мемуары советского подводника

sergey63

дали тут почитать. нигде не опубликовано, родственник коллеги. командовал ДПЛ 613 и 641 проекта, бригадой ДПЛ Северного флота, позднее был Помощником Командующего СФ. интересная жизнь. оттуда пара забавных случаев, как НАТОвцев дурили=)

На подходе к Гибралтару перестроились в двухкильватерную колонну и так прошли пролив. Эскадра НАТО шла с нами, но в проливе не мешала. Дальше надо было думать, как погрузить подводные лодки, чтобы они могли выполнять свои задачи. Составили совместный план со штабом 5 эскадры ВМФ и 69 бригадой ПЛ СФ, где командиром был капитан 1 ранга Паргамон Иван Николаевич. План назывался “слоеный пирог”. С приходом на нулевой меридиан в Средиземном море застопорили движение, удифферентовали все подводные лодки под прикрытием надводных кораблей, не давая врагу приближаться. Потом на катере я обошел все подводные лодки и надводные корабли. Проинструктировал каждого командира и старшего на борту о действиях по этому плану. Все это заняло несколько часов времени. В ноль часов все подводные лодки внезапно погрузились в обеспечении надводных кораблей, которые поднимали предупредительные сигналы по Международному своду и прикрывали ПЛ своими бортами. Такая баталия продолжалась около 2 часов. За это время мои ПЛ отошли от района, а столько же ПЛ 69 бригады И.Н. Паргамона всплыли. Так как лодки были без бортовых номеров, сразу понять, что это другие, было невозможно. Корабли НАТО успокоились. Собрали все всплывшие ПЛ и пошли на якорную стоянку к побережью Алжира.


Я находился на ПБ “Д.Галкин” недалеко от побережья Морокко. На бакштове находилась ПЛ, где командиром был капитан 2 ранга Яременко. В этой точке якорной стоянки находился и БПК проекта 1134 7 ОПЭСК Северного флота. ПЛ прибыла в точку для ремонта и пополнения запасов. Все работы с ПЛ были закончены. В это время в точку подошел английский СКР и начал маневрировать по корме ПЛ в 10 кабельтовых. Я побывал на подводной лодке со штабом. Проверил ПЛ, проинструктировал командира. Днем ПЛ снялась с бакштова и удифферентовалась при нашем обеспечении. Затем снова стала на бакштов. Скрытный выход решили осуществить ночью, накануне подхода новой ПЛ на ремонт и заправку. План был составлен так, чтобы приучить СКР к постоянному нахождению ПЛ на месте, чтобы его командир успокоился и потерял бдительность. Для имитации ПЛ получил с БПК уголковые отражатели, но они оказались неисправными, не надувались. Решили ограничиться примитивной металлической тарой из-под сухарей. Сначала лодка несколько раз гасила якорные огни. СКР, приближаясь, проверял ее присутствие в темное время. Затем огни включали. Так было несколько раз. Затем гасили или включали только один якорный огонь. Так и приучили противника, что горит один огонь. Ночью подготовили шлюпку, нагрузили ее металлической тарой. Проверили идентичность сигнала от шлюпки и ПЛ с помощью РЛС БПК. Сигнал соответствовал полю ПЛ. С наступлением темноты в ночь выхода ПЛ по плану, одновременно, по сигналу, ПЛ снялась с бакштова, выключила якорный огонь. В это же время с плавбазы отошла шлюпка с включенным фонарем. Она очень убедительно имитировала стоящую на бакштове ПЛ. БПК подтвердил, что все нормально. ПЛ срочно погрузилась и пошла по плану. Мы видели по спокойному поведению СКР, что все у нас получилось. Через 3 часа подошла другая ПЛ и встала на бакштов. Шлюпку мы подтянули к борту и выключили фонарь. ПЛ включила якорные огни, и тут СКР забеспокоился. Подошел к ПЛ, осветил ее прожектором. Затем произвел в течение 4 часов поиск ПЛ, но было уже поздно. ПЛ уже действовала по своему плану, а англичанину пришлось уйти ни с чем.

sergey63

еще немного. как тактично назвал наш подводный спецназ)
За период, после того, как я покинул Александрию, находился вместе с плавмастерской или плавбазой “Галкин” в одной из точек якорных стоянок. В это время мне посчастливилось познакомиться с нашими акванавтами. Они выполняли свои задачи в наших районах, а жили у меня на ПБС “Галкин”. Очень интересные люди, большинство – Герои Советского Союза.

чувствуется, крепкая заваруха была в то время на Средиземном море.

sever576

Давай еще

sergey63

там таких сюжетных отрывков мало, простыня получится - интересно только все сразу.
там 30 страниц 12м таймсом.
Здесь же мне сообщили, что приказом Командующего флотом я назначен командиром ПЛ С-155. В апреле 1960г. Феликс Митрофанов был назначен командиром АПЛ, а меня назначили командиром ПЛ С-192. Во время приема подводной лодки произошел такой казус. Мы возвращались с отработки задачи №2 КПЛ, где подтверждал допуск к управлению подводной лодкой я. Вошли в Ура губу. Впереди идет подводная лодка. Я знаю, что там находится начальник штаба бригады капитан 1 ранга Юрий Сергеевич Бодаревский, а Ф. Митрофанов решил, что там начальник штаба бригады Ю.А. Кузнецов, и захотел в узкости его обогнать и первым встать к причалу. Я его отговаривал, но он настоял на своем: “Юра не обидится”. Дали полный ход, обогнали, вошли в губу Урица и получили приказание встать на якорь. Через некоторое время на катере подошел Ю.С. Бодаревский. Внимательно нас сначала осмотрел(возможно, даже обнюхал приказал объяснить наши действия.
Потом, выслушав наш доклад, сказал: “А я думал, вы перепились на корабле, ра вытворяете такое”. Конечно, нас поругали, но наказывать на стали, так ка Митрофанов уходил, а я только вступил в командование кораблем. Урок же военно-морской вежливости и осмотрительности я получил на всю жизнь.

sergey63

Выйдя из территориальных вод Югославии, мы обнаружили, что нас ждут. Очевидно, у НАТО разведка работала неплохо, и они кое-что знали о наших планах. Нас встретили два эсминца: типа “Гиринг” - “Меридит” и типа “Чарльз Адамс”, название не помню.
ПЛ Б-21 пошла своим маршрутом. За ней пошел ЭМ “Чарльз Адамс”, а ЭМ “Меридит” сопровождал меня в 10 кабельтовых по корме. Так, не отставая, он сопровождал меня почти до точки погружения. Прикрыть нас было некому. Танкер остался в Сплите. Дал радио об обстановке и моих действиях. Получил приказание действовать самостоятельно по плану. Удифферентовал подводную лодку, всплыл, донес, что действую по плану и решил самостоятельно погружаться, маневром уклониться от поиска и оторваться от преследования. Срочно погрузился, и тут обнаружил, что вышла из строя вся слаботочная система, то есть не работает вся сигнализация. Время еще было достаточно. Погружаться вслепую не захотел. Экстренно всплыл. Эсминец находился по корме в 10-15 кабельтовых. Разобрались с повреждением, устранили и стали тянуть время курсы располагали так, чтобы они вели в точку по заданию. Эсминец не отставал, все время работал гидролокатор. Так прошло несколько часов. Неожиданно эсминец начал отворачивать, увеличил ход и начал уходить в сторону, куда ушла Б-21. Я воспользовался этим, срочно погрузился, увеличил скорость. И переменными курсами начал отрываться. Эсминец, обнаружив погружение ПЛ, повернул обратно, начал поиск, но было уже поздно. Подводная лодка в течение часа оторвалась и пошла по плану.
Эта первая неприятность с неисправностью меня насторожила, но оказалось, что это не последнее испытание. Проведя поиск в очередном заданном районе, я практически окончил выполнять задачи боевой службы и получил приказание следовать в базу с попутным поиском. На переходе, в районе о. Мальта, течь первого запора гальюна 7 отсека. Это уже было серьезно, так как погружаться на большую глубину с такой неисправностью было нельзя. Проанализировав обстановку, решили все же устранить неисправность. Море было 4-5 баллов, дождь, гроза. Сделали дифферент на нос, задрали корму, дали противодавление в 1 отсек 1кг/см2. Затем командир БЧ-5 с трюмным стал устранять замечание. Было очень тревожно и за людей, и за лодку, и вероятность обнаружения была. Идет час, другой, работа продолжается. Оказалось, что-то попало под клапан и повредило его герметичность. На всякий случай подготовил радио о неисправности и всплытии. В это время обнаружили работу РЛС самолета ПЛО “Нимрод”. Сигнал начал увеличиваться, вырос до опасного. Нервы не выдержали. Приказал передать РДО. Как назло, тут же получил квитанцию. Сигнал же РЛС стал уменьшаться. То есть меня не обнаружил самолет. Из седьмого отсека доложили, что неисправность устранена.
Выровняли подводную лодку. Днем дали радио на ЦКП ВМФ, что у нас все в порядке и следуем по плану.

sergey63

Придя в точку якорной стоянки, мы с И.Н. Паргамоном произвели смену. Он познакомил меня с обстановкой и рассказал об особенностях работы в штабе эскадры.
После смены Паргамон отправился на свою плавбазу. Штаб 5 эскадры перешел к нам на ПБС “Тобол” и началась боевая служба на Средиземном море.
В это же время получили сведения о неприятных событиях. 6 фот США и силы НАТО создали противолодочный рубеж большой протяженности. На нем находилось 24 надводных корабля, 2-3 подводные лодки и до 16 самолетовылетов непрерывно авиации ПЛО. Дело было плохо. Подводные лодки были скованы в своем маневре шириной маршрутов, не имея права выходить из них. И вот, сначала была вынуждена всплыть Б-94, полностью разрядив свою батарею, уклоняясь от ПЛС. Подводная лодка не смога сделать скрытно зарядку. Старшим на борту был мой начальник штаба Жук А.З. Через некоторое время была вынуждена всплыть по тем же причинам и ракетная дизельная ПЛ 651 проекта. Старший на борту -контр-адмирал Карачев Иван Иванович. Он потом рассказывал: куда бы мы ни отворачивали, везде прослушена работа ГЛС, а всплывали – самолет ПЛО. Разрядились полностью и всплыли. Только одна ПЛ из этой группы – Б-31, под командованием опытного командира капитана 2 ранга Смирнова вышла из полосы движения и, прикрываясь подводным хребтом, под Сардинией, прорвалась в свой район. Очевидно, надо давать командирам свободу маневра. Это мы учли на будущее. Видя такую обстановку, штаб ВМФ дал команду задержать последующие эшелоны ВМФ в специальных районах. Противолодочный рубеж продержался еще трое суток. На большее сил, очевидно, не хватило. Корабли и ПЛ НАТО ушли. Самолеты ПЛО перешли на повседневное патрулирование. После этого остальные ПЛ бригады получили разрешение следовать в свои районы. Все они благополучно прошли Тунисский пролив и своевременно начали поиск в своих зонах. Я с частью штаба остался на плавбазе “Тобол”в штабе 5 эскадры, где руководил штабным постом управления подводными лодками(ШП ПЛ).

igor1009

Если кому-то еще интересно...
Приказ надо выполнять.
Давно это было, и сейчас уже многим кажется неправдой, только вот, как грится, "из песни слова не выкинешь". Война тогда была хоть и холодная, но рубились по взрослому. Если, скажем, "все прогрессивное человечество" в лице СССР поддерживало в конфликте какую-нить Индию, то "реакционеры всех мастей" в фэйсе США тут же помогали каком-нить Пакистану. Это вам не сейчас - всем скопом Ирак мочить. Ну ближе к телу, в смысле к делу.
Авиационно-ударная группа US Navy в Индийском океане получила команду поучаствовать, как сейчас бы сказали в локальном конфликте, который на то время и место был в самом разгаре. И начали готовиться участвовать. Только вот рядом с юсовской АУГ болтался наш "сторожевик" (а может эсминец, суть не в этом который осуществлял так называемое "слежение", т.е. всеми своими котло-турбинными силами пытался угнаться за красой и гордостью ВМС США - атомным авианосцем с эскортом. И командир этого самого нашего эскаэра* (а может бэпэка**, суть не в этом) получил команду из Москвы ВОСПРЕПЯТСТВОВАТЬ подъему американской палубной авиации.
Легко сказать: "воспрепятствовать", а как? На запрос о применении оружия, Москва в лице Главного штаба ВМФ ничего вразумительного не произнесла, типа, ты командир - ты и думай. В это время на главном командном посту американского авианосца шла обычная суета, предшествующая боевым вылетам: доклады о давлении пара в катапультах, скорости и направлении ветра, готовности всех служб и всякое прочее. И тут к командиру плавучего аэродрома обратился евойный связист: "Сэр, на связи командир рашен шипа". Если бы на связь вышел Папа Римский, эффект был бы меньший. Вроде бы даже вентиляция стала работать тише, не говоря уже о том, что как-то все сразу замолчали. То, что было услышано дальше, не укладывалось в головы выпускников Аннаполиса, русский командир, наверное, сошел с ума - он заявлял, что если хоть одна "птичка" взлетит с дредноута, то он, русский командир, будет к чертовой матери сбивать взлетевшее всеми имеющимися у него силами и средствами ПВО. После этого боевой корабль ВМФ СССР, гордо выпустив шапку дыма, степенно отошел за горизонт.
Ошарашенные американцы связались со своим президентом, не начинал ли он, случаем, третьей мировой войны, пока они были в море, тот напрямую запросил Москву, не надо ли выслать санитарный вертолет, чтобы эвакуировать съехавшего мозжечком командира. В Москве пообещали разобраться, но вертолет посоветовали все же не поднимать, от греха подальше. А поскольку наш командир приказал отключить всю входящую связь на корабле, то все попытки связаться с ним, как американцев, так и наших были безуспешны.
Так они и стояли, американцы, не решающиеся взлететь, и наш корабль, с командиром, стопнувшим полетушки. Благо, без поддержки американцев локальная войнушка закончилась в пару дней, о чем услышавший это по своему радиоприемнику в каюте замполит и сообщил командиру.
Связь была включена, кораблю было приказано следовать в базу, а командиру, по приходу, первым бортом вылететь в Москву. Экипаж уже и не чаял увидеть больше своего командира, но тот вернулся с красивым орденом на форменной тужурке и говорил, что всех в Москве, от мала до велика, интересовал только один вопрос: стал бы он на самом деле сбивать "томкэты" с "интрудерами" или не стал. На что командир с внушительным видом отвечал: "По обстановке"!
*СКР - сторожевой корабль
**БПК - большой противолодочный корабль

sergey63

отлично

an1407

Супер! Правь Советия морями!

igor1009

ТОФ. 80-е. Наш корабль преследуется фрегатом ВМС США бортовой 27 (см.справочник Jane's Fighting Ships. Зачем - поймете далее). До американского берега всего 5 миль, что и беспокоит фрегат. Он опасно маневрирует и пытается вызвать нас на 16 канале. Из динамика станции ежеминутно раздается, смазанное помехами и несовершенством нашего "Рейда": "Ю-Эс-Эс Махлон Пиздейл коллинг Совьет шип!"
Мало знающие английский язык старпом и вахтенный офицер угрюмо переглядываются. Наконец старпом спрашивает: "Что он подразумевает, называя Совьет шип "махлон пиздейлом?".
Вахтенный лишь пожимает плечами.
(USS Mahlon S.Tisdale или фрегат "Мэлон С. Тиздейл", названный в честь американского вице-адмирала Первой Мировой, тогда только что вошел в состав 3-го флота и еще даже не числился в Джейне).
Покурив и помолчав с минуту, старпом грустно говорит: "Обидно, мля" и приказывает прибыть на ходовой продбаталеру и ответственному за арсенал. Оба прибывают, выслушивают указания, убывают на время и появляются вновь для доклада о выполнении распоряжения, имея в руках: продбаталер - пустую банку из-под сухарей, арсенальщик - 5 противодиверсионных гранат и штык-нож.
Вся процессия во главе со старпомом, обрастающая по пути зеваками, прибывает на ют и вызывает нарастающие подозрения о готовящейся диверсии против Америки у фрегата ВМС США, чапающего в кильватере на удалении 3 кабельтовых.
Старпом мелко и густо дырявит ножом банку, предусмотрительно повернувшись к американцу спиной, выставляет на гранатах макс. глубину подрыва, кладет их в дырявую тару, закрывает банку, и натужно крякнув, выкидывает её подальше за борт.
"Тиздейл" в панике - русские у пляжей Калифорнии, да еще и спускают в воду неизвестное... Фрегат увеличивает обороты, и начинает сближаться с тонущей банкой, но тщетно - она уже ушла под воду. Янки явно включает ГАС для прослушивания, наезжает на место затопления супер-пупер-бомбы, и... КААБЗЗДЫК!
Даже старпом прищурился. Гранаты подорвались гулко, но сердито.
Гидроакустики с "Тиздейла", отзовитесь! Напишите, что Вы чувствовали. Понимаю, что Вы ничего не слышите, но читать-то Вы можете!
А фрегат, ну что... обиделся просто и больше не выходил на связь.

igor1009

Может было, а может и нет.
Дело было на Корабле. Доблестные морские волки и так поймут, о каком военном судне
может идти речь на рейде Североморска, а остальным название все равно
ничего конкретного не скажет.
Однажды в Североморске проездом появился Театр. Hе очень важно, был ли
это Театр Комсомольского Ленина, или же это был какой-нибудь БХАТ -
главное, что театр был очень уважаемый и не менее солидный, чем Корабль.
После единственного представления этот Театр (а точнее, его сливки,
пенки и прочая сметана) был приглашен на капитанский банкет. Hа этот
самый Корабль, гордость Северного военно-морского флота.
Театр пришел. Уж не знаю, не гордый ли был Театр, или просто
проголодался. Да и не каждый день их приглашали на корабль, который был
в состоянии с легкостью разнести вдребезги-пополам пол-Европы. Как бы то
ни было, после благоговейного осмотра серьезного и строгого Корабля,
Театр радостно ввалился в кают-компанию, напоминающую зал шикарного
ресторана, и стал шумно рассаживаться. Всякая мелкая шушера
расположилась за небольшими столиками, а за капитанским столом сидели
совсем уже сливки театральных пенок. Во главе царственно восседал
Капитан, являя собой эталон морского порядка. Арктические снега умирали
от зависти при виде белизны его форменной сорочки. Штрипками на брюках
можно было резать не только суровую океанскую волну, но и корабельную
сталь. В глазах застыло прикрытое джентльменской галантностью презрение
ко всем сухопутным вообще, и к штатским в частности. От кителя исходило
сдержанное сияние. Примадонна Театра не сводила с него глаз, распахнутых
на ширину плеч.
Hапротив Капитана, с другой стороны стола, сидел старпом. Hе столь
блистательный, но тоже старающийся есть вилкой и ножом в правильных
руках.
А в это время дежурный в тот вечер мичман по заведенному порядку отдавал
многочисленной команде Корабля, свободной от вахты, приказание
готовиться к ужину. Делалось это просто: в дежурке щелкалось маленьким
тумблером и оралось: Команде приготовиться к ужину! . Мичман,
обладавший луженой глоткой, добросовестно проорал и щелкнул тумблером,
отключая общекорабельную трансляцию. Hо только щелкнул он не столь
добросовестно, как орал, и связь осталась включенной. Hе заметив этого,
мичманец продолжал ленивую беседу с помощником дежурного - обычным
срочным морякакой, который рад был послушать опытного морского волка и
набраться флотской мудрости.
В тишине рубки Корабля вахтенный офицер поморщился, услышав иерихонские
раскаты дежурного. И через мгновение оцепенел, когда вместо тишины
услышал продолжение:
- Витек, на этой е#@ной лоханке только я знаю, что к чему, и кто у нас
самая большая б#@%ь. Так вот
В обычное время за такое разгильдяйство дежурный просто получил бы
положенную порцию взысканий, и все. Hо тут была внештатная ситуация.
В кают-компании после этого громогласного тоста повисла тишина. И в этой
тишине явственно было слышно, как мичманец посвящает Витька во все
нюансы внутрикорабельных взаимоотношений, предпочитая высший командный
состав и пользуясь при этом интуитивно понятными флотскими терминами.
Кто-то из театральной шушеры всхрюкнул. За капитанским столом изо всех
сил старались улыбаться только той половиной лица, которую не видел
Капитан.
Капитан же какое-то время по инерции сохранял свой Капитанский Взгляд,
но штрипки на его брюках поникли и сморщились. Китель с треском перестал
сиять. Сорочка потускнела и напоминала цветом вареную туалетную бумагу.
Примадонна презрительно оторвала взгляд от Капитана.
Старпом от ужаса забыл наколоть кусок мяса на вилку и вхолостую задвигал
челюстями. Однако через некоторое время до него дошло, что прекратить
это позорное безобразие на борту - прямая обязанность старшего
помощника. Сорвавшись с места, он ринулся по бесконечным лестницам в
дежурку.
Вахтенный офицер тем временем тоже понял, что происходящее происходит не
по Уставу. Hе касаясь ступенек, он морской чайкой слетел вниз и ворвался
к мичману с Витьком, которые вскочили и непонимающе уставились на
вахтенного. Тот кулаком вырубил трансляцию и крикнул:
- Ах вы [флотская ругань]! После вахты я с вами, [флотская ругань],
разберусь, [флотская ругань]!
И помчался обратно, поскольку не имел права покидать рубку без
уважительной причины. Мичман с морячком Витей, в состоянии полного
ступора, остались стоять посреди дежурки.
В это время послышался приближающийся грохот, и в дежурку ввалился
запыхавшийся от дальней дороги старпом. Ударив по тумблеру, и тем самым
опять включив трансляцию, старпом со звериным оскалом заорал ничего не
понимающим дежурным:
- Долбо@#ы, якоря вам в задницы! У нас, мать, полное судно этих е@#$%х
театральных пида@#$%в, мать, а вы не можете трансляцию вырубить! Я
вам, мать, яйца в шпигаты вместо чопов забью!
От души наругавшись, старпом с чувством выполненного долга пошел назад и
совершенно остолбенел, увидев обращенные к нему мрачные лица е@#$%х
театральных пида@#$%в. И его прошиб холодный пот до дрожи в коленках,
когда он увидел, как Капитан, играя желваками на скулах и не сводя со
старпома пылающего взора, медленно завязывает нож морским узлом...
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: