"Произведение" Иссы Кодзоева

zulya67

«Ингушского Толстого» теперь прочтет прокуратура
Факты:
«Прошло более ста лет с тех пор, как керастаны оккупировали нашу землю и неустанно пытаются переделать и нашу жизнь, и нас самих на свой лад. Как сказали наши замахи, они действуют языком, лестью, подкупом и оружием. За сто лет они настолько затуманили, засорили мозг наш, что люди не могут отделить истину от лжи, добро от зла. Чего они только с нами ни делали. Цари их пытались переделать нас в христиан. Осуществляли это при помощи денег, чинов, кнутов, потом заварилась эта каша, которую назвали революцией. Пришли большевики. «Эй, горцы, — говорили, — вот смотрите на нас — мы ваши друзья и братья. Давайте вместе бить наших общих врагов. Мы били, да так били, что пятую часть населения уложили на полях сражений, села наши пожгли, а оставшиеся настолько обнищали, что дальше некуда. Утвердились большевики. Нас стали бить за все то, чем отличается человек от животного. Эти чужеземцы сами отреклись от Бога, стали служить сатане и нас принуждали к этому. Они нас обвиняли в том, что наши женщины не валяются в кустах с первым попавшим; в том, что мы не пьем водку, как русские; в том, что мы не готовы доносить на всех; в том, что отвечаем кинжалом на оскорбление матерей (мат); за то, что мы хотим иметь кусок хлеба для детей; за то, что принимаем гостя, не спрашивая у него паспорта; за то, что ни под каким страхом не хотим отрекаться от Бога», - разоряется один из персонажей-ингушей романа «Обвал» авторства Иссы Кодзоева.

Депутат Госдумы РФ и один из лидеров партии «Великая Россия» Дмитрий Рогозин попросил генпрокурора Юрия Чайку проанализировать роман «Обвал» ингушского писателя Иссы Кодзоева. «Обвал» был издан в июне этого года и посвящен автором (которого иногда даже называют «ингушским Львом Толстым») памяти журналистки Анны Политковской.

Как писатель Исса Кодзоев в самом деле заслуживает похвалы: хоть он и не Лев Толстой, его произведение написано хорошим русским языком и читается легко. Но вот идеологическая подоплека романа вызывает массу вопросов. Текст книги, по мнению Рогозина, подпадает под действие статьи 282 УК РФ («Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды»). К своему запросу депутат приложил и отрывки из произведения.

«Эти люди должны знать, что живут здесь временно»

Как пишет сайт «Ингушетия.ру» (в котором часто печатается сам Кодзоев вывод о возбуждении писателем вражды Рогозин сделал на основании монолога одного из персонажей, лидера ингушских абреков Ахмада Хучбарова. «Если следовать логике Рогозина, нужно привлечь к уголовной ответственности всех авторов книг о Великой Отечественной войне, ведь в них отрицательные персонажи — фашисты призывают истреблять славян, пропагандируют идеи человеконенавистничества и нацизма», — негодует интернет-издание.

Однако авторы пассажа при этом забывают о том, что нигде, ни в одной книге о Великой Отечественной фашисты не выставлены как положительный персонаж, призванный служить читателю образцом для подражания. Что же касается опуса Кодзоева, то здесь подобные призывы вложены в уста главных героев книги и повторяются много раз на протяжении всего повествования. Они предназначены именно для того, чтобы воспитывать ингушей на примере «светлых образов» бандитов-абреков, которые вели в конце 1940-х — начале 1950-х годов непримиримую борьбу против «чужеземных» советских войск.


Дмитрий Рогозин
«В наши земли заселяют осетин, грузин, русских и дагестанцев. Эти люди должны знать, что живут здесь временно. Объясняйте им это словом, а если слово не доходит до их ушей, - тогда объясняйте силой. Если даже наш народ сто лет проведет в изгнании, и то не забудет Родину и не оставит ее никому. Придет час, и мы потребуем у захватчиков освободить плененную Родину. В тот день они смеяться не будут», — провозглашает предводитель абреков Ахмад Хучбаров.

Приведенное выше место из романа — еще не самое жесткое. При более внимательном ознакомлении с текстом «Обвала», который, кстати, выложен на сайте «Ингушетия.ру», неизбежно приходишь к выводу, что он дает массу поводов для обвинений в возбуждении национальной и религиозной вражды.

«По замыслу захватчиков (читай, русских. — КМ.RU.) древний этнос (ингуши) должен был исчезнуть с лица земли за короткий срок: частью быть истреблен физически с помощью голода, холода, болезней, ностальгии, а оставшихся, окончательно деморализованных, предполагалось рассеять, растворить среди других», — провозглашает Исса Кодзоев в своем послесловии.

События, описанные в романе, действительно касаются исторической трагедии ингушского народа — центральной темой является депортация 1944 года. Однако, стремясь как можно более рельефно выпятить страдания ингушей и ведя речь о якобы целенаправленном уничтожении этого народа, Кодзоев ставит задачу разжечь в сердцах своих соплеменников ненависть. Ненависть не только к «советским захватчикам», но и к их «пособникам» — осетинам и тем из своих соплеменников, кто поступил на службу новой власти республики. По сути дела, он спекулирует на былой трагедии ингушей с целью нагнетания националистических страстей среди своих современников.

Канва романа до боли знакома: советские (русские) войска целенаправленно уничтожают маленький, но гордый народ, лучшие представители которого (абреки) отважно борются против «захватчиков». Тот же самый сюжет с небольшими вариациями в настоящее время активно эксплуатируют националисты по всей Восточной Европе, начиная от чеченцев и заканчивая прибалтами и поляками. Тема «угнетения» со стороны Москвы является идеей фикс для всех новых «наций», возникших на протяжении XX века, включая украинцев. В ней они видят оправдание для собственного «самостийного» существования и повод для решительного отмежевания от русских. Везде одни и те же обвинения: угнетение, геноцид, колонизация. В общем, всем досадили «проклятые москали».

В этой связи совершенно не случайно в романе ингушского писателя всплывает и тема пресловутого украинского «голодомора». «В 1931-1933 годах на Украине был организован голод. Годы были урожайными, но весь хлеб изымался и вывозился. Шесть миллионов человеческих жизней унесла эта операция под кодовым названием «Прополка». Украинцев наказали за то, что они упорно считали себя украинцами», — читаем в «Обвале».

Художественный вымысел с прицелом на историю

Но центральной темой романа является все же не воспроизведение новомодных националистических мифов Украины, а описание борьбы партизан-абреков против советских войск, «захвативших» территорию нынешней республики Ингушетии. Само слово «абрек» в романе употребляется безо всяких кавычек. В понимании Кодзоева, это вовсе не бандит и убийца, как мы привыкли думать, а идейный борец с «чужеземной» (то есть советской/русской) оккупацией, вооруженный осознанием своей великой исторической миссии.

«Под словом «абрек» на Кавказе понимается беглый человек, борющийся с властью чужаков. Абрек храбр, честен и благороден, — провозглашает Исса Кодзоев устами одного из положительных героев романа. — Вы вели самую честную, самую справедливую войну на белом свете. Вас были единицы — их десятки тысяч».

Борьба в романе Кодзоева ведется не только на полях сражений, но и, вполне в духе современных веяний, в информационном пространстве — за умы и сердца людей: «Враги посадили сотни умных, образованных и коварных писак, чтобы очернить и вас, и вашу священную войну. Из-под их пера сочится зловонный яд, этим ядом они плюют в вашу священную борьбу и в тех, кого вы наспех закапывали. Пройдут годы, вырастут новые поколения. Они спросят: что было? Им представят то, что о вас написали враги, и наши люди поверят в это, если не будет представлено другое повествование, правдивое — все как было на самом деле».

Сам Кодзоев заявил в интервью «Эхо Москвы», что книга «Обвал» является художественным вымыслом и призывов к ненависти или вражде в ней нет. Но в вышеприведенном отрывке автор абсолютно четко и ясно описал задачи, поставленные им при создании своего произведения. Это не просто художественный вымысел, а повествование, преследующее определенную цель — дать подрастающему поколению «правдивую» картину того, как враги «уничтожали» ингушский народ. По сути дела, речь идет о переписывании истории, целью которого является воспитание молодежи в духе ненависти к русским «оккупантам».

Автор старается нигде не подчеркивать тот факт, что борьба ведется именно против русских — в основном упоминаются: «истребительные отряды», «солдаты», «энкавэдэшники», «гяуры» («неверные») и малопонятные «керастаны». Но истинная направленность войны, которую ведут абреки, не вызывает ни малейших сомнений.

«Керастаны свирепствуют и тут, преследуя нас, мстителей, и там, где оказались изгнанники (в Казахстане. — КМ.RU.). Но керастаны есть керастаны: они отвергли Бога; не признают право человека на жизнь, свободу и Родину; у них нет ни чести, ни совести, ни милосердия», — сетует один из персонажей книги. Термин «керастаны» автор переводит с ингушского языка как «безбожники», но слишком уж он созвучен слову «христиане». А в широком смысле в книге этот термин применяется по отношению к большевикам вообще и к русским в частности.

Косвенно в романе можно усмотреть и некоторые уничижительные высказывания в адрес представителей «неингушской национальности». «Как мусульманин ты готов к встрече со смертью, как кавказец тебе унизительно слезно молить о помощи. А гяуры и в бою думают о походной кухне с горячим борщом, который оставили в тылу», — провозглашает один из абреков, описывая поведение высланных против них войск НКВД и Советской армии. «У них большой опыт творить зло от предков», — читаем в другом месте.

Нельзя сказать, что все герои романа разделены на положительных и отрицательных исключительно по национальному признаку: в книге временами встречаются «хорошие» русские и «плохие» ингуши. Но все же ни у одного читателя не возникнет сомнений в истинной цели повествования и смысле той войны, которую ведут герои-абреки. А если у кого-то такие сомнения вдруг все же возникнут, то его поставят на место пламенные монологи главных положительных персонажей, борющихся с чужеземной агрессией. «Держитесь, братья-мусульмане, мы идем на помощь! С нами Аллах!», — кричит один из абреков своим «братьям по оружию».

Говорим 1944-й, а подразумеваем 2007-й

Есть и еще один интересный момент: в произведении Кодзоева слишком очевидны параллели с современной ситуацией в Ингушетии. На фоне того, что в республике практически еженедельно происходят взрывы, нападения на воинские части, убивают русские семьи и подвергают террору представителей «некоренных» национальностей, подобную литературу трудно считать иначе как призывом к межнациональной вражде. По сути дела, роман ингушского писателя является плохо замаскированной исторической проекцией того, как автор видит нынешнюю ситуацию в республике и к какому образу действий призывает своих соплеменников.

Уже не герой романа «Обвал», а сам его автор Исса Кодзоев обвиняет федеральные войска в том, что они используют против ингушского народа «шквальный метод террора». «Здесь уже идет необъявленная война с народом. Ежедневно гибнут люди. Стреляют. Взрывают. Кто-то на кого-то нападает. Мирные люди ложатся спать и не знают, проснутся ли живыми; встают с постели без уверенности, что доживут до заката солнца. Власти нет. Народ отдан на растерзание вооруженным группировкам федералов. Полный беспредел», — нагнетает Кодзоев.

Сюда же, безусловно, накладывается и личный фактор. В 2005 году в пригороде Назрани сотрудниками ФСБ был убит сын писателя Изнар Кодзоев, разыскиваемый за терроризм и участие в незаконных вооруженных формированиях. Трудно не сопоставить его печальный финал с судьбой одного из персонажей романа, главаря абреков Ахмада Хучбарова, а также и других «героев» ингушского «сопротивления».

Нынешние события в республике писатель, по-видимому, считает таким же «уничтожением ингушского народа», как и депортацию 1944 года. А борьба нынешнего ваххабитского подполья против законной власти Ингушетии и «оккупационных» федеральных войск выглядит зеркальным отражением бандитских действий абреков в конце 1940-х — начале 1950-х годов, описанных в романе.

«День постреляют, второй постреляют, потом … снимутся с мест и обратно уйдут на свои базы на равнине. Но в рапортах высшему начальству в Москву напишут, что «войсковая операция прошла успешно, с нашей стороны жертв нет, уничтожена крупная банда… Будут благодарности, звездочки на погонах офицеров НКВД, ордена и медали», — читаем в одном из эпизодов «Обвала».

Роман Кодзоева — это не просто нагромождение фантасмагорических нелепостей. Это, по сути дела, проекция нынешней ситуации в Ингушетии, обращенная в историческое прошлое. Проекция, в которой автор эзоповым языком выразил свое отношение к нынешним федеральным и региональным властям и предложил свои методы борьбы с существующей ситуацией. Что это за методы, становится абсолютно очевидно исходя из того, какие светлые образы партизан-абреков нарисовал в своем произведении ингушский писатель.

Информационный гексоген для молодежи

На самом деле роман Кодзоева — это не что иное, как скрытый манифест, призывающий к созданию «этнически чистой» и независимой республики Ингушетия. Это завуалированный призыв к вооруженной борьбе против современных безбожников-керастанов, причем как русских, так и их «пособников» из числа ингушей. Последние, кстати, в романе подвергнуты особой критике. Те, кто воюет в рядах советской/российской армии против абреков, характеризуются не иначе как «предатели ингушского народа». Не слишком позитивными образами представлены в романе и извечные враги ингушей — осетины. Стоит ли говорить, что и те, и другие постоянно терпят поражения и подвергаются унижениям со стороны абреков?

Такие, как Кодзоев, сознательно нагнетают националистическую истерию, прежде всего среди подрастающего поколения. Они создают в их еще несформировавшихся умах искаженную картину истории, культивируют образ врага и воспитывают молодежь на сомнительном примере бандитов, ведущих вооруженную борьбу против законной власти. По сути дела, «Обвал» — это националистическая «агитка», прокламация, призывающая к борьбе с «оккупантами» и воспитывающая ингушскую молодежь в русофобском духе. Именно на это, по-видимому, и направлено размещение текста романа в свободном доступе.

Ссылки по теме:
► Е.Чудинова: «Мусульмане должны доказывать свое миролюбие не красивыми словами, а делами»
► Этнократия тянет Адыгею на дно
► Ющенко может сомневаться в Боге, но не в «голодоморе»

Николай Гамов/KMnews

IMPButch

Российским властям давно нужно бороться с крепчающей день ото дня пропагандой радикального национализма. Иначе страна обречена на развал.

mong

Российским властям давно нужно бороться с крепчающей день ото дня пропагандой радикального национализма
не получается.

IMPButch

Делают все возможное, а результатов нет?

borodin88

Российским властям давно нужно бороться с крепчающей день ото дня пропагандой радикального национализма. Иначе страна обречена на развал.
Думаешь, дружба народов будет вечной и нерушимой? И вообще: зачем такая "дружба", которую надо поддерживать? Прибалты отделились, азиаты отделились - много ли русские потеряли, лишившись земель ненавидящих народов?

mong

нет не все возможное, и результаты есть.
например ты.

mong

Прибалты отделились, азиаты отделились
хохлы отделились.
много ли русские потеряли, лишившись земель ненавидящих народов?

да, крым например

strelok69

а в чечне нефть

kira-kulikova


Думаешь, дружба народов будет вечной и нерушимой?
...
Думаю, лучше друг-друга поубивать.

...
 И вообще: зачем такая "дружба", которую надо поддерживать? ...
Да! Нахрен надо держать 45 тысяч ядерных ракет — их надо непременно использовать.
Да нахрен такая жизнь, если надо столько жрать, чтобы её поддерживать, стена тебя выдержит ?

...
Прибалты отделились, азиаты отделились - много ли русские потеряли, лишившись земель ненавидящих народов?
Много ли ты потеряешь, если лишишься, скажем ноги ? Точно скажу, что гораздо больше, чем если головы...

mong

45 тысяч ядерных ракет
а чё не 145 миллионов ?

Soror

«Прошло более ста лет с тех пор, как керастаны оккупировали нашу землю и неустанно пытаются переделать и нашу жизнь, и нас самих на свой лад. Как сказали наши замахи, они действуют языком, лестью, подкупом и оружием. За сто лет они настолько затуманили, засорили мозг наш, что люди не могут отделить истину от лжи, добро от зла. Чего они только с нами ни делали. Цари их пытались переделать нас в христиан. Осуществляли это при помощи денег, чинов, кнутов, потом заварилась эта каша, которую назвали революцией. Пришли большевики. «Эй, горцы, — говорили, — вот смотрите на нас — мы ваши друзья и братья. Давайте вместе бить наших общих врагов. Мы били, да так били, что пятую часть населения уложили на полях сражений, села наши пожгли, а оставшиеся настолько обнищали, что дальше некуда. Утвердились большевики. Нас стали бить за все то, чем отличается человек от животного. Эти чужеземцы сами отреклись от Бога, стали служить сатане и нас принуждали к этому. Они нас обвиняли в том, что наши женщины не валяются в кустах с первым попавшим; в том, что мы не пьем водку, как русские; в том, что мы не готовы доносить на всех; в том, что отвечаем кинжалом на оскорбление матерей (мат); за то, что мы хотим иметь кусок хлеба для детей; за то, что принимаем гостя, не спрашивая у него паспорта; за то, что ни под каким страхом не хотим отрекаться от Бога», -
все правда
рогозин сын генерала кгб- сука, сам главный разжигатель, и пиздит туда же.

Mortimer

На самом деле очень грамотный текст и правильный. Меня даже проняло немного.
И вообще не понимаю, зачем людям жить мешать? Ну ебали 1000 лет ослов в предгорье и пусть дальше этим занимаются. Нефть им для этого не нужна -её по - тихому забрать надо и все. И людей, кто не хочет ослов ебать тоже забрать, грамотных, культурных, цивилизованных. Пусть оставшиеся развивают свою бандитскую басаево - дудаевскую цвилизацию ослоебов.

mong

конечно правда.и таким как ты она не нравится, поэтому чтобы на фоне эвеличенных эмоций и уменьшенного кол-ва мозка после прочтения этой книги, не допустить всяких нечеловеческих действий со стороны таких как ты и надо запрещать и сажать таких вот писателей.

mong

И вообще не понимаю, зачем людям жить мешать? Ну ебали 1000 лет ослов в предгорье и пусть дальше этим занимаются.
ну вспомни чечню 96-98. Им ослы быстро надоедают, им рабов подавай, да ещё и территорию своих бандитских угодий хотят расширить.

Buxgalter



в том, что мы не пьем водку, как русские;

бухают и еще как
у старого пердуна ваще башку снесло, наваял опус за который его теперича посодют на старости лет.
 
рольник - ты долб.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: