Скрипач Джошуа Белл в метро

n0izr

Холодным январским утром на станции метро Вашингтона расположился мужчина и стал играть на скрипке. На протяжении 45 минут он сыграл 6 произведений.
За это время, так как был час пик, мимо него прошло более тысячи человек, большинство из которых шли на работу. По прошествии трех минут мужчина средних лет обратил внимание на музыканта. Он замедлил свой шаг, остановился на несколько мгновений и... поспешил далее по своим делам. Минуту спустя скрипач получил свой первый заработок: женщина бросила деньги в футляр и, без остановки, продолжила свой путь. Еще несколько минут спустя мужчина облокотился к стене и стал слушать, но, вскоре, он взглянул на свои часы и продолжил путь. Наибольшее внимание музыканту досталось от трёхлетнего мальчика. Его мама в спешке вела его за собой, но мальчик остановился чтобы посмотреть на скрипача. Мама потянула чуть сильнее и мальчик продолжил движение, постоянно оглядываясь назад. Эта ситуация повторялась и с несколькими другими детьми. Все без исключения родители не дали им задержаться и на минуту. За 45 минут игры только 6 человек ненадолго остановились и послушали, еще 20, не останавливаясь, бросили деньги. Заработок музыканта составил $32.
Никто из прохожих не знал, что скрипачом был Джошуа Белл - один из лучших музыкантов в мире. Играл он одни из самых сложных произведений, из когда-либо написанных, а инструментом служила скрипка Страдивари, стоимостью $3,5 миллиона. За два дня перед выступлением в метро, на его концерте в Бостоне, где средняя стоимость билета составляла $100, был аншлаг. Игра Джошуа Белла в метро являлась частью социального эксперимента газеты Вашингтон Пост о восприятии, вкусе и приоритетах людей, принципы которого были: в будничной среде в неподходящий момент ощущаем ли мы красоту? Остановимся ли чтобы оценить ее? Распознаем ли талант в неожиданной обстановке?
Один из выводов из этого эксперимента может быть следующим: если мы не можем найти время на то чтобы ненадолго остановиться и послушать лучшие из когда-либо написанных музыкальных произведений в исполнении одного из лучших музыкантов планеты; если темп современной жизни настолько всепоглощающ, что мы становимся слепы и глухи к таким вещам - тогда что же еще мы упускаем?..

Logon

Играл он одни из самых сложных произведений, из когда-либо написанных, а инструментом служила скрипка Страдивари, стоимостью $3,5 миллиона.
Может стоило сыграть что-то более простое, но не менее прекрасное? И на скрипке попроще?
В Москве, если музыканты играют качественно, люди останавливаются и слушают.
Не все, но все же...

fabio

Скрипач нам не нужен

Clevergirl

$32.
32$ за час это очень даже неплохо по Московским меркам.

blondino4ka47



Джошуа Белл
видимо, не настолько он хорош :)

blackout

Один из выводов из этого эксперимента может быть следующим:
Другой вывод: большинство людей не отличат "одного из лучших музыкантов в мире" от выпускника музыкальной школы и "скрипку Страдивари, стоимостью $3,5 миллиона" от скрипки за 100$, тем более в метро, где нихера не слышно.

sidorskys

Один из выводов из этого эксперимента может быть следующим: если мы не можем найти время на то чтобы ненадолго остановиться и послушать лучшие из когда-либо написанных музыкальных произведений в исполнении одного из лучших музыкантов планеты; если темп современной жизни настолько всепоглощающ, что мы становимся слепы и глухи к таким вещам - тогда что же еще мы упускаем?..
Или же на концерты большинство ходило не из-за избытка культурности и высокой любви к музыке, а из соображений моды, статуса и т. п.

12457806

Понимать красоту музыки тоже надо учиться, тут без походов на концерты не разберешься

AbakumovAM

в час пик никто не останавливается
но про себя отметит
не раз замечал, как в разговоре в метро всплывают персонажи из переходов, запомнившиеся не тебе одному

fabio

про аватар в 3d не написал

78685

Или же на концерты большинство ходило не из-за избытка культурности и высокой любви к музыке, а из соображений моды, статуса и т. п.
ещё есть вариант, что на концерты ходит ничтожный процент от потока людей в метро, поэтому скрипач не встретил свою аудиторию

katrinmania

Это боян от марта 2009 года. Если темп современной жизни настолько всепоглощающ, что мы становимся слепы и глухи к таким вещам - тогда что же еще мы упускаем?..

urchin

ещё есть вариант, что на концерты ходит ничтожный процент от потока людей в метро, поэтому скрипач не встретил свою аудиторию
Есть ещё вариант, когда нобелевский лауреат встанет рядом с проходной в МГУ, начнёт толкать умные речи, а потом будет возмущаться, что тупые МеХеУшники его не оценили.

roof_loger

вероятно, мало кто из посетивших концерт за 100 баксов пользуется метро.
или акустика настолько херова, что напрочь глушит Белла.
или все пассажиры уже опаздывали на работу
или все слушали свои плееры
или холодное январское утро такое холодное...
или этот белл такая же дутая звезда как максим
или произвольное сочетание данных факторов.
а скрипка страдивари, подозреваю - понт.
я верю в современную акустику и деревообрабатывающую промышленность.

1853515

Один из выводов из этого эксперимента может быть следующим: ... - тогда что же еще мы упускаем?..

вывод в форме вопроса - это круто )

AlexScorpio

Если не ошибаюсь, Дмитрий Коган - выдающийся российский скрипач - повторил недавно эксперимент Белла, сыграв в переходе московского метро. Скрипка, кажется, тоже была Страдивари.
Заработал он, правда, раз в 10 больше, чем Белл, но тоже были люди, которые проходили мимо и говорили "Фу, как фальшиво!"
Просто когда люди видят музыкантов в метро, то считают, что это сброд и бездарность, только если они не привлекают их притопами и прихлопами, а если на концерте в консерватории, то тут, бесспорно, талантище :smirk:

klenal

музыкантов в метро, то считают, что это сброд и бездарность, ..., а если на концерте в консерватории, то тут, бесспорно, талантище
Статистически это верно имхо.
Твой друг Коган и его коллега Белл - исключения, которые только подтверждают это правило.

Vlad128

Статистически это верно имхо.
Твой друг Коган и его коллега Белл - исключения, которые только подтверждают это правило.
ну ты что хочешь сказать, что если ты соображаешь в музыке, ходишь на концерты, то проходя мимо не поймешь, что играется классно, а что — фальшиво?
Бредовость не в этом, а в том, что действительно странно ожидать на улицах толпы знатоков музыки.

Dima73

может, народ плеер слушал?)

klenal

ОМГ, ничего такого не хочу сказать, ни про каких знатоков музыки ваще ничо даже не думал :shocked:
осуждала простых людей, потому что они видя музыканта в метро считают музыканта гавном, а видя музыканта на сцене консерватории считают его крутым.
я же считаю что эти простые люди правы (статистика на их стороне).

AlexScorpio

я какбе не осуждаю их и считаю, что ты прав. Действительно, статистически так и выходит - ну, не будет известный музыкант играть в метро. И никто не удосуживается постоять, послушать и оценить.

blondino4ka47

кроме того, нужно отметить, что люди, идущие на концерт, заранее знают программу, и любят музыку из нее
вкусы у всех разные, поэтому произвольная музыка в метро не должна восхищать всех подряд, как бы хорошо она ни была сыграна
бывают настолько своеобразные произведения, что кто-то действительно может сказать "фальшиво"

navstar

Аншлаг на концерте, где билеты по $100, бывает не из-за того, что скрипач играет классно. Думаю, большинство пришедших на концерт людей, никогда раньше не слышали этого скрипача, соответственно качество его игры никак не повлияло на их решение, купить билет или нет.
Скорее роль сыграли грамотные афиши и, возможно, реклама в СМИ.
Реакция людей в метро более показательна. Для чистоты эксперимента, надо было поставить недалеко друг от друга трёх скрипачей: мэтра, хорошего профессионала из какого-нибудь оркестра и кого-нибудь, кто каждый день играет на скрипке в общественных местах ради денег, и посмотреть, кто больше заработает.

AlexScorpio

Для чистоты эксперимента, ... посмотреть, кто больше заработает.
ты считаешь, эсперимент был в этом?

Vlad128

В чем «в этом»? Почему некоторых людей задачи на максимизацию прибыли так пугают? Деньги — просто как индикатор.

navstar

ты считаешь, эсперимент был в этом?
Эксперимент был в том, чтобы посмотреть реакцию людей. Реакция описана в первом сообщении. Реакция численно измерена в том, сколько музыкант заработал и в том, как долго его слушали. Плюс даны некоторые менее формальные аспекты реакции, вроде детей, которым родители не давали вдовольно насмотреться на скрипача (или наслушаться?) Для чистоты эксперимента можно было бы (с помощью стеклянных перегородок) сделать так, чтобы часть людей могли и видеть и слышать его, часть только видеть и часть только слышать, и сравнить реакцию.
Далее начинается интерпретация результата. Но в тексте его не с чем сравнить. Нет контрольной группы. Не сказано, сколько в среднем зарабатывает скрипач за час в метро Вашингтона, сколько слушают других музыкантов.
Сравнение с концертом некорректно, так как на концерте люди платят до прослушивания и считается неприличным сваливать с середины концерта. То есть на концерте размер платы и время прослушивания в малой степени зависят от качества исполнения. В метро же, качество исполнения --- это главное.
Так что эксперимент интересный, но не чистый.

romankosh

Всему своё время и место.
А от выбора перехода и времени тоже много зависит.
Так что эксперемент не впечатлил.

1853515

но тоже были люди, которые проходили мимо и говорили "Фу, как фальшиво!"

мб просто чуве решил, что раз метро, то можно расслабиться и фальшивить ? :grin:

1853515

В чем «в этом»? Почему некоторых людей задачи на максимизацию прибыли так пугают? Деньги — просто как индикатор.

индикатор чего?

primula1

Если не ошибаюсь, Дмитрий Коган - выдающийся российский скрипач - повторил недавно эксперимент Белла, сыграв в переходе московского метро. Скрипка, кажется, тоже была Страдивари.
Заработал он, правда, раз в 10 больше, чем Белл
чего? 300 долларов за 45 минут в московском метро?
и это ли не всеобщее признание?! :grin:

primula1

upd. я нашел таки ролик про Когана и московский эксперимент: http://www.youtube.com/watch?v=4xq1hB2ZTtE&feature=playe...
Коган заработал 1630руб за 45 минут, что не более чем в два раза больше, чем у Белла.

sergey63

Аншлаг на концерте, где билеты по $100, бывает не из-за того, что скрипач играет классно.
спорное утверждение. то есть. часто про "большинство" в данном члучае спорна.

Rozarioagro

ты считаешь, эсперимент был в этом?
Я даю таким музыкантам денег только в том случае, если они меня тронули, причём, чаще всего, музыкой (а не внешним видом, например, хотя и это бывает именно той, которой меня можно тронуть.
Из последних вспоминаю
1. На красной ветке в метро кларнет и гитара аккомпанемент. Играли заинтересовавшую меня музыку, интересное сочетание инструментов. Пошёл за ними в соседний вагон послушать ещё раз.
2. Неопрятно выглядевшие 3 человека, 2е с медными духовыми инструментами, 3й в костюме деда мороза и с барабаном. Аккомпанемент фонограммой. В калужской электричке.
3. В тех же электричках гитарист классика, усиленный колонкой. Бородатый.
Тронул бы меня струнный квартет, играющий вивальди в переходе (сталкивался с таким, но давно)? Не знаю.
За Белла вообще не скажу. Самое сложное произведение вовсе не обязательно будет самым красивым. Большинство его просто не поймёт. Заставьте сходить на концерт Гарри Гродберга ряд случайных людей без музыкального образования, а потом соберите обратную связь, будет интересно. Был на таком концерте, органная полифония слишком сложна для неподготовленного человека.
На скрипке конечно полифонию не играют обычно и она проще к восприятию.
А вообще этот эксперимент можно трактовать аж наоборот. Типа сделайте билеты по 100 баксов, напишите на афише громкое имя скрипача и громкое имя мастера изготовления скрипок, и будет не протолкнуться от людей, которым по статусу полагается ходить на дорогие концерты, на которых крутые скрипачи играют на офигенно дорогих скрипках.
А снимите со скрипача его имя, крутую скрипку, удобный для прослушивания зал и бешеный маркетинг - так никто его и не остановится послушать. Тем более он намеренно стал там, где его слушать не очень-то и удобно - идут люди, шумят поезда, ещё и час пик, в который как раз наиболее велика плотность тех людей, которым именно сейчас и надо доехать из пункта А в пункт Б.

besw

Чот мне кажется, если посадить Архиповского, он больше заработает:-/
А в калужской ляктричке ваще иногда зачотно играют.
Там еще ближе к Ерденево пенсионеры Рио-Риту играют и поют неплохо.

FieryRush

я какбе не осуждаю их и считаю, что ты прав. Действительно, статистически так и выходит - ну, не будет известный музыкант играть в метро. И никто не удосуживается постоять, послушать и оценить.
Ага, есть два объяснения -
1) людям некогда разбираться, хорошо или плохо играет чел, а с ходу оценить могут очень немногие. Поэтому люди действуют стереотипно - считают, что это обычный музыкант, каких сотни.
2) люди вообще очень плохо воспринимают то, на что не настроены. Если у вас есть какие-то необычные умения/способности, думаю, замечали, что знакомые их просто игнорируют - может показывают сначала небольшое удивление, но потом сразу же забывают об этом. Чтобы на тебя обратили внимание надо реально постараться.

olgamariy

Может стоило сыграть что-то более простое, но не менее прекрасное? И на скрипке попроще?

ты про "Времена года" Вивальди, которые исполняют в каждом переходе?
Я так как раз прислушалась бы к чему-нибудь более серьезному.

SmartS

 по этому бояну муз-тв провело свой эксперимент(недели три назад, даже 4 наверное
ригласили музыканта со скрипкой аналогичного класса ,
в итоге денег собрал в несколько раз больше .

den81

Для информации. Белл расположился у выхода из метро, а не там где поезда. Кому не лень, ищите ролик.

FANTOM

Один из выводов из этого эксперимента может быть следующим:
Америка - страна потребителей. Поэтому их волнуют айфоны и макдональдсы намного больше, чем скрипачи в метро.

tsa_2004

Помню, когда сдавал вступительные экзамены, то ездил с Войковской. Переходил всегда по длинному переходу "для гостей столицы" :), где постоянно кто-то играл, всегда ненадолго останавилался и давал символические 5 р. После экзамена опять обычно возвращался на охотный ряд, где обычно днем в подземных перехода играл сикстет... сидел на ступеньках, пил колу и слушал... :)
До сих пор люблю переходить с замоскворецкой на сокольническую не по эсколаторам, а по переходу... наверно потому что поступил :grin:

sergey63

http://www.youtube.com/watch?v=myq8upzJDJc
думаю, я бы остановился, если бы никуда критично не опаздывал.

GABARTON

вряд ли в метро большое количество поклонников Баха
а Чакона с первого прослушивания кажется средством для головной боли, а не шедевром мировой музыки
и вон тётка, стоявшая и слушавшая, просто узнала его

78685

Скрипач нам не нужен
ящитаю, нужно повторить эксперимент, но скрипача одеть в жёлтые штаны

smelan22

Читал эту историю в одном из писем счастья, которые вкладывает гендиректор SPLAT в свою зубную пасту. Хотел запостить ее сюда, но решил, что кто-нибудь это и так сделает - форумчане любят такие вещи. Больше полугода прошло... :D

Igor2302

Спасибо что нашел видео )
Сравнивать результаты некорректно. Когану выпрашивать деньги помогала симпатичная девушка. Это в разы увеличивает сборы

dima07

В этом эксперименте недооценено влияние ситуации, а весь акцент лишь мастерстве исполнения и репертуаре. Человек, похожий на попрошайку, метро, спешка и пр.
В эксперименте Дарли и Бэтсона(Darley & Batson 1973) испытуемые помогали "пострадавшему" в 63% случаях, если они при этом никуда не спешили, и в 10% случаях, если спешили. Испытуемые - студенты духовной семинарии Принстонского университета.
Сыграй он в парке в солнечный день, где люди отдыхают на травке, результат был бы другой

AlexScorpio

на самом деле спорить об условиях эксперимента бессмысленно, т.к. неясна сама цель эксперимента. Что они хотели получить-то?

ETrohkina

Бабла по 100 грина с рыла без затрат на аренду помещения вестимо. Шаллер же написал, что дело было в марте, в разгар кризиса...

dima07

они хотели получить зависимость альтруизма испытуемых, выявленного с помощью опросника, и реальной помощью "пострадавшему". зависимость получилась слабая. А такой незначительный ситуационный фактор, как "спешка", разделил результаты в 6ть раз. Т.е. альтруисты, которые спешат, помогают гораздо реже, нежели не спешащие эгоисты

navstar

http://www.youtube.com/watch?v=myq8upzJDJc
Такие ролики лучше смотрятся без комментариев. Типа человек в метро охрененно играет, а люди проходят мимо и не оставнавливаются. Титры про то, кто именно играет, на чём играет, что играет, зачем играет и т.п. тут только портят картину.
Кстати, музыка так себе. Им надо было что-нибудь помелодичнее подобрать, чтобы за душу цепляло.

_NEKTO_

>Играл он одни из самых сложных произведений, из когда-либо написанных,
Так и я могу... Ты "Мурку" сыграй. [c]

vvasilevskiy

Может стоило сыграть что-то более простое, но не менее прекрасное? И на скрипке попроще?
+1, он бы еще оперы попел и балет бы сплясал. Сложные музыкальные произведения слишком сложны для нормальных людей и понятны только музыкозадротам. Это как клуб, кто надрочит больше за день-не спорю искусство требуется, вопрос а кому оно нах надо?
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: