Как сбить на самолет-невидимку F-117

StallioN

<<
Бывший командующий сербской батареей ПВО, сбивший в 1999 году американский самолет F-117, рассказал о том, как он готовил эту операцию
Сербский офицер ПВО, прославившийся на весь мир тем, что в 1999 году ухитрился сбить американский самолет-невидимку F-117, неожиданно спустя шесть с половиной лет вспомнил о своих былых заслугах. Понимая, насколько его опыт может быть полезен в будущем (как американцам, так и их противникам он решил поделиться с мировым сообществом секретами своего мастерства.
До сих пор четкого и ясного рассказа об обстоятельствах уничтожения одного из самых совершенных самолетов в мире опубликовано не было. Существует множество версий случившегося, однако все они касаются технических деталей. Это действительно достаточно интригующая тема - как могли сербы, вооруженные старыми советскими зенитными ракетами сбить новейший самолет-невидимку? По мнению полковника в отставке Дани Золтана, дело не только в технике, но и в подготовке операции.
Золтан командовал 3-й батареей 250-й бригады ПВО, которая защищала Белград. У него были радары, четыре зенитно-ракетных установки C-125 (по западной классификации - Sa-3, в каждой по четыре ракеты и все это не представляло никакой угрозы для вражеских бомбардировщиков. По крайней мере, так считали натовцы, которые посылали свои самолеты бомбить сербские объекты, надеясь на современные средства подавления ПВО. Поначалу сербы не очень активно противодействовали авианалетам, но уже через три дня после начала кампании, 27 марта, они неожиданно сбили F-117 - самолет, который казался неуязвимым.
По словам Золтана, он не питал иллюзий относительно технического превосходства противника, и поэтому предпочел не открыто выступать против бомбардировщиков, раскрывая расположение своих радаров и ракет, а "залечь в засаду", выжидая, когда ему подвернется случай сбить вражеский самолет наверняка.
Как отмечает Strategy Page, эта операция наглядно показывает, что в современной войне грамотный командир может организовать успешное сопротивление даже при помощи устаревшего оружия. При этом не лишне упомянуть, что уничтожение F-117 - это всего лишь самый известный случай из карьеры Золтана. На самом деле его часть не раз отличалась во время той войны, сорвав множество воздушных налетов и сбив еще один самолет - F-16. Натовцы не смогли уничтожить ни одного радара или пусковой установки, входивших в состав батареи Золтана.
Метод Золтана
- Под командованием сербского полковника находились около 200 военнослужащих. Он знал каждого из них, и в каждом он был уверен на сто процентов. Задолго до начала бомбардировок он регулярно проводил тренировки, добиваясь, чтобы каждый солдат и офицер батареи в совершенстве владел доверенной ему техникой.
- Понимая, что при существующем уровне натовской электронной разведки радиопереговоры демаскируют его быстрее, чем даже заметят вражеские радары, Золтан организовал систему кабельной связи. Приказы иной раз приходилось передавать при помощи посыльных. Однако эти методы сыграли важную роль - натовцы не знали, где расположена батарея, так как "не слышали" ее.
- Радары и пусковые установки сербов постоянно меняли места дислокации. Часть персонала постоянно была занята поисками мест, куда будет перевезена военная техника в следующий раз, а также подготовкой к ее переброске. Всего за 78 дней, которые продолжались бомбардировки, батарея преодолела десятки тысяч километров.
- На сербов работали шпионы. Они дежурили возле авиабазы в Италии, и когда с нее взлетали бомбардировщики, они по телефону докладывали об этом в Белград. Сеть наблюдателей существовала и в самой Сербии. Они также сообщали о маршрутах полета натовских самолетов.
- Задолго до начала натовских бомбардировок Золтан постарался получить как можно больше информации об F-117. Он изучал все, что можно было найти - публикации в газетах и журналах, слухи о характеристиках этого самолета. Эти сведения помогли ему так расположить радары, чтобы они могли отследить "невидимку". Как именно - полковник не стал рассказывать. Известно, что он не держал радары включенными постоянно, а запускал в нужный момент на короткое время, чтобы натовские самолеты ДРЛО не могли засечь и навести на них истребители.
- Определение цели и обстрел происходили в самый последний момент, когда самолет пролетал вблизи батареи. Это позволяло Золтану атаковать внезапно, не оставляя противнику шансов на противоракетный маневр. Впрочем, F-117, при всех его "невидимых" достоинствах был достаточно неповоротливым и медленным самолетом. Совершить резкий маневр и уйти от зенитной ракеты, выпущенной с близкого расстояния, он не мог физически. Когда сербы сбили "стэлс", тот находился всего в 13 километрах от пусковой установки.
- Наконец, Золтан, по его словам, внес некоторые изменения в конструкцию ракеты, которые позволили ей лучше наводиться на самолет-невидимку. Какие именно - серб не сказал, отметив, что они до сих пор продолжают оставаться государственной тайной.
На самом деле еще одним фактором, предопределившим успех операции, была тактика натовских военачальников. Они посылали F-117 без прикрытия и не меняли маршруты полета. Сбитый самолет летел по этому маршруту уже четвертый раз подряд, и это позволило сербским зенитчикам хорошо подготовиться к "охоте".
Что касается технической стороны, то несомненным достоинством сербской батареи были радары и ракеты старой системы. Как известно, радар отслеживает самолет, регистрируя отраженный от него радиосигнал. Современные радары используют высокую частоту сигнала. Однако в случае со "стэлсом" короткие волны рассеиваются рубленым корпусом самолета так, что его нельзя заметить - именно причудливая форма и является основой этой технологии.
Однако для длинноволновых (низкочастотных) радаров подобная форма самолета не является препятствием. Такие локаторы не слишком точны, но зато они "видят" любой крупный объект в воздухе. Кроме того, как уже говорилось, F-117 отличается невысокой маневренностью и низкой скоростью, что делает его идеальной целью для старых зенитно-ракетных комплексов с низкочастотными радарами.
Золтан больше не смог сбить ни один "стэлс". Сразу же после того, как альянс потерял этот самолет, командование приняло меры по предотвращению подобных ситуаций. F-117 больше не летали в одиночестве - их сопровождали истребители, вооруженные ракетами HARM (наводящимися по сигналу радара). Самолеты стали менять маршруты полета, и устроить "засаду" на них сербы больше не смогли... Впрочем, это не убавило славы отставному полковнику. Он уже вошел в историю, как человек, который смог сбить самолет-невидимку.
Павел Аксенов
>>
24.11.2005 15:14 | lenta.ru

stm7543347

одного из самых совершенных самолетов в мире
Это они так называют дозвуковой "истребитель", не летающий ночью и стоящий дохера бабок?

defaler

Ночью то он как раз летает, и именно ночью чаще всего применяется - чтобы визуально засечь нельзя было

stm7543347

Ну значит, днем не летающий.
Все равно к нему нужны самолеты поддержки, которые любого невидимку демаскируют.

StallioN

Ну откуда ты знаешь? Может, он и впрямь самый совершенный:
не исключено, что в кабине пилота есть домашний кинотеатр,
интернет и даже холодильник.

stm7543347

А я думал, совершенный самолет - это который лучше всех летает, а совершенный военный самолет - с наилучшим сочетанием вероятности выполнения боевой задачи, живучести и стоимости...

basildol

Респект Золтану

vamoshkov

Сбитый самолет летел по этому маршруту уже четвертый раз подряд
////

ПВО не дремало.
Все цели были выставлены специально чтоб его заманить.

Krendils

конкурирующая версия: F-117 был сбит в заднюю полусферу ракетой Р-60 (с тепловой ГСН) с истребителя МиГ-29, после ВИЗУАЛЬНОГО обнаружения. В пользу этого говорит и то, что лётчик найтхока до сбития не замечал никаких опасностей на экране TEWS (Tactical Early Warning System) . Имя и звание сербского лётчика также установлено. Майор забылкакточнозвали.
Ещё версии: был сбит зенитками или ЗРК "Куб"
 
поэтому предпочел не открыто выступать против бомбардировщиков
Клёво. Его боевой задачей являлось прикрытие Белграда, но из-за технического превосходства противника ОН РЕШИЛ (он типа партизаном что ли был, что мог делать, что захочется?) эту задачу не выполнять, а кемперить в кустах. Сухопутный Хартманн (типа лучший немецкий сука-ас, который всю войну провоевал, в основном атакуя одиночные самолёты и не участвуя в боях блин.
новейший самолет-невидимку
П**дец какой новейший. F-117 к 99 году уже почти 20 лет было.
 
Золтан организовал систему кабельной связи
Вообще-то в советской технике 60-гг проводная связь была по дефолту. Т.к. уровень радиотехники был слабоват.
 
Однако эти методы сыграли важную роль - натовцы не знали, где расположена батарея, так как "не слышали" ее.
А самолёты и спутники над ней не летали....
 
Они дежурили возле авиабазы в Италии, и когда с нее взлетали бомбардировщики, они по телефону докладывали об этом в Белград.
Круто. Куда, интересно они звонили? И как из того пункта информация попадала к Золтану? Хотя, это решаемо. Но, вряд ли за 3 дня. И, надо думать, шпионы докладывали, куда именно самолёты с Авиано полетят. На Белград или ещё куда.
 
Он изучал все, что можно было найти - публикации в газетах и журналах, слухи о характеристиках этого самолета.
А ведь это ему было по роду службы положено ЗНАТЬ. А не шариться по газетам. Далее. И что на основе слухов и газетных мурзилок он что-то дельное о Ф-117 узнал? Ню-ню.
 
Эти сведения помогли ему так расположить радары, чтобы они могли отследить "невидимку".
Гы-гы лол. Это при том, что он их почти не включал, а возможности придаваемых средств разведки (к С-125 придавались П-15 или П-12, см pvo.guns.ru ) следующие: "обнаружение самолетов-истребителей на дальностях 60-140 км при высоте полета от 500 до 3000 м. Импульсная мощность РЛС - 300 кВт. Чувствительность приемника - 2х10'14 Вт. Ширина ДНА по азимуту - 4,5'." Это самлёта истребителя с ЭПР в несколько кв. м., а у Найтхока в лоб ЭПР около 0.1 м2, т.е. дальность обнаружения (с вероятностью не меньше заданной!) была бы ещё меньше: километров 30. Как он мог "отследить" Ф-117 на таком пятачке, да причём ещё так, чтобы АВАКСы не засекли? А ещё в Югославии местность гористая.
 
Известно, что он не держал радары включенными постоянно, а запускал в нужный момент на короткое время, чтобы натовские самолеты ДРЛО не могли засечь и навести на них истребители.
Жесть. Автор хотел сказать, истребители-штурмовики.
 
Это позволяло Золтану атаковать внезапно, не оставляя противнику шансов на противоракетный маневр.
А.... Звездец как внезапно. Сначала врубить радары со стакиловаттной импульсной мощностью, подождать пока клистроны на режим выйдут и всё такое, обнаружить самолёт, взять на сопровождение, произвести пуск. Это называется внезапно? Правда, есть такой нюанс, что у С-125 есть телевизионный канал, т.е. грубо говоря, оптический прицел. Но команды управления на ракету-то передаются всё равно по радиолинии. Так что лётчик бы должен был это заметить. кроме того, если стреляли по ТВК, зачем городить огород с радарами? всё равно они бы обеспечивали дальность обнаружения не сильно больше визуальной.
 
тот находился всего в 13 километрах от пусковой установки.
В этом нет ничего удивительного, учитывая то, что дальняя граница зоны поражения навстречу у С-125 -- 37 км.
 
Радары и пусковые установки сербов постоянно меняли места дислокации.
И это уже за первые три дня? Вот он маньяк. Ведь позицию должны были менять не только радары и ПУ, а ещё тяшачи, транспортно-заряжающие машины, кабелеукладчики (кстати, как он связь тянул, интересно топливозаправщики, дизель-генераторы и проч. А также машины с людьми, полевые кухни, наконец ... А ещё позицию надо оборудовать и обустраивать.
Часть персонала постоянно была занята поисками мест
Это из 200 человек-то?
 
Всего за 78 дней, которые продолжались бомбардировки, батарея преодолела десятки тысяч километров.
И сожгла при этом тонны высосанного из пальца горючего.
 
- Наконец, Золтан, по его словам, внес некоторые изменения в конструкцию ракеты, которые позволили ей лучше наводиться на самолет-невидимку. Какие именно - серб не сказал, отметив, что они до сих пор продолжают оставаться государственной тайной.
Гы-гы лол. ещё раз.
 
На самом деле еще одним фактором, предопределившим успех операции, была тактика натовских военачальников. Они посылали F-117 без прикрытия и не меняли маршруты полета.
Ну, прикрытие против ЗРК не помогает. Кроме того, эта тактика применялась ещё в "Буре в пустыне". Истребителей сопровождения не было, т.к. они демаскировали бы всю групу (они-то не невидимки). А с постоянством маршрутов -- реальный косяк.
 
Современные радары используют высокую частоту сигнала. Однако в случае со "стэлсом" короткие волны рассеиваются рубленым корпусом самолета так, что его нельзя заметить - именно причудливая форма и является основой этой технологии.
  
Чушь собачья. Рубленым корпусом отражаются вбок (а не в сторону радара) все волны (ну, в смысле в радио: см, дм, м, последние, правда слабее). А короткие ещё и поглощаются спец. покрытием. Кроме того, ракету-то всё равно надо в сантиметровом диапазоне наводить, чтоб точность была приемлемая. Кроме и этого, длинноволновые радары можно было не гасить и использовать как пугало для НАТО, т.к. противорадарные ракеты на них не действуют (из-за того же требования точности попадания, т.к. для достижения оной им надо иметь размер пеленгатора, сравнимый с длиной волны).
Короче, статья -- лажа, автор -- лох.
ИМХО, вырисовывается следующая картина: Стелс был обнаруживался только визуально с помощью сети постов визуального наблюдения (в т.ч. и в Авиано). Также визуально было обнаружено, что он летает по одному маршруту. И ему просто сделали засаду. Расстреляв по ТВК зенитной ракетой или тепловой ракетой с истребителя. Никакого особо уникального опыта в этом нет. что подтверждается и тем, что в дальнейшем ни смена позиции, ни редкое включение РЛС ни что-то ещё не помогли Золтану сбить ещё хоть один Найтхок. ИМХО, серб рассказал журналисту всё реалистично, а тот (не зря же в ленте.вру работает) всё переврал, чтоб покрасивее было.

selena12

про доработку ракеты тоже понравилось.

Krendils

К слову сказать, комплекс и вправду доработали. Но только не Югославы, а наши. И он был предложен на продажу уже позже кампании 1999 года.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: