Автопилот(!) МиГа-23 превзошел Матиаса Руста. Сбивать - не сбивать...

Irina_Afanaseva

Автопилот МиГа-23 превзошел Матиаса Руста
stoletie.ru
Двадцать лет назад, 28 мая 1987 года, в Москве случился грандиозный скандал: на Красной площади приземлился самолет Cessna-172, который пилотировал 19-летний немец Матиас Руст. После этого должностей лишились министр обороны Сергей Соколов, главком войск ПВО Александр Колдунов, главком ВВС Александр Ефимов и еще около 300 генералов и старших офицеров. Но мало кому известно, что спустя два года произошел куда более скандальный инцидент - ПВО НАТО пропустили боевой советский самолет МиГ-23, упавший в Бельгии. "Зачищать" свой генералитет натовцы не стали и голосить о своей слабости вовсе не собирались…
Его просто не стали сбивать
Утверждают, что молодой немец тщательно готовился к перелету, собирался стать "вестником мира". Отлично понимая, что это будет непросто, он совершал многочасовые перелеты над Атлантикой. 25 мая, за три дня до полета, Руст приехал в Хельсинки. Для отвода глаз летчик представил финским властям план полета в Швецию, куда и взял курс сразу после взлета. Лишь оказавшись над морем, Руст резко поменял направление. Он пересек границу СССР недалеко от города Кохтла-Ярве.
Советская ПВО, вопреки появившимся вскоре пропагандистским сказкам, сработала предельно четко и профессионально.
После обнаружения нарушителя в воздух поднялся истребитель Су-15, пилот которого передал на командный пункт Ленинградской армии ПВО, что видит самолет типа российского Як-12, но другой раскраски.
Командующий Ленинградской армии ПВО генерал-майор Кромин сообщил оперативному дежурному Московского округа ПВО генерал-майору Резниченко о том, что "...в границах соединения находится неопознанная цель... выдаем ее уже давно... три раза наблюдали локационно, визуально наблюдали один раз…".
Тем временем немец сменил курс и, следуя над шоссе Ленинград-Москва, добрался до Красной площади.
Ему очень повезло – в советских ПВО действовала новая инструкция, запрещающая поражение невоенных летательных объектов.
Принята она была после памятной трагедии с южнокорейским лайнером "Боинг-747" с 300 пассажирами на борту, вторгшемуся в воздушное пространство СССР 1 сентября 1983 года. Лайнер, пролетавший над районами, закрытыми даже для следования машин отечественной гражданской авиации, не отвечал на запросы с земли, никак не реагировал на предупредительные маневры советских истребителей и был сбит.
Это и спасло жизнь Русту, а вовсе не мнимая слабость советской ПВО. Попробуем представить себе, что Руста сбили после обнаружения. Вой о молодом "вестнике мира", убитом безжалостными русскими варварами, продолжался бы много лет.
Знаток советских и немецких тюрем
Вид Красной площади вызвал у Руста (на фото в середине) страх, поскольку та показалась ему очень маленькой. "Чтобы совершить посадку на Cessna, мне хватило бы 200 метров, я предпринял три попытки и трижды набирал высоту вновь: внизу собралась толпа любопытных, происходящее было похоже на фильм Феллини, - утверждает Руст. - Я боялся кого-нибудь поранить или задавить".
В результате самолет приземлился на Красной площади. "Тут я заглушил мотор и долго сидел в кабине, целых четверть часа, - вспоминает Руст. - Я спрашивал себя, не стоит ли вновь взлететь и вернуться назад. Слишком поздно, Матиас, ответил я сам себе. Горючего не хватит. Я решился, открыл кабину и спустился. Меня сразу же окружила толпа... Люди не выглядели враждебными. Им было любопытно, они улыбались".
На суде немца приговорили к 4 годам заключения. Через 14 месяцев после приговора пришло неожиданное избавление.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко подписал указ об амнистии Руста. "Если бы было возможно вернуться назад, то я, скорее всего, не совершил бы свой полет",- признался позднее Матиас Руст в интервью газете "Бильд".
Он вернулся в ФРГ. Вместо службы в бундесвере стал "альтернативщиком" - поступил на гражданскую вахту медбратом в одном из госпиталей Гамбурга. В ноябре 1989 года Руст во время очередного дежурства набросился с ножом на медсестру и нанес ей несколько серьезных ранений - за то, что она не позволила ему себя поцеловать. Следующие два с половиной года он провел уже на немецких нарах. "Я не могу объяснить, что на меня наехало. Я бесконечно сожалею о своем проступке. Меня все время подмывает еще раз извиниться перед этой женщиной за содеянное. На самом деле я вовсе не агрессивный человек", - уверяет Руст.
В 1994 году Руст вновь приехал в Россию (уже легально). Немец открыл в Москве обувной магазин, однако "громкое имя" не помогло, и бизнес прогорел. Поездив по миру, Матиас вернулся на родину.
В 2001 году Руст снова напомнил о себе. Из универмага в Гамбурге он украл кашемировый свитер.
Его приговорили к штрафу в 5 тысяч евро. Сейчас он стал гораздо уравновешеннее - бегает по утрам трусцой, но счастья так и не обрел: три года назад развелся со своей второй женой-индианкой, с которой познакомился в Тринидаде и Тобаго. Свои деньги Руст зарабатывает как профессиональный игрок в покер. Самый крупный выигрыш, по его словам, составил 750 тысяч долларов, которые перепали ему в одном из казино Лас-Вегаса. Однако он их быстро спустил…
После инцидента все заговорили о слабости Советской Армии. Разразился мировой скандал. Привлек внимание к случившемуся сам Михаил Горбачев, старательно зачищавший армейское руководство. Впрочем, генсеком двигали не только эмоции, случившееся стало поводом к отстранению "консервативных" военных, которые могли воспрепятствовать "перестройке".
Автопилот хитрее натовской ПВО
4 июля 1989 года в Бельгии, около городка Куртрэ, произошло событие, потрясшее местных жителей и изумившее авиационных специалистов всего мира. Частный дом семейства Делауэр протаранил боевой самолет... с советскими опознавательными знаками! От полученных травм скончался бельгийский юноша.
4 июля полковник Николай Егорович Скуридин взлетел на МиГ-23 с аэродрома полка, который базировался неподалеку от города Колобжег (Балтийское побережье Польши). Но едва летчик начал набирать высоту, как сильнейший удар потряс истребитель. Случилось это на 41-й секунде полета, на высоте всего 90 метров! Резко упала скорость, МиГ начал снижаться... Скуридин едва успел отвернуть самолет от города в сторону моря и катапультировался (позже комиссия признает его действия правильными). В том, что МиГ-23 упал в море, никто не сомневался.
Но случилось невероятное – самолет удержался в воздухе и, управляемый автопилотом, прошел зону действия западногерманских, американских и бельгийских ПВО, рухнув в конце-концов в Бельгии. Как он еще в штаб-квартиру НАТО не попал.
В зоне, максимально напичканной войсками НАТО, пролетела не фанерная стрекоза, а неуправляемая боевая машина. На таком фоне рустовские воздушные похождения казались детским лепетом.
Но… этот случай прошел практически незамеченным мировой прессой. В СССР к тому времени все чаще и чаще "перестроечные" издания поминали случай с Рустом, как неоспоримое "доказательство" мнимой слабости и никчемности советской военной машины.
О том, что Руста своевременно обнаружили и не сбили лишь по политическим соображениям, вспоминать никто не собирался, тем более сравнивать его полет с полетом истребителя, управляемого автопилотом, оставившим в дураках ПВО трех государств.
Надо сказать, что особенности работы "свободной" прессы четко прослеживаются не только в происшествиях с Рустом и МиГ-23.
Американцы в свое время были ужасно возмущены тем, что в 1983 году советский истребитель сбил южнокорейский "Боинг". Для обличения "империи зла" происшедшее было использовано "на всю катушку". В СССР это трагическое происшествие помнят до сих пор. Но спустя пять лет, 3 июля 1988 года, американский крейсер "Винсенс" сбил зенитной ракетой иранский пассажирский лайнер А-300, летевший по международной трассе, причем находившийся еще над иранской территорией. Погибло 298 человек. Американцам просто "показалось", что действия самолета носят угрожающий для крейсера характер. Никто из американцев, с которыми мне довелось общаться, ничего не знал об этой трагедии. Они не читали об этом в газетах, не видели телерепортажей и воспринимали неприятную для них информацию с откровенным недоверием…

olga58

July 1989 A Soviet MiG-23 Flogger, piloted by Colonel Skurigin, took off from an airbase near Kolobzreg on the coast of the Baltic Sea in Poland, on a training flight. After take-off the pilot realized he was losing engine power. The pilot ejected and landed safely by parachute. The engine then regained power and the aircraft flew away to the West, guided by the autopilot. The fighter left the airspace of the East Germany and entered West German airspace where it was intercepted by a pair of USAF F-15s. The F-15s were denied permission to fire on the MiG and had to let it fly away. Eventually, after flying 900 km, the MiG-23 ran out of fuel and crashed into a house near Kortrijk, Belgium. An 18-year old man in the house was killed.
http://www.ejection-history.org.uk/PROJECT/YEAR_Pages/1989.h...

olga58

The strange accident of the MiG-23
04 July, 1989.
From the Soviet airbase near Kolobzreg at the seashore of the Baltic Sea in Poland a MiG-23 took off for a training flight. After the take off the pilot, Colonel Skurigin realised that the afterburner of his plane stopped and the power of the engine begun to fall. The altitude at this time was about 130-150 m and the pilot believed that the descending aircraft is unable to fly any longer. Without turning the engine off the pilot ejected and landed safely with his parachute. To the great astonishment of the ground crew the position of the plane fixed and it flew away to the West. The autopilot kept the last direction of the plane. The aircraft was not armed but the ammunition for the 23 mm machine gun was onboard. The phantom plane left the airspace of the former East Germany and violated the West German airspace where it was intercepted and escorted a pair of American F-15s. As the F-15s didn't get permission to fire they let the aircraft flew away. France also alerted its Mirage fighters being in readiness with permission to fire if the phantom plane was dangerous for French built-up areas. Eventually it was unnecessary because after some 900 km the MiG-23 ran out of fuel and crashed in the area of Kortrijk city in Belgium ( NW of Belgium ). A house was ruined due to the crash and a 18 years old young man was buried under the ruins and died.
http://mm.iit.uni-miskolc.hu/Data/Winx/stories/accid23.html

Buxgalter

факт остается фактом - известность скуригина и руста не сопоставимы.

popov-xxx25

факт остается фактом - известность скуригина и руста не сопоставимы.
фишка постов не в сравнении известности, а в том, что опять ираквар-лажу запостил. Типа автопилот оставил ПВО НАТО в дураках. А по ссылкам сказано, что имел место аналогичный случай: не было приказа на сбитие.

Buxgalter

ну так я и имею в виду, что ситуация почти аналогичная, а информационный фон, вроде как, и не сопоставим.

popov-xxx25

Сопоставим И про то, и про другое помнят в основном только у нас и то примерно один и тот же "спецконтингент".

Buxgalter

спорить не буду, ибо тут без дискурс- и контент-анализа говорить не о чем.
пойду лучше холодный душ приму

zordan45

Я вот чего не могу понять: Исторический музей, собор Василия Блаженного и Спасская башня, создают такой угол захода на посадку, который находится за пределами всех норм. Самолет надо было просто бросить на площадь с высоты 30 метров или без вазелина втиснуться на Васильевский спуск. Т.е. несмотря на посадку с 3 захода напрашивается мысль о спецподготовке, либо об адском везении. Может действительно повезло профессиональному игроку?

cat000

Как рассказывал подполковник Майоров (вроде бы, он. Хотя давно было, не помню. В любом случае, тот, кто рассказывал, в момент полета Руста находился на дежурстве, так что немного в курсе Руста не сбили не из политических соображений, а потому, что сначала тупили - никто не хотел брать на себя ответственность - а потом самолет летел ниже зоны видимости ПВО. И, если мне не изменяет память, летел он не по Ленинградке, а по Октябрьской ж/д.

seregaohota

Он тогда реально не на Красной площади сел, а у Москвы реки по другую сторону от собора Василия Блаженного. Про Красную площадь круче было шуметь.

urchin

Сопоставим И про то, и про другое помнят в основном только у нас и то примерно один и тот же "спецконтингент".
Неправда. Про Руста я знал ещё с 1987 года. Про нашего пилота узнал только сегодня.
ЗЫ даже помню карикатурную схему Москвы, где над красной площадью летит самолёт и пилот высовывается из кабины и спрашивает "Ве из зе ред скве?"
Про самолёт в Бельгии не видел и не слышал, и сомневаюсь что были подобные карикатуры.

otlichnica

Молодцы, кстати, НАТОвцы, не подумали предупредить людей.

seregaohota

А как ты предупредишь? Вот летит самолёт на автопилоте, никем не контролируется, лётчик покинул кабину. Куда полетит - хз. Граждане в возможном коридоре полёта, срочно эвакуируйтесь!
Моральные и материальные издержки на нашей стороне были.

seregaohota

И, кстати, по поводу первого поста. Возникает такое впечатление, что гордиться вообще нечем. И чтобы всё-таки было чем гордиться - вытаскивают старые случаи, перевирают малость, и вперёд. Мы мол гораздо круче. Были. Кажется. Но вы не сумлевайтесь граждАне.

Nefertyty

> известность скуригина и руста не сопоставимы
Потому что Руст сам прилетел, а не катапультировался при взлёте

otlichnica

Думаю, это не так сложно как кажется. Коридор достаточно узкий, т.к. направление полета поддерживается постоянным. Высота - тоже, до момента снижения. Наверняка связывались с нашими, а значит, знали сколько топлива. Упал он в сельской местности.

gena137

спустя пять лет, 3 июля 1988 года, американский крейсер "Винсенс" сбил зенитной ракетой иранский пассажирский лайнер А-300, летевший по международной трассе, причем находившийся еще над иранской территорией. Погибло 298 человек. Американцам просто "показалось", что действия самолета носят угрожающий для крейсера характер. Никто из американцев, с которыми мне довелось общаться, ничего не знал об этой трагедии. Они не читали об этом в газетах, не видели телерепортажей и воспринимали неприятную для них информацию с откровенным недоверием…
Вот этот сабж честно говоря больше внимания заслуживает.

78685

Вот этот сабж честно говоря больше внимания заслуживает.
да ладно, обычная чушь. Случай с иранским самолётом никто не пытался скрывать
Слова "Никто из американцев, с которыми мне довелось общаться, ничего не знал об этой трагедии" - обычная лапша для ушей: смысла немного, проверить невозможно, но некий эмоциональный фон типа создаёт, ага

gena137

да ладно, обычная чушь. Случай с иранским самолётом никто не пытался скрывать
Слова "Никто из американцев, с которыми мне довелось общаться, ничего не знал об этой трагедии" - обычная лапша для ушей: смысла немного, проверить невозможно, но некий эмоциональный фон типа создаёт, ага

Честно говоря мне абсолютно параллельно скрывали этот инцедент или нет, знаюет об этом пендосская биомасса или нет. Сам случай поражает, как таковой.

78685

К сожалению, случай довольно типичный... А что в нём поразительного?

gena137

Что ты имеешь ввиду?

78685

Ну в смысле ПВО-шники иногда ошибаются и сбивают свои или гражданские самолёты

gena137

Ну для меня лично этот случай примечатлен реакцией американской общественности. Этот случай описан у Кара-мурзы в книге "Манипуляция сознанием". Он пишет, как пендосы с воздушными шариками этих убийц встречали. Как героев.

78685

Кара-мурза походу сам любитель манипулировать сознанием
Естественно, мнения пендосов по этому поводу разделились и были крупные разборки в конгрессе.
Были и те, кто с шариками (если Кара-Мурза их не выдумал, конечно были и те, кто говорил, что капитан - долбо*б, что видимо недалеко от истины

MammonoK

А Кара-Мурза манипулятор сознания и есть.

gena137

Все мы манипуляторы.

natunchik

Ну для меня лично этот случай примечатлен реакцией американской общественности. Этот случай описан у Кара-мурзы в книге "Манипуляция сознанием". Он пишет, как пендосы с воздушными шариками этих убийц встречали. Как героев.
Ну там как бы всё-таки война была. За пару месяцев до этого какой-то корабль на мине подорвали, за год, кажется, именно по такому сценарию иракский "Мираж" забомбил какой-то крейсер. То есть с одной стороны промывание мозгов, конечно, было, но с другой чуваков тоже можно понять — лучше по ошибке сбить мирный вражеский аэробус, чем кормить рыб на дне персидского залива, если это вдруг окажется всё-таки истребитель.

gena137

лучше по ошибке сбить мирный вражеский аэробус, чем кормить рыб на дне персидского залива, если это вдруг окажется всё-таки истребитель.
Возмущен Вашей циничной и беспринципной позицией.

sidorskys

Возмущен Вашей циничной и беспринципной позицией.
А ты бы что выбрал из двух вариантов?

gena137

Даже странствующий ёж Василий из общего смысла моего поста мог это понять.

sidorskys

Не обязательно, человеческая природа бывает очень противоречива.

gena137

Это ты точно смекнул.

78685

Кстати, просматривается определенная симметрия с известным делом Ульмана. И в плане схемы произошедшего, и в плане "встречи с шариками как героев"

TOXA

Блиин... надо было валить его сразу.
Если чо- мы не при делах, не в курсе... хз, может, топливо кончилось? Пилот погиб от острого отравления свинцом И вообще, кто-то к нам залетал? Вы знали и не предупредили?! Это вы виновны в его смерти! Суки, вестник мира погиб по вашей буржуйской халатности!- Дальше поднимать вой на тему загубленной жизни юного придурка.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: