Новая реформа образования (Финляндия)

st2006

Финляндия известна очень высоким уровнем образования. Уровень грамотности в этой стране составляет 100%, а в Международной программе по оценке знаний учащихся (PISA организованной ОЭСР, она занимает одни из верхних строчек – 5–12 в зависимости от области знаний (для сравнения: Россия занимает место в третьей десятке). Но, несмотря на это, Финляндия собирается провести радикальную реформу образования: отказаться от общепринятой схемы обучения по предметам и внедрить обучение по темам. О реформе рассказывает статья в Independent; Slon выбрал из нее основные тезисы.
- «Нам теперь нужен новый тип образования, чтобы подготовить людей к рабочей жизни», – говорит Паси Силандер, менеджер по развитию Хельсинки. По мнению финских властей, прежняя система образования была хороша в прошлом: грубо говоря, когда банкам требовались служащие, умеющие хорошо считать, но теперь условия игры изменились. Финны считают, что в изменившихся условиях систему обучения тоже необходимо менять.
- Обучение по темам, или обучение «явлениям», означает, что вместо уроков по предметам – час истории, час математики и так далее – будут проводиться занятия, посвященные «явлениям». Так, в рамках профориентационной подготовки по «работе ресторана» ученикам дадут коктейль из математики, иностранных языков и навыков общения. В курс по Европейскому союзу будет включена история, экономика, география и снова языки. Также планируется изменить формат обучения: оно должно стать более «коллаборативным»: меньшие группы, больше командной работы.
- Сейчас новый тип преподавания начинают тестировать в школах: они обязаны проводить хотя бы один блок тематического обучения в год. Черновик реформы с планом преобразований для финских школ до 2020 года будет опубликован в конце марта.
- От реформы в восторге далеко не все, отмечает Independent: многим учителям и директорам школ, всю жизнь преподававшим конкретный предмет, сложно перестроиться. В Хельсинки около 70% учителей старших классов теперь проходят переподготовку.
- По данным издания, новый тип обучения положительно отражается на знаниях учеников: там, где эксперимент по внедрению тем вместо предметов начался, результаты учащихся улучшились (подробности не приводятся).
Учитывая то, что система образования в Финляндии считается одной из лучших в мире, многие эксперты из разных стран будут внимательно следить за прогрессом новой реформы, подчеркивает Independent. Возможно, мы находимся на пороге глобального сдвига в основах образования: если Финляндия улучшит свои позиции в международных рейтингах, мы можем увидеть, как способ преподавания начнет меняться во всем мире.
( slon.ru )

sanek1610

Выскажу возможно не популярное мнение:
В нашей школе очень не хватает "коктейля" из физики и математики!(выскажу за естественно-научный блок. Возможно, в коктейль следует добавить химию с информатикой) Не редко вижу следующее, человек умеет решать квадратное уравнение, а поиск времени из уравнения движения при постоянном ускорении это для него уже новая задача.

st2006

страшно представть чему будут учить на_в украине

Brina

Как преподаватель школы и ВУЗа (а там проблемы общие, хоть и на разном уровне сообщаю. Математику, что школьники, что студенты младших курсов осваивают лучше физики, что связано с логичностью предмета и для простых тем с их алгоритмизацией.
Например, возьмем студня физфака даже и второго курса. Он вполне нормально знает ряд Тейлора и все, что хочешь по степеням (x — x_0) разложит. Но вот задача линеаризации конкретного физического закона — Тейлор до первого члена — вполне может вызвать у него экзистенциальный ступор. Надолго. Решение этой проблемы достигается именно долгими годами упорной регулярной тренировки. Чтоб утряслося в голове. Вот к четвертому ажно курсу уже нормально утрясается. Или не утрясается, но таких должно отчислять.
Со школьниками аналогично.

Slawik75

Тут я вижу еще одну тенденцию (если правильно понял описание). От теоретических знаний они переходят ближе к практическим.
Помимо этого, нашим школам было бы неплохо учить людей общаться. Срачи на форуме - хороший пример того, что мы этого плохо умеем делать.

BSCurt

Помимо этого, нашим школам было бы неплохо учить людей общаться. Срачи на форуме - хороший пример того, что мы этого плохо умеем делать.
Nope

sanek1610

Соглашусь, но с замечаниями (куда же без них)
А как быть с наглядностью физики (в большей степени механики и отдельных явлений из других разделов)? Не редко бывает что человек не плохо представляет явление с точки зрения физики, но совершенно слаб с их математической формализацией.
Если у школьника (студента) есть неплохой математических фундамент, то перемычку к физике можно построить при необходимости, если его нет, то пиши-пропало.
Я сталкивался с ситуацией, когда в школе никакая физика и слабая математика, так вот там где алгоритмизация достигла совершенства (квадратные уравнения :) там они сильны, а где требуется чуть-чуть подумать, то даже и сослаться не на что. (ученики не понимаю, что такое производная, а так можно было бы хотя бы скорость упомянуть)

3ais

Проблема совпадения по фазам различных предметов в школе - задача очень сложная, и если финнам удастся ее решить, это будет очень большое достижение. Но судя по приведенному примеру, ценой комплексности станет снижение глубины и фундаментальности знаний. Отдельный вопрос - нужна ли эта глубина? - совсем отдельный.
Насколько я помню, проблема обучения применению математического аппарата в физике в школах сводится к тому, что физика сильно обгоняет математику. Физика начинается с 7 класса, кинематика там идет, кажется, уже со второго полугодия, если не раньше. А дифференциальное исчисление в математике появляется только в 10 классе, и то после теории пределов, т.е. во во второй половине 10 класса. То же и с квадратными уравнениями, интегралами и т.п. Ведь теорему Гаусса без интегралов объяснять затруднительно.
В результате, преподавателям физики очень тяжело, обычно начиная с 10 класса физика преподается фактически заново, но уже с правильным матаппаратом. У нас в школе преподавательница физики всегда на это сетовала. Выходила из ситуации, сама тратя пару уроков на то, чтобы на пальцах объяснить, что такое производная, дифференциал, интеграл, векторное произведение и прочее.
То же с химией и биологией. Органика начинается в школе с 10 класса, а без этого не объяснишь про нуклеиновые кислоты, сахара, аминокислоты, пептидные связи и тп.
Литература, история, экономика и граждановедение - те же проблемы. Предметы, которые хорошо было бы преподавать последовательно, преподают параллельно.
И ясно почему - сфокусировать детское внимание очень сложно, нельзя пятый класс посвятить только математике, языкам и истории с физкультурой.
Ну, подождем результатов подопытных финнов ;)

jeni

Синхронизировать и построить цепочку явлений так чтобы они в правильном порядке рассказывали математику, физику, химию и другие естественные науки, очень нетривиальная задача...
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: