Позиция РФ по вопросу прав человека

tachenka28

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН А.И.Денисова в Третьем комитете 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по пункту 105 (b,с,е) повестки дня “Вопросы прав человека”,
Нью-Йорк, 1 ноября 2004 года
2347-05-11-2004
Г-н Председатель,
В прошлом году международное сообщество отмечало 55-летие Всеобщей декларации прав человека и 10-летие Всемирной конференции по правам человека, принявшей другой важный документ по правозащитной проблематике - Венскую декларацию и Программу действий. С сожалением приходится констатировать, что мы еще очень далеки от того, чтобы сформулированные в указанных инструментах стандарты стали реальностью повседневной жизни, ориентиром, к достижению которых должны стремиться все без исключения государства при решении вопросов внутренней и внешней политики.
Более того, вопросы прав человека все чаще политизируются, приносятся в жертву конъюнктурным соображениям и интересам. При этом в роли пострадавших неизбежно оказываются те, чьи права и свободы гарантируются международно-правовыми актами, кто должен находить поддержку и защиту со стороны государства и международного сообщества.
Российская Федерация твердо убеждена в том, что обсуждение вопросов прав человека должно служить сближению стран, вестись исключительно на равноправной и взаимоуважительной основе в строгом соответствии с Уставом ООН. Вместе с тем данная область международных отношений во многом характеризуется “двойными стандартами”, и используется отдельными странами для удовлетворения своих политических амбиций.
Г-н Председатель,
К сожалению, сейчас права человека воспринимаются не как объединяющий, а скорее как разъединяющий фактор в мировых делах, провоцирующий конфронтацию и раскол цивилизаций. Это усугубляется настойчивыми попытками трактовать права человека исключительно с точки зрения индивидуализма и либеральных ценностей, в то время как здесь крайне важен должный учет исторических, культурных и религиозных особенностей конкретных стран и регионов, многообразия их политико- экономических систем.
Полагаем, что в условиях новых вызовов и угроз, с которыми вплотную столкнулось человечество в 21 веке, необходимо отказаться от практики навязывания односторонних подходов к правам человека, прекратить менторский и поучительный тон и начать действовать в духе подлинной международной солидарности с акцентом на решение актуальных тематических вопросов.
В этой связи мы возлагаем большие надежды на нового Верховного комиссара ООН по правам человека госпожу Луиз Арбур, на то, что в своей деятельности она будет стремиться к налаживанию свободного от политизации сотрудничества в этой сфере, учитывать фактор многообразия современного мира и, таким образом, способствовать формированию справедливого мирового порядка. Со своей стороны Россия готова оказывать Верховному комиссару всемерную поддержку. Готовится официальный визит госпожи Л.Арбур в Российскую Федерацию в феврале следующего года. Убеждены, что эта поездка будет способствовать формированию у международного сообщества непредвзятого восприятия ситуации в нашей стране.
Г-н Председатель,
Прокатившиеся по всему миру страшные террористические акты поставили на повестку дня вопрос о признании всеобщего права на защиту от терроризма. Мы неоднократно заявляли о готовности и решимости России укреплять межгосударственное сотрудничество в антитеррористической сфере в его правозащитном аспекте. При этом перспективы такого взаимодействия часто упираются в проблему деления террористов на “хороших” и “плохих”, предоставления им убежища в нарушение принципа “либо выдай, либо суди” и отказа от признания их в качестве нарушителей прав человека.
Все это является ни чем иным, как спекуляцией на страданиях жертв террористических актов и очередным проявлением политической конъюнктуры. Как отметил в ходе общеполитической дискуссии на нынешней сессии Генеральный Ассамблеи ООН Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров, государства несут коллективную ответственность за искоренение терроризма и террористической угрозы. Поэтому мы надеемся, что все члены международного сообщества подойдут к решению данной проблемы с той степенью ответственности, которая диктуется остротой сложившейся ситуации и глобальным характером террористической угрозы, в том числе режиму соблюдения и защиты прав и свобод человека.
Именно стремлением укрепить упомянутый режим продиктовано решение Российской Федерации выступить на нынешней сессии Генассамблеи с проектом резолюции “Права человека и терроризм”. Надеемся, что наша инициатива найдет широкую поддержку со стороны тех, кто не на словах, а на деле выступает за искоренение терроризма во всех его формах и проявлениях.
Г-н Председатель,
Работа 60-й сессии Комиссии ООН по правам человека, которая проходила в обстановке повышенной конфронтации, в очередной раз обнажила факт использования прав человека в качестве рычага давления в международных отношениях. Развернувшаяся в последние годы кампания по поиску новых “штрафников” в области прав человека отнюдь не помогает выправить ситуацию, а, напротив, только ее усугубляет.
Безусловно, повышения эффективности Комиссии следует добиваться за счет ее реформирования. Однако только лишь организационно-технические меры вряд ли смогут устранить указанные проблемы. Требуется, прежде всего, корректировка подходов государств, НПО, других членов международного сообщества к правозащитной повестке дня современности.
В данном контексте хотелось бы отдельно остановиться на проблематике функционирования спецпроцедур Комиссии и договорных органов по правам человека. Признавая их важную контрольную функцию, мы, вместе с тем, не можем не отметить, что учреждение все большего числа новых органов и мандатов привело к дублированию в их работе и дефициту финансовых средств, выделяемых из регулярного бюджета ООН.
В этой связи было бы целесообразно ввести мораторий на создание новых механизмов, а сложившуюся систему договорных органов и спецпроцедур Комиссии подвергнуть всестороннему анализу в целях повышения ее эффективности и налаживания координации между пересекающимися мандатами. Тревогу вызывает и политически ангажированный характер деятельности ряда спецпроцедур и договорных органов, использование ими недостоверной информации в процессе диалога с государствами. Полагаем, что пришло время пересмотреть процедуру назначения спецдокладчиков, председателей рабочих групп и независимых экспертов, сделав ее более транспарентной.
Приветствуя в целом активное подключение НПО к процессу рассмотрения периодических докладов договорными органами, не можем не отметить, что в последнее время эксперты комитетов формулируют свои заключительные замечания исключительно на основании т.н. “альтернативных докладов” НПО и не учитывают диалог с официальными делегациями соответствующих государств. Более того, появились абсолютно неприемлемые случаи, когда такие замечания готовятся сотрудниками Управления Верховного комиссара ООН по правам человека без какого-либо участия со стороны экспертов комитетов. Подобные факты серьезно дискредитируют как само Управление, так и договорные органы, подрывают авторитет института Верховного комиссара.
Надеемся, что с учетом важности указанных органов и механизмов госпожа Луиз Арбур предпримет конкретные целенаправленные шаги в плане оздоровления их деятельности. При этом следует иметь в виду, что во многом по качеству работы Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, по его способности наладить диалог с государствами и гражданским обществом многие судят об эффективности правозащитной системы ООН в целом.
Благодарю Вас, г-н Председатель.

stm7543347

Блин.
Уехать, что ли, в Зыбушино, основать Тысячелетний Зыбушинский апостолат?

tachenka28

Вот момент из речи интересный:
К сожалению, сейчас права человека воспринимаются не как объединяющий, а скорее как разъединяющий фактор в мировых делах, провоцирующий конфронтацию и раскол цивилизаций. Это усугубляется настойчивыми попытками трактовать права человека исключительно с точки зрения индивидуализма и либеральных ценностей, в то время как здесь крайне важен должный учет исторических, культурных и религиозных особенностей конкретных стран и регионов, многообразия их политико- экономических систем.

stm7543347

Ну, да. Новая религия. Мы завоюем Гроб Господень, и на штыках принесём полякам счастье, а арабам демократические свободы и ценности...

magrmagr

у нас в России ентого нет
а мы о мировом праве думаем
хохма

popov-xxx25

Чего "ентого" у нас нет? Что значит "о мировом праве думаем"? Что думаем? Вроде, право (т.е. права человека) оно и так мировое... Соответственно, как о нём ни думай, всё равно одной своей страной не обойдёшься.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: