100 лет Цусимы

gateway-2002

тут мне народ подсказывает что ровно 100 лет назад мы здорово лоханулись

popov-xxx25

Русско-японская война вспыхнувшая в феврале 1904 года в результате конфликта интересов Санкт-Петербурга и Токио, стала первой войной, в которой радиосвязь или беспроволочный телеграф, как он тогда назывался, использовался обеими сторонами для обеспечения связи со своими войсками.
Беспроволочный телеграф был изобретен Гильермо Маркони всего за несколько лет до этого, но немедленно стал использоваться главным образом военно-морскими флотами для связи между судами и между судами и землей на больших расстояниях. Японцы установили беспроволочные аппараты на всех своих кораблях; это были точные копии изобретения Маркони, но по характеристикам они определенно ему уступали, поскольку могли работать только на одной частоте и имели дальность всего 95 км. Русские также имели беспроволочные аппараты на борту своих военных кораблей и на многочисленных наземных станциях, расположенных около их военно-морских баз на Дальнем Востоке.
С самого начала войны русские использовали радио не только для обычной радиосвязи, но также и, хотя и несколько необычным образом, для целей совсем отличных от тех, для которых оно предназначалось. Это использование радио можно считать эмбриональной стадией РЭБ. Так, Япония начала войну с внезапного нападения на российские военные корабли стоявшие на якоре в портах Чемульпо и Порт-Артур на западном побережье Корейского полуострова в Желтом море. Однако во время частых атак японцев на российские суда в Порт-Артуре, радиооператоры на российской базе часто замечали, что перед атакой они могли слышать в наушниках увеличивающийся по интенсивности радиообмен между японскими кораблями; это было возможно потому, что японцы использовали радио без всяких предосторожностей и не скрывали своих радиопередач. Поскольку эти сигналы перехватывались задолго до появления кораблей противника, это предупреждало русских о неминуемой атаке и поэтому, они могли привести в боевую готовность свои корабли и батареи береговой обороны прежде, чем японцы начинали обстрел.
В одном из таких заслуживающих внимание случаев, несколько русских кораблей вышло из порта Владивосток, чтобы внезапно атаковать японскую военно-морскую базу Генсан в Японском море. Однако японцы обнаружили их выход и поджидали их. По мере приближения российских судов все ближе и ближе к Генсан, они начали перехватывать радио сообщения, все увеличивающиеся по интенсивности, которые указывали на присутствие большого количества японских военных кораблей также направляющихся в Генсан. Поэтому, русские отказались от своих планов, которые несомненно закончились бы плачевно, поскольку весь флот противника уже ждал их в Генсан.
Это был не единственный случай когда в первый год войны русские использовали радио не для связи, а совсем для других целей. 8 марта 1904 года японцы попытались атаковать российские корабли стоявшие на якоре, на внутреннем рейде Порт-Артура и, которых не было видно с моря. Они послали два броненосца "Касуга" и "Ниссин" для обстрела рейдов не прямой наводкой, при этом используя небольшие миноносцы, соответствующим образом расположенные поближе к побережью, для наблюдения где падают снаряды и корректировки стрельбы крейсеров. Однако, оператор беспроволочного телеграфа на российской базе услышал сигналы, которыми обменивались японские суда и хотя вряд ли понимал что делает, инстинктивно нажал сигнальный ключ своего искрового передатчика (радиопередатчик - источник РЧ-излучения методом колебательного переразряда конденсатора через катушку и спинтерометр) в надежде, что это сможет каким-то образом помешать радиосвязи между кораблями противника. В результате его инстинктивных действий, ни одно из российских судов не было повреждено обстрелом и в тот день японцы, связи которых были поставлены помехи, прекратили свои действия и отошли.
Однако этот потенциал радио использовался и японцами, что вместе с игнорированием этой возможности русскими, привело Русско-японскую войну к ее финальному, неприятному для России исходу. Военно-морская кампания 1904 года была неблагоприятна для русских, в различных сражениях с японским флотом они потеряли большую часть своих боевых кораблей дислоцировавшихся на Дальнем Востоке. По этой причине Российское правительство в Санкт-Петербурге решило послать на Дальний Восток Балтийский флот, чтобы восполнить потерянные корабли и отомстить за поражения. Адмирал Зиновий Петрович Рожественский, которому было суждено стать главной фигурой одного из самых драматических событий всей военно-морской истории, был назначен командующим флотом.
За два года до этого, в июле 1902 года, Рожественский, еще не адмирал, командовал крейсером "Нинин", который в составе тридцати одного российского военного корабля стоял на рейде Ревеля на Балтийском море, чтобы приветствовать германского Кайзера Вильгельма II прибывшего на своей яхте для нанесения визита царю Николаю II. После традиционного пушечного салюта в честь гостя, оба Императора и их окружение из министров и адмиралов поднялись на борт "Нинин", чтобы наблюдать за тем как Российский флот проводит военно-морские учения.
Эти учения, которые состояли главным образом из маневрирования и стрельб по движущимся мишеням, продолжались в течение более чем трех часов. Рожественский, как бы не замечая присутствия двух Суверенов на борту своего корабля, провел маневры чрезвычайно спокойно и предельно собранно. Рожественский произвел такое благоприятное впечатление на Кайзера, что тот, только сойдя на берег, поздравил царя следующими словами: " Я был бы рад иметь среди моих офицеров флота столь же умелого офицера как ваш Рожественский ". Также, на царя произвело очень большое впечатление и безупречное поведение капитана Рожественского, и с того дня ему стали прочить блестящую карьеру.
14 октября 1904 года сопровождаемые надеждами и мольбами всей России, пятьдесят девять кораблей Балтийского флота под командованием адмирала Рожественского подняли якорь в Лиепае (Либаве) в Финском заливе и отправились в поход к далекому порту Владивосток на восточном побережье Сибири. Они прошли Атлантику, обогнули Африканский континент и, после почти двухсот дней плавания, за которые прошли 18 000 миль и преодолели множество испытаний, наконец, в середине мая 1905 года вошли в Восточно-китайское море.
Именно здесь Рожественский должен был решить, какой выбрать маршрут, чтобы войти в Японское море и достичь порта Владивосток. Было три пути: Корейский пролив с островом Цусима посередине, пролив Цугару между японскими островами Хонсю и Хоккайдо и, дальше к северу, пролив Ла-Перуза между островом Сахалин и северной оконечностью Японского архипелага.
Выбор маршрута имел решающее значение, поскольку от этого зависела судьба флота. Проблема была в том, как достичь Владивостока и избежать встречи с японским флотом, учитывая сомнительную боеготовность эскадры после длительного похода. Действительно, вопрос о том, какой маршрут следовало бы избрать, вызвал острые споры, поскольку каждый из трех маршрутов имел свои преимущества и недостатки. Целыми днями офицеры и матросы только об этом и говорили. Многие были убеждены, что им следовало бы пойти одним из северных проливов: Цугару или Ла-Перуза, поскольку оба они были на довольно большом расстоянии от японских военно-морских баз в Корее и оба были ближе к Владивостоку. Такое убеждение также вытекало и из того факта, что перед отплытием из России, на одном из кораблей - вспомогательном крейсере "Урал", был установлен чрезвычайно мощный радиопередатчик. Этот аппарат был специально сконструирован в Германии и имел дальность почти 1 100 км, что в то время было действительно уникально. Российские моряки полагали, что с таким аппаратом они смогут связаться с оставшимися во Владивостоке российскими кораблями и попросив их выйти в определенное время из порта, таким образом заманить в ловушку японский флот и подвергнуть его перекрестному огню двух российских эскадр.
Единственным человеком на борту, который никогда не говорил ни с кем, даже со своим собственным штабом по поводу проблемы выбора маршрута, был адмирал Рожественский, возможно потому, что он уже принял решение и не имел никакого желания обсуждать этот вопрос.
Японский флот под командованием адмирала Того был почти полностью сконцентрирован в заливе Месампо - в южной оконечности Корейского пролива, готовый выйти в море и перехватить корабли противника при их обнаружении. При этом японский адмирал организовал систему наблюдения на основе непрерывного патрулирования должным образом расположенных судов. Старый линкор, в качестве связующего пункта между патрульными кораблями в море и военно-морской эскадрой в порту, располагался к югу от острова Цусима. Успех плана Того базировался на предпосылке, что у него имеется максимальное преимущество визуального и быстрого раннего радио обнаружения. Короче говоря, весь план был основан на эффективности и скорости его системы радиосвязи, без которой противник мог бы ускользнуть.
С другой стороны, российский адмирал, взвесив все "за" и "против" использования радио в течение длительного похода, решил обойтись без этих драгоценных средств связи. Он рассуждал, что его главная цель состоит в том, чтобы достичь Владивостока и при этом остаться не обнаруженным и не атакованным японцами и, поскольку перехват японцами возможных радио сообщений выдал бы местонахождение российского флота, он приказал соблюдать полное радиомолчание.
25 мая 1905 года российский флот, двумя длинными кильватерными колоннами, шел со скоростью 9 узлов, направляясь к Корейскому проливу. Море штормило, видимость была плохой. Ранним утром российские корабли начали перехватывать слабые радиосигналы. Продвигаясь далее на север, интенсивность сигналов стала увеличиваться, и было очевидно, что эти сообщения были радиопередачами различных японских патрульных судов на их флагманский корабль эскадры.
Рожественский, казалось, полностью игнорировал присутствие противника и даже не побеспокоился выслать на разведку торпедные катера и продолжал полным ходом двигаться выбранным курсом.
В ночь на 27 мая море окутал густой туман, в небе была видна лишь четверть луны, видимость была всего лишь в милю. Примерно до 02:45 ничего не было видно, но затем, крейсер "Шинано Мару", который патрулировал примерно в 40 милях от островов Гото, внезапно в тумане увидел корабль идущий полным ходом со включенными навигационными огнями. Японский крейсер не имея возможности определить тип этого корабля, его государственную принадлежность и шел ли он один или в строю кораблей, последовал за ним не передавая никаких радиосообщений о своей находке.
Позднее, примерно в 04:30, "Шинано Мару", подойдя поближе, увидел, что корабль был российским госпитальным судном. В этот момент последний, заметив присутствие японского крейсера и приняв его за своего, просигналил ему световыми огнями. Эта ошибка, совершенная российским судном, привела командира "Шинано Мару" к выводу, что этот корабль должен быть частью кильватерной колонны и начал сближаться, чтобы выяснить это.
Примерно в 04:45 туман рассеялся и "Шинано Мару" смог увидеть длинную колонну российских линкоров и крейсеров на расстоянии чуть более полу-мили от госпитального судна.
"Шинано Мару" начал передавать по радио сообщение об этом на флагманский корабль адмирала Того но, учитывая расстояние между двумя кораблями и атмосферные условия в этом районе, примитивное радиооборудование на борту корабля было неспособно передать это драгоценное сообщение. Тем временем, суда Рожественского также увидели корабль, который теперь шел параллельным курсом с русской эскадрой, исчезая время от времени в утреннем тумане. Хотя русские и не смогли опознать тип этого корабля, его действия ясно показывали, что это был патрульный военный корабль противника. Все ожидали, что Рожественский вышлет свои самые быстроходные крейсеры, чтобы уничтожить корабль неразумного противника. Это был чрезвычайно критический момент для судьбы российского флота и результат всей войны мог зависеть от его решения. Рожественский приказал флоту навести все орудия на "Шинано Мару", но приказа открыть огонь не отдал.
Тем временем многие из российских кораблей перехватили тревожное радиосообщение "Шинано Мару", в котором вызывался флагманский корабль японцев. На борту "Урала" оборудованного мощным радиоаппаратом большой дальности, капитан, возмущенный тем, что не предпринимаются никакие действия против японского патрульного судна, которое в этот момент, казалось, будто желало бросить вызов всему флоту, поинтересовался у своего радио оператора о возможности создания помех радиопередачам "Шинано Мару". Оба сошлись во мнении, что, если они станут передавать непрерывный сигнал на той же самой частоте, на которой работал радиопередатчик японского корабля, то это помешало бы радиопередачам последнего, чего было бы достаточно, чтобы избежать передачи сообщения об обнаружении российского флота. Капитан, согласно субординации, доложил об этом на флагманский корабль и запросил разрешения использовать радиопередатчик для создания помех противнику. После нескольких минут молчания адмирал лаконично ответил: " Не прерывать японских радиопередач ".
Рожественский ответил отказом на совет, который в тех обстоятельствах мог оказаться решающим. Причина лежавшая в основе его отказа не понятна; возможно, он хотел продемонстрировать флоту уверенность в себе перед лицом противника, или возможно, он не сумел понять полезность электронного подавления как средства воспрепятствования радиосвязи противника.
Тем временем, "Шинано Мару" не теряя из виду противника, отошел, чтобы установить точный состав российской эскадры и лучше наблюдать за ее движением. Наконец, радиоконтакт был установлен и сообщение "Противник обнаружен!" было отправлено. Корабль продолжал непрерывно передавать информацию о курсе, координатах, скорости и т. д. эскадры противника, что ясно говорило о том, что русские направлялись к Корейскому проливу.
Как раз перед рассветом на море опустился густой туман, дав русским прекрасную возможность ускользнуть от японского корабля и направиться к северному проливу Цугару или Ла-Перуза. Офицеры штаба Рожественского просили его вновь изучить ситуацию, поскольку стало очевидным, что между японской эскадрой и "Шинано Мару" установлен радиоконтакт, к которому к тому времени присоединились другие патрульные корабли. Однако все попытки убедить адмирала, были бесполезны. В этот момент, рассерженные его упрямым отказом старшие офицеры эскадры, приказали своим радиооператорам мешать любым возможным способом радиопередачам между кораблями противника, но было уже слишком поздно.
Когда утренний туман рассеялся, все оставалось по-прежнему. Эскадра Рожественского, в сопровождении патрульных кораблей противника, продолжала двигаться, забыв обо всем, как будто бы оттягивая свою неизбежную судьбу, курсом на Корейский пролив.
Японский флот был в море. Адмирал Того с тревогой ожидал известий о российском флоте и вздохнул облегченно, когда получил радиосообщение с "Шинано Мару" и немедленно приказал своему флоту поднять якорь и идти навстречу противнику.
Примерно в 13:30, когда русская эскадра во главе с линкором "Суворов" с Рожественским на борту, шла полным ходом к Корейскому проливу к востоку от острова Цусима, внезапно на горизонте появился японский флот.
Рожественский немедленно отдал приказ открыть огонь. Двумя минутами позже, как только его корабли оказались в положении для стрельбы, адмирал Того ответил своими орудиями. Лавина снарядов обрушилась на флагманский корабль русских. В мостик, на котором находился весь русский штаб, попало несколько снарядов. Рожественский был тяжело ранен и потерял сознание, а весь его штаб был или ранен, или убит.
Результат сражения известен: адмирал Того, быстрыми и блестящими маневрами, вынудил русские корабли попасть под свой собственный перекрестный огонь, безжалостно уничтожая их один за другим. Только трем кораблям удалось достичь Владивостока, а остальной части флота пришлось поднять белый флаг и сдаться. На одном из этих судов находился раненый адмирал Рожественский, который без сознания был взят в плен. Самоуверенность и беспечность, которая так впечатлила двух Императоров во время учений на Балтике, оказалось роковой для Зиновия Петровича Рожественского, когда он встретился с глазу на глаз с противником в боевой обстановке.
Неизвестно, дала бы лучшие результаты другая тактика ведения боя при выполнении той чрезвычайно трудной задачи, которая была возложена на адмирала Рожественского. Если бы даже радиопередачи "Шинано Мару" направленные адмиралу Того были подавлены, тем самым лишив его информации о российском флоте, превосходство японского флота, очевидно, могло бы принести победу в любом случае. Однако нельзя отрицать, что если и был способ для Рожественского спасти жизни многих тысяч российских моряков, то это было немедленное использование рудиментарного РЭП. Для постановки помех мог бы быть использован мощный радиопередатчик корабля "Урал", как на том настаивал его капитан, который если бы не сорвал, то по крайней мере замедлили бы прохождение радиосообщения адмиралу Того об обнаружении русского флота

sirp

еще я читал, что наши корабли были перегружены углем, из-за чего ватерлиния проходила слишком высоко - там, где броня была слабее и японские снаряды ее легко пробивали.

popov-xxx25

Это как так? Чем ниже, тем броня толще? Я всегда думал, что наоборот.

rkagan

сдается мне, что это бред..

smail

во, даже 100 лет назад ваша армия лошила. И её били кому не лень. Это даже Энгельс признавал, на основе учения которого была построена ваша любимая "империя СССР". Колосс на глиняных ногах.

TOXA

Хоть и были шикарные проблески осознанности на местах (типа изобретения миномета и применения морских мин на суше, плюс то, что описано в статье но проипали войну абсолютно бездарно.
Я склонен видеть в этом убожество подготовки "господ офицеров", которые классно шагали на парадах и умирали с бешенной скоростью.

popov-xxx25

Я склонен видеть в этом убожество подготовки "господ офицеров", которые классно шагали на парадах и умирали с бешенной скоростью.
Т.е. ты поддерживаешь анонимуса, что у нас говноармия? И иннуэндоподобных в том, что войну мы выигрываем (если выигрываем) исключительно на простых солдатах? Не благодаря, а вопреки командованию?
Оответ неправильный. Эти господа офицеры потом ещё с немцами 2.5 года месились, а потом ещё 4 с красными. Хотя, всякие были офицеры. Недостаток подготовки был у высших офицеров (и это некоторые из них сами отмечали которые любили, чтобы их подчинённые классно шагали на параде. А умирали с бешеной скоростью как раз не наши, а японцы. Типа это у них почётно.

potana

На самом деле что там произошло и почему объединенный флот балтики и черного моря был почти в полном составе потоплен так и останется тайной. Исторических трудов или воспоминаний руководителей не осталось. А то что осталось писалось с целью опозорить царский режим.
А вообще очень интересно почему вдруг флот Российской империи, который не знал поражений несколько сот лет, вдруг взял и сдулся.

TOXA

Ну, допустим, в ПМВ практически всех кадровых офицеров в первые месяцы перестреляли. Там вообще части по десять раз за год сменяли состав порой.
Я говорю о том, что до уровня полковника-майора (считай- офицеры поля боя, те, которые принимали тактические решения) все было пучком, а вот дальше, создается впечатление, что одни рыцари в беленьких латах сидели. Эти сраные дворянские замашки, как правило, вели лишь к росту потерь русских солдат. А это неправильно.
У нас не говноармия, но ей сейчас нужен катарсис. Самый классный автомобиль нуждается порой в ремонте или профилактике. Это- тот же случай. И прежде всего- надо отказаться от великодушия ценой жизни русских солдат (в самом широком смысле- лейтенант или полковник- тоже солдаты).

popov-xxx25

а вот дальше, создается впечатление, что одни рыцари в беленьких латах сидели. Эти сраные дворянские замашки, как правило, вели лишь к росту потерь русских солдат. А это неправильно.
Опять ты понёс истерический бред (типа того, что все русские обязательно вымрут и тебе их не жалко, типа так и должно быть).

TOXA

А в ПМВ, если ты не в курсе и с нашей, и с немецкой стороны офицеры шли в бой часто даже не пригибаясь... Конечно, это вызывало порой восхищение солдат, но веселуха начиналась, когда всех офицеров выкашивали.

TOXA

А при чем здесь вопрос о вымирании русской нации?

pita

Откуда статья?
В ней совершенно не рассмотрена техническая сторона всего этого мероприятия. А именно: во время следования к месту боя наша эскадра была вынуждена двигаться со скоростью самого медленного корабля, работавшего ещё на угле - щас не вспомню его название. Дополнительная беда угля в том, что его приходилось загружать на корабль дедовским методом - лопатами, что, естественно, было медленным процессом. Японский же флот был составлен из быстрых кораблей - насколько я помню, средняя скорость японской эскадры раза в полтора была выше скорости нашей эскадры - во многом из-за одного или двух самых медленных кораблей. Таким образом, у нашего адмирала помимо его бездарности была ещё одна проблема при маневрировании - выполнять манёвры быстро и не разрывая строя он попросту не мог. В отличие от японцев.

popov-xxx25

А в ПМВ, если ты не в курсе и с нашей, и с немецкой стороны офицеры шли в бой часто даже не пригибаясь... Конечно, это вызывало порой восхищение солдат, но веселуха начиналась, когда всех офицеров выкашивали.
Ай-яй-яй. Просвещение на форум.локал. Все офицеры все 4 года войны шли в бой не пригибаясь и всех их выкашивали в первом же бою поголовно. Самому такой абсурд не стыдно писать?
1.Ты что, предложишь офицеру в бой ползком ползти?
2.Были примеры, когда ходили, и их не выкашивали. Так всю войну и проходили. А потом ещё и гражданскую. И это имело воздействие в первую очередь на вражеских солдат. И вообще, "если ты не в курсе" война быстро превратилась в позиционную.

TOXA

Само собой, речь о первых боях. Дальше народ поадекватнее пошел.

popov-xxx25

А при чем здесь вопрос о вымирании русской нации?
При том, что твои вопли (по-другому трудно назвать) по поводу необходимости уничтожения большей части российского населения настолько же бессмысленны, как и оправдывание военных неудач "дворянскими замашками офицеров".

popov-xxx25

В ней совершенно не рассмотрена техническая сторона всего этого мероприятия.
Как раз таки в ней рассмотрена техническая сторона . Которая совершенно не рассмотрена была в тех статьях, где рассматривался способ загрузки углём.
Зы. Это глава из книги Марио де-Арканджелиса "История РЭБ".

pita

Это, скорее, радиотехническая - а на чём ещё заострять внимание автору книги с таким названием?
Способ загрузки отразился на времени перехода - не более того. Удлинив его на пару суток.
А вот итоги Цусимского сражения были тщательно проанализированы в Англии и были одним из существенных аргументов при создании корабля нового поколения - "Дредноута".

TOXA

Реально были такие? Прям так и сказал: нам надо уничтожить бОльшую часть российского населения для всеобщего счастья?

natali22061979

Весьма занятная статья.

minher

Беспроволочный телеграф был изобретен Гильермо Маркони
Брехня! Первую передачу сигнала по воздуху осуществил Попов, а гнида Маркони запатентовал его изобретение у себя в Италии спустя восемь месяцев. А потом еще набрался хамства и предложил Попову сотрудничество. Когда тот увидел аппарат Маркони, один в один слизанный с его изобретения, он его послал подальше. В результате Маркони, не имевший понятия о "своем" изобретении, продал его... брехать не буду, но по-моему, Дженерал Электрик, - и стал миллионером, а на Западе стал считаться изобретателем радио.
Ты откуда статью эту взял?
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: