Формула свободы (занятный треп)

demiurg

Резюмировать можно фразой из середины: "Свобода — это избыток инфраструктуры".
В тексте этот тезис трепообразно поясняется примерами.
------
Формула свободы
МИХАИЛ ДЕЛЯГИН
Беда не только в том, что мы стесняемся спрашивать, когда чего-то не знаем. Беда, что мы спрашиваем не тех.
Мы спрашиваем о бизнесе 30-летних консультантов, не создавших ни одной фирмы и сталкивавшихся с конкуренцией только при устройстве на работу. О политике у экспертов, не участвовавших ни в одной избирательной кампании. О свободе слова у журналистов. О любви у разведенных. О свободе у философов…
Результат предсказуем.
Философы, например, любят порассуждать о свободе как индивидуализме — о свободе от коллектива. Но всякий, стоявший в пробках, знает, что эти понятия находятся в разных плоскостях. В пробке нет и речи ни о каком коллективизме, каждый заперся в своей жестяной коробочке, и все, на что может хватить ваших солидарности и самосознания — погудеть вслед вашим хозяевам, пролетающим мимо с мигалками и «крякалками». Но и со свободой в пробке тоже все в порядке, верно? Заключенный хотя бы знает, когда он выйдет из тюрьмы; водитель же обычно не имеет представления, когда он вырвется из пробки.
Боюсь даже подумать, кого надо спрашивать о любви (наверное, писателей но о свободе надо спрашивать экономистов.
И тогда вместо философских головоломок типа «осознанной необходимости» (а как, например, быть со свободой большого числа индивидуумов, в принципе не способных осознать что-либо?) вы получите четкую и, главное, технологичную, применимую на практике формулу: «Свобода — это избыток инфраструктуры».
Мы можем действовать — и даже думать — только в рамках уже существующей инфраструктуры (в том числе интеллектуальной). Недостаток инфраструктуры — от дорог и электричества до систематизированных знаний — объективно лишает человека возможности осознанно ставить цели и достигать их, что по сути дела превращает его в общественное животное.
Зачем сажать в тюрьму, когда можно лишить мобильности дезорганизацией транспорта, бедностью или страхом перед милицией, да еще и дебилизировать сочетанием разложившегося, превращенного исключительно в бизнес образования и эффективной пропаганды?
Свобода слова необходима, но чтобы оно из мычания на кухнях стало словом, чтобы оно могло быть услышано и начало действовать — ему тоже нужна инфраструктура.
Ограничение инфраструктуры душит свободу не менее эффективно, чем полицейский террор, но более надежно, потому что не вызывает сопротивления: можно мечтать об искоренении «неверных ментов» (хотя в нашей стране государство, похоже, открыто исходит из презумпции полного отсутствия честных милиционеров но нельзя даже мечтать о том, чтобы самому построить дорогу. Это сложнее, чем наказать конкретного преступника в погонах; гражданскому обществу это не под силу.
Можно принять подробнейшим образом проработанные законы о предоставлении всех мыслимых и немыслимых прав, но без инфраструктуры, обеспечивающей их исполнение, их можно печатать в рулонах и без текста.
Классический пример — Латинская Америка. Конституции большинства ее стран более проработаны и демократичны, чем у США — вот только значительная часть населения не может их даже прочитать. Не умеет.
Поэтому свобода — это не торжественные декларации политиков и общественных деятелей и даже не «хорошие законы».
Это пустующие пространства в аэропорту Даллас, которые можно в любой момент загрузить новыми рейсами, хоть на Марс.
Это возможность честным трудом, и даже особенно не надрываясь, заработать на билет до Владивостока.
Это дороги, по которым можно поехать в любую сторону и доехать туда, куда вам надо, и необходимый для этого транспорт.
Это толпы людей на улицах Чэнду (столица Сычуани, по населению чуть меньше Киева и Берлина) на мотороллерах и мопедах, которые не загрязняют воздух, мгновенно стартуют и мгновенно же останавливаются, потому что работают на аккумуляторах. Чэнду пересела на них менее чем за 5 лет: власти учли, что топливо дорожает, китайцы в массе своей все еще бедны, а электроскутер или электромопед доступны тем, кто не может тратиться на бензин. А монополизм энергетиков сдерживается государством, и в Китае они не имеют возможности душить экономику и общество ради своих аппетитов.
Парадоксально, но свобода нерыночна по своей сути, ибо избыточность инфраструктуры окупается только в стратегической перспективе: в каждый отдельный момент времени эта избыточность расточительна.
Но именно она делает нас свободными.
И Россия несвободна не столько из-за лишения людей прав — от социальных до политических (так отсутствие гарантированного государством прожиточного минимума де-факто означает отсутствие права на жизнь сколько из-за отсутствия инфраструктуры, позволяющей их реализовать.
И потому государство, которое мы содержим и которое мы пока терпим, должно нам не только свободу слова, честный суд и восстановление социальной сферы. В первую очередь оно должно нам массовое строительство линий электропередач и дорог: по ним приходит не только богатство, в соответствии с китайской поговоркой, по ним, хотя и чуть позже, приходит свобода.
Цючжайгоу, 2008
Автор — директор Института проблем глобализации, д.э.н.
http://ej.ru/?a=note&id=8048

gena137

Это пустующие пространства в аэропорту Даллас, которые можно в любой момент загрузить новыми рейсами, хоть на Марс.
Это возможность честным трудом, и даже особенно не надрываясь, заработать на билет до Владивостока.
Это дороги, по которым можно поехать в любую сторону и доехать туда, куда вам надо, и необходимый для этого транспорт.
Это толпы людей на улицах Чэнду (столица Сычуани, по населению чуть меньше Киева и Берлина) на мотороллерах и мопедах, которые не загрязняют воздух, мгновенно стартуют и мгновенно же останавливаются, потому что работают на аккумуляторах. Чэнду пересела на них менее чем за 5 лет: власти учли, что топливо дорожает, китайцы в массе своей все еще бедны, а электроскутер или электромопед доступны тем, кто не может тратиться на бензин. А монополизм энергетиков сдерживается государством, и в Китае они не имеют возможности душить экономику и общество ради своих аппетитов.

Все примеры свел к свободе передвижения.

Lenn

Философы, например, любят порассуждать о свободе как индивидуализме — о свободе от коллектива.
вроде, философия как раз уже доказала что это тупиковый путь и что надо искать путь объединения личностей, ибо свобода индивидума от общества ведет к свободе толпы и не несет в себе ничего творческого.

3deus

Парадоксально, но свобода нерыночна по своей сути, ибо избыточность инфраструктуры окупается только в стратегической перспективе: в каждый отдельный момент времени эта избыточность расточительна.
Спасибо, интересная статья. :)

kvv1

но о свободе надо спрашивать экономистов.
Может они еще нам смысл жизни укажут?

redtress

Ха, а ты думаешь, почему такая херовая инфраструктура была в совке? Например, на трассе общесоюзного значения Москва-Киев нередки участки по одной полоске в каждую сторону. И это один пример из многих

akmal9288

Может они еще нам смысл жизни укажут?
Конечно. Смысл жизни - в добавочной стоимости :smirk:

kvv1

Согласно автору выходит, что философы только и додумались, что до индивидуализма и "осознанной необходимости". Ознакомиться с остальным видимо или не хватило желания или ума.

selena12

нет, для этого есть рекламные агентства

Enery

такая херовая инфраструктура была в совке
  А при царе так вообще ужос что творилось.... :crazy:

KazantesDmitry

Ха, а ты думаешь, почему такая херовая инфраструктура была в совке? Например, на трассе общесоюзного значения Москва-Киев нередки участки по одной полоске в каждую сторону. И это один пример из многих
Чего-то я не помню так таких участков. В любом случае, при совке из Москвы в Киев можно было доехать раза в полтора быстрее чем сейчас. ;) И сейчас никакая быстрая машина не поможет сократить время дороги до совкового :crazy:

Satellite

вроде, философия как раз уже доказала что это тупиковый путь и что надо искать путь объединения личностей, ибо свобода индивидума от общества ведет к свободе толпы и не несет в себе ничего творческого.

Ух ты! А подробнее можешь? Кто именно доказал, когда, как?
Или ты Маркузе имеешь в виду?

Lenn

да нет, Хосе Ортега-и- Гассета :o

redtress

Чего-то я не помню так таких участков.
Грубо говоря, после Калуги. Помнишь когда ехали на базу?
На м4 такой участок после московской области до ельца с несколькими перерывами общей протяженностью примерно 30км нормальной трассы.

KazantesDmitry

А, я неправильно прочитал твой пост. По одной в каждую сторону - это да. Вообще в этом нет ничего страшного, если пробки не образуются.
В любом случае доехать в Киев за то время, за которое можно было неспеша доехать 20 лет назад, сейчас никак не удастся.

redtress

Вообще в этом нет ничего страшного, если пробки не образуются.
страшного ничего нет. И в стоимости яиц 66р за 10 штук тоже ничего нет страшного.(В сравнение с Ходячими Мертвецами в аномальной зоне особенно)
Насчет Киева - готов поверить, особено учитывая границу. А вот насчет пути до Воронежа- есть другие данные
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: