Автомобиль в СССР

stm5423431

Итак, радостный, счастливый и гордый, вы таки купили автомобиль. Однако очень скоро к вам в голову будут всё чаще и чаще закрадываться мысли о том, что, кажется, вы напрасно это сделали.
Потому, что СССР, огорчённый, тем, что вы умудрились его победить, пройдя квест по покупке машины, решил приняться за вас всерьёз.
Так, вы с удивлением узнаёте, что оказывается, вы сам лично не можете решать, кого вам возить на автомобиле. За вас это уже решил СССР. Правда, тут он проявил несвойственную ему и даже какую-то, мелкобуржуазную, непоследовательность и мягкотелость.
А именно: кого вам везти на вашем личном автомобиле – решала власть. А вот кого вам НЕ ВЕЗТИ на нём, могли уже решать вы сами. Кого хотите того и НЕ ВЕЗИТЕ.
На автомобиль , едущий с одним только водителем, Советская власть особого внимания не обращала. А вот автомобиль с заполненными пассажирскими сидениями возбуждал в ней охотничий инстинкт. Государство сразу же начинало выяснять- что это за умник нашёлся в его тесных и, как никогда, сплочённых рядах, который вообразил будто пассажирские сидения ему в машину поставили не потому, что так по проекту положено, а для того, чтоб пассажиров возить.
Инспектор ГАИ мог остановить такую машину и задать вопрос:
- Кого везёте, гражданин?
Сейчас бы он в ответ получил встречный и вполне закономерный вопрос:
- А ваше, какое дело? У вас, что операция «Перехват»?
В СССР так ответить мог только тот, кто окончательно чокнулся во время прохождения квеста по покупке автомобиля. Нормальный человек, во избежание крупных неприятностей, должен был сообщить фамилии и имена пассажиров и объяснить, что это его родственники. Ведь родственников то мне можно на машинке покатать, товарищ инспектор?
Родственников можно. Это СССР всё-таки разрешал, с целью укрепления советской семьи. Но вот родственники ли у вас в машинке, гражданин? Это мы сейчас проверим.
Инспектор ГАИ , приказывает вам стоять, где стоите, а сам направляется к пассажирам. Спрашивает у них документы и интересуется, а вот тот водитель, он вам кто и, кстати, звать его как, а?
Ваше счастье если это и вправду ваши родственники или они знают как вас звать.
Потому, что иначе означало, что вы, сволочь, решили трёшку перехватить и подвозите кого- то на своём личном автомобиле.
И за это у вас могли:
а) отнять права
б) конфисковать автомобиль, как источник преступных доходов
в) вас конфисковать из семьи и упрятать, правда не надолго.
Называлось вот это вот всё «борьба с нетрудовыми доходами» Особенно обострился этот идиотизм в 83 году когда к власти пришёл Андропов. Советскую власть очень заботило, чтоб граждане вдруг не разбогатели.
Но на практике всё было не так уж страшно. Просто, к тому времени, лично помню, все уже настолько устали от окружающего бардака и маразма, что на инициативы родной партии плевали. Причём на все, не только на эту. Гаишники крайне редко интересовались – кого это вы там везёте. А если выяснялось, что колымите, то вопрос решался тут же, за небольшую взятку инспектору.
Правда, когда Андропов решил усилить «борьбу с нетрудовыми доходами» и гаишников обязали, для отчётности, всё таки выловить кой каких колымщиков, то несколько бедолаг действительно попали под раздачу.
Ну ладно. Допустим вам удалось убедить власть в том, что вы не подрываете основы социалистического строя путём перевозки граждан за деньги, а возите только родню и друзей. Но ведь даже для того, чтобы возить родню или, от греха подальше, себя одного, автомобилю нужен бензин, не так ли?
Ага. Вот тут то вы опять и попались. Хе-хе. Готовьтесь, сейчас СССР с вами начнёт играть в очень увлекательную игру под названием «Купи бензин»
Для начала вам надо вообще бензоколонку найти. Это не так- то просто, как может показаться гражданину РФ. Во-первых в СССР бензоколонок было очень мало. И они делились на две неравные категории. На одних заправлялся государственный транспорт. На других частный.
Вы, со своим «жигулёнком» могли заправиться только на вторых.
Сколько их было ? Ну на весь мой родной Киселёвск ( 190 000 жителей) ТРИ автозаправки из них две для гостранспорта и одна для частного.
На всю Москву было сто автозаправок для частного транспорта.
Представляете, какие в СССР очередищи к заправкам были? Хм, пожалуй, не представляете. Ни представить, ни поверить с чужих слов, в очередь длиной в километр и более невозможно. Это надо было увидеть.
Кстати «Бензина нет» самая разобычнейшая табличка на советских заправках.
Но предположим бензин сегодня есть. Давайте сделаем такое фантастическое допущение.
И вы дождались своей очереди. Теперь вопрос: а как купить бензин?
Нормальный ответ – за деньги. Ну, ответ то нормальный конечно, но для СССР не верный. За деньги бензин на колонках в СССР не продавали. От так.
А как продавали, то? Оооо, это просто прелестная история , сейчас расскажу. Тем более, что соответствующая инструкция от 01.06.65 года как раз передо мной.
Усаживайтесь поудобнее, ибо история будет не короткая.
Итак
Вы обязаны купить заборную книжку и на ее обложке “без помарок и подчисток написать свою фамилию, имя, отчество, показания спидометра, марку автомобиля, его номерной знак и дату приобретения”. Писать возраст, семейное положение и место работы, почему то было не обязательно, хотя это конечно со стороны власти было проявление непозволительной мягкотелости и близорукости.
Ладно. Написав, вы даете почитать написанное работнику АЗС и получает бензин. Плата взимается “путем отрыва талонов”. Теперь вы можете мчаться на все четыре стороны, но не далеко. Потому, что на пути возникает контролирующий орган в лице инспектора ГАИ
Он требует заборную книжку и по оставшимся корешкам считает число купленных литров. Затем, сравнив это с показаниями спидометра, производит в уме сложение, вычитание, умножение и деление. Вы, изнемогающий от желания мчаться дальше, включаетесь в работу, надеясь ее ускорить… И вот вы уже оба считаете, шепча и устремив вдаль невидящие взоры, а ваш антисоветизм в это время всё нарастает и нарастает, причём как у вас самого, так и у гаишника. “После проверки корешки талонов погашаются путем их надрыва”. Зачем “надрыв”? А вот зачем. Если автомобилиста задержит другой представитель закона, то ему демонстрируются надорванные корешки: дескать, считали, не будем повторяться.
Но как только новый порядок вступил в действие, то сразу же выяснились его недостатки. Ведь эти заборные книжки с талонами можно было приобретать на самой АЗС. А это уж через, чур удобно для советского человека. Поэтому немедленно в него были внесены добавления: АЗС запретили продавать заборные книжки. У нас не забалуешь.
Книжки можно было купить лишь в хозяйственных магазинах, да и то не во всех. И вот кидаетесь вы в один магазин – учет. В другой – обед. Кидаться в третий уже не на чем – кончился бензин.
Как быть? А как в СССР поступали все, так и вы поступайте.
Воруйте или скупайте краденное. Это касалось, конечно не только бензина, но в данном случае мы говорим именно о нём. Поэтому просто покупайте бензин у владельцев государственного автотранспорта. Или, что ещё проще, у него же купите талон на заправку бензина, на бензоколонках где заправлялись госмашины.
Так делали повсеместно. Эти госталоны были нечто вроде валюты, имевшей реальное обеспечение-бензин. И расходились по всей стране самыми причудливыми маршрутами. Например, во время проверки, проведённой в начале восьмидесятых на кузбасских заправках, там нашлись талоны с печатями Горьковской «скорой помощи» и Одесского похоронного бюро.
Ясен пень покупать вы и талоны и «живой» бензин будете не по госцене на бензин, а по настоящей, рыночной, т.е намного дороже. Зато будете с бензином.


а как оно там в совке было?

sever576

даже интересно стало, это где и когда подобное было?

stm5423431

даже интересно стало, это где и когда подобное было?
поэтому сюда запостил. В семье автомобилистов не было, поэтому сам не знаю

Gameover

поэтому сюда запостил. В семье автомобилистов не было, поэтому сам не знаю
У нас в семье был автомобиль. Но как-то не припомню, чтобы хоть раз у пассажиров документы проверяли.
Хотя, это были уже 80-е. Возможно, статья описывает более ранние времена.

marina355

в 90-91 годах такой хуйни не было.
да, у нас на ~80тыс город было 2 заправки для частников, но если бензин был на них, то нормуль заправлялись. приходилось ебаться и лить в канистру про запас иногда, это было.

kastodr33

тако едействительно было, в основном в РСФСР, в республиках конечно не было
бородатый анекдот
Это, как и многое другое, пришло из анекдота: человек останавливает машину.
Водитель: Вам куда?
- Мне туда-то, а вы такси?
- Садитесь.
- А вы такси? Так где же ваши шашечки?
- Вам шашечки, или ехать?

как раз описывает когнитивный диссонанс рашкованского совка приехавшего в отпус куда нить в грузию или к каклам
интереснее другое, к чему сей исторический опус здесь и сейчас?

mym1962

У дедушки машина с начала 70х годов была, ни о чем подобном никогда не упоминал.

mtk79

А те, что перекупали госталоны (допустим минимум художественного вымысла! рассказывали об этом направо и налево

uvilir

Если тебе напишут, что в СССР каждого второго ребёнка роженицы сдавали на заготовку кремлёвских таблеток, тоже поверишь?

Natashka81

во во - херота какая то, я например помню что бенз был по 2 копейки литр и дед вжарить на копеечке любил, особенно 5 утра, когда на рыбалку ехали разгонял копеечку до 140 :grin:

tachenka28

Отчаянный у тебя дедуля 140 на копье откровенно стремно и страшно

Natashka81

а ради чего еще так гонять? к тому же тогда альтернатив нашепрому не было, так что представить что на другой машине ощущения будут другими а гула меньше, было нельзя.

lilith000007

у отца и обоих дедов были автомобили - подобного не слышал
Ездили спокойно

kotyara

Ничего из этого не помню, кроме небольшого количества заправок, но тогда автотранспорта в личном пользовании сильно мало было и этого количества хватало. По поводу талонов - на них заправлялся гос транспорт и ушлые водители продавали часть, причем дешевле чем бензин на заправке, проблема была в том что они были на 76 бензин, а в жигули нужно было 91. Насчет проверок пассажиров - мы постоянно подвозили кого то, причем бесплатно, никогда не было проблем. Но это в захолустье на Урале, хз в Москве может по другому было. У нас там такси в принципе не было в природе ;)

Logon

а в жигули нужно было 91.
это в какие года? ездили долгое время на 80-ом, и даже если у кого-то была машина на 92 (что редкостью было то колхозили доп.прокладку, чтобы на тот же 80-ый перейти.
у нас в городе было две заправки и одна в пригороде, проблемы с бензом бывали, на этот случай в гараже всегда стояла пара-тройка полных канистр.
Талоны сдавали редко, чаще всего водилы сами их пользовали на свои машины - из левого бензина у нас был популярен бензин из автопарка (сдавлаи за 50% от стоимости) и у "королев бензоколонки", примерз за 0,7 стоимости

kotyara

Все Жигули были на 92 с самого рождения, на 76 были гос машины, и старые москвичи.

Logon

Все Жигули были на 92 с самого рождения, на 76 были гос машины,
хотелось бы уточнить, каким образом милицейские жигули, которые на 92 должны быть с рождения, будучи государственными машинами, начинали катать на 76?

tachenka28

а ради чего еще так гонять? к тому же тогда альтернатив нашепрому не было, так что представить что на другой машине ощущения будут другими а гула меньше, было нельзя.
на Волге ГАЗ-24 не так стремно

losjawrik

>бенз был по 2 копейки литр
это при Сталине что ли? 80-е точно был литр 93его по 40коп. К концу 80-х его уже большую часть времени не было на АЗС, а когда был собирались очереди. 76 был дешевле, и чаще в наличии, но его можно было разбавить толуолом для повышения октанового числа.

sever576

Цены на бензин в СССР с конца 60-х
Розничные цены на бензин, введенные в действие с 1 января 1969г. Приведены в рублях за 10л, едины на всей территории СССР, кроме отдалённых районов Сибири - там незначительно дороже.
Прейскурант № 083, утвержденный 29 ноября 1968г за № 882 Государственным комитетом цен при Госплане СССР.
Марка бензина.....ГОСТ,ТУ...........Цена
А-66..............ГОСТ 2084-67......0-60
А-72..............ГОСТ 2084-67......0-70
А-76..............ГОСТ 2084-67......0-75
АИ-93.............ГОСТ 2084-67......0-95
АИ-98.............ГОСТ 2084-67......1-05
Сланцевый.........РТУ ЭССР 268-63...0-60
Экстра............ВТУ НП 67-60......1—00
Авиационный Б-70..ГОСТ 1012-54......1-20
Топливная смесь...ВТУ 30-8-63.......0-80
Примечания. 1. Розничные цены, указанные за 10 л, применяются только при отпуске бензина автозаправочными станциями (АЗС) и при продаже в розничной торговой сети.
2. Единые розничные цены на автомобильный бензин применяются при реализации бензина всем покупателям — как населению, так и государственным, кооперативным и общественным организациям.
3. "Топливная смесь" - смесь (25:1) бензина автомобильного А-72 и автотракторного масла для двухтактных двигателей.
 В начале 70-х цены чуть возросли (кроме 76-го бензина). Например, 10л АИ-93 стали стоить 1 руб. Затем дважды (в 78-м и 81-м) цены возрастали ровно вдвое, и в таком виде просуществовали до распада СССР в декабре 91-го. То есть 10л 76-го стоили 3 рубля, а 93-го - 4. В 70-х и до середины 80-х проблемы с наличием бензина АИ-93 были в основном на курортных трассах в разгар сезона, или в отдалённых сельских местностях. 72-й и 76-й присутствовали практически всегда.
откуда вырос опус про талоны
Бензин для государственных и прочих не частных авто всегда продавался за талоны, а для последних за деньги (кроме двух периодов в несколько лет в конце 60-х - начале 70-х и начале 80-х, когда для "частников" тоже пытались вводить специальные талоны, свободно продававшиеся в Харькове за наличные почему-то в продовольственных магазинах). Вспоминается надпись "Не вставив пистолет в бак, талонов не подавай". А в середине 80-х придумали разделить существующие АЗС, которых и без того было мало, на "государственные" и "частные" с соответственной формой оплаты (при этом все автозаправки, естественно, оставались принадлежать государству). "Частные", они же "платные", даже обозначались специальной табличкой, внесённой в ПДД, и на них обычно днём были очереди. Но вот моторное масло на разлив (пластиковые канистры тогда были дефицитом) иногда официально можно было купить за наличные на "государственных" заправках, а на "частных" оно встречалось далеко не всегда. Для налива в ёмкость покупателя разных видов масла предусматривалась специальная колонка с несколькими раздаточными пистолетами без шлангов, обычно сбоку здания АЗС. При переливе неопытный покупатель рисковал испортить одежду трудноудаляемыми пятнами. Часто встречалась колонка с надписью "ВОЗДУХ ВОДА", но ни разу не видел, чтобы ей кто-либо пользовался. На большинстве АЗС дискретность порции заправляемого бензина составляла 5л. Впрочем, все неудобства и очереди с лихвой перевешивала низкая цена нефтепродуктов.

ShibaOn

 
Затем, сравнив это с показаниями спидометра, производит в уме сложение, вычитание, умножение и деление. Вы, изнемогающий от желания мчаться дальше, включаетесь в работу, надеясь ее ускорить… И вот вы уже оба считаете, шепча и устремив вдаль невидящие взоры, а ваш антисоветизм в это время всё нарастает и нарастает, причём как у вас самого, так и у гаишника.

что там считать то? если гаишник остановил автомобиль то показания спидометра будут 0, так что как ни умножай и не дели будет 0, Ваш КЭП!
либерасты всякие пробег по спидометру смотрят, здоровые люди все таки показания пробега смотрят на одометре. очевидно что эту хуйню писал человек далекий от автомобиля, это скорее квинтэссенция ворчания бабок у подъезда.
молодец, альбир, в кои то веки думал ты что то нормальное нарыл, но ты только подтвердил что тебя нужно держать в загончике для неадекватов ;)

msv27

80-е точно был литр 93его по 40коп
Там в определённый момент случилось повышение цен на бензин (не помню, когда именно). До повышения литр 76-го стоил семь копеек, после повышения - 30 копеек. Цены в две копейки вроде не было.
А практически всё описанное в статье - какой-то наркоманский бред. За исключением того, что перебои с бензином иногда действительно случались, как и с другими товарами. (Впрочем, они и в 90-е годы вполне себе случались.) У моего деда однажды возникла ситуация, что надо куда-то ехать, а бензина на заправке не было. Он договорился с шофёром на работе в редакции, что тот зальёт 20 литров ему в "Запорожец". Приехали они в гараж, шофёр налил 20 литров. Бабушка его спросила, где же они-то берут бензин, на что шофёр солидно ответил:
- Мы - на своей заправке.
Когда стали предлагать денег за бензин, он ещё более солидно отказался:
- Мы - не торгаши. Чем можем - помогаем.
Фразу "на своей заправке" в семье потом долго вспоминали с юмором.
А подвозили тогда много кого. Тогда ведь не было такой преступности, как сейчас. Поэтому и сами совсем не боялись сажать даже здоровых мужиков, и женщины (даже молоденькие девушки) не боялись садиться в попутную машину. Как-то даже мысли не было, что кто-то может убить, ограбить, изнасиловать или ещё что-то. Естественно, никакому милиционеру и в голову не могло прийти проверять документы у пассажиров, чтобы выяснить, приходятся ли они родственниками водителю. Но денег с подвозимых не брали. За что деньги-то брать, если подвозишь по пути?

stm5423431

А практически всё описанное в статье - какой-то наркоманский бред.
таки, виимо, да. Для того и запостил сюда - вроде что-то интересное, но уж слишком похоже на байки о кровавом совке

marciza

Для того и запостил сюда
ибо хохлоуебанский пропагандон ;)

ShibaOn

Для того и запостил сюда - вроде что-то интересное, но уж слишком похоже на байки о кровавом совке

альбир, ты же сам тот еще генератор баек о кровавом совке :)

Natashka81

ну ваще не знаю, но дед правда был рисковый, один из немногих рассказов про войну у него был как он глушеную взрывами рыбу вытаскивал когда одер форсировали. :grin:

marina355

Мне кажется в копье можно было 76 лить, в шаху уже нельзя
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: