Как НТП похоронит путинскую Россию

partyzan

http://argumentua.com/stati/neprognoz-kak-nauchno-tekhniches...

Я твердо знаю: предсказывать будущее убыточно, а вот внимательно наблюдать настоящее крайне прибыльно. Потому, что становится видно многие важные вещи, которые не сможет победить даже единый фронт Путина, Мизулиной, Гундяева и Чикатило — потому что с прогрессом можно бороться, его можно даже остановить. Но его нельзя победить.
Моя давно покойная прабабушка говорила «Треба більш читати, щоб знати коли тікати». Она была членом ВКП(б) с 18 года и дважды встречалась с Лениным (один раз на субботнике! но тридцатые вся семья пережила в целости — каждые три года переезжали с места на место.
А еще я много лет назад решил поработать на бирже. На русской бирже я пытался предсказывать будущее — и потерял кучу денег. Но примерно в это же время на очередной презентации Apple Джобс представил iPhone. Я посмотрел на это как интерфейсник, сказал «ага, очень интересно» и пошел открывать счет на Nasdaq. Заработал +150%, а если бы не закрыл счет (срочно понадобились деньги) заработал бы +440%
С тех пор я твердо знаю — предсказывать будущее убыточно, а вот внимательно наблюдать настоящее крайне прибыльно. Например потому, что становится видно многие важные вещи — которые не сможет победить даже единый фронт Путина, Мизулиной, Гундяева и Чикатило — потому что с прогрессом можно бороться, его можно даже остановить — но его нельзя победить.
В этом посте — собрано некоторое количество наблюдений, представляющих интерес для всех живущих (пока еще) в России. Часть из этих наблюдений может оказаться ошибочной, но их общее направление вполне показывает несколько сильных трендов.
Оказалось, что почти никто из моих друзей об этих вещах не знает, не следит и не интересуется — но как известно, незнание законов физики не освобождает от их выполнения. Поэтому я решил заняться политпросветом в силу скромных сил. Текст составлен без ссылок на источники, чтобы не засорять. Чуть позже, как дойдут руки, я сделаю серию notes со ссылками на источники, подробно раскрывающими некоторые темы.
Ну и, наверное, важно добавить, что я не являюсь любителем путинско/милоновско/гундяевского мракобесия, но как гражданин иностранного государства не испытываю к ним ничего, кроме любопытства энтомолога. Поэтому смотрю немного со стороны и с юмором.
———
Начну с интересных древностей.
В середине 16 века Испания начала ввозить в страну огромные объемы серебра с месторождений в Латинской Америке. Вдруг выяснилось, что не надо работать, не надо растить зерно, тачать сапоги — потому что все можно купить. В 17 веке появилась поговорка «В Испании все дорого, кроме серебра».
Торговля серебром была монополией короны и основные доходы оседали в личной королевской казне — и тратились на крупные военные кампании и нечеловеческую роскошь двора. Делать бизнес стало невыгодно — а зачем? Деятельным людям проще было пойти в силовики и присосаться к королевскому серебряному дождю. Ну и, конечно, на фоне постоянного притока денег в страну инфляция била все рекорды, а ручной труд потерял всякое уважение.
Параллельно у царствующих Габсбургов на фоне серебряного отравления головного мозга случились фантазии о том, как должна быть устроена Испания и Европа целиком — началась борьба с Реформацией, экспансия Габсбургов по всей Европе, дискриминация и последующее изгнание из страны главных испанских торговцев и ремесленников (евреев и морисков появилась лютующая инквизиция, ввели цензуру, запрет на выезд студентов из страны и запрет на ввоз книг.
В это же время в странах, торговавших и воевавших с Испанией (Англия, Франция, Нидерланды) случилась экономическая и социальная революция — в одни моменты Испания была готова много покупать и сильно выросло производство, в другие моменты Испания воевала и просто для того, чтобы сдерживать испанское военное могущество, обладая ограниченными ресурсами (что продали — то и заработали приходилось очень сильно крутиться.
В общем, в Испании стимулы для развития человеческого капитала пропали, а во всей остальной Европе многократно усилились.
В Испании развивалась имперская модель, построенная на военной силе, а в северной Европе — построенная на праве и экономике. Католической Испании деньги давал Христос и это было результатом чуда, а в протестантской Англии (и вообще Северной Европе) высшей доблестью было их честно заработать.
Что происходило дальше хорошо видно на анимированной карте
http://www.infokart.ru/wp-content/uploads/2009/11/colonisati...
К началу 19 века Испанская империя уже потеряла почти все свои владения, а Британская почти до середины 20-го продолжала рост.
Нас, конечно, интересует что будет происходить с другой империей, отмеченной на карте фиолетовым — Российской.
Для понимания этого для начала хорошо узнать (или повторить тем, кто уже знает) несколько важных вещей.
— 50% доходов бюджета России — это доходы от продажи нефти и газа.
— в рейтинге условий для бизнеса Россия стоит сразу за Барбадосом на 92 месте (Грузия, например, на 8 расходы на науку относительно ВВП на 32 месте (1,16%, рядом Венгрия и Тунис) а военный бюджет при этом на 3 месте в мире (на 20% больше, чем в Великобритании).
— чиновников в России — 6 млн человек. Их средняя зарплата 60 т.р. (средняя по стране — 33 т.р.) Про эффективность этих чиновников и масштабы распила говорить не надо — можно только посмеяться: в бюджете 2014-2016 22% расходов на ЖКХ ЗАСЕКРЕЧЕНЫ
— в общем неудивительно, что выпускники российских вузов больше всего хотят работать на госслужбе (или в Газпроме, что одно и то же) и меньше всего хотят работать продавцами (где твой заработок зависит прежде всего от тебя). То есть выросло поколение, которое считает, что можно не работать, а все даст нефть. И выросла огромная армия людей, которые привыкли получать деньги за просиживание штанов в госкабинетах. К сожалению, исторический опыт показывает, что объяснить им, что теперь всем надо начать тяжело работать будет очень сложно.
— в итоге достигнутого масштаба неэффективности экономики, Россия по словам министра экономразвития Улюкаева находится в стагнации (в то время, как экономика США и Европы постепенно восстанавливается).
— бюджет 2014-16 сверстан исходя из минимальной цены на нефть 93$ (сейчас 111$) — и если цена упадет, то придется лезть в стабфонды (фнб, резервный фонд, золотовалютные резервы) — и даже если их вскоре не распилят (что несложно предположить — forbes.ru то хватит их года на полтора-два.
В общем, если кратко — если в мире упадет цена на нефть, в России начнется веселый карнавал. (И на этот раз организовывать его будет совсем не Капков.)
При этом важно понимать, что у России есть единственный способ воздействия на цену нефти — молиться (теперь мы знаем настоящую причину возвышения РПЦ!). Поэтому для того, чтобы понять, что будет с ценой на нефть (и как следствие - с Россией надо смотреть, что тем временем происходит в мире.
А в мире происходит вот что:
Элон Маск (человек, который сделал PayPal и запустил частный космический корабль) открыл компанию по производству электромобилей Tesla. Три года они выпускали дорогие суперкары (200 км/ч, разгон до 100км/ч за 4.2с) и отлаживали технологии. Суперкары вполне успешные — на них большая очередь. С учетом всех государственных льгот, электрокары ценой в 100 тысяч долларов по совокупной стоимости владения сопоставимы с, извините, Toyota Corolla.
На Детройтском автосалоне в феврале Tesla обещает представить бюджетную модель E (предполагаемая цена 40 тысяч). 40 тысяч — это значит очень дешевый (по совокупной стоимости владения очень надежный и очень быстрый автомобиль.
К концу 2015 вся Америка (98% населения южная часть Канады и большая часть Европы будут накрыты сетью заправок, на которых автомобиль можно будет зарядить за 20 минут БЕСПЛАТНО или за 2 минуты за деньги. Просто другой бизнес Маска — это солнечные батареи (о нем позже) и большая часть заправок на них и работает.
В это же время Google, наконец, отладил свой беспилотный автомобиль, автономно он проехал без аварий уже больше миллиона километров. В трех штатах Google выдано разрешение на использование робомобиля на дорогах общего пользования — в том числе в Калифорнии.
Осенью Google вложил 250 миллионов долларов в Uber (аналог GetTaxi и Яндекс.Такси) и частью этого соглашения является то, что Uber запустит 2500 автоматизированных беспилотных такси (видимо, в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе). В общем, будущее наступило — вызываешь на айфоне такси, оно приезжает, говоришь куда ехать, такси едет по полосам общественного транспорта, выгружает и ловит следующего пассажира, а ночью сама едет за город на парковку — заряжаться, читать победные реляции в прессе и пожирать христианских младенцев.
Конечно, реднеки в Техасе и дальше будут ездить на своих траках (не будем забывать, они и на лошадях до сих пор ездят но роботизированные автомобили способны накрыть все городские агломерации — и за несколько лет владеть автомобилем в городе станет просто невыгодно — плату за парковку никто не отменял. Важно понимать, что система Google не требует создания специальных автомобилей — она монтируется на серийные модели и позволяет в любой момент забрать управление водителю — то есть для технологии обеспечен легкий вход на рынок и под нее не требуется переоборудовать всю дорожную сеть. Лазерный сканер, требуемый для этой системы пока что дорог (70 тысяч) — но при массовом производстве его цена опустится до 10 тысяч.
Google прогнозирует, что введение этой системы позволит сократить на 90%: кол-во автомобилей в городах, количество затрачиваемой энергии, времени водителя за рулем и количество аварий. Про 90% наверняка врут — но даже изменение этих показателей на 50% перепашет весь автомобильный рынок.
В ответ Tesla пообещала через 3 года выкатить свою беспилотную систему и запустила строительство роботизированного завода по производству аккумуляторов для электромобилей — с объемом производства сопоставимым со ВСЕМ производством производством Li-Ion В МИРЕ. Если Маск (человек, построивший и запустивший космический корабль) не врет, это позволит выпускать 800 тысяч быстрых, красивых и дешевых в эксплуатации электромобилей в год.
Одновременно ходят слухи, что на Tesla (которая стоит сейчас 18 млрд) положил глаз GeneralMotors (55 млрд после кризиса, банкротства и национализации 2008-го восстановившийся и вернувшийся на первые места по производству автомобилей в США и мире.
Переоборудование конвеера на производство электромобилей занимает около 20 месяцев (Tesla за этот срок переоборудовала конвеер Toyota). Что произойдет, если GM действительно купит Tesla, представить легко. Что произойдет, если их не купит GM тоже легко — тогда его купит Toyota или Daimler, которые уже владеют долями. А если Маск окажется проворным пронырой и сохранит контроль за собой, все просто случится на год-полтора позже, а сам он будет еще богаче (чего я ему и желаю)
Вдобавок у семьи Элона Маска есть еще один бизнес — компания Solar City. Если у вас есть дом в США в подходящей климатической зоне, вы им звоните и становитесь в очередь. Они приезжают через пару месяцев (очередь уже длинная) и бесплатно монтируют на крыше дома солнечные батареи. Солнечные батареи сдаются в десятилетний лизинг (аренда с последующим выкупом). В итоге домовладелец не делает вообще ничего, кроме телефонного звонка — но начинает платить за батареи меньше, чем он платил за электричество, полностью закрывает свои потребности в электричестве еще и отдавая ее в сеть (и при желании делает на лбу татуировку GreenPeace).
Злые языки говорят, что этот бизнес прибылен за счет дотаций от государства. Но разработки солнечных батарей тоже не стоят на месте — и к моменту, когда их КПД вырастет еще больше и производство удешевится, у SolarCity уже будет огромный рынок сбыта и клиентская база.
Почему все это важно.
Америка — главный потребитель нефти в мире (20% всего мирового потребления). Половина потребляемой в США нефти перерабатывается в бензин.
То есть, ТОЛЬКО американские автомобили потребляют 10% всей вырабатываемой в мире нефти.
КПД бензинового двигателя 25-30%, дизельного — до 50%, электрического — больше 90%. Ну и не менее важно, что для питания электромобиля отлично подходят атомные и гидроэлектростанции.
Вы скажете «ну и что — под угрозой всего 10% рынка. А есть же еще миллиардные Китай и Индия, и их автомобилизация будет долго кормить нефтяной рынок!».
В этот момент стоит вспомнить две истории.
1) Когда Индия созрела до телекоммуникации, вдруг выяснилось, что во всем мире проводная телефония отмирает — в Индии почесали макушку и накрыли всю страну сразу беспроводными сетями.
2) Тема Лебедев в одном из недавних отчетов из путешествий по Китаю писал, что китайская дорога сейчас совершенно бесшумна. Просто потому, что все пересели на электроскутеры. Это произошло за несколько лет.
Что помешает Китаю, у которого
а) почти нет нефти и газа,
б) есть крупнейшие месторождения лития и графита (нужны для li-ion аккумуляторов) и уже существующие фабрики и экспертиза по производству аккумуляторов,
в) крупнейшие в мире гидроэнергетические мощности,
г) руководящие элиты которого последние 10 лет постоянно заявляют об опасности зависимости от импорта энергоносителей,
д) есть успешный бизнес, способный провести back engineering и наладить производство,
в общем, что помешает Китаю пропустить этап бензиновых автомобилей и перейти сразу на электрические - лично я не знаю. (То же и с Индией, разумеется)
Также очень интересно происходящее на газовом рынке. Все слышали про сланцевый газ, но мало кто понимает, что это значит. По сути это просто новая технология, позволяющая добывать газ из месторождений, из которых раньше ничего добыть было нельзя — раньше газ умели выкачивать только из подземных «резервуаров», а новая технология позволяет добывать газ из месторождений, где он находится вперемешку с породой.
Для этого бурят несколько небольших скважин, закачивают туда воду с химикатами и давлением разрывают подземный пласт — газ собирается и выходит на поверхность (это очень примитивное описание, конечно). Есть люди, которые считают, что это не очень экологически чистая технология — говорят, испортим всю воду мира. Но пока что никакого вреда от добычи сланцев доказать не удалось.
Нельзя сказать, что сланцы — это дешевая технология. Но можно сказать, что технология добычи сланцевого газа сделала две вещи: 1) ограничила верхний уровень цен на газ, 2) открыла возможность добычи газа в регионах, где как считалось раньше, его не было.
Ну и технология, конечно, дешевеет с приобретением опыта.
Например, считается, что богатыми залежами сланцев обладает Польша (и Украина — и его разработка позволит обеспечить большУю часть потребности Европы в газе. Поляки никак не могут начать его добывать — из-за бюрократического бардака, жадности и коррупции (привет, братья-славяне!). Но как мы видим, евробюрократы, когда понадобилось, успешно сбороли Испанию и Грецию — наверное, смогут сбороть и Польшу. Потому что когда вы у кого-то покупаете газ, не менее важным, чем цена, является то, насколько продавец п̶с̶и̶х̶ готов гарантировать стабильность и разумность цены.
Ну и конечно, флагман добычи сланцев — это Америка. Просто потому, что там не существует никаких лицензий на добычу полезных ископаемых. Купил кусок земли и копай хоть до ядра.
В итоге цены на газ в Америке рухнули из-за избыточного предложения, и газовые компании срочно переоборудуют газовые терминалы (рассчитанные на импорт и регазификацию) — под экспорт газа. (В Китае, Японии и Южной Корее газ сейчас стоит в 3-5 раз дороже, чем в США).
То есть, производство электроэнергии в Америке сейчас существенно подешевело (конечному потребителю в Массачусетсе электроэнергия стоит сейчас дешевле, чем в Москве).
Газ напрямую менее важен для дохода бюджетов России, чем нефть (почему - отдельная история но косвенно дешевый газ давит на нефтяные цены вниз, так как во многих применениях газ и нефть взаимозаменяемы.
Есть еще один важный тренд — перенос производства из Китая в Америку и другие страны первого мира. Из простых примеров — запуск Маском гигантского производства аккумуляторов, о котором я писал выше, и перенос Apple производства MacPro назад в Америку. Также интерес представляет перевод производства айфонов Foxconn (крупнейший в мире производитель электроники) из Китая на Тайвань.
Объединяют все эти примеры одно — вместо дешевых китайских рабочих на этих производствах будут работать очень дешевые и куда более эффективные роботы (у Foxconn на фабрике будет стоять полмиллиона роботов). В общем этот тренд называется роботизация производства.
Ну и last, but not least
Список 15 ведущих экспортеров нефти, отсортированный по объему поставок:
Саудовская Аравия, Россия, Иран, ОАЭ, Норвегия, Ирак, Кувейт, Нигерия, Канада, Голландия, Венесуэла, Ангола, Алжир, Ливия
Отбросим
— Норвегию: поставляет нефть на европейский рынок и имеет 5 миллионов населения и гигантскую для такого населения заначку.
— Голландию: реэкспортер, своей нефти у них нет, население маленькое.
— Канада: поставляет американцам и обладает диверсифицированной экономикой.
Остаются 12 стран. Я не знаю, кому сейчас в мире выгодно, чтобы у них было много денег.
Например, у Ирана с сумасшедшими аятоллами.
У Венесуэлы, где один псих-социалист сменился на другого, понижающего цены в супермаркете с помощью автоматчиков.
У Ливии, где у самых адекватных ребят из Мисураты, с которыми можно договариваться, нефти как раз нет.
У России, о которой просто опустим подробности, и так все понятно...
Отдельно важно, что с Саудовской Аравией у Штатов в последнее время довольно сильно испортились отношения — обсуждается, что королевская семья СА (прежде всего, глава разведки принц Бандар бен Султан) ведет большую игру против Израиля, и израильское лобби (наиболее влиятельное в США) вряд ли всему этому радуется.
Что может сделать дешевая нефть в Америке? Удешевить производство на перенесенных в Америку предприятиях. Снизить финансовые возможности республиканцев (нефтяные компании — их крупные спонсоры). Толкнуть экономику.
Что может сделает дешевая нефть в мире? Поддержать падающий экономический рост в Китае и толкнуть развитие китайского внутреннего рынка. Отобрать у сумасшедших с гранатой возможность тратить столько денег на вооружение и запуск центрифуг для обогащения урана.
И самое интересное для нас — что может сделать дешевая нефть в России?
В России в начале 90-х была демографическая яма, наложившаяся на эхо демографической ямы второй мировой. Кто нанимает молодежь, прекрасно знает, что на рынке труда начались большие проблемы — нового поколения молодых специалистов нет просто потому, что их 22 года назад не родили. Дело не в качестве российского образования, их нет совершенно буквально.
В это же время перестает работать и выходит на пенсию огромное послевоенное поколение (демографический пик).
Конечно, ситуацию в пенсионном фонде несколько (извините) облегчает средняя продолжительность жизни в России — 69.8 лет (113 место в мире, рядом с Гондурасом) — но, во-первых, вряд ли это кого-то может утешить, во-вторых - всей остроты проблемы это совершенно не снимает.
То есть пенсионеров становится значительно больше, а платить им пенсию можно только до тех пор, пока цены на нефть высокие.
Помните, что случилось после плохо организованной монетизации льгот?
Ну и на сладкое — за 13 лет в регионах появилась мощная бюрократия (6 млн которая любит хорошо кушать. Все эти 13 лет у них изымали доходы в федеральный центр — там пилили и часть возвращали назад, подслащая каплями с нефтяной трубы. Если нефтяной трубы не станет — вот эти вот региональные элиты, они зачем будут отдавать свои доходы Москве? Они что, сами их поделить не смогут?
В общем, если сформулировать вопрос предельно коротко — всем людям, живущим в России, жить вместе надо, чтобы что?..
Спасибо за внимание, выводы каждый может сделать самостоятельно.
Comments
Latif • 20 часов назад
Несколько фактов в общую топку:
В Испании (да, да, в той самой) еще в 2012 году солнечные электростанции вышли на первое место по выработке электроэнергии, обогнав уголь.
Этим летом Германия поставила рекорд - 75% потребленной за сутки энергии в стране было добыто из возобновляемых источников. Всего один летний день, но это уже давно не "игрушки для богатых в пределах статистической погрешности".
Ежегодно мощности возобновляемых источников растут минимум на 30% и этот тренд в 2014 и 2015 году остается в силе с теми же цифрами.
Китай инвестирует в возобновляемую электроэнергию десятки миллиардов ежегодно и вышел на первое место в мире по производству солнечных панелей.
В 2008 году недостижимым пределом мечтаний называлась цена солнечных панелей в 50 центов за ватт. В 2014 эта цена составляет от 25 центов за ватт.

valov27

что это?
P.S.
Моя давно покойная прабабушка говорила «Треба більш читати, щоб знати коли тікати»
понял, это в хохлоперемоги

freya83

НАТО победит Россию и спасет Украину
США победит Россию и спасет Украину
ЕС победит Россию и спасет Украину
Теперь вот НТП победит Россию и спасет Украину
отлично чо:)
жаль Чак Норрис уже не торт

jasd323

В это же время Google, наконец, отладил свой беспилотный автомобиль, автономно он проехал без аварий уже больше миллиона километров. В трех штатах Google выдано разрешение на использование робомобиля на дорогах общего пользования — в том числе в Калифорнии.
вот в этой теме я немного разбираюсь
такого нет и можно смело предположить, что беспилотные автомобили ещё лет 10 как не появятся
сейчас проводится ежегодный забег беспилотников по пустыне американской
ну то есть совсем пустыне, там даже кактусов нет - той где начало третьего индианы снимали. да, там не без труда они как-то миллион километров накатали, но до сих пор эти автомобили не могут даже банально объехать препятствие
я не спорю, нефть и газ со временем потеряют в цене, так как общая тенденция отказа от этих ресурсов чувствуется, но навряд ли это произойдет в ближайшие лет 5-10

Xela

Ну давай расскажи мне, свидомый, как рашка загнивает

blackout

вот в этой теме я немного разбираюсьтакого нет
Поясни пожалуйста. Вот есть автомобиль гугла, который самостоятельно проехал сотни тысяч км и попал в арварию только когда им управлял человек. Ты утверждаешь, что:
1) Он не проехал сотни тысяч км.
2) Он сделал это недостаточно самостоятельно.
3) Он ездил по специально выбранным трассам, которых мало в реальном мире.
4) Он не пойдет в серию в ближайшие 10 лет по каким-то причинам типа дороговизны.
Или все вместе?

blackout

но до сих пор эти автомобили не могут даже банально объехать препятствие
В нескольких штатах разрешено тестировать гугломобили на общественных трассах. Так что меня гложет сомнение в твоей осведомленности.

jasd323

3) Он ездил по специально выбранным трассам, которых мало в реальном мире.
это
и что там про аварию? он мильон раз в аварию попадал и без управления человеком =)

jasd323

В нескольких штатах разрешено тестировать гугломобили на общественных трассах. Так что меня гложет сомнение в твоей осведомленности.
ну дай ссылку какую-нибудь на реальный тест
мб я и вправду отстал слегка
все-таки этим вопросом занимался несколько лет назад

pita

на википедии расписано всё как надо, скорее всего

blackout

это
Пишут, что не это.
The car has traversed San Francisco's Lombard Street, famed for its steep hairpin turns, and through city traffic. The vehicles have driven over the Golden Gate Bridge and around Lake Tahoe.[4] The system drives at the speed limit it has stored on its maps and maintains its distance from other vehicles using its system of sensors.

и что там про аварию?

In August 2012, the team announced that they have completed over 300,000 autonomous-driving miles (500,000 km) accident-free, typically have about a dozen cars on the road at any given time, and are starting to test them with single drivers instead of in pairs.[21]

jasd323

да, прочитал сейчас
гуглавтомобиль просто сравнивает заблаговременно отснятую дорогу с текущей ситуацией
а забеги в американской пустыне проводятся для по-настоящему беспилотных автомобилей и там траекторию движения машина выбирает сама, и я имел в виду что вот до таких машин ещё очень далеко
а гуглавтомобиль можно сравнить с трамваем без водителя, это реально, не спорю, будет ли повсеместно использоваться - ну хуй знает

jasd323

вообще концепция гуглавтомобиля не нравится
есть мнение, что это всё игрушки
и дают в них играться до первой реальной аварии с ущербом для человека/пешехода

blackout

Трамваю нужны рельсы, гугломобилю - всего лишь дорога, по которой раньше проехал другой, специальный гугломобиль.

jasd323

Трамваю нужны рельсы, гугломобилю - всего лишь дорога, по которой раньше проехал другой, специальный гугломобиль.
рельсы и есть четко обозначенная дорога
как раз сравнение с трамваем очень очень корректное

blackout

есть мнение, что это всё игрушкии дают в них играться до первой реальной аварии с ущербом для человека/пешехода
По такой логике автономные машины вообще никогда не появятся, так как аварии неизбежны. Собственно, по такой логике и обычных машин сейчас, оказывается, нет, а мы все ездим на телегах.

blackout

как раз сравнение с трамваем очень очень корректное
Нет, потому что автономный трамвай никому нахуй не сдался. А автономная машина - вполне.

jasd323

По такой логике автономные машины вообще никогда не появятся, так как аварии неизбежны. Собственно, по такой логике и обычных машин сейчас, оказывается, нет, а мы все ездим на телегах.
интересно будет посмотреть на
1) первый суд над гуглавтомобилем
2) гуглавтомобиль сидит в тюрьме
3) а вот он гуляет по заранее отснятому тюремному дворику
было б время и желание, я б даже иллюстрации нарисовал)

kartonandme

Тут больше вопрос в ответственности.
На текущей версии автомобилей виновник, в большинстве случаев, определяется быстро и точно.
В случае автономных машин кто будет виноват в аварии, если она случится?

blackout

Вот если бы по всем дорогам, которые есть на, условно, гуглокартах, проложили трамвайные рельсы, то тогда бы можно было сказать, что это "автономный трамвай".

frostenrus

Вот если бы по всем дорогам, которые есть на, условно, гуглокартах, проложили трамвайные рельсы, то тогда бы можно было сказать, что это "автономный трамвай".
Их и проложили, как я понимаю. Гуглоавтомобиль только по специально отснятому пути ездить может?

blackout

В этом и смысл. Что железные рельсы по всем дорогам не проложат никогда, поэтому автономный трамвай не нужен. А "рельсы" для гугломобиля вполне реально проложить по дорогам всего цивилизованного мира за пару лет, поэтому гугломобиль нужен.

rbee1983

Как показывает пример Северной Кореи, прогресс в рамках одной страны необязателен, да и процветание населения тоже.
А вот отсутствие территориальных претензий не помешало бы (КНДР пугает, но никогда ничего реально не делает).

frostenrus

Так это и есть рельсы, только их научились дешево (?) прокладывать по асфальту.

jasd323

ну поживем - увидим, мне кажется такой гуглавтомобиль нахуй никому не будет нужен. более того, после того как задавит кого-нибудь, его просто запретят
так как изначально концепция ошибочна
я бы ещё понял, если бы они ездили по специально оборудованным дорогам, куда, например бы, не пускали пешеходов
но тогда проще туда поставить сразу большой автобус или поезд =)
например в метро без машиниста верится намного сильнее чем в гуглавтомобили
но это все исключительно моё мнение, никого убеждать в своей правоте не собираюсь

pita

кажется такой гуглавтомобиль нахуй никому не будет нужен
"есть мнение" (тм что гугломобиль это идеальное такси. только и всего.

blackout

идеальное такси. только и всего
Фига себе, "только и всего".

frostenrus

Фига себе, "только и всего".
Рулить автомобилем может и дешевый индус или негр, стоимость их в пределе - порядка доллара в день.
Хз будет ли гуглоавто дешевле.

Soror

Рулить автомобилем может и дешевый индус или негр, стоимость их в пределе - порядка доллара в день.
Хз будет ли гуглоавто дешевле.
вопрос в том, хочешь ли ты видеть в своем автомобиле дешевого индуса?
А по теме, ватники как всегда выдернут одну тему и давай ее обсасывать, себя что ли утешают :smirk:

frostenrus

А по теме, ватники как всегда выдернут одну тему и давай ее обсасывать, себя что ли утешают
Хочешь во всех темах украину обсуждать? :grin:

Soror

при чем здесь украина?

pita

Рулить автомобилем может и дешевый индус или негр, стоимость их в пределе - порядка доллара в день.
Это если он рулит на своей исторической родине. В США он будет обходиться уже дороже. Далее просто смотрим на издержки и решаем для себя выгодно или нет.

frostenrus

Это если он рулит на своей исторической родине. В США он будет обходиться уже дороже. Далее просто смотрим на издержки и решаем для себя выгодно или нет.
Да, опять же в промышленном варианте можно завезти нищебродов в гетто для таксистов, а можно провести к ним интернет.
Для гуглоавто в любом случае нужна инфраструктура, это вложения.
Интересно сравнивал ли кто.

pita

Ты сейчас рассматриваешь более фантастические варианты, чем гугломобиль.
Первый уже мог быть реализован - но этого до сих пор не произошло.
Удалённое управление автомобилем могут запретить с бОльшей вероятностью, чем автономное роботизированное. Просто потому что интернет может пропадать, и тогда автомобилю непонятно что делать. Это не считая латентности.

frostenrus

Ты сейчас рассматриваешь более фантастические варианты, чем гугломобиль.
Первый уже мог быть реализован - но этого до сих пор не произошло.
Гугломобиля пока тоже не произошло.

pita

Гугломобиль на данный момент вынуждены уже запрещать в отдельных штатах, потому что уровень доверия к нему со стороны населения пока небольшой, мягко говоря.
Так что не состоялся он вовсе не по техническим причинам.

langame

более того, после того как задавит кого-нибудь, его просто запретят
Просто страховой взнос за него имхо повысят.
На самом деле конечно концепция автономных такси или автомобилей вообще нужна только если они гарантируют повышенную безопасность по сравнению с водителем-человеком. И мне (неспециалисту) кажется, что тут в принципе не должно быть нерешаемых проблем.

frostenrus

Гугломобиль на данный момент вынуждены уже запрещать в отдельных штатах, потому что уровень доверия к нему со стороны населения пока небольшой, мягко говоря.
Так что не состоялся он вовсе не по техническим причинам.
Ну мой первый вариант пока не состоялся тоже не по техническим причинам, а из-за нелюбви населения к концлагерям.
Я о чем: если для гугломобиля нужно сильно менять инфраструктуру, то его смысл стремится к 0, потому как создать управляемый автомобиль в специальной инфраструктуре просто.
Если же у него хорошо получается ездить по дорогам общего пользования — прорыв, и вроде сколько-то получалось. Непонятно насколько стабильно и безопасно.

pita

Если же у него хорошо получается ездить по дорогам общего пользования — прорыв, и вроде сколько-то получалось. Непонятно насколько стабильно и безопасно.
Судя по тому, что мне попадалось, гугловцы считают что их автомобиль более чем способен ездить по дорогам общего пользования "прям щас". Но необходимо заручиться федеральным одобрением, потому как пробивать каждый штат на эту тему затратно (я так думаю). Видимо, формируют лобби щас, работают с потенциальными покупателями этих машин. Цивилизация же, для всего есть свои механизмы. Юридический статус данных машин на данный момент не прояснён.

nona1

Какие доллар в день, минималка же вроде 3$ в час? Плюс ща Обамка проталкивает проект о повышении минимальной зряплаты и если его примут, то гуглямобили будут очень даже кстати, ну и не стоит забывать, что гугл по всем ключивым инициативам Обамы создает проекты - начиная от образовательных порталов и семинаров для учителей, заканчивая всякими конкурсами на изобретение дешевой солнечной электростанции. Я думаю, что если гугль успеет протолкнуть свои идеи пока Обамка во власти, то дело окейно выгорит.

frostenrus

Судя по тому, что мне попадалось, гугловцы считают что их автомобиль более чем способен ездить по дорогам общего пользования "прям щас". Но необходимо заручиться федеральным одобрением, потому как пробивать каждый штат на эту тему затратно (я так думаю). Видимо, формируют лобби щас, работают с потенциальными покупателями этих машин. Цивилизация же, для всего есть свои механизмы. Юридический статус данных машин на данный момент не прояснён.
Ок.
Изначально был разговор что он похож на трамвай потому что нужны "рельсы", как я понимаю — нужны. Вопрос в их стоимости — просто отснять дорогу и поехал или что-то более сложное.
Посмотрим.

pita

Вопрос в их стоимости — просто отснять дорогу и поехал или что-то более сложное.
Пишут, что глава отдела разработки - тот же человек. что придумал google street view. То есть "рельсы" уже есть.

nona1

http://m.vozduh.afisha.ru/technology/pochemu-google-hochet-i...
Заметка с видюшкой того как видит окружающий мир гугль машина.

Nefertyty

Вопрос в их стоимости — просто отснять дорогу и поехал или что-то более сложное.
ну это зависит от места
в москве надо много переделывать, кажется
например, сейчас много улиц переделывают - просто перекрывают дорогу и всё, что будет делать робокар? ждать? прочитать, где объезд, он не сумеет, если это не указывать в каком-то машино-дружественном виде
да или просто запаркуют полосу и нельзя объехать по правилам - надо что-то менять, чтоб такого (почти) не случалось
во двор заезжать лучше даже и не пытаться
шутники ещё будут придумывать, как бы так "запереть" робокар какими-нибудь муляжами препятствий, а потом снимать ролик, как тот не справляется с ситуацией, где даже только вчера купивший права водила сообразил бы
а вот ещё интересно - мусор всякий считается препятствием? например просто полиэтиленовый пакет, который ветром не спеша гоняется туда-сюда

TOXA

например, учет слаеров плохо поддается алгоритмизации...

langame

прочитать, где объезд, он не сумеет,
В чем сложность рассчитать альтернативный маршрут? Это начальная модель любого навигатора умеет.
да или просто запаркуют полосу и нельзя объехать по правилам

В принципе ничего сложного научить ездить не по правилам в таких ситуациях, хотя это конечно идеологически плохо.
во двор заезжать лучше даже и не пытаться

Почему?
шутники ещё будут придумывать, как бы так "запереть" робокар какими-нибудь муляжами препятствий, а потом снимать ролик, как тот не справляется с ситуацией, где даже только вчера купивший права водила сообразил бы

Это конечно может быть. Но наверное будет не так часто случаться.

Nefertyty

посмотрел ролик
1) что они там называют "busy intersection" - по московским меркам состояние на 5 утра
2) специальные алгоритмы для велосипедистов есть, а для котиков?

Nefertyty

> В чем сложность рассчитать альтернативный маршрут?
надо сначала догадаться, что препятствие это здесь надолго
во двор не заезжать, потому что там нельзя проехать "по рельсам", а нужно разъезжаться с другими авто, а так же запросто могут запереть (как я понимаю, ответственности за такое нет, так что могут чисто по приколу или из нелюбви к роботам - в силиконовой долине наверное не так)

langame

надо сначала догадаться, что препятствие это здесь надолго
Ну он будет инфу о пробках с яндекса скачивать например. Я не знаю, дает ли яндекс инфу о закрытых участках. Это если о российских реалиях. Или гугл свой сервис запустит. В любом случае это какая-то надуманная проблема имхо.
потому что там нельзя проехать "по рельсам", а нужно разъезжаться с другими авто
Тоже не вижу проблемы. Другие авто ему так и так придется детектить и принимать решения о том врезаться в них или уступать дорогу.
Запереть могут, да. Так же как и обычную машину.

Nefertyty

Ну он будет инфу о пробках с яндекса скачивать например. Я не знаю, дает ли яндекс инфу о закрытых участках. Это если о российских реалиях.
в принципе даёт, но не в том случае, когда чинить надо уже вчера, поэтому в пробки не сообщили
Тоже не вижу проблемы.
то есть ты утверждаешь, что задача в общем виде тоже решаема,
объезд препятствий произвольной формы, которые движутся непредсказуемым образом по пересеченной местности?
Запереть могут, да. Так же как и обычную машину.
из обычной машины может кто-то выйти и дать в морду
робота нужно боевым лазером оснащать тогда

Jusun

минималка же вроде 3$ в час?
В Сиэтле недавно 15$ сделали.

ghytr0001

 

Как научно-технический прогресс похоронит путинскую Россию
 

Нефтяной России всё пророчат похороны, однако, наблюдается ровно противоположное, технический прогресс пожирает сам себя

Премьер-министр Финляндии обвинил Apple в крахе экономики страны
http://lenta.ru/news/2014/07/09/apple/

TOXA

Лол, не только у нас такие обмудки находятся :grin:

Lena1962

Суть то проблемы по его словам та же, что и России пророчат. Имелось пару "градообразующих" предприятий, которые сдохли из за криворукости и технического прогресса.

Nefertyty

Суть то проблемы по его словам та же, что и России пророчат. Имелось пару "градообразующих" предприятий, которые сдохли из за криворукости и технического прогресса.
только в россии они градообразующие, а кое у кого - "странообразующие"
и ещё почти все примеры в статье - американские, что делает судьбу европы несколько унылой

rbee1983

Был сегодня в Финляндии, нам до такого краха экономики лет 10 стабильного развития
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: