Владимира Ресина просят потесниться [статья из Эксперта]

nhytr000019

[Когда же наконец сделают раздел Жильё/Недвижимость?! ]
http://www.expert.ru/rus_business/2006/09/konflikty_v_grados...
Владимира Ресина просят потесниться
Илья Ступин
В московском строительном комплексе назревает конфликт между влиятельными бизнес-группами и близкими к ним чиновниками. Его результатом может стать передел столичного строительного рынка
Как стало известно «Эксперту», в московском правительстве находится на согласовании проект постановления о создании комитета по контролю и регулированию инвестиционных программ (сокращенно Мосинвестконтроль). Если этот документ будет одобрен, в городе произойдет градостроительный переворот. Мосинвестконтроль — в том виде, в котором он задуман, — станет главным проводником градостроительной политики и, возможно, заберет львиную долю полномочий у нынешних функционеров стройкомплекса.
Инвестконтролеры идут
В проекте постановления о создании Мосинвестконтроля, копия которого имеется в распоряжении «Эксперта», сказано, что новый комитет призван «упорядочить инвестиционную деятельность в области архитектуры и градостроительства». Он, в частности, должен проводить единую инвестиционную политику при подготовке распорядительных документов мэра и правительства города, разработке и реализации городских строительных программ, осуществляемых с привлечением бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
По сути дела, речь идет о создании единого центра координации всего городского строительства, аналогичного западным агентствам по развитию территорий и редевелопменту. Предполагается, что Мосинвестконтроль совместно с Москомархитектурой будет осуществлять мониторинг градостроительной деятельности (на основе единой системы электронно-документального контроля за соблюдением застройщиками требований генплана города выявлять территории, наиболее нуждающиеся в комплексной реконструкции, формировать городские целевые программы застройки кварталов (с учетом эффективности инвестиций контролировать поступление доходов от земельных аукционов в городской бюджет.
Фактически Мосинвестконтроль может стать глобальным рейдером и девелопером в одном лице. Новый орган планируется наделить правом разработки проектов распорядительных документов об изъятии и резервировании земельных участков для государственных нужд, поручить ему определение объемов финансирования, необходимого для освобождения площадок, сделать его заказчиком при проведении работ, связанных с «зачисткой» площадок от всевозможных обременений, а также их инфраструктурной подготовкой. Заметим, что до сих пор в структуре городской администрации не было органа, который обладал бы таким широким спектром полномочий. Сегодня инвестиционно-строительную деятельность в Москве регулируют сразу несколько департаментов и комитетов, действия которых не всегда согласованы.
Понятно, что реализация столь амбициозных задач невозможна без серьезного финансового рычага. Инвестконтролеры учли это обстоятельство. Они предлагают сформировать целевой бюджетный фонд государственных инвестиций в градостроительную деятельность. При этом Мосинвестконтролю отводится роль главного распорядителя этими средствами, а речь может идти о внушительных суммах, исчисляемых десятками миллиардов рублей. «Объем этого фонда может быть колоссальным, — говорит один из участников рынка. — В Москве подлежат сносу здания площадью не менее пятидесяти миллионов квадратных метров. Многие из них городу придется выкупать, освобождать площадки, оснащая их инженерной инфраструктурой. Это огромные затраты».
Почти Дон-Кихот
Кто же рискнет возглавить такую грандиозную структуру и осмелится противопоставить себя значительной части административного аппарата московской мэрии и тесно связанным с ним акулам столичного строительного бизнеса? Оказывается, взвалить на свои плечи эту нелегкую ношу готов советник мэра Москвы Александр Рябинин. К сожалению, получить его личные комментарии не удалось. Сотрудник приемной заявил корреспонденту «Эксперта», что советник мэра общается с журналистами только по прямому указанию главы города.
О г-не Рябинине известно немного. Несколько лет назад человек с такими же фамилией, именем и отчеством входил в совет директоров ОАО «Сити» и одним из первых избавился от акций, когда их начали скупать структуры, близкие к водочному магнату Юрию Шефлеру.
На орбите московского строительного рынка Рябинин появился относительно недавно, но сразу, что называется, взял быка за рога и развил бурную деятельность. Девелоперы утверждают, что якобы по его инициативе представители городской администрации начали активно штрафовать застройщиков за срыв сроков строительства, тогда как раньше мэрия крайне редко прибегала к подобным мерам. Некоторые предприниматели в частных беседах рассказывали корреспонденту «Эксперта», будто бы этот человек одним росчерком пера способен приостановить реализацию неугодных ему девелоперских проектов.
Впрочем, обвиняя г-на Рябинина в излишней жесткости и называя его деятельность «деструктивной», участники рынка не желают раскрывать детали конфликтов. И уж тем более не спешат предъявлять какие-либо документы. Между тем из оказавшейся в распоряжении «Эксперта» докладной записки на имя мэра города следует, что некоторые претензии г-на Рябинина к участникам рынка вполне справедливы. Так, в заключении на один из проектов постановления правительства Москвы (копия имеется в редакции) г-н Рябинин обвиняет чиновников стройкомплекса и крупные строительные тресты в грубых нарушениях законодательства. Речь, в частности, идет о реализации так называемой экспериментальной инвестиционно-строительной программы комплексной застройки московского микрорайона Кожухово. В своем письме к Лужкову г-н Рябинин утверждает, что решение о застройке микрорайона принималось без участия мэра и правительства города, а «группа хозяйствующих субъектов» (пул крупнейших строительных компаний. — «Эксперт») на льготной основе, без участия в открытых торгах смогла получить под застройку значительные территории, которые находились в собственности Москвы. «Причиненный городу ущерб от подобной практики фактически безвозмездной раздачи земельных участков совершенно очевиден», — резюмирует автор документа.
Бодяга или неизбежность
Неудивительно, что после таких «наездов» идея создания Мосинвестконтроля во главе с г-ном Рябининым воспринимается участниками инвестиционного процесса с нескрываемым раздражением.
Во-первых, они опасаются репрессивных шагов со стороны нового органа. Например, проведения масштабной ревизии рынка на предмет выявления незаконно предоставленных земельных участков с их последующим изъятием, замораживанием проектов или преследованием нечистоплотных чиновников.
Во-вторых, перераспределение полномочий невыгодно нынешним боссам стройкомплекса и тесно связанным с ними строительным компаниям, многие из которых рискуют утратить доступ к административному ресурсу, без которого строить дома в столице просто невозможно.
В-третьих, в случае перехода к комплексному планированию развития территорий инвесторы больше не смогут получать землю под строительство в обход аукционных процедур, резервировать земельные участки для собственных нужд, лишатся льгот и преференций (зачастую они предоставляются под надуманными предлогами социальной значимости реализуемых проектов).
Очевидно, из чувства самосохранения (при этом подсознательно признавая разумность идей, проводником которых выступает г-н Рябинин) старожилы московского стройкомплекса чинят нововведению всяческие препятствия, пытаясь «утопить» еще не родившийся Мосинвестконтроль в недрах столичного правительства. Впрочем, судя по всему, искушенным в аппаратных играх чиновникам противостоят достойные соперники.
По одной из версий, которая кажется нам наиболее логичной, инициатива создания надстройки над столичным стройкомплексом принадлежит федеральным структурам. С помощью нового комитета они якобы намерены контролировать соблюдение федерального законодательства при распределении земельных участков в Москве. Не исключено, что федералов поддерживают некоторые бизнес-группы, в том числе активно осваивающие федеральные земли, которые принадлежат ФСО, ФСБ и прочим силовым структурам. Дело в том, что многие из этих площадок не обеспечены соответствующей инфраструктурой, поэтому Мосинвестконтроль может стать одним из инструментов решения этой проблемы.
По другой версии, за инвестконтролерами стоит одна из самых влиятельных в Москве инвестиционно-строительных компаний, которая намерена еще прочнее закрепиться на столичном рынке и произвести передел сфер влияния внутри бюрократического аппарата московской мэрии.
Пока трудно предположить, чем закончатся эти бюрократические баталии и не станет ли идея создания инвестконтроля, по выражению одного из наших анонимных собеседников, очередной «чиновничьей бодягой». Проект постановления о создании нового комитета регулярно хоронят, однако спустя какое-то время документ вновь появляется на столах московских чиновников. Впрочем, вне зависимости от исхода противостояния появление в Москве крупного государственного оператора, способного навести порядок в этой сфере городского хозяйства и сбалансировать его развитие, — лишь вопрос времени. Более того, модель управления градостроительным процессом, предложенная безымянными авторами проекта постановления о создании Мосинвестконтроля, сгодится для применения на федеральном уровне. Аналогичные функции, только в национальном масштабе, могут быть возложены, к примеру, на государственную корпорацию развития территорий. Такая структура — при правильной организации и мощной финансовой поддержке — могла бы стать реальным рычагом для увеличения объемов строительства жилья и развития городов. В том числе в рамках внятно сформулированной программы государственного заказа.

stm7929259

По другой версии, за инвестконтролерами стоит одна из самых влиятельных в Москве инвестиционно-строительных компаний, которая намерена еще прочнее закрепиться на столичном рынке и произвести передел сфер влияния внутри бюрократического аппарата московской мэрии.
+1

nhytr000019

Хоть убей, не понял, что за группировка...
Су-155 что ли?
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: