Отец Петр Сухоносов (Чечня)

zulya67

STOLETIE.РУ / Минувшее

"МОИ КОСТОЧКИ ПТИЦЫ РАЗНЕСУТ…"
Семидесятилетний отец Петр был зверски замучен чеченскими боевиками в плену в 1999 году. До этого страшного события он жил по заповеди "возлюби ближнего своего, как самого себя", отдавал силы и сердце свое людям.
По окончании Ставропольской духовной семинарии молодой священник отец Петр думал лишь о том, что его место в храме. Начало службы ознаменовалось переездами. Кроткого батюшку любили прихожане, но терпеть не могли атеистически настроенные власти. Так священника "выслали" из станицы Малые Ягуры (Ставрополье) за "самоуправство" (якобы, он открыл новую церковь).
Его служение в селе Рагули оказалось недолгим из-за директора местной школы. Тот написал донос, где сообщал, что настоятель храма болен туберкулезом и заражает людей. Священника направили за пределы Ставрополья – в станицу Орджоникидзевскую.
Когда отец Петр ехал в Орджоникидзевскую, или, как ее называли местные жители, Слепцовку (в честь генерала Николая Слепцова, полководца времен Кавказской войны 1816–1864 гг. с ним возвращались на родину депортированные ранее мусульмане-ингуши. "Я, приехав сюда, был смущен, – вспоминал потом батюшка, – в автобусе с ингушами ехал, они возвращались из ссылки, да как на их территорию въехали, так запели – заунывно, скорбно... Страшно мне стало: куда еду?"
Свято-Покровская церковь, куда прибыл священник, была единственным приходом на пять больших казачьих станиц.
#comm#Прихожане встретили отца Петра настороженно. За последние годы ни один из священников здесь не задерживался. Но вот молодой настоятель совершил литургию, и народ облегченно вздохнул: Бог послал ревностного пастыря.#/comm#
Отец Петр ездил по соседним станицам, крестил, отпевал, венчал, соборовал, причащал. Не брал денег за требы. И каждый раз служил так, как будто все делал впервые: с трепетом и благоговением. На его службы люди шли потоком; литургия начиналась в 5 часов утра, но прихожане собирались в храме на час раньше.
* * *
Свой дом священник отдавал нуждающимся в приюте: в последние годы здесь жила русская семья беженцев из Серноводска. Сам отец Петр обитал в небольшой комнате в церковном дворе. Самодельный шкаф, металлическая кровать с деревянным настилом, печка у левой стены, большой круглый стол, стулья и лавки – вот и вся меблировка.
…Рядом с отцом Петром постоянно находились люди, которые нуждались в помощи и утешении. Так, соседи семьи пятилетней Ангелины вырвали девочку из рук пьяных родителей, грозивших убить ребенка, и привели к батюшке. Несмотря на обещания расправы "с попом", отец Петр не отдавал ребенка, а вскоре суд лишил алкоголиков родительских прав. Ангелина осталась жить при храме.
Через руки настоятеля проходили немалые суммы: люди жертвовали их на церковь, и отец Петр был рад возможности помочь нуждающимся. Он посылал деньги бедным монастырям, психиатрическим лечебницам, малоимущим, заключенным. Когда началась война в Чечне, храм стал домом милосердия, где находили утешение молодые солдаты и родители, приехавшие на поиски своих сыновей.
Сам по себе храм небольшой, поэтому батюшка называл его "собориком".
#comm#У него часто спрашивали, почему он не хочет построить более вместительный храм, деньги собрали бы. Но, вероятно, отец Петр предчувствовал, что начнется отток верующих с Северного Кавказа…#/comm#
Все больше людей стало приезжать в Слепцовку просить благословения на переезд. Уезжали и станичники. На заборах теперь часто встречалась надпись: "Продается дом". Звали и отца Петра с собой, на что он неизменно отвечал: "Мне нельзя! Капитан покидает свое тонущее судно последним". И благословлял на переезд других, оставаясь в своем "соборике" на великий подвиг.
А за станичной околицей, на пустыре, появились городки беженцев из Чечни: в холодных дощатых вагончиках, домиках и брезентовых палатках ютились тысячи людей разных национальностей. Они вымещали злобу на оставшейся части русских. На христианском кладбище устраивали погромы. Памятники и кресты валялись на земле с надписями: "То же самое ждет и вас".
По распоряжению Руслана Аушева возле церкви поставили охрану. Пост усиливался в дни больших христианских праздников.
#comm#Вооруженные милиционеры в бронежилетах плотным кольцом оцепляли храм. А в православных все равно летели камни.#/comm#
…С началом боевых действий у отца Петра появились новые заботы. В 1994 году его назначили благочинным православных церквей Ингушетии. В Слепцовку зачастили военные: они обращались с просьбой приехать в расположение дислоцированных на границе с Чечней подразделений и блокпостов окрестить молодых солдат, отслужить молебен о спасении.
Поездки священника к военным вызывали недовольство среди чеченцев: дескать, тот одобряет войну. Говорили о готовящейся расправе над ним. Но батюшка по-прежнему открыто выходил в станицу, общался с людьми разных национальностей. Его просили прийти причастить тяжелобольного, и он выходил из храма со Святыми Дарами, порой, когда на дворе было темно. Даже милиция вечером не всегда выезжала на патрулирование, опасаясь бандитов. А старый священник шел темными улицами. Шел и молился.
…Летом 1997 года было совершено первое покушение на отца Петра. Когда он вышел за церковную ограду, неожиданно подъехала легковая машина. Оттуда выскочили два бандита, схватили настоятеля и поволокли за собой. Батюшку спасла девушка, которая вцепилась в него обеими руками и закричала.
Тут же прибежали два прихожанина и бросились навстречу бандитам, стали вытаскивать отца Петра из машины, куда его почти затолкали похитители. На крик из соседних дворов выскочили женщины-ингушки, выручать из беды "русского муллу".
Однажды отец Петр печально сказал: "Счастливые люди, что их отпевают. А мои косточки птицы разнесут..." 28 марта 1999 года, в воскресенье, спеша в храм на Божественную литургию, он обратился к одной из своих близких помощниц: "Вы далеко не уходите, а то когда меня украдут, вы и видеть не будете..."
Все случилось именно так, как он и предвидел.
* * *
В воскресный день, когда закончилась литургия, и отец Петр отслужил панихиду, прихожане подходили к нему с вопросами и за советом. Лишь в обед постепенно все разошлись. Остались лишь две женщины и отец Петр…
Бандиты ворвались неожиданно, расправившись с охранником, бегали по территории храма в поисках священника. Нашли отца Петра в алтаре. Его выволокли через царские ворота, при этом били ногами и прикладами автоматов. Крест с него сорвали. Одна прихожанка упала на священника, обхватила его ноги и стала кричать и плакать: "Не отдам!"
У ворот церкви стояла машина. Священника забросили в кузов, прикрыли тентом и поехали.
#comm#Женщины бежали и кричали, просили бандитов вернуть отца Петра. Один из них с ухмылкой ответил: "Вернем мы вашего батюшку..."#/comm#
Позже у въезда в Серноводск на обочине дороги обнаружили брошенную машину бандитов. Кузов был залит кровью. Самого отца Петра там не нашли. О его спасении молились тысячи людей: в Слепцовке, Москве, Киеве на святой Почаевской горе, в Иерусалиме и на Афоне. Тщетно.
Через полгода, 23 октября в вечернем информационном выпуске "Вестей" показали репортаж, в котором телезрители впервые увидели фрагменты видеозаписи, сделанной, судя по всему, самими похитителями. Было видно бездыханное, изможденное тело отца Петра. Правая нога батюшки была прикована стальной цепью к полу. Неизвестно, сколько времени пролежал мученик: неделю, месяц или больше. Среди сырости и грязи тело его лежало нетленным.
Как писала потом в своем письме Светлана М.: "Он делал русских сильными. Само его существование раздражало, бесило бандитов. Они даже выкупа за него не требовали. Для них его смерть была важнее денег. Можно только догадываться, какими методами они пытались заставить его отречься от веры. Зная отца Петра, мы уверены, что он не отрекся. И простил перед смертью своих мучителей".
Тело отца Петра так и не нашли. И в конце 2000 года был совершен чин погребения протоиерея Петра Сухоносова.
Столетия
вот еще одно свидетельство тому, что вводить войска в Чечню было нужно

Satellite

Убийство имама мечети в Кисловодске связывают с ваххабитами

время публикации: 26 сентября 2006 г., 19:09
последнее обновление: 26 сентября 2006 г., 19:56

Как уже сообщалось, в Кисловодске в минувший понедельник, около 23:00 мск, был застрелен в подъезде многоэтажного жилого дома по улице Челюскинцев имам городской мечети 55-летний уроженец Карачаево-Черкесии Абубекир Курджиев, который проживал в этом доме.
Следствие не исключает, что убийство имама городской мечети Кисловодска Абубекира Курджиева могло быть организовано ваххабитами.
"Сейчас рассматриваются различные версии произошедшего. В том числе не исключена версия, что имам был убит по религиозным соображениям. В организации его убийства могли быть задействованы ваххабиты. Сейчас эта информация проверяется", - сообщил сегодня агентству "Интерфакс" представитель ГУВД Ставропольского края.
Собеседник агентства опроверг информацию некоторых СМИ о том, что один из подозреваемых в покушении на имама был убит.
"Подозреваемые стреляли в сотрудников милиции, пытаясь оказать сопротивление и скрыться с места происшествия. И им это удалось. В ходе перестрелки один из сотрудников милиции получил ранение. Розыск подозреваемых продолжается", - сказал он.
Как сообщил журналистам прокурор Ставропольского края Сергей Голованев, в деле об убийстве А. Курджиева следственными органами к настоящему времени очерчен круг подозреваемых.
"Выдвинуты версии, круг подозреваемых известен", - сказал С. Голованев.
При этом прокурор уточнил, что убийство А.Курджиева, являющегося членом президиума Духовного правления мусульман Ставропольского края, было совершено двумя неустановленными лицами.
"С учетом повышенной общественной значимости преступления дело принято к производству следователем по особо важным делам прокуратуры края", - сказал он.
Как сообщает официальный интернет-сайт Генпрокуратуры РФ, примерно в 22 часа 50 минут 25 сентября сотрудники отдела вневедомственной охраны Кисловодска обнаружили на обочине проезжей части на ул. Красивой автомашину ВАЗ-2106.
"Рядом с автомобилем были замечены двое неизвестных, которые в ответ на просьбу сотрудников милиции предъявить документы попытались скрыться. При попытке задержания неизвестные открыли огонь в сотрудников милиции из огнестрельного оружия, в результате чего старший сержант милиции Сергей Токарев получил два огнестрельных ранения. Затем нападавшие скрылись", говорится в пресс-релизе.
В ходе осмотра места происшествия в 200 метрах в подъезде дома 5 по ул. Челюскинцев был обнаружен труп заместителя муфтия края, члена президиума Духовного управления мусульман по Ставропольскому краю А. Курджиева с огнестрельным ранением грудной клетки.
На место происшествия выехала следственно-оперативная группа и прокурор Кисловодска. В ходе осмотра обнаружен пистолет "ИЖ" и магазин с 7 патронами.
По данному факту прокуратурой Кисловодска возбуждено уголовное дело по пункту "ж" части 2 статьи 105 (убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой статьи 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и части 2 статьи 222 (незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, совершенный группой лиц по предварительному сговору) УК РФ.
Духовный лидер мусульман Северного Кавказа не связывает убийство муллы в Кисловодске с проявлениями межрелигиозной розни
Духовный лидер мусульман Северного Кавказа Имаил-Хаджи Бердиев не связывает убийство муллы в Кисловодске с проявлениями межрелигиозной розни. Как заявил он сегодня агентству ИТАР-ТАСС, "убийство Абубекира-Хаджи Курджиева пока нет оснований относить к убийству на почве межрелигиозной розни".
Вместе с тем, отметил он, мулла, проживая в Кисловодске, "многократно подвергался угрозам физического уничтожения, потому в целях безопасности вынужден был иметь при себе личный пистолет".
Мулла Абубекир-Хаджи, подчеркнул Исмаил-Хаджи Бердиев, "был истинный служитель ислама, искренне уважительных отношений между верующими всех религий".
Уроженец многонациональной Карачаево-Черкесии, Абубекир-Хаджи Курджиев религиозное образование получил в медресе Бухары.
Прокуратура Кисловодска допускает, что мулла Абубекир-Хаджи Курджиев был убит из мести по личным мотивам
Прокуратура Кисловодска не исключает, что мулла Абубекир-Хаджи Курджиев был убит из мести по личным мотивам.
По факту обнаружения минувшей ночью в Кисловодске тела муллы Абубекира Курджинова Кисловодской городской прокуратурой возбуждено и расследуется уголовное дело по части 2 статьи 105 Уголовного кодекса РФ об убийстве.
При этом в прокуратуре отметили, что "расследование только начинается и пока рано комментировать какую-либо из расследуемых версий убийства".
Совет муфтиев России просит правоохранительные органы принять все меры, чтобы не допустить провокаций против мусульман
Совет муфтиев России обратился к правоохранительным органам с просьбой принять все меры, чтобы не допустить провокаций против мусульман. Об этом сообщила сегодня ИТАР-ТАСС руководитель пресс-службы организации Гульнур Газиева. В то же время, отметила она, "Совет призывает мусульман также избегать столкновений и проявлять бдительность".
По словам Газиевой, "совет с болью и высокой степенью обеспокоенности воспринял известие об очередном убийстве мусульманского священника". "Жестокое убийство имама на пороге собственного дома в Кисловодске стоит в одном ряду с трагическими событиями последнего времени: покушениями на жизнь и убийствами мусульманских священников в Дагестане и Чечне, нападениями на мечети и священников в Сергиевом Посаде, Яхроме, Ярославле", - подчеркнула Газиева.
"Поджоги, бутылки с зажигательной смесью, летящие в окна мечетей, где мирно молятся мусульмане, выстрелы в безоружных священников - все это откровенный вызов, который не должен оставаться безнаказанным", - сказала собеседник агентства.
Пресс-секретарь подчеркнула, что "мусульмане России остаются патриотами своей Родины и поддерживают лидеров российской уммы, проводящих линию по укреплению единой и процветающей России".
Полпред Козак требует наказать убийц имама по всей строгости закона
Организаторы убийства кисловодского имама и исполнители этого преступления должны предстать перед судом и получить наказание по всей строгости закона, заявил полпред президента РФ в ЮФО Дмитрий Козак.
"Правоохранительные органы приложат все усилия, чтобы убийцы и организаторы преступления были судимы и наказаны по всей строгости закона", - сказал Д. Козак журналистам во вторник в Ростове-на-Дону.
По его словам, авторитетный священнослужитель Абубекир Курджиев, который выступал в защиту гуманистических исламских ценностей и смело разоблачал невежественные представления о заповедях ислама, "пал жертвой экстремистски настроенных невежд, использующих веру как инструмент разжигания ненависти между людьми".
Полпред считает, что справедливое негодование по отношению к тем, кто совершил это злодеяние, не должно помешать осуществлению правосудия, сообщает "Интерфакс".
Ссылки по теме:
В Ярославле неизвестные закидали мечеть бутылками с горючей смесью
// NEWSru.com // Криминал // 24 сентября 2006 г.

samuraechka

Царствие Небесное р. б. Петру.
Какие страшные события. В нашей жизни продолжается смерть ужасная и беспощадная.
Интересно отметить, что в ответ на рассказ о гибели священника выдали корреспонденцию об убийстве имама. Зачем? Нам опять навязывают противостояние христианства и магометанства. Священника убили и на этом - фактически все. Все что осталось - это добрая память и скорбь о невинно убиенном. Убили имама - и сразу переполох. Милицейская пальба, расследования, заявления официальных лиц. Как минимум, реакции неравные на два вполне сопоставимых события. Почему?
Видимо, правы те, кто отмечает, что убийства священников и осквернения христианских святынь замалчиваются, а любые действия, связанные с магометантством сразу появляются на первых полосах СМИ, и начинается крик (См., в частности, статью Бориса Клина "Преступная дорожка к храму" - http://www.izvestia.ru/comment/article3098338/%29
Кто-то навязывает нам правила своей нечистой игры.

oKutsenko

Сигурд - ......

oKutsenko

Царствие Небесное рабу божьему Петру.

minher

Почему Зигурд - ... ?
По-моему, человек адекватно прокомментировал пост Шерхана и его абсолютно долбскую фразу в конце: "вот еще одно свидетельство тому, что вводить войска в Чечню было нужно".
Ибо если бы войска не ввели, отец Петр - царствие ему небесное, немного таких замечательных людей в РПЦ - и поныне проповедовал бы потихоньку.

oKutsenko

Завтра обязательно отвечу...сегодня уже времени нет

ice_ledy

Ибо если бы войска не ввели, отец Петр - царствие ему небесное, немного таких замечательных людей в РПЦ - и поныне проповедовал бы потихоньку

Опять федералы виноваты. Федералы виноваты во всем.
Значит, вы разделяете мнение западных пропагандистов и местных правозащитников (а ля А. Политковская) о войне в Чечне?
Кстати, мой уважаемый оппонент в курсе, как обстояли дела в Чечне в довоенный период? Оппоненту известно, как чеченские бандиты (заметьте, бандиты, речь не идет обо всех чеченцах) насильно выселяли русских из их квартир в Грозном только потому, что они русские, как те же чеченские бандиты организовали гигантский наркотрафик в Россию (кстати, во многом благодаря им сейчас мы видим столько наркоманов и стоим перед угрозой эпидемии СПИДа, который в большинстве своем начал ужасающее шествие именно благодаря наркоманам начала-середины 90-х). Известно ли оппоненту, что благодаря преступной политике Б.Ельцина и не менее преступным действиям П.Грачева после 92 года Чечня стала почти независимой владелицей громадного арсенала, которым можно было вооружить среднюю европейскую страну? Эта владелица быстро стала оплотом криминалитета не только чеченского (абреческого но и международного, поддерживаемого фундаменталистами из Саудовской Лиги исламского мира. Чечня стала снабжать советским оружием не только преступников, действующих на территории России, но и афганских, албанских, пакистанских, индийских (исламских) террористов.
Но, следуя вашей логике, это - пустяки. Мелочи. Это кровавые федералы развязали гнусную войну против маленького свободолюбивого народа.

78685

Ибо если бы войска не ввели, отец Петр - царствие ему небесное, немного таких замечательных людей в РПЦ - и поныне проповедовал бы потихоньку.
Ну это вряд ли. Ингушский свободолюбивый царёк захотел бы столько же власти, сколько чеченский. Война всё равно была бы, только ближе к Москве и с ещё более чудовищными потерями

zulya67

причем здесь ближе к Москве или дальше? каждая пядь русской земли - она везде русская и везде одинакова!

Satellite

Ну что? Вот тебе еще к тому, нужно было или нет вводить ввойска вв Ччечню:
Православная сила
Отец Варлаам откровенно признается, что выезжать на Кавказ ему было страшновато, но желая послужить Богу и Отечеству он был готов принять мученический венец. Однако, вопреки ожиданиям, все сложилось совсем неплохо. То ли Господа нужно благодарить, то ли федералов, но красть священников перестали.
Наладились вполне приличные отношения с местным населением — от республиканского руководства до простых граждан. В Ингушетии президент Зязиков называет себя первым православным прихожанином и помогает местным приходам. В Чечне президент Алханов поспособствовал тому, чтобы на строительство грозненского храма было выделено по федеральной программе 25 миллионов рублей. А что касается рядовых чеченцев и ингушей, то они относятся к чужой вере вполне терпимо и даже иногда покупают в православных храмах свечки или иконки, воду святят. Считается, что с помощью этих волшебных вещей можно избавиться от многих болезней. Да что свечки, иногда православного священника даже просят освятить мусульманское жилище!
Бывает, вселится мусульманская семья в бывший русский дом, и все чудится ей, что в доме по ночам половицы скрипят или разговаривает кто-то. Ясно, что это духи, оставшиеся от прежних хозяев, а раз так, кому же их изгонять, как не православному батьке, он то с русскими демонами скорее контакт найдет. Вообще, у многих чеченцев своеобразный взгляд на религию — Бог поделил вселенную на части, и у мусульманских священников есть сила для того, чтобы повелевать бесами и ангелами в своей части вселенной, а у русских — в своей. Поэтому мусульманское население верит как в благодать, которую может дать православный батюшка, так и в проклятие, которое он способен наслать. Понятно, что не в интересах отца Варлаама разубеждать местных жителей.

http://www.reporter-ufo.ru/print.cfm?article=395

zulya67

что ну что? когда пришли к власти Зязиков и Алханов и православные Чечни вздохнули свободно? При дудаеве и Масахадове или после ввода федеральных сил и победы над врагами?
Сам хоть сначала читай, что постишь

Satellite

смешно. Я-то прочитал, а ты? Второй абзац.

zulya67

а я читаю все, не вырывая из контекста

Satellite

тогда и комментируй все, не вырывай из контекста.

zulya67

до ввода войск в Чечне правили бал не такие вот толерантные и дружелюбные чеченцы, а дудаевско-масхадовская отморозь, делавшая деньги на людях, и ваххабиты, для которых единственная религия - т.н. "чистый ислам", и для которых не то что христиане, а традиционные мусульмане - кафиры

Satellite

другое дело. Осталось все подкрепить ссылками, и все будет как надо.

zulya67

с каких это пор то, что и так известно, подкрепляют ссылками? если надо лично тебе, поищи в инете

samuraechka

+ 1

minher

Но, следуя вашей логике, это - пустяки. Мелочи. Это кровавые федералы развязали гнусную войну против маленького свободолюбивого народа.
не стоит сразу так страдать от эмоционального поноса. все вышесказанное известно давно. и мнение западников я не разделяю, отнюдь. однако вводить войска в чечню было бредом в кубе. можно было бы адекватно - через тот же излюбленный административный ресурс - грамотно надавить на чечню. Но гнида-Ельцин с сукой-Грачевым предпочли кровавый вариант

zulya67

Русское Воскресение : Православное воинство : Церковь и армия : Невольник
http://www.voskres.ru/army/church/nevolnik.htm
Невольник
Очерк из книги Виталия Носкова «Любите нас пока мы живы» об убиенном в чеченском плену отце Анатолии (Чистоусове)
Очерк из книги Виталия Носкова «Любите нас пока мы живы» об убиенном в чеченском плену отце Анатолии (Чистоусове останки тела которого обретены в начале Страстной недели в Грозном и отправлены для исследования в Ростов-на-Дону
В январе 1995 года, попав в центре Грозного под минометный или артиллерийский огонь, чеченские боевики стремительно откатывались к храму Михаила Архангела, чтобы возле него переждать удар. Обозначенный на всех картах единственный православный храм города берегся войсками, впрочем, как и мусульманские мечети.
Так было в начале боевых действий. С нарастанием обоюдного ожесточения православные священники храма Михаила Архангела в полной мере испытали на себе все ужасы чеченской войны. Но всё время противостояния, храм в городе Грозном оставался мирным, добрым, участливым местом, где каждый мог найти утешение, насытиться духовной пищей, водой и хлебом.
В самые страшные обстрелы и перестрелки храм оставался невредимым. Его не покинул настоятель отец Анатолий (Чистоусов переживший вместе со своей паствой немало невзгод.
Когда чеченцы пытались сломить героическое сопротивление наших солдат на железнодорожном вокзале, отца Анатолия пригнали туда под автоматами, требуя, чтобы он вместе с депутатом Госдумы Сергеем Ковалевым уговаривал верных присяге бойцов сдаться.
В Грозном Ковалев исполнял такую постыдную миссию. Отец же Анатолий, в прошлом армейский майор, только и сделал, что перекрестил несдающихся. Через год боевики отомстили этому православному священнику, захватив его в плен и, затеяв расследование, что он якобы водил на штурм чеченских позиций российских военнослужащих. Только в головах преступников могло родиться такое коварное измышление.
В Чечне отец Анатолий был известен как светлый, чистый помощник страждущих мирных жителей — русских, чеченцев. У многих простых, безденежных тружеников была одна отрада — молитва. Люди часами пробирались через развалины, чтобы обрести в церкви покой и защиту.
Отец Анатолий и отец Александр, эти два пастыря, не оставившие храм Михаила Архангела, служили своим прихожанам верой и правдой.
Отец Александр (Смывин потомственный священник, мог быть убит боевиками еще задолго до январского штурма 1995 года. Ранним утром двое нетрезвых, обвешанных оружием чеченца, остановили его возле церкви и самый агрессивный направил ему в лицо пистолет. «Отстань!» — по-чеченски крикнул священник бандиту. Тот засмеялся и спрятал оружие.
Весь январь 1995 года, спасаясь от пуль и осколков, прихожане молились в церковном подвале. Вместе с отцом Анатолием и отцом Александром находились верные люди, в основном, старушки да семидесятилетний пономарь Николай Денисович Жученко.
Уходя из Грозного, боевики расстреляли церковные купола зажигательными пулями, бросили в храм гранату.
Храм Михаила Архангела горел сорок минут. Но церковные люди и отец Анатолий спасли Антиминс, часть старинных икон.
Пришедшие в город федеральные и милицейские силы оказали храму помощь продуктами. Российское МЧС выделило походную баню, электродвижок, вагончик, бак для питьевой воды. Многие солдаты и офицеры Объединенной группировки приняли в храме крещение, поставили поминальные свечи.
Охранялся храм Михаила Архангела только по большим праздникам. На Пасху 1995 года вокруг церкви несли службу бойцы первого полка ОДОНа.
Каждодневно с наступлением темноты в разных частях Грозного вспыхивали перестрелки, рвались гранаты, ухали танковые пушки. Чеченцы вели против «федералов» партизанскую войну. С увеличением среди них числа наемников из Афганистана, других мусульманских стран война стала наполняться религиозным смыслом. Дудаевские пропагандисты более активно заговорили о джихаде — священной войне против неверных.
Первой жертвой боевиков в ноябре 1995 года стал отец Александр. Он проживал в однокомнатной квартире на втором этаже. Ворвавшись к нему посреди ночи, бандиты несколько часов избивали священника. Потом облили его бензином, собираясь сжечь заживо.
Отец Александр нашел в себе силы выброситься с балкона. По счастью, он упал на кучу опавшей листвы и скрылся от преследователей.
Поправив здоровье, отец Александр продолжает свое дело священнослужителя, но только в другом российском городе.
На отца Анатолия, который приложил немало сил, чтобы летом и осенью 1995 года подправить архитектурный облик храма, отремонтировать часть церковных строений, боевики напали в январе 1996 года. Тогда он с отцом Сергием, командированным в Чечню московским священником, возвращался из поездки в Урус-Мартан. Побывав у полевого командира Закаева, где православные иереи пытались отыскать следы пропавшего без вести солдата, судьбой которого был озабочен Патриарх Алексий II. И вот сами были захвачены боевиками. Всего три дня их продержали вместе. Потом отца Сергия перевезли в концентрационный лагерь департамента государственной безопасности Ичкерии, где он провел пять месяцев. Его избивали, морили голодом.
Судьба отца Анатолия остается неизвестной. Со слов отца Сергия, иерея Анатолия подвергали особым издевательствам, пытаясь выбить признание, будто бы он сотрудничал с ФСБ.
«Расследование» по отцу Анатолию контролировал сам Дудаев. Захват русских священников, издевательства над ними для афганских моджахедов — коллег Дудаева, других исламских фундаменталистов служили доказательством того, что чеченский лидер точно развернул джихад, газават...
Больного, изможденного, с неправильно сросшейся переломанной рукой отца Сергия сумели вернуть из плена с помощью международных организаций, иностранных послов, поисковой работы Русской Православной Церкви.
Отец Анатолий или до сих пор томится в чеченских застенках, или погиб. В одном можно быть уверенным, что даже под самыми мучительными пытками он не оговорил себя.
Уже к весне 1996 года в Чечне возобладал уголовный беспредел. Тысячи вооруженных молодчиков, скрываясь под демагогическим лозунгом борьбы «за свободу Ичкерии», занялись самым откровенным грабежом, насилием над людьми, не имеющими средств защиты. Присутствие федеральных сил, пусть и скованных переговорным процессом, худо-бедно, но сдерживало варварский натиск бандитов. К лету 1996 года, с началом ликвидации в Грозном блокпостов, разнузданные уголовники могли позволить себе ворваться в церковь Михаила Архангела в любое время дня и ночи, схватить за горло продающую иконки пожилую женщину, угнать машину.
С выходом российских вооруженных сил из Чечни храм вообще остался без всякой защиты...
Недавно из Грозного пришло сообщение, что из плена возвращен похищенный и вывезенный в неизвестном направлении новый настоятель церкви отец Евфимий...
Известно, что в российских властных структурах готовится амнистия для чеченских боевиков. Неужели под нее подпадут истязатели русских православных священников?
Российская общественность, знаю, ждет, что уголовные дела по фактам похищения, мучительных издевательств над православными священниками в Чечне будут доведены до логического конца. Будут ли?..
--------------------------------------------------------------------------------
Носков Виталий Николаевич — член Союза писателей России, выпускник Литературного института им. А.М. Горького.
С 1995 по 2000 г.г. в качестве специального корреспондента газеты «Щит и меч» и журнала «Милиция» многократно выезжал в Чеченскую Республику и Дагестан, участвовал в боевых операциях Специальных отрядов быстрого реагирования МВД России. За бои в Грозном в марте 1996 года награжден орденом Мужества.//
какие-то еще сомнения в "миролюбии" дудаевцев остались?

shevaldina_ov

мануфики, а не кафиры.

shevaldina_ov

>вводить войска в чечню было бредом в кубе
а русских бы там вырезали до одного?
я меня был учитель в 93-м, беженец из Грозного.
ты бы его послушал про "бред в кубе".

life_water

однако вводить войска в чечню было бредом в кубе. можно было бы адекватно - через тот же излюбленный административный ресурс - грамотно надавить на чечню. Но гнида-Ельцин с сукой-Грачевым предпочли кровавый вариант
У меня твердая уверенность, что все происходившее в ЧИР, затем только в Чечне было с ведома и позволения высшего руководства РФ - примеров масса, архивных документов, с которыми я работал еще больше. Кстати, имена наших высших чинов, откровенно содействовавших дудаевцам, тоже известны, только оних почему то в историографии чеченского конфликта они замалчиваются. Так что вряд ли этот конфликт можно рассматривать как конфликт гордого чеченского народа против России или отморозков (дудаевских бандитов) против федералов. - это война прежде всего высшего руководства нашей страны против собственного народа.

minher

это война прежде всего высшего руководства нашей страны против собственного народа
+1

mong

-10.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: