Как правильно настраивать пианино?

elenavs15

Я так понимаю, настраиваем по камертону одну ноту (ля далее - октавы, потом - квинты и кварты. А вот потом - проблемочка. Не то что бы я плохо слышал интервалы, но, например, малую секунду точно определить на слух довольно сложно. Какая там техника? Или всё-таки всё настраивается именно от одной ноты?

NIGHTDEATH

Гугл ищет http://www.google.ru/search?hl=ru&q=piano+tuning&lr=
Но это нетривиально.
Юзай тюнер.

agroprom

к нам домой как-то приходил настройщик
по камертону настроил, вернее проверил одну клавишу, а остальные уже проверял по ней
а ты собираешься ВСЕ клавиши настраивать?
обычно расстроенные дребезжат, т.к. молоточек ударяет по двум струнам, подтягивают чаще всего одну из них, другая (чаще всего) бывает в норме
во всяком случае у нас было так
ну и слух у настройщика должен быть хороший, до четверти тона

elenavs15

Слух должен быть точнее, чем до четверти тона
Ну со слухом у меня проблем нет
Про то, что расстроенные дребежжат, я знаю, конечно. Сначала нужно настроить одну, потом к ней достраивать остальные. Вопрос-то не в этом. Блин, тюнер ещё где-то накопать надо... Хотя можно обойтись компом, конечно.

agroprom

малую секунду точно определить на слух довольно сложно
Ну со слухом у меня проблем нет

elenavs15

По-английски ниасилю, наверное =)
Вот чо нашёл =)

elenavs15

Наверное, это сложно объяснить =)
Но я подумаю, как

Rozarioagro

Чё-та там мало. Но инфа интересная, кое чего не знал.
Если ты понял, то теоретически настраивать квинты от октав - нельзя (настройщик упомянутый в треде - просто отец, ему всё можно).
Потому что ты настроишь квинту чисто (значение чистой квинты есть 3/2 а не 2^(7/12)=1,4983070768766814987992807320274!=3/2 (это значение квинты, которое "должно" быть на фортепиано "в идеале". "В идеале" означает, что мы забиваем на то, что пишет товарищ про _реальные_ струны, про то, что у них обертоны отличаются от теоретических. "Должно" означает, что у нас в данные момент так вроде бы все настраивают фортепиано, гитары, многие, короче, инструменты. ).
Ты не сможешь, типа, на слух отстроить 2^(7/12 зато скорее всего сможешь отстроить 3/2 (ибо они легко отстраиваются по отсутствию биений. Конечно интересен вопрос о точности, что мол может быть у тебя точность настройки будет хуже, чем 3/2-2^(7/12)=-0,0016929231233185012007192679726275.
Гитарам, кстати, деваться некуда от такого строя - у них лады на грифе разложены "в идеале" ровно по закону 2^(x/12). (12 лад делит струну ровно пополам "в идеале").
А вот фортепиану можно настроить чисто. Например так.
По камертону Ля. Ну октавы от неё - понятно.
Далее от неё квинту вверх - ми (от неё тоже октавы). Далее си вверх квинту. Квинты типа точные, ровно 3/2.
От ля вниз квинты - ре, соль, до, фа.
Имеем уже 7 нот - белые клавишы. Настроенные идеально. фа, до, соль, ре, ля, ми, си (не запомнил - ).
От фа вниз квинта будет си бемоль. От си вверх - фа#.
можно смело, например, отстроить вверх ещё 5 диезов - фа#, до#, соль#, ре#, ля#.
А вот если теперь попытаться отстроить ещё ми# вверх от ля#, то он же должен совпасть с фа чистым! А фиг!Это надо чтобы (3/2)^12=129,746337890625 (мы же уже 12 квинт вверх отложили! (ну, делили по пути на 2, чтобы за диапазон фортепиано не вылезти равнялось 2^7=128.
Как видим, мы ускакали вверх на 7 октав. Разделим же на 2^7=128 и спустимся с небес на землю.
[(3/2)^12]/128 = 1,0136432647705078125.
Малая секунда равна 2^(1/12)=1,0594630943592952645618252949461 (не точно, понятное дело - малая секунда - натуральная дробь как и все другие нормальные интервалы, но 2^(1/12) - неплохое приближение).
При этом, если играть только в тех тональностях, где используются первые 5 диезов, и вообще не исползовать 6 и 7 диез и бемоли, то фортепиано будет играть просто замечательно, в теории гораздо лучше обычного. Вот только в других тональностях лучше не играть.
Как видим, разница между ми# и фа, отстроенных по "идеально" чистым квинтам (и, т. о., это "идеально" чистые ми# и фа) - где-то 1/5 секунды. Услышать можно. Будут биения.
А на пианино 1 клавиша.
Вот поетому и предлагается строить все ноты на пианине по 2^(x/12) "в идеале". Вроде примерно так и строят.

От себя могу предложить искать тюнер или настройщика.

Rozarioagro

От себя могу предложить искать тюнер или настройщика.
Или настроить квинтами, поглядеть что получится... Вдруг у тебя ошибка за 12 квинт накопится много больше чем [(3/2)^12]/128 = 1,0136432647705078125
Заодно сможешь таким образом оценить точность своего слуха на распознавание точных квинт.

stm8646628

мб взять дешевый синтезатор, ну или прогу на компе шоб прям каждую ноту отстроить?

Rozarioagro

ну это типа и будет тюнер, только простейший.

zuzaka

Насколько я помню, кома между пифагоровым и ХТ-строем составляет всего около 25 центов. Очень сомневаюсь, что с такой комой кто-либо отличит отклонения. Во всяком случае, я таких людей не видел.
Откуда ты насчитал двадцать центов на разнице между фа и мидиезом, я не понял, не стал проверять. По идее, там должно быть что-то порядка долей цента.

Rozarioagro

А что такое цент, и как меряется полная разница в 25 центов?

zuzaka

цент - это одна сотая полутона

Rozarioagro

Откуда ты насчитал двадцать центов на разнице между фа и мидиезом, я не понял, не стал проверять. По идее, там должно быть что-то порядка долей цента.
Хрен знает, я же не в центах считал, может кто-то из нас чего-то напутал, буду благодарен если проверишь.

Rozarioagro

сотая по логарифмической шкале?.

stm8646628

слышал, что сам Моцарт ваще любили поиграть на чуток расстроеном инструменте

zuzaka

угу

dimcom

Малую секунду хоть с каким слухом трудно в точности подсечь. Попробуй-ка с хорошим слухом передвигаясь по малой секунде дойти до октавы, а потом проверь, как звучит эта октава. Результат, я думаю, будет не супер. Еще один пример: пятиструнная бас-гитара, у которой пятая струна ниже четвертой, т. е. нота «си», а не «ми». В этом случае при настройке звук чувствуется в основном жопой, а не слухом.

Rozarioagro

т. е. полутон равен 2^(1/12)
А цент равен [2^(1/12)]^1/100=1,0005777895065548592967925757932 ?
Или же цент равен [2^(1/12)-1]/100 ?
Цент это интервал или мера различия интервалов?

Rozarioagro

А, догадался что интервал, второй вариант смысла не имеет.

zuzaka

Интервал. Короче, чтобы не смущать общественность утверждениями "по памяти", советую заглянуть в МЭС на словарную статью "строй" ("ХТК", "пифагоров строй", "кома" - что-нибудь такое)

agroprom

а кто тебя заставляет по мал. секундам настраивать?

elenavs15

Во понафлудили-то =)
Всем спасибо, будем пробовать =)
Тока пробовать я, мне кажется, буду не по квартово-квинтовому кругу, а по другим интервалам. Исключение составят малые секунды и большие септимы. Ну их совсем сложно настраивать, можно сильно налажать. Наверное, буду настраивать по схеме квинта плюс большая терция. Если вообще буду настраивать... Ключ найти не смог, блин!

agroprom

мы с братом как то настраивали плоскогубцами
жестоко, но тоже ключ не могли найти

elenavs15

Нее, нафик... Гемор, да ещё и бошки колкам посворачиваешь =\
А вообще я завтра домой еду, у отца стрельну струмент и попробую где-нибудь...

stm5641203

кроме прочего есть и такая тема, что в пианино -в совковом точно такое бывает достаточно часто,а иностранных не много видела-что не все струны изначально правильно подобраны. то есть если их натянуть как положено, как раз стройных интервалов и не получится. нудно каким-нибудь хитрым способом подбирать настройку именно в этом случае настройку. такой геморрой, вастноти, у меня дома с ф-ном. правда, я заметила, что ф-ны, у которых есть такие траблы, имеют несколько необычное звучание. их звуки при качественной настройке тастоко же различны, как и голоса птиц. поэтому я даже рада, что в моем ф-но етсь такой брак.

Mausoleum

Когда начнешь настраивать, столкнешься с главной проблемой. То, что тебе тут понаписали, не так и страшно. А реально обламывает то, что когда ты подстроишь уже почти всё, с ужасом выяснишь, что то, с чего начинал, изрядно "просело". Опытные настройщики первые ноты перетягивают, я сам удивился в первый раз, когда услышал работу опытного настройщика. Объяснение, думаю, понятно - меняется нагрузка на станину всю чугунную, она изгибается иначе.
А делать этот процесс итерационно (т.е. в несколько проходок конечно, можно, но рискованно - посрываешь на хрен колки. Не сейчас, так при следующих настройках. У них довольно ограниченный ресурс обычно...

yury32

Я тут решил, что в дома посмотрю, как это делает отец. Он настраивал у нас дома, так что стопудово в курсе, как это делается... Да, перетягивать - это проблема... С гитарой попроще будет Лан, будем учиться! Полезная наука! =) В общем, всем огромное спасибо, я поехал домой! =) //
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: