно покоренного народа, принявшего губительные для него правила цивилизационной игры. Ничего особенно нового и поучительного уже не видят для себя в Москве и иностранцы. Потому свысока и похлопывают москвичей по плечу: наконец-то вы, жертвы тоталитаризма, стали, как и мы, свободными людьми. Лично для меня от такой свободы и такой глобализации не веет ничем, кроме смертной пустоты и холода.
Наглядный символ нынешней покоренной Москвы - огромный свинцово-серый знак мерседеса, который высится над печально известным "домом на набережной" аккурат напротив Московского кремля. Если смотреть на него с Каменного моста или с пешеходного мостика рядом с храмом Христа Спасителя, то кажется, что он выше звезд и башен главной святыни России, а его сходство с символом североатлантического блока наталкивает на вполне определенные и неприятные ассоциации.
И невольно задаешь себе вопросы: неужели это и было целью всех наших "реформ", всех наших страданий и унижений последнего двадцатилетия? Неужели и мой Барнаул скоро превратится в подобную (разве что меньшую размерами и более пошлую) всеобщую барахолку и фабрику удовольствий, где каждый живет и умирает в одиночку? И неужели в этом заключается смысл и цель человеческого бытия? Где здесь место Сергию Радонежскому и Ломоносову, Соловьеву и Достоевскому, Вернадскому и Шукшину? Им просто нет места в мире, куда мы с такой жадной наивностью некогда бросились.
Может быть, нарисованная здесь картина покажется тенденциозной и субъективной, но лучше вовремя выявить симптомы болезни, нежели закрывать на них глаза. К тому же полоненная Москва, как мы знаем из ее великой истории, - это еще далеко не сломленная Москва. И я верю, что у столицы России рано или поздно иссякнет обывательский позыв к сугубо частной жизни, снова пробудится воля к общему благу, и она вернет себе статус самобытной духовной столицы многонациональной России-Евразии.

forester_200

По-моему, очень чётко схвачена суть происходящего.
Мы, живущие в этом смоге, действительно уже очень многого не замечаем (и за собой в том числе).
... Представляю, насколько контрасным видится бытие московское в сравнении с атмосферой Алтая!

RUS2009

О чём статья? Настальгия по колхозам? Предлагается всем скопом выйти на Красную площадь и, взявшись заруки, хороводы водить?

vovkak

Статья ни о чем. Куча пафоса, но никаких преимуществ "кухонного интеллигентства" перед "обществом потребления" не приведено.
Для затравки, вначале вынесена больная нац тема, но она совсем неубедительная и автор про нее быстро забывает и просто жалуется на жизнь. Походу, приехал в Москву, и не с кем поговорить на кухне о судьбах человечества. А столько всего наболело!...
ведь кровавый каток мировых событий всегда перво-наперво прокатывается как раз по тем, кто возмечтал отсидеться в своих жизненных раковинах
Кстати, все иностранцы, любящие Россию, во многом ценят ее именно за эти вечерние разговоры по душам, совсем не принятые ни в Европе, ни в США.
Отстой

lenmas

Отстой
Кстати, действительно ценили. Послушай Back in the USSR. Странно.

katrinmania

Не понял, при чем тут полоний

muza71

"духовного" обывателя
ух , это круто.

redtress

афтар - смесь попа и совка. Одним словом - тупой ханжа
И дорога ему в отшельнеческий скит. Даже камментить ломает.

lenmas

Ага, а бесцельно прожигать свою жизнь - это круто!

redtress

у каждого своя цель. И никто ее не должен за других определять.
Так что это пофиг

mong

И не может быть лично счастливым человек в нищей и социально расколотой стране, если только он не лишен совести.
+100.

forester_200

(Родилось примерно за неделю до знакомства со статьёй Иванова.)
Печальное явление сегодняшней жизни – повсеместная безумная тяга к «пожиранию» и «переработке» впечатлений. Человек почти безостановочно погружает своё сознание и свой организм в море так называемых развлечений. Компьютер (игры, Интернет, общение по сети телевизор, музыка, алкоголь, разнообразные молодёжные сборища, неумеренная или беспорядочная половая жизнь, наркотики, экстремальное времяпрепровождение настолько затягивают человека, что помести его на несколько часов в пустую комнату – он начнёт сходить с ума.
Именно, человек становится зависимым от внешнего потока информации и источников удовольствия. Теряется человеческий облик: существо мыслящее, способное (пусть даже в малой степени!) к подлинному внутреннему росту, постепенно превращается в ненасытного зверя-потребителя.
Чудовищно видеть, как молодёжь лучшие свои годы проводит в бесконечном увеселении.
** *
Увы, именно эта сторона человеческой природы стала мощнейшим источником денежной наживы. В свою очередь деньги же сносят почти все преграды – этические и правовые – к распространению ядовитого смога
** *
Общество биологических роботов, сознание которых на 95 % порабощено внешними импульсами; воля которых и свободная самостоятельная мысль которых жёстко притуплена изобилием «радостей». Несчастные слепые, наивно верящие в свободу.
** *
Нет. Свобода подразумевает независимость от каких бы то ни было объектов привязанности и неукротимо активную жизненную позицию в любых обстоятельствах.
Всякое проявление такой свободы – инициатива в общественной и культурной жизни, утверждение идеалов общего блага, неизменно у многих вызывают усмешку, в лучшем случае недоумение. Так слабые существа, убаюканные тёплыми объятиями «мира иллюзий», защищают собственный покой. Ибо человеку тяжело – порой невыносимо тяжело – нарушать целостность своего мироощущения, нащупывать (или хотя бы допускать!) трещинку в маленьком мирке благополучия, который так славно приютил его...

mong

Мы, живущие в этом смоге, действительно уже очень многого не замечаем (и за собой в том числе).
некоторые замечают, и давно.
хорошо, что походу творческая энтеллегенцыя (точнее её жалкие остатки) стала это тоже понемногу понемать. Быстро однако, не прошло и 18 лет.

mong

и не с кем поговорить на кухне о судьбах человечества. А столько всего наболело!...
а это и отличает человека от робота, который тупо делают свою работу и получает за это еду.

mong

И никто ее не должен за других определять.
вот и не определяй кто и что и кому не должен.

mong

о круто, одно и тоже независимо пишем.
а вообще это пройдёт (я надеюсь люди дорвались, ведут себя как дети, которые оторвались от родителей, которые их воспитывали и запрещали делать всякие нехорошие вещи.
Повзрослеют, поумнеют,кто-то повымрет, даст бог не будет за это время войны.
главное мы это видим и понимаем и наша задача их оберегать, они же наши, хоть и нерадивые , но наши , дети.
 :)

redtress

Определение внутреннего роста в студию.
Чудовищно видеть, как молодёжь лучшие свои годы проводит в бесконечном увеселении.
Конечно, лучше бы ей проводить это время в кАлхозе.
что помести его на несколько часов в пустую комнату – он начнёт сходить с ума.
Ну это просто всплеск интеллекта, любой сойдет с ума, все зависит от того, сколько он там просидит.

MammonoK

А нельзя читать Достоевского и ходить в фитнес-клубы и кофе-хаусы? Интересно, бывал ли Достоевский в ресторанах?

mong

быть маньяком насильником и убийцей и при этом ходить молиться в церковь нельзя?

MammonoK

можно. my point exactly
(можно быть хорошим человеком и ходить в кофе-хаус, а можно быть говном и не ходить)

mong

Ну это просто всплеск интеллекта, любой сойдет с ума, все зависит от того, сколько он там просидит.
ты видать совковый фильм не видел про чувака, который 15 лет наспор просидел в 1 комнате.
посмотри, хотя он тебе и не понравися конечно.

cafepark

А нельзя читать Достоевского и ходить в фитнес-клубы и кофе-хаусы? Интересно, бывал ли Достоевский в ресторанах?
Поддерживаю. Возможно автор статьи страстно желает, чтобы утягчение внешней (экономической)
жизни заставило людей сплотиться, но сплотятся-то они опять же, чтобы улучшить (в экономическом плане) , возвратить на прежний уровень свою внешнюю жизнь.
В связи с этим мне вспоминаются методы Ивана Грозного и Сталина.
Если людей сплачивает необходимость, из этого вовсе не следует, что они начнут любить друг в друге человеческую личность.

redtress

мб это просто банальная зависть.
2топ: многие совковые фильмы мне нравяцо, а како называется тот где чел сидит 15 лет?
Это кстати ничего не меняет, можешь у врачей спросить - просто человек - животное общественное

mong

Это кстати ничего не меняет
ты фильм посмотри сначала.
название не знаю
смотрел 1 раз давно по телеку и не сначала

mong

Если людей сплачивает необходимость, из этого вовсе не следует, что они начнут любить друг в друге человеческую личность.
друг познаётся в беде. если нет беды, то так и не узнать кто друг, а кто так.
поэтому взаимные чувства людей притупляются, они становятся такими аморфными чтоле, неопределёнными.

cafepark

мб это просто банальная зависть.
Непохоже, автор достаточно развит, чтобы быть способным к рефлексии зависти.
Это кстати ничего не меняет, можешь у врачей спросить - просто человек - животное общественное
Взгляд врача на человека однобокий.

mong

нашёл картинко в тему
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: