Куда делся патриотизм в России

Arthur8


Всю свою сознательную жизнь я считал себя патриотом своей страны. Воспитанный на советских фильмах и книжках про войну, ещё несколько лет назад я считал своим долгом, в случае необходимости, быть готовым умереть за свою страну. Однако в последнее время чувствую, как эта готовность неумолимо испаряется. Попробую систематизировать, почему:
1. Самый главный вопрос, который я себе задаю, это «что для меня Родина?»
Моя Родина исчезла в 91-ом году. Та территория, которую десятилетиями нам завещали защищать до последней капли крови, оказалась усечена на четверть росчерком пера государственных преступников во власти. Естественно, у меня возник разумный вопрос – раз та земля, которую государство, в случае опасности, велит нам защищать ценой собственной жизни, может по договорённостям российской дипломатии, обслуживающей ныне лишь интересы госкорпораций, перейти под улыбки и заверения о дальнейшем сотрудничестве под контроль соседней державы, то зачем я должен тратить причитающиеся мне годы жизни на её защиту? Особенно, если после этого улыбающийся Лавров, горделиво назовёт случившуюся потерю территорий небывалым достижением, по аналогии с произошедшей на днях «большой победой таджикской дипломатии».
Государство предало парней, воевавших на Кавказе, когда решило самоустраниться от решения громоздких проблем региона, предпочтя, как плохой офицер в казарме, возложить их на «дедов» - местную элиту, которая обеспечивает видимость лояльности за беспрецедентные финансовые вливания. Но домохозяйки и бабушки на лавке по факту довольны - ведь телевизор и кремлёвские «охранители» в своих пропагандистских статьях разъяснили им, что Путин-кормилец усмирил Кавказ. Вот только о том, что бандформирования в Дагестане множатся, как грибы, а непропорционально высокие бюджеты трёх северокавказских республик сформированы в ущерб соседним русским областям, Алексей Пивоваров и Мария Ситтель бабушкам не расскажут, ибо непозитивно и не соответствует окрыляющему лозунгу Президента «Россия, вперёд!».
2. Почему я должен быть патриотом государства, элита которого ссыт людям в глаза, даже не утруждая себя заверениями, что это всего лишь роса?
Наиболее яркие примеры – это награждение чиновников «Транснефти», аккурат после коррупционных разоблачений Алексея Навального и реакция власти на недавние межэтнические волнения в столице. Во втором случае оказалось существенно легче в стотысячный раз залиться лаем про «русский фашизм», чем признать крах национальной политики Кремля, при которой недовольство граждан бесконтрольной иммиграцией и серьёзными правовыми преференциями для выходцев из Сев. Кавказа, годами попросту игнорируются. Если 2 столетия назад генерал Ермолов саркастично просил Александра I сделать его немцем, то сегодня впору требовать назначить себя чеченцем, ибо последние являются отдельной кастой в Российском государстве, находясь над законом.
3. В ответ на радикальные требования Манежной площади «Россия - для русских, Москва - для москвичей» творческая интеллигенция оперативно оформила в слова действия российской власти роликами на Youtube «Москва для всех».
Да, Москва столица страны, поэтому формально она является общероссийским городом. Но при этом в ней живёт несколько миллионов людей, которые родились здесь, которые помнят её до 90-х годов, когда она была этнически «белой», которые привыкли к определённому кодексу поведения. И вот сейчас нам говорят «Москва для всех». Может, сперва нашей «совести нации» вместе с Кремлём озаботиться применением схожего лозунга к республикам Северного Кавказа? Типа, «Грозный для всех», «Дагестан для всех». А то меня крайне смущает мизерный процент русского населения в этих, пока что российских регионах.
Всё это очень напоминает коммунальную квартиру с подселением. Вы расставили горшочки с цветами на кухонном окне, повесили в коридоре репродукцию Айвазовского, отвели кошечке место под туалет. В общем, создали свой неповторимый уют. А тут вдруг в квартиру заваливаются с чемоданами три угрюмых гражданина, осматриваются недружелюбно, трескают шикарного пенделя кошечке, задумчиво сидящей на Катцане, срывают Айвазовского и прилепляют на скотч плакат с Рэмбо. После чего заявляют «Теперь мы будем тут жить», а на Ваши возмущённые всхлипывания отвечают: «Все вопросы к управдому. Он разрешил». Вы семените к последнему с жалобой и видите там толпу таких же, как Вы, притеснённых. К нему не пробиться, и после многочасового стояния под дверями и скандирования бытовых речёвок, Вы понимаете, что ему пофиг на Вас и Ваши переживания. А те дом и двор, которые Вы полюбили за эти годы, уже, вроде, как и не Ваши, потому что в любой момент они могут измениться до неузнаваемости, так как решит управдом, не спрашивая Вашего согласия. И будете ли Вы после этого патриотом своего маленького дворика? Или всё же, поразмыслив, переедете на новое место, туда, где к правам и чаяниям местных жителей относятся более внимательно и уважительно?
4. Если вы меня спросите: «Ну, хорошо, не хочешь воевать за землю, а хотя бы русских ты готов защищать, в случае если на дальние рубежи России гипотетически нападёт Китай или Турция и развернёт там локальные геноциды?», то я вам честно отвечу – «не знаю!».
И тому несколько причин. Одна из них – это свободная эмиграция. Ведь немалому числу русских проживание в России кажется неприятной повинностью, которую они с удовольствием бы избежали при первой возможности. Что они и делают, в особенности отечественная элита, устроив свои собственные «6 соток» в престижных районах Лондона. Весьма показательна в этом плане новая русская героиня Анна «Штирлиц» Чэпмэн. Анна Васильевна подаётся нам, как яркий образец квасного патриотизма, особенно после того, как спела «С чего начинается Родина…» с ВВП и зачем-то вступила в «Молодую Гвардию». Но для меня стало неприятным удивлением, когда я узнал, что после высылки из США мисс Чэпмэн очень хотела переселиться на ПМЖ в Англию, и была крайне расстроена, когда британцы лишили её двойного гражданства. То есть, на эту «супершпионку», которая менее полугода бесполезно что-то там кропала в Соединённых Штатах, получая при этом от российской стороны финансовый профит, а после провала миссии страстно желала «залечь на дно в Англии», отечественный агитпроп сейчас предлагает нам страстно пофапать, как на образец истинного патриотизма. Да вот хрен! По крайней мере, от меня.
Собственно, скажите, вот мне, зная, что половину жителей какого-либо региона, в случае вооружённого конфликта, как ветром сдует за границу или в спокойные области страны, а останутся лишь те, кто хотел бы убежать, да не смог, и отчаянные патриоты, для которых слово «Родина» ещё не стало эфемерным – за каких братьев по крови я должен отдавать свою жизнь? За тех, кто в последние 20 лет научился ставить экономические, социальные, гражданские связи выше национальных? За тех, кто считает себя прежде всего россиянином, а не русским? За тех, кто привык мыслить навязанными штампами «у преступности не бывает национальности» и «чем русское быдло хуже кавказского быдла»? Это чтобы потом осознать, что я рискую жизнью за «Веру, Царя и Отечество» (в переносном смысле, конечно) в то время, как ни первого, ни второго, ни третьего уже нет и вдобавок никому они на хрен не нужны? Увольте, я эгоистично ценю свою психику и стараюсь защитить её от мощных потрясений.
А вообще, вы задумывались, что такое патриотизм и кому он нужен? Я вот не задумывался, пока мне в голову не полезли мысли, выплеснувшиеся строками выше. Патриотизм закладывается в нас с детских лет, в немалой степени благодаря идеологическому прессингу государства. И зачастую, как мне кажется, патриотизм, как и религию, элиты используют в тёмную для собственных целей. Скажите, вот кому и для чего нужно было в 1905-ом гибнуть в Цусимском сражении, в 85-ом в горах Афганистана, а 211 лет назад героически проходить через Альпы, пугая своей живучестью врагов-французов и союзников-австрийцев? Во славу русского оружия и из любви к Родине?
А ведь если поразмыслить – зачем обычному пареньку, из Перми, к примеру, нужно было участвовать в упомянутых военных кампаниях? Да в принципе незачем. От его родных мест боевые действия проходили далеко, а войны не имели характер Отечественной. Но при этом он шёл на смерть, считая за честь отдать жизнь во имя России. А всё потому, что, как рассказывали многие ветераны Великой Отечественной, в атаку их зачастую поднимало слово «надо». Вот вроде бы не видишь побудительных мотивов побежать и через 50 метров поймать животом разрывную пулю, однако внутренний голос убеждает: «надо». Вот это бессознательное «надо» как раз и есть тот самый патриотизм, крепко вбитый нам в голову с тех пор, как мы научились говорить. А спроси себя: «зачем мне это надо?» - сразу и не ответишь. Потому что заложено на уровне рефлексов. Вот и используют на протяжении всей истории это наше сусанинское «Жизнь за Царя» в своих корыстных интересах и имперских планах некоторые недобросовестные правители, как щепками распоряжаясь людскими жизнями.
То, что я написал выше, наверно можно назвать разочарованием. Разочарованием во власти, в народе, в самой государственной идее. Думается, раз так всё зыбко, то стоит ли оно того, чтобы класть на другую чашу весов свою жизнь? Конечно, человек не должен быть мещанином и, уж тем более, индифферентным овощем, а обязан стремиться к высоким целям и идеалам, будучи готовым дорого обменять свою жизнь в борьбе за коммунизм, за демократические ценности, за зелёную планету, за научный прорыв, за полёт на Марс в один конец и т.д., а не закончить свой земной путь, оказавшись раздавленным толпой на распродаже ноутбуков в «Эльдорадо».
Но хочется верить в свои ценности искренне. И если уж быть патриотом, то патриотом осмысленным, а не потому, что патриотизм сегодня в тренде. А быть им сегодня у меня не получается, так как вижу, что сегодня эта идея стала как языческий божок в раннехристианской Римской Империи, которому все вроде бы молятся, но никто в него не верит, потому что он давно стал прогнившим атавизмом.
Я допускаю, что возникновения подобных настроений, как у меня, а я уверен, что они есть не только у меня, как раз и ожидали долгих 20 лет те недоступные обывательскому взгляду кукловоды, с чьей помощью была развалена моя страна. Ведь не останется в России патриотов – и по Красной Площади можно будет спокойно промаршировать «натовских сапогом», как немцы по Парижу в 40-ом. Что ж, тогда стоит признать, у этих кукловодов неплохо получается.

От редакции: Есть небольшой нюанс - автор ставит очень важный вопрос, и в попытке ответить на него (а ответить должен каждый сам для себя) не стоит оставлять недоговоренностей.
Автор пишет: "Москва столица страны, поэтому формально она является общероссийским городом. Но при этом в ней живёт несколько миллионов людей, которые родились здесь, которые помнят её до 90-х годов, когда она была этнически «белой». Это не совсем так, о чем говорят даже названия улиц - Большая и Малая Грузинские, Армянский переулок, многочисленные Татарские. Я вот помню ее уже больше полувека, и всегда рядом с "коренным" (пишу в кавычках, потому что потомки татар, переселившихся в Москву еще во времена Рюриковичей имеют на звание коренных москвичей, думаю, не меньше прав, чем потомки пензенских и мордовских лимитчиков) населением жили инородцы.
Если же говорить о мифическом "засилье кавказцев", то всех северокавказцев, включая сюда грудных младенцев, на сегодня 6 миллионов - против 12 миллионов москвичей и 7,5 жителей Подмосковья.
Эти соображения, конечно, не снимают межнациональных проблем и противоречий, но позволяет взглянуть на них несколько объективней. А также все это связано с другим соображением автора: "...за каких братьев по крови я должен отдавать свою жизнь? За тех, кто в последние 20 лет научился ставить экономические, социальные, гражданские связи выше национальных? За тех, кто считает себя прежде всего россиянином, а не русским?"
Но приоритет гражданских связей над племенными возник вовсе не 20 лет назад, а еще в Древнем Риме, когда он, естественно, был еще не древним. Вот как научились ставить гражданское выше, чем национальное - так и стали Римом. Тем и отличается развитое гражданское общество, а в России до последнего времени оно и было таковым, что родоплеменные связи уступают место гражданским - именно так мерянские, половецкие, а позже татарские князья становились русскими аристократами. И само слово "русский" значило в старой России то же, что сегодня "россиянин" - русским можно было стать, существует в русском языке даже такой глагол "обрусеть", сегодня совершенно не употребляемый. Именно благодаря обрусению местных элит маленькое Московское княжество (450 лет назад Волоколамск был еще Литвой, а "загнать за Можай" значило выпроводить за пределы страны) стало тем, что мы сегодня гордо называем Россией.
Отсюда и вопрос - что заставляло немцев и татар воевать в русской армии, зачастую против своих соплеменников?
Посмотрим на портреты генералов времен Отечественной войны 1812 года - славянские фамилии меньше, чем у половины (Беннигсен, Багратион, Барклай). Да и те, в основном, переделанные татарские или литовские (Кутузов, Кутайсов, Тормасов). Что заставляло их умирать за интересы русского государства? Что заставляло генералов Ранненкампфа и Деникина вести русские войска чистокровного немца Николая Романова (Голштин-Готторпского) против "соплеменников"?
Да и во время Великой Отечественной войны отцы и деды тех, кого сейчас презрительно называют "черными", сидели в одних окопах с отцами "белых" - ради чего погиб на этой войне отец Туркменбаши Атамурат Аннаниязов, школьный учитель, ушедший добровольцем в 1941-м, чтобы через год погибнуть на Северном Кавказе?
Среди героев Отечественной войны: русских - 7998 человек; украинцев - 2021 человек, белорусов - 299, татар - 161, евреев - 107, казахов - 96, грузин - 90, армян - 89, узбеков - 67, мордвин - 63, чувашей - 45, азербайджанцев - 43, башкир - 38, осетин - 31, марийцев - 18, туркмен - 16, литовцев - 15, таджиков - 15, латышей - 12, киргизов - 12, коми - 10, удмуртов - 10, эстонцев - 9, карелов - 8, калмыков - 8, кабардинцев - 6, адыгейцев - 6, абхазцев - 4, якутов - 2, молдаван - 2, тувинец - 1, крымских татар-6, чеченцев - 4.
Заметим, литовцы, эстонцы, карелы и латыши имели все основания считать, что воюют против "соплеменников". Однако какие-то гражданские мотивы оказались сильнее родоплеменных, не так ли? Будем их осуждать за это, подобно эстонским судам, отправляющим за решетку ветеранов войны?
А ведь по сути, патриотизм и является исключительно гражданским понятием. Родоплеменное общество не знает патриотизма - там есть понятие "свой-чужой", и этого для такого уровня развития достаточно. А для более совершенных сообществ требуются более развитые побудительные мотивы. И появляется патриотизм, который, разумеется, бывает разным. Был ведь патриотизм и у германских нацистов ("Deutschland, Deutschland uber alles" но был и советский патриотизм, который заставлял одновременно подниматься в атаку представителей самых разных народов СССР. И пока поднимались вместе - был "Союз нерушимый республик свободных". А как перестали - так и Союза не стало, а бывший советский народ поделился на "чурок" разного цвета кожи.
Прогноз же для РФ, так и не сумевшей вообще сформировать основы, на которой мог бы произрасти государственный патриотизм - самый пессимистический. Пока что в атаку бегают только "белые" на "черных" (и наоборот) граждан формально одной страны. Вот именно, что формально... Вот и патриотизм такой - формальный.
Анатолий Баранов

Arthur8

хороший там коммент один попался к статье
Лет 25 тому назад я заметил, что у громадного большинства людей отсутсвует ностальгия. А это говорит о многом, в том числе и о патриотизме. Нет у нынешнего человека ни родины,ни флага, ни отечества.

а ведь реально же так и есть

rkagan

4. Если вы меня спросите: «Ну, хорошо, не хочешь воевать за землю, а хотя бы русских ты готов защищать, в случае если на дальние рубежи России гипотетически нападёт Китай или Турция и развернёт там локальные геноциды?», то я вам честно отвечу – «не знаю!».
...
Собственно, скажите, вот мне, зная, что половину жителей какого-либо региона, в случае вооружённого конфликта, как ветром сдует за границу или в спокойные области страны, а останутся лишь те, кто хотел бы убежать, да не смог, и отчаянные патриоты, для которых слово «Родина» ещё не стало эфемерным – за каких братьев по крови я должен отдавать свою жизнь? За тех, кто в последние 20 лет научился ставить экономические, социальные, гражданские связи выше национальных? За тех, кто считает себя прежде всего россиянином, а не русским? За тех, кто привык мыслить навязанными штампами «у преступности не бывает национальности» и «чем русское быдло хуже кавказского быдла»? Это чтобы потом осознать, что я рискую жизнью за «Веру, Царя и Отечество» (в переносном смысле, конечно) в то время, как ни первого, ни второго, ни третьего уже нет и вдобавок никому они на хрен не нужны? Увольте, я эгоистично ценю свою психику и стараюсь защитить её от мощных потрясений.
"кто убежит - тех я защищать не буду, а кто не убежит - сами виноваты"
замечательно ящитаю.
и в целом замечательно - выпукло показаны муки, в которых появляется на свет новый общечеловек.

Oleg_Plyusnin

Среди героев Отечественной войны: русских - 7998 человек; украинцев - 2021 человек, белорусов - 299, татар - 161, евреев - 107, казахов - 96, грузин - 90, армян - 89, узбеков - 67, мордвин - 63, чувашей - 45, азербайджанцев - 43, башкир - 38, осетин - 31, марийцев - 18, туркмен - 16, литовцев - 15, таджиков - 15, латышей - 12, киргизов - 12, коми - 10, удмуртов - 10, эстонцев - 9, карелов - 8, калмыков - 8, кабардинцев - 6, адыгейцев - 6, абхазцев - 4, якутов - 2, молдаван - 2, тувинец - 1, крымских татар-6, чеченцев - 4.
Что-то дагестанцев пропустил автор.
"В годы ВОВ дагестанцы также проявили свой героический характер: 58 дагестанцев стали Героями Советского Союза, семеро – кавалерами ордена Славы трех степеней, тысячи дагестанцев награждены орденами, более 150 тыс. – боевыми медалями."
http://www.narodidagestana.ru/vipusk/4/stat/velikaya_sila_patriotizma/
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: