Россия теряет Дальний Восток

seregaohota

Слов нет - одни выражения - наши эффективные менеджеры забили очередной гвоздь в крышку гроба дальневосточной экономики
Новая газета, Екатерина Гликман 26.03.2009
Она не потеряла его даже в Гражданскую войну, несмотря на созданную тогда Дальневосточную Республику. Не потеряла в начале 90-х и в 1998-м. Сейчас теряет.
Общими у нас остались только русский язык, идиотизм чиновников и Первый канал, который изредка вспоминает об этой части России (кстати, большей ее части когда там случаются наводнение, землетрясение, извержение вулкана или визит президента-премьер-министра. Этого мало, чтобы чувствовать себя одной страной...
30 марта вступает в силу приказ Федеральной таможенной службы России №1514 с нейтральным названием «О местах декларирования отдельных видов товаров». «В целях обеспечения эффективности контроля… и упорядочивания» весь металлолом с Дальнего Востока теперь можно вывозить только через Петропавловск-Камчатский.
Металлолом составляет 10—15% грузооборота дальневосточных портов, идет сюда со всего Дальнего Востока, из Сибири и Казахстана. До сих пор металлолом перерабатывали Владивосток, Находка, Ванино и Посьет — порты, к которым ведут железные дороги. На Камчатке, как известно, железных дорог нет. Теперь надо металлолом в том же Владивостоке грузить на судно; судно должно идти в Петропавловск — это 4-5 суток хода; в Петропавловске нужно не просто оформлять этот лом, а выгружать его, потом снова загружать. Идти обратно 4-5 суток. И лишь после этого отправлять судно в Корею, Китай или Японию. Это все равно что идти из Питера, огибая Скандинавский полуостров, в Мурманск, а потом обратно в Европу. На таких условиях выгодно возить только золотые слитки.
Так таможня убила еще один бизнес, который кормил людей на Дальнем Востоке. Третий удар по экономике региона.
Первый случился осенью прошлого года. Тогда Путину захотелось наладить глубокую переработку леса внутри страны, и Грызлов объявил, что на вывоз необработанного леса-кругляка будут введены запретительные пошлины. И хотя в итоге их так и не успели ввести (указ был принят, но еще не вступил в силу, как его уже отменили но рынок рухнул. Потому что как только Грызлов об этом объявил, тут же по главным потребителям российской древесины — Китаю, Корее, Западной Европе — волной проехались осчастливленные лесорубы Канады и Новой Зеландии и перехватили эту нишу.
Круглый лес вывозился в основном с Дальнего Востока. После экономических опытов Путина—Грызлова грузооборот кругляка через дальневосточные порты снизился минимум на 40—50%. Огромное число людей осталось без работы.
Второй удар — повышение пошлин на ввоз подержанных иномарок. Этого бизнеса, кормившего чуть ли не полрегиона, на Дальнем Востоке сегодня не существует вообще.
И вот теперь третий удар.
Сейчас весь внешний рейд дальневосточных морских портов забит безработными контейнеровозами, лесовозами и другими грузовыми судами. Простаивает даже наливной флот.
И хотя кризис дальневосточной экономики происходит на фоне мирового финансового кризиса, между ними — ничего общего. Это не сообщающиеся сосуды.
На чем вообще стоял Дальний Восток? Чем кормился? Лес, рыба, порты, иномарки, тот же металлолом. С лесом, иномарками и металлоломом понятно. Рыба никак не выйдет из тени. В российские порты иностранные суда заходят, кажется, только от отчаяния. У всего этого одна общая проблема — таможня.
В феврале российские пограничники расстреляли и потопили китайский сухогруз New Star, восемь моряков погибли. На свою беду, наше спасательное судно «Лазурит» подобрало шлюпку с New Star и привезло ее во Владивосток. Оформляя приход судна, таможенник потребовал документы на груз, то есть китайскую шлюпку. Документов не то что у наших спасателей — в природе не существовало. Таможенник долго думал и велел капитану выписать коносамент (коммерческий документ, удостоверяющий право собственности на отгруженный товар). Там есть графа — отправитель и получатель. «Пишите «неизвестно», — сказал таможенник. Капитан написал: «Unknown». Таможня оформила судно и забрала документы.
И тут началось. Если есть коносамент, то надо оформлять импорт груза, декларирование, таможенные платежи и так далее. Делать это должен грузополучатель — товарищ Unknown. Естественно, он этого не делает. А раз так, судно (спасательное!) вынуждено стоять в порту как заложник. Оно и стояло. Три недели. Пока моряки не написали письмо высокому начальству*.
Это не анекдот. Это будни российских портов.
Судно, заходящее в порт под выгрузку или под погрузку, заблаговременно дает соответствующую информацию — в порт и своему агенту. Соответственно, к его приходу формируется все необходимое для его приема. Судно приходит, становится к причалу, у него уже открыты трюмы, оно готово к работе. На борт поднимаются один, максимум два человека — миграционные власти или таможенник. Все формальности длятся минуты. Так происходит в мире.
У нас — так называемое комиссионное оформление судна (комиссия состоит из карантинных, ветеринарных, таможенных, пограничных и других контрольных органов, таможенников — минимум три человека, пограничников — минимум пять). Все эти товарищи, поднявшись на борт, сразу идут в каюту капитана. Там накрыт стол. Это даже не обычай, это уже правило. Гости едят, пьют. Идут часы.
Есть у нашей таможни 92-й приказ: максимальный срок оформления судна — три часа. Сказано: максимум три, значит, свои законные три часа комиссия в каюте капитана «отработает» — никак не меньше. Вопрос не в том, зачем ей так много времени для оформления. Вопрос: почему суда простаивают из-за этого сутки-двое-трое? А просто! Комиссия-то одна. Пока она пирует три часа в каюте одного судна, остальные ждут очереди (это ожидание в «три часа» не входит, отсчет начинается, когда комиссия ступила на первую балясину трапа). Комиссию, кстати, почему-то должен собрать агент судна, нанять катер, привезти их на судно и отвезти с подарками обратно. Это чисто наше правило.
У нас есть контейнеровозы, обслуживание которых стоит 10—15 тысяч долларов в сутки — это сумма, которая просто выбрасывается за борт за каждый день ожидания «трехчасовой» комиссии. Кроме того, в результате простоев увеличивается цена товара, в которую заложены транспортные расходы: российские товары, уходящие на экспорт, дешевеют, импортные товары, ввозимые в Россию, дорожают.
В прошлом году наша таможня первая и единственная в мире вывела из судовых припасов ГСМ и топливо. Теперь по ним требуется особое оформление — нужно заполнить таможенную декларацию на 30 листах. Какой капитан сможет это заполнить? А и не надо. Только судно приходит в порт — к нему в очередь выстраиваются «декларанты», берут от 6 до 12 тысяч рублей за одну декларацию.
Пищу для экипажа из судовых припасов пока не вывели, но сегодня, когда бушует кризис, наша таможня требует о ней (пище) дополнительной информации: а где, спрашивает, вы купили морковку? или селедку? Мало того: а почему вы купили столько, а не столько, если, по нашим расчетам, вам нужно меньше? У вас, говорят, слишком много морковки. Честное слово, это не анекдот — это будни. Российская таможня пытается регламентировать по количеству и по срокам потребление любых припасов.
Еще одна нелепица. Судно должно иметь аптечку, а в ней обязательно — болеутоляющие, антишоковые лекарства. Потому что судно — это железо, работа в море. Человек упал, сломал ногу, его надо как-то обезболить, чтобы он не умер от шока. Так вот, эти обезболивающие обложены таможней так (потому что они наркосодержащие что суда уходят в море без них. Приходят в нормальные страны, а там интересуются: почему у вас в аптечке их нет?
Это не аптечка, говорит наша таможня, это товар. Подавайте декларацию, а в ней — всю информацию по лекарствам: где купили, за сколько, и сертификат не забудьте приложить.
И еще о морковке. Допустим, купили ее за рубежом, но всю съесть не успели, килограммов десять осталось. Пришло судно в российский порт, постояло там, его направляют дальше в рейс. Возникает проблема: что с этой злополучной морковкой делать? Таможня заявляет: не имеете права уходить от нас с морковкой на борту — это уже товар, вывозимый за рубеж, а потому подлежащий налогообложению. Может, кому-то смешно, но из-за этих 10 килограммов морковки судовладелец может потерять круглую сумму (помните, есть контейнеровозы, обслуживание которых стоит 10—15 тысяч долларов в сутки…).
Во всем мире контейнер — это транспортное средство. Только в России контейнер приравнен к товару. Смысл? Надо подавать грузовую таможенную декларацию, платить таможенные сборы за таможенное оформление. Больше бумажной волокиты, больше денег можно содрать. Причем благодаря таможне российские компании, использующие российские контейнеры, оказываются в невыгодном положении по сравнению с компаниями, использующими иностранные контейнеры.
В мировой практике торгового мореплавания нет аналогов налогообложения ремонта транспортного средства за рубежом. Ни в США, ни в Европе, нигде. Это притом что весь флот строится за рубежом и, соответственно, там находится вся ремонтная база. Российские судовладельцы должны платить 18% НДС со стоимости ремонта, 5% — таможенная пошлина и 1,5% — за оформление, даже простое техобслуживание облагается налогами. Эти доморощенные таможенные правила, как водится, доведены до абсурда. Допустим, вы купили в Сингапуре краску и покрасили борт. Таможня посчитает стоимость краски, оплату рабочей силы, приплюсует транспортные расходы от Сингапура до Владивостока, то есть себестоимость судна на время пути. Представляете, в какую сумму все это выльется?
Ремонт чиновники называют «таможенным режимом переработки товара вне таможенной территории». Почему-то на момент ремонта судно становится товаром.
В общем, тенденция ясна. Российская таможня все считает товаром.
Причем больше всех от нашей таможни достается именно нашему флоту. Например, это только суда под российским флагом платят за ремонт. Таким образом, наши чиновники подталкивают судовладельцев уходить под банановые флаги. Впрочем, все, кто мог, уже убежали, обратно никто не возвращается.
Некоторые иностранные судовладельцы в своих договорах с грузоотправителями и грузополучателями особо оговаривают, что заход судна в российский порт приравнивается к форс-мажору — в том смысле, что судовладелец не отвечает за простой судна в нашем порту. Эти меры предосторожности обоснованы. Наша таможня вдруг может отказаться оформлять судно или начнет тянуть с оформлением без какой-либо видимой причины. А сейчас, в условиях кризиса, один-два неудачных рейса для судовладельца могут означать конец всей его деятельности.
Вот один из ярчайших последних примеров российского форс-мажора. Прошлой осенью архангельская таможня потребовала разгрузить уже готовый к отходу в Европу лесовоз. Якобы у них имелись сведения, что на борту этого судна находится крупная партия контрабанды. Вообще-то крупный перегруз легко вычислить по осадке судна. Тем не менее весь лес выгрузили. Нашли три лишних кубометра пиломатериалов. Что такое три кубометра на 10 тысяч кубометров груза? Это 0,03% — на порядок меньше нормы естественной убыли, предусмотренной контрактом. Из-за этих трех кубометров стоимостью 10—12 тысяч рублей таможня продержала судно в порту 10 дней. График движения судна был сорван, судовладелец и грузоотправитель понесли значительные убытки (суточная себестоимость лесовоза — 7—10 тысяч долларов). Судовладелец потребовал от ФТС объяснить мотивацию действий ее сотрудников. Таможня молчит. В частных беседах говорят: это государственная тайна.
Да, российские транспортные коридоры могли бы занять очень большое место в мировых грузопотоках. Да, теоретически путь по Транссибу короче, чем по океану. Но это теоретическое преимущество полностью нейтрализовано тем, что творится хотя бы в российских портах.
За четыре минуты (!) проходит 20-футовый контейнер таможенную проверку в Ла-Манше. А у нас — часы. Наши таможенники имеют право проверять 10% контейнеров. Это выливается в невероятные простои. Причем понятно, почему проверяют импорт, но зачем проверять транзитный контейнер? Поэтому транзита в России практически нет. Как ходили контейнеры океанскими путями, так и будут.
Гигантский контейнеровоз приходит, например, в Роттердам, тут же в считанные минуты тысячи контейнеров разгружаются, часть на автомобили, часть на другие суда, и развозятся по разным странам. Никаких задержек, все четко, эти схемы отрабатывались десятилетиями. Даже если власти Роттердама будут знать, что на этом контейнеровозе крупная партия контрабанды, они будут работать так, чтобы не дай бог не нарушить расписание этого контейнеровоза. Потому что цена этой контрабанды несопоставима с возможными потерями при задержке судна.
Ну и кто добровольно полезет в российский порт, в этот бардак, когда не знаешь, что может отчебучить российский чиновник, в какой срок судно оформят, не задержат ли его на несколько суток, не начнут ли в поисках незадекларированной бутылки виски или автомобильной шины шмонать каюты моряков…
И напоследок — утешительное: есть одна страна, заходить в порты которой — дело еще более рискованное, чем в российские. Это Северная Корея.

a100243

нашли о каком "бизнесе" сожалеть? Постройте хоть какие-нибудь предприятия, а потом жалуйтесь, что вам работать мешают. Да, при Сталине тоже продавали лес и объекты культуры, но вырученные деньги превращались в станки и фабрики. А сейчас тупо разбазаривают всё, и ещё жалуются. Целый край живёт только экспортом-импортом. Потрясающе стабильная и сильная экономика.

Ryfargler

И ещё я не понял, таможенники в портах, что из Москвы приехали? Естественно нет, так что же изменится если отделятся?
таможенники кстати действительно скорее всего неместные
это же как армия, призывают в Подмосковью и отправят на Камчатку

lebuhoff

Лучше б филиал МГУ на Дальнем Востоке открыли в целях сближения научных и образовательных контактов.
А то многие из молодого поколения и в Европейской части России не были (одно хорошо, что сейчас скидку в 50% ввели на полёты)
А вводить пошлины, не предлагая ничего взамен - большого ума не слишком надо.

Ryfargler

ненадо филиал МГУ, филиал МГУ это с целью отмыва бабла делают

Logon

таможенники кстати действительно скорее всего неместные
это же как армия, призывают в Подмосковью и отправят на Камчатку
как же ты задолбал своей брехней...
С каких это пор у тебя таможня стала "как армия"?

Logon

Лучше б филиал МГУ на Дальнем Востоке открыли в целях сближения научных и образовательных контактов
А что МГУ может предложить такого, что будет этот самый филиал отличать от уже имеющихся там ВУЗов?
Высокие стандарты образования, новые технологии, ведущих преподов?
Сильно сомневаюсь
Многие факультеты (из числа "старых") сейчас то держаться за счет старопреподовательской школы, но это ненадолго.. И эти преподы на ДВ не полетят, а значит летать туда будут аспиранты, младшие сотрудники, а это уже не то...

Ryfargler

ну когда я был в ЭКС таможни Калиниграда тетко рассказывала что она на Сахалине начинала службу
ротация кадров по регионам для этих структур это очень частое явление, иначе в том же Приморье на таможне еще более страшная жесть была чем щас
ты еще отрицай что менты в Москве почти все иногородние

Ryfargler

летать туда будут аспиранты, младшие сотрудники, а это уже не то...
это лучше гораздо чем старый пердун академик который зазубрил книшку написаную его ассистентами 30 лет назад и вещает ее, да

Logon

ротация кадров по регионам для этих структур это очень частое явление, иначе в том же Приморье на таможне еще более страшная жесть была чем щас
ты нехера не смышлишь в колбасных обрезках...
Ротация кадров в таможне есть у чиновников высшего звена, но никто не будет рядового чиновника из Москвы в Приморье отправлять.
Ты себе это как представляешь? Что чел бросит квартиру-семью и поедет хрензнает куда?
Большая просьба - пиши то, что знаешь сам, а не ОБС.
ЗЫ. То, что тетка на Сахалине начинала служуб - еще ничего не доказывает.
Она вполне могла уехать оттуда на "материк", и в месте проживания устроиться на службу - уверен, что так оно и было; но связано это именно с "личными перемещениями", а не с государственной политикой.

karim

юде всегда на основе частного случая выводит всеобщие законы =)

Ryfargler

но никто не будет рядового чиновника из Москвы в Приморье отправлять.
Ты себе это как представляешь? Что чел бросит квартиру-семью и поедет хрензнает куда?
не поедет, может уволится, там никто насильно не держит
едет он с семьей, дают общагу семейную или даже квартиру, зависит от статуса
если для тебя секрет что таможни планово разгоняют периодически, то о чем с тобой говорить?

Ryfargler

таможни разгоняют по другим регионам и очень часто, даже терминалы для фур всяких, не надо писать херню что это не так

Logon

если для тебя секрет что таможни планово разгоняют периодически, то о чем с тобой говорить
Планово, говоришь? :grin:
Типа "ребята, 2 года Вам на работу, потом всех разгоняем", да?
Вот только интересно, у меня у одного родсвтенника 15 лет стажа в ФТС, у другого - 12, две тетки отработали по 8 - им наверное везло, в план не попадали
Семейная общежитие, квартира - ты представляешь о чем говоришь?

Logon

даже терминалы для фур всяких,
Ты что там куришь, а?
Ты когда нибудь эти терминалы видел или только словесный образ имеешь?
Блин, зарекся на твой бред реагировать, а все никак не получается - одно хлеще другого у тебя получается

Ryfargler

таможня стала "как армия"?
силовые структуры в нашей стране построены по принципу армии, у них же звания есть, что у ментофф, что у ФСБ, что у таможни
и подходы к ним примерно одинаковые, что ментов стараются завозить, что военных по всей стране гоняют, что таможенников, фсб итп переодически по стране переводят
особенного в этом ничего нет так как заранее известно при устройстве в эти структуры
переводят их, как повезет, могут попробовать с Москвы перевести на границу с Чуркестаном, конечно, велика вероятность что именно в этом случае человек уволится
однако помнить надо что если человек валит до срока то теряет право на все льготы по выслуге

Logon

силовые структуры в нашей стране построены по принципу армии, у них же звания есть, что у ментофф, что у ФСБ, что у таможни
Тогда уж добавляй сюда проуратуру, и прчих госслужащих..
Ты различие между "силовыми" структурами и таможней видишь?
имхо - нет, для тебя они на одно лицо.
Давай я тебе скажу, ты запомнишь и бесполезный холтивар закончим - таможня, налоговая, судебные приставы к силовым структурам не относятся и никто там межрегиональные ротации не устраивает, ибо и не нужно это ни кому, да и хлопотно это.

Ryfargler

таможня, налоговая, судебные приставы к силовым структурам не относятся
а каким же они относятся?
все структуры по принципам армии организованые вообще-то силовыми зовутся

stm6731712

Вот меньше всего мне хотелось бы защищать таможенных бюрократов, но я могу догадаться, откуда появляются эти нелепые таможенные законы и правила, о которых повествует госпожа Гликман.
Ведь у нас как обычно? Не было ограничений на состав аптечки - наверняка нашлись умные люди, которые тоннами стали ввозить-вывозить наркоту, прикрываясь необходимостью иметь ее в аптечке.
Не было ограничений на ГСМ и жратву для экипажа - я уверен, что нашлись и такие, которые дополнительный ГСМ вывозили для продажи под видом топлива для судна, и жратву наверняка вывозили под видом пищи для экипажа.
Вот такая хуета, помноженная на неповоротливость бюрократической машины, которая иногда пытается с ней бороться, и дает на выходе то, о чем речь.
Отсюда и справедливый вывод
В общем, тенденция ясна. Российская таможня все считает товаром.

vamoshkov

Не было ограничений на ГСМ и жратву для экипажа - я уверен, что нашлись и такие, которые дополнительный ГСМ вывозили для продажи под видом топлива для судна, и жратву наверняка вывозили под видом пищи для экипажа.
ну допустим даже и так.
вопрос в том сколько и чего теряет на этом государство. Имхо, не много.
Сколько теряет государство из-за неуклюжий бюрократизации? Гнобятся целые отрасли.
Другое дело что таможня вообще никак не заинтересована такие сравнения проводить ей похеру абсолютно почему по транссибу транзитные грузы не ездят.

FieryRush

Не было ограничений на ГСМ и жратву для экипажа - я уверен, что нашлись и такие, которые дополнительный ГСМ вывозили для продажи под видом топлива для судна, и жратву наверняка вывозили под видом пищи для экипажа.
А как же в других странах с хитрожопыми справляются? Тоже морковки считают и замеры соляры делают?

FieryRush

почему по транссибу транзитные грузы не ездят.
Там еще РЖД старается не допустить этого.

stm6731712

А как же в других странах с хитрожопыми справляются? Тоже морковки считают и замеры соляры делают?
Я не форумский эксперт по всем вопросам, поэтому врать не буду - не знаю. Могу предположить, что у них в принципе сложнее быть хитрожопым в виду лучше работающей системы раскрытия преступлений.

Не хотелось бы сюда менталитет еще приплетать, но почему-то вспоминаются рассказы Задорнова, о том как "наши" на западе наебывают этих "тупых" местных, ну например, придерживая фрукты при взвешивании на весах самообслуживания. И что немаловажно - положительная реакция слушателей на эти рассказы.
У нас наебать государство очень многие считают за доблесть, при этом совершенно не думая об ущербе, украл рубль - ущерба на сто, главное - личная нажива. А в "других странах" такого нет, вот и вся разница.

freya83

Да они реально тупые.
Вот, например, в марте 2008 где-то на Урале пьяный солдат поехал на танке в магазин, ну и протаранил дом. Все орали что мол русские скоты, в армии бардак.
Но не прошло и года как в британец в пьяном виде угнал с базы в Германии танк, отъехал недалеко, свалился в кювет, сходил обратно и угнал еще танк.
Так что, они неменьшие скоты и бардак у них не меньше, просто они, в силу врожденной тупизны, не могут додуматься до некоторых вещей и типа выглядят воспитанными.
А про "наебать", в других странах доблесть - это наебать, просто наебать, неважно государство или соседа, вот и вся разница.

FieryRush

У нас наебать государство очень многие считают за доблесть, при этом совершенно не думая об ущербе, украл рубль - ущерба на сто, главное - личная нажива. А в "других странах" такого нет, вот и вся разница.
Какой ущерб на 100 от мелкой контрабанды? Хватит чушь нести.
Такого рода криминал устранить проще простого - достаточно платить процент за анонимные доносы.

stm6731712

Какой ущерб на 100 от мелкой контрабанды? Хватит чушь нести.
Успокойса, я писал в продолжение вопроса о том, что плохого в приеме металлолома, примеры я привел выше - когда воруют электрооборудование, чтобы сдать его по цене лома.
достаточно платить процент за анонимные доносы
Ну-ну :) Тебе развить тему, как хитрожопые люди смогут навариться на подобных выплатах, если они, не дай бог, будут введены, или сам подумаешь? Да, пример западных стран в смысле оплаты за доносы, я думаю, тоже не показателен здесь.

SerV

ты еще отрицай что менты в Москве почти все иногородние

:smirk:
так они приезжают сюда и устраиваются здесь ментами
а что - стабильная зарплата, льготы, жильем обеспечивают
никто их сюда из других регионов специально не переводит
как вообще в голову может такая мысль придти - не понимаю
:)

Ryfargler

бывают хитрожоппых расстреливают на площади публично
это в Кетае к примеру

Ryfargler

транзит грузов Азия-Европа по Транссибу, эта жесть, абсолютно нереальная затея
жд только для перевозки всякой руды и тому подобного сырья хорошо

sed777771

В России с бизнесом п..дец вообще, а не только на Дальнем Востоке, (Вспомним Чубайса с НаноТехом и Ростехнологии, которые на бюджетные деньги через оффшоры работают, потому что экономика так работает.)
Основа нашего бизнеса как была так и осталась криминальная, опять же спасибо Чубайсу который цеховиков да спекулянтов объявил бизнесменами, да рынки без боя отдал иностранным производителям.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: