"Величайшая геополитическая катастрофа столетия"

Kolian25

Нормальная страна: Помочь России
Мартин Вулф
12.05.2005, №83 (1365 Ведомости
Недавнее заявление Владимира Путина о том, что развал Советского Союза был “величайшей геополитической катастрофой столетия”, напоминает нам, что Россия — не просто одна из стран, находящихся в процессе перехода от коммунистического прошлого. Для многих русских, включая бывшего чекиста, ставшего их президентом, потеря империи, государства и идеологии остается предметом переживаний. Но Россия станет нормальной страной только тогда, когда ее народ начнет ценить свою свободу, а не сожалеть о былом могуществе.
Величайшей катастрофой XX в. на самом деле был не распад Советского Союза, а его создание. Советская партийная система стала организационной моделью и вдохновляющей антиидеей для гитлеровского национал-социализма. Этот преступный режим был уничтожен благодаря героизму народов Советского Союза, за что человечество должно быть им благодарно навеки. Но мы обязаны также признать, что психопат, командовавший советским государством, сделал ту войну более вероятной и более кровавой, чем она могла бы быть, в том числе и для его собственного народа. Не менее верно и то, что те, кого освободила Красная Армия, получили не свободу, а 45 лет лишения свободы. Что же касается самого СССР, то этот эксперимент привел к гибели десятков миллионов и в конечном итоге — к лишениям и нищете.
Какие же чувства должен испытывать Запад по отношению к современной России? Во-первых, это восхищение храбростью русских людей и чувство благодарности за их вклад в общую культуру. Во-вторых, это удовлетворение по поводу краха советского режима и надежда на появление современной, процветающей и демократической России. К сожалению, неутоленное желание играть роль мировой сверхдержавы, иметь имперское влияние в ближнем зарубежье и сконцентрировать власть в собственной стране — большое препятствие на пути к такому будущему.
Гарвардский экономист Андрей Шлейфер считает, что повода для волнений нет. “Россия — это типичное демократическое государство со средним уровнем дохода, — пишет он. — Более того, то, что Россия сегодня в основном рассталась со своим прошлым, то, что она больше не является "империей зла", угрожающей и своему народу, и остальному миру, — удивительное и выдающееся достижение”.
Нельзя сказать, что профессор Шлейфер полностью заблуждается. Если забыть о бесчеловечном нападении на Чечню (а мы не должны этого делать можно согласиться с тем, что распад империи был на удивление мирным. Мы также должны признать, что Россия в основном смирилась с потерей своего влияния на страны Балтии и — совсем недавно — на Грузию и Украину. Господин Путин не демократ западного типа, но он и не Сталин. В России не создана рыночная экономика западного типа, но и динозавр централизованного планирования уже мертв.
Тем не менее профессор Шлейфер также и не прав. После периода устойчивого, хотя и ограниченного прогресса наблюдается значительный регресс. Недавние индикаторы качества государственного управления, опубликованные Всемирным банком, свидетельствуют об ухудшении и без того низких показателей уровня участия широких слоев общества в принятии стратегических решений (political voice). Ситуация с установлением законности, по данным банка, незначительно улучшилась с 2000 г., но намного ниже среднего уровня по Центральной и Восточной Европе (см. график на стр. А1). Атака на “ЮКОС”, хотя и пользуется популярностью, ставит защищенность прав собственности в России под вопрос. Сосредоточение власти в Кремле точно так же подрывает доверие к заявлениям о том, что Россия — действующая демократия.

Да, действительно, частично благодаря осуществленным реформам, а частично из-за девальвации 1998 г. экономика страны активно выздоравливает. С 1998 по 2004 г. реальный валовой внутренний продукт вырос на 48%. Но и здесь есть тревожные признаки. Как подчеркивается в последнем докладе Организации по экономическому развитию и сотрудничеству, значительно более половины промышленного роста с 1998 г. пришлось на сырьевые секторы. Среднегодовой экономический рост составлял 6,6% между 1998 и 2004 г., но темпы роста капиталовложений находились на неустойчиво низком уровне — 18%. Общий профицит счета текущих операций — около 10% ВВП — безумно велик. А отток капитала после периода снижения снова возобновил рост.
По данным Всемирного банка, Россия теперь находится между Венесуэлой и Египтом по уровню подотчетности власти перед обществом и по уровню участия общества в принятии решений. Аналогичное по масштабу падение в рейтинге с 1996 г. пережила Мьянма. По всем индикаторам качества госуправления — подотчетности, стабильности, отсутствию насилия, эффективности, качеству регулирования, соблюдению законности, контролю над коррупцией — Россия значительно отстает от других крупных стран со средними доходами, таких как Бразилия, Мексика, не говоря уже о Центральной и Восточной Европе и Прибалтике. Россия вовсе не является “нормальной” развивающейся страной со средними доходами. Это огромная Венесуэла. С ядерными ракетами.
И все-таки, не будучи сверхдержавой, Россия остается одной из ключевых держав мира. Она способна дестабилизировать не просто весь евразийский континент, но, учитывая ее ядерный арсенал, и весь мир. Угроза в том, что все более капризные прихоти “партии силовиков”, поддерживает их г-н Путин или нет, будут и дальше негативно влиять на экономику, а неизбежный поиск новых козлов отпущения приведет к подрыву прав собственности и может дестабилизировать переживающих трудности соседей России.
Неспособность России смириться со своим реальным положением и оценить потерю империи и ее идеологии как шанс, а не как катастрофу является угрозой и для ее соседей, и для нее самой. Но ведь это действительно шанс, это возможность. Россиянам, не говоря уже об их соседях, будет намного лучше жить в процветающем, стабильном и свободном обществе, чем терзаться по поводу былого величия.
Выбор могут сделать только сами россияне. Но Запад обязан попытаться помочь. Ему необходимо продемонстрировать свою решимость помогать новым независимым государствам бывшего СССР, ищущим свой собственный путь. Запад должен блюсти веру в собственные демократические ценности. Он должен предложить свободной и демократической России полноценное участие в Европейском экономическом пространстве и открытой мировой экономике. Но самое главное — Запад обязан быть единым в общении с Россией. Ничто не может быть более вредным и более постыдным, чем попытка европейских держав использовать все более деспотичную Россию в качестве союзника в борьбе против американской сверхдержавы.
Западу нужно противостоять российским злоупотреблениям не из враждебности, а из желания помочь стране, переживающей переходный период. Запад не может определить будущее России. Но он может поднять цену ее имперской ностальгии и усилить привлекательность либеральных реформ. Этого может быть недостаточно. Но это то немногое, что мы можем сделать. (FT, 11.05.2005)
Автор — обозреватель газеты Financial Times

anderson2908

Неспособность России смириться со своим реальным положением и оценить потерю империи и ее идеологии как шанс, а не как катастрофу является угрозой и для ее соседей, и для нее самой
Полностью поддерживаю.
заявление Владимира Путина о том, что развал Советского Союза был “величайшей геополитической катастрофой столетия”
Распад СССР ИМХО был неизбежен - слишком сильны были центробежные тенденции. А потому, конечно, исчезновение второй Имерии было благом. А войны на территории экс-СССР - в основном, следствие того, что Ленин, Сталин, Хрущев специально нарезали границы так, чтоб у республик обязательно были друг к другу территориальные претензии. Так СССР был "крепче сшит"
Величайшей катастрофой XX в. на самом деле был не распад Советского Союза, а его создание
Для США - не спорю А для России это - крайне сложный вопрос. Я бы сказал, что так-на-так: что-то приобрели, что-то потеряли...
По данным Всемирного банка, Россия теперь находится между Венесуэлой и Египтом по уровню подотчетности власти перед обществом и по уровню участия общества в принятии решений
А как они это измеряли?

stm7504407

злобный пасквиль на могиле погибшего гиганта, ИМХО
Если забыть о бесчеловечном нападении на Чечню (а мы не должны этого делать можно согласиться с тем, что распад империи был на удивление мирным. Мы также должны признать, что Россия в основном смирилась с потерей своего влияния на страны Балтии и — совсем недавно — на Грузию и Украину.
Если забыть о бесчеловечном нападении США на Югославию/Афганистан/Ирак можно только удивиться, как же они еще не развалились. Мы также должны признать, что США наконец приобрели беспрецедентное влияние на страны Балтии - совсем недавно - на Грузию и Украину.
Да, действительно, частично благодаря осуществленным реформам, а частично из-за девальвации 1998 г. экономика страны активно выздоравливает.
Народ, дак мы должны быть БЛАГОДАРНЫ за дефолт! и за все "100 дней", "500 дней", ваучеры и прочая, после которых не развалились только ресурсодобывающие производства!
Но Запад обязан попытаться помочь... Запад должен блюсти веру в собственные демократические ценности.
Суть ценностей - все для "золотого миллиарда", т.е для Запада.
Но самое главное — Запад обязан быть единым в общении с Россией. Ничто не может быть более вредным и более постыдным, чем попытка европейских держав использовать все более деспотичную Россию в качестве союзника в борьбе против американской сверхдержавы.
реально, вместе затоптать легче.
мля сцуки ненавижу гадоффф

Kolian25

А как они это измеряли?
ВБ опирается на данные 37 исследований, которые были проведены 31 организацией (научные центры, неправительственные организации, социологические службы, международные финансовые институты, консалтинговые компании). ВБ рассчитывает шесть рейтингов: права граждан и подотчетность правительства, политическая стабильность, эффективность правительства, качество регулирования, главенство закона, способность правительства сдерживать коррупцию. Балл каждой страны относителен: например, если качество госрегулирования в России оценивается в 30,5, это означает, что в 30,5% государств качество госрегулирования ниже, чем в России, а у 69,5% – выше.

Kolian25

Подробнее о докладе ВБ:
Подробно о докладе:
Реванш бюрократии
Чиновники в России забыли о гражданах, считает ВБ
Василий Кашин
Екатерина Кудашкина
Ведомости
12.05.2005, №83 (1365)

За последнее десятилетие качество госуправления в мире не улучшилось. Такой вывод делают эксперты Всемирного банка в докладе Governance Matters, изучив опыт 209 государств в 1996-2004 гг. В России ситуация двусмысленная: эффективность чиновников растет, а их ответственность перед гражданами падает.


В общемировом масштабе качество госуправления, по мнению ВБ, не улучшается. “Несмотря на ряд блестящих примеров, факты говорят, что в среднем ни богатые, ни бедные страны не повысили свои стандарты госуправления в последние восемь лет”, — говорит один из авторов доклада, Дэниэл Кауфманн.
Успехи России в области госуправления также неоднозначны: повышение одних показателей (в особенности “эффективности правительства”) сопровождается снижением других — качества госрегулирования и ответственности госструктур перед гражданами.
Под “эффективностью правительства” в ВБ понимают “компетентность бюрократии и качество государственных услуг”. По этому показателю (48,1) Россия (см. таблицу) занимает 1-е место в СНГ, опережая Армению (41,8 Казахстан (29,8) и Украину (28,4). С 2002 г. эффективность нашей бюрократии выросла на 7,8 балла. Улучшились и показатели борьбы с коррупцией — с 18,9 до 29,1.
А вот подотчетность российских чиновников резко упала — c 36,4 в 2002 г. до 25,7 в 2004 г. Он иллюстрирует уровень политических и гражданских прав граждан страны, их способность влиять на органы власти. Понизился в России и уровень политической стабильности — с 29,2 в 2002 г. до 21,8 в 2004 г., а это значит, что, по оценке ВБ, в нашей стране увеличилась вероятность актов насилия, направленных против властей. За два года в России резко — с 43,4 до 30,5 — снизился показатель качества госрегулирования, отражающий степень использования государством нерыночных методов управления экономикой.
Повышение эффективности российского правительства отмечает и Дафна Терсакарян из Economist Intelligence Unit. EIU входит в число организаций, исследования которых использовались при составлении доклада ВБ. Низкая оценка политической стабильности в России, по мнению Терсакарян, “связана с продолжающейся войной в Чечне и высокой террористической активностью в России”. А снижение качества госрегулирования, по ее мнению, связано с усилением вмешательства государства в работу компаний ТЭКа.
“Всемирный банк делает России аванс за те усилия, которые предпринимаются для проведения административной реформы”, — считает руководитель департамента управления и госслужбы Минэкономразвития Андрей Шаров. По мнению Шарова, “реформа уже приносит плоды, однако качество госуслуг пока остается невысоким — по данным опросов, 72% граждан ими не удовлетворены”.
Но экс-директор Центра проблем госуправления Павел Кудюкин считает, что “повышения качества работы госаппарата не произошло — наоборот, административная реформа усилила неразбериху”. А директор “Transparency International — Россия” Елена Панфилова считает данные ВБ по России “внутренне противоречивыми”. “Если прозрачность госорганов стала меньше и сократилась свобода слова, как можно делать вывод об усилении борьбы с коррупцией, которая всегда поражает именно госорганы”, — недоумевает она.
“Под политической стабильностью мы понимаем отсутствие угрозы насилия, а не стабильность правительства, и снижение показателей России связано исключительно с ростом террористической угрозы”, — говорит работавший над докладом эксперт ВБ Массимо Маструзи. По его словам, улучшение показателей России в сфере “эффективности правительства” и “контроля над коррупцией” не противоречит общему ухудшению ситуации с политическими правами граждан. “Если мы посмотрим на показатели 2000 г., мы увидим, что уровень прав граждан был достаточно высок (35,1 а показатели в сфере контроля над коррупцией крайне низкие (9,7). Сейчас они сближаются”, — поясняет Маструзи.

Nefertyty

ВБ опирается на данные 37 исследований, которые были проведены 31 организацией
Американские учёные выработали уникальную методику

spalex

Одно могу сказать. В 1998 году у нас был небезызвестный кризис, однако на 1998 год приходятся самые лучшие цифры в данной таблице, например, по правам граждан. Вообще на 1998 какого-то особого провала не наблюдается. Жрать народу было нечего, а на цифрах это не сказалось Поэтому мы не будем верить ВБ и дальше.

Kolian25

на 1998 год приходятся самые лучшие цифры в данной таблице, например, по правам граждан. Вообще на 1998 какого-то особого провала не наблюдается. Жрать народу было нечего, а на цифрах это не сказалось
А ты не тупи и посмотри на показатель эффективности правительства - в 1998 г. он самый низкий.

spalex

На целых 5.64% меньше среднего за всё время!
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: