Пятилетка за три года

963214

С 2008 г. большинство выпускников вузов будут бакалаврами
Борис Грозовский
Ведомости
10.12.2004, №228 (1268)

--------------------------------------------------------------------------------

добавить отзыв 31 письмо в редакцию только текст
--------------------------------------------------------------------------------

Вместо пяти лет с 2008 г. большинство студентов российских вузов будут учиться 3-4 года. Получив диплом бакалавра, выпускник сможет претендовать на какую-нибудь “массовую” работу. А избранные продолжат обучение в магистратуре, открывающей дорогу к работе “творческой”. Эксперты считают, что такая реформа высшего образования уже давно необходима.
За последние девять лет число вузов выросло более чем вдвое — до 1039, а число обучающихся в них студентов достигло в прошлом году 5,95 млн. При этом состояние системы высшего образования не удовлетворяет никого. Преподаватели жалуются на низкие зарплаты, работодатели — на плохое качество подготовки студентов, а сами студенты и их родители — на платность образования и плохие условия обучения. По данным Минобразования, сейчас в пользовании 100 студентов вузов имеются в среднем 6,3 компьютера. “Большинство студентов не могут найти работы по специальности, а бизнес буквально побирается — нанять необходимых людей становится все труднее”, — говорит сопредседатель “Деловой России” Борис Титов.
На вчерашнем заседании правительства была одобрена подготовленная Минобразования концепция развития образовательной системы, предполагающая разделение вузовского обучения на бакалавриат и магистратуру. Обучение на бакалавра будет длиться 3-4 года, рассказал “Ведомостям” министр образования и науки Андрей Фурсенко: “Это массовое высшее образование, оно останется доступным и для тех студентов, кто идет учиться в вуз просто ради [повышения своего] социального статуса или саморазвития”. Магистратура — еще примерно два года обучения — станет элитным образованием, говорит министр. Его будут получать абитуриенты, “имеющие четкие планы на свое трудоустройство” и собирающиеся работать не на массовых, а на творческих должностях в рамках своей профессии. “Концепция позволит легализовать финансирование вузов, расшить ограничения на рынке труда, сделать образование гибким, мобильным, — соглашается директор департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития Саид Баткибеков. — Но она не осуществима без реформы бюджетной сферы”.
Сейчас под видом овладения профессией большинство студентов за государственный счет повышает общее образование, которое не готовит его к будущей профессии, отмечает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. “Для работы продавцом в туристическом агентстве, судебным приставом или секретаршей не надо учиться пять лет”, — считает Кузьминов. Например, юрист-бакалавр на предприятии может заниматься проверкой коммерческих договоров, а вот для представления интересов фирмы в арбитражном суде ему уже придется закончить магистратуру, вернувшись в вуз после работы на производстве, рассуждает Кузьминов.
Рыночной экономике нужно не массовое производство специалистов с фундаментальным образованием, а подготовленные к практической работе профессионалы, которых вузы почти не выпускают, соглашается ректор Института образовательной политики Александр Адамский. Заканчивать бакалавриат и магистратуру можно в разных вузах, за счет чего образование станет “более вариативным”, надеется Фурсенко.
По словам министра, новую систему высшего образования планируется запустить с 2008 г. Преподаватели сомневаются, что это реально. МГИМО, например, занимается переходом на новую систему уже два года и, по словам доцента Ярослава Скворцова, надеется закончить его к 2010 г. “Реформа требует радикального пересмотра всех образовательных стандартов и учебных программ”, — констатирует Скворцов. Адамский возражает: “Прежде надо изменить принятые 40-50 лет лет назад стандарты профессий, которые безнадежно устарели и по перечню специальностей, и по содержанию”.
Минобразования не собирается загонять в новую систему всех подряд, отмечает Фурсенко, в частности, исключение может быть сделано для медицинского образования. А ректор Московского госуниверситета Виктор Садовничий полагает, что математики, химики и другие представители фундаментальной науки тоже должны учиться пять лет. В каждой профессии есть специалисты высшего уровня, а есть технический менеджмент, “мастеровые”, возражает Титов. Ничего не потеряв от сокращения срока обучения на два года, практические специалисты найдут себе работу и в банках, и на предприятиях, говорит он.
Подготовка бакалавров будет стоить бюджету дешевле, чем пятилетнее обучение специалистов, отмечает Адамский, а “вузы опасаются потерять финансирование”. Однако “вузам-середнячкам, готовым развиваться” реформа только поможет, уверен Кузьминов: “Образовательные учреждения будут финансироваться не по смете, как сейчас, а по результатам деятельности и смогут зарабатывать деньги, оказывая дополнительные услуги”.

maria75

Бл№, пидоры. У них руки чешутся.
Если хотя специалистов для работы по профессии, много и за короткое время -- пусть тогда шараги и техникумы апгрейдят, а не вузы опускают.
КГ/АМ! Это про реформу образования.
Бизнес, видите ли вынужден побираться. А нех*й требовать опыт работы (или заставлять вкалывать за гроши при "приобретении стажа") несколько лет при приёме на эту самую работу. Тогда и специалисты пойдут. А то ясен пень, продавцом или приставом удобнее работать получается. Правда в таком случает надо ужесточить отбор.
Хотя, может, я и ошибаюсь. Надеюсь, Нью_Обзервер расскажет мне, как эта реформа поднимет наше образование на новый высокий уровень. Он сечёт, что и для чего наше правительство хорошего делает.

963214

Он сечёт

он там работает в правительстве?

Dr_Jones

почти.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: