Украинское машиностроение

mmm3mmm

Разбавим смешные перемоги серьезными:
Украинское машиностроение: реквием
Ты помнишь, как все начиналось?
Независимость Украина встретила с мощным машиностроением. По состоянию на 1984 г. машиностроение было ведущей отраслью промышленности по численности занятых рабочих, количество которых составляло 28,3% всех работающих. В 1990 г. машиностроение занимало 30,5% в общем объёме промышленного производства УССР. Республика производила 100% советских роторных экскаваторов, кукурузо- и свёклоуборочных комбайнов, 95,4% угольных очистительных комбайнов, 40,5% доменного и сталеплавильного оборудования, около 47% силовых трансформаторов, 33,8% прокатного оборудования, 24% крупных электрических машин… На данный момент доля машиностроения в экономике Украины упала до 12%, количество занятых в секторе уменьшилось вчетверо. На научные исследования в области машиностроения расходуется лишь 0,1% ВВП. Материально-техническая база украинского машиностроения в целом изношена на 70%. Еще в мае 2006 г. министр промышленной политики Украины В.Баранчук сообщил журналистам, что 82% станочного парка предприятий украинского машиностроения нуждается в обновлении.
Украина потеряла целые отрасли промышленности. Это касается таких наиболее наукоемких и высокотехнологичных секторов, как производство вычислительной техники, средств автоматизации, роботов и т.п. Перестало существовать сельскохозяйственное машиностроение. По сравнению с 1990 г. объемы производства в отрасли уменьшились на 87% при общем уровне его падения в машиностроении на 63%. Почти в 20 раз уменьшился выпуск тракторов, практически остановилось производство свеклоуборочных комбайнов, в 17 раз сократилось производство плугов, в 50 раз уменьшились объемы производства машин для внесения удобрений.
Печальна ситуация и в ВПК, в состав которого ко времени провозглашения независимости входило 3594 предприятия, на которых работало около 3 млн. человек. Уже к 1997 г. количество оборонных предприятий сократилось в пять раз, доля оборонного производства в украинской промышленности упала с 35 до 6%, около 550 предприятий были закрыты. В космическую отрасль входило 140 предприятий и институтов, которые обеспечивали работой 200 тыс. человек. Сейчас их осталось 30.
Степень деградации промышленного потенциала страны еще лучше видна на примерах отдельных предприятий. В частности, только в Харькове было 142 научно-исследовательских института, более 100 заводов, 45 высших учебных заведений. При СССР в Харькове работало около 600 тыс. рабочих и 250 тыс. инженерно-технических работников. Сейчас общее количество занятых в машиностроительной отрасли составляет 600 тыс. человек, т.е. столько же, сколько было рабочих в одном Харькове. Сейчас город больше похож на руины. Ликвидированы такие известные предприятия, как Авторемонтный завод, ВНИИТ Электромаш, завод «Радиодеталь», завод «Серп и Молот», завод тракторных двигателей ХЗТД, Харьковский завод тракторных самоходных шасси и многие другие. В Киеве исчезли легендарные заводы «Арсенал» и «Большевик», последние дни доживает НПО «Маяк». В Луганской области обанкротились три крупных станкозавода - Луганский, Краснореченский и Ивановский, в Одессе - завод фрезерных станков им. Кирова.
Даже в таких условиях машиностроение остается одной из ведущих экспортных отраслей страны, принося в государственную казну 12% доходов от внешней торговли.
 
Нам не жить без России
Неофашистский государственный переворот, произошедший в феврале 2014 года, нанес ощутимый удар по машиностроительному сектору экономики.
По данным Госстата Украины, падение производства в машиностроении в марте 2014 г. составило 17,4%. Производство компьютеров, электронной и оптической продукции сократилось на 24,3%, машин и оборудования общего назначения – на 10,8%, машин и оборудования для добывающей промышленности и строительства – на 5,6 %, сельского и лесного хозяйства – на 15,7%.
Наибольшие потери понесло транспортное машиностроение, которое с начала года снизилось на 32-36%, а вагоностроение сократило выпуск продукции на 81%. При этом уменьшение производства «Азовмаша» составило 85%, Крюковского вагоностроительного завода – 80,6%. По словам аналитика инвестиционной компании «Арт-капитал» А.Андрейченко, причиной стало падение спроса со стороны России, ранее закупавшей 80% продукции вагоностроительных заводов.
Российский фактор влияет и на показатели работы украинских производителей электрического оборудования, доля экспорта которой в страны СНГ составляет 45%, а доля экспорта аккумуляторов – 75%. Чтобы понять степень катастрофы, необходимо вспомнить, что в 2009 г. машиностроительное производство Украины уже обвалилось на 54,6%, так и не вернувшись к докризисным показателям.
Разрушает машиностроительный сектор, значительная часть которого сосредоточена в Донбассе, и военный фактор. В частности, после артиллерийского обстрела Краматорска были частично разрушены цеха машиностроительных предприятий Энергомашспецсталь (ЭМСС) и Краматорский завод тяжелого станкостроения (КЗТС). Приостановлена работа еще двух крупнейших заводов города — Новокраматорского машиностроительного и Старокраматорского машиностроительного заводов. Из-за волюнтаристского решения Верховной рады Украины закрыть границы с РФ и активных боевых действий большинство предприятий Донбасса не в состоянии выполнять свои контрактные обязательства.
Производители бьют тревогу. По словам народного депутата Украины Ю.Шаповала, «основные потребители продукции кременчугских предприятий находятся в России и в странах СНГ. Они в настоящее время по политическим мотивам прекратили покупать кременчугские вагоны, кременчугские автомобили, кременчугские колеса». Вторит ему и технический специалист Харьковского авиационного завода 32-летний Александр, поддерживающий расширение автономии региона, что поможет сохранить связи с Россией, являющейся потребителем 70-80% продукции завода.
В целом Россия и другие страны СНГ являются потребителями 60% машиностроительного экспорта Украины. Из-за провоцирования конфликта с РФ за первые четыре месяца 2014 года экспорт локомотивов с Украины в Россию упал на 60%, машин и оборудования — на 50%. По утверждению президента Украинского аналитического центра А.Охрименко, «если в ближайшее время не восстановить нормальную работу предприятий на востоке Украины, может произойти существенное падение общих объемов экспорта, до 20% в целом за год».
Несмотря на это, представители киевской хунты «рекомендуют» предприятиям отказываться от сотрудничества с Россией, запрещено военно-техническое сотрудничество. Даже госпредприятие «Антонов» заблокировало программу замены двигателей на российских Ан-2, которая была подписана летом прошлого года.
 
Операция ассоциация – приказано уничтожить
Подписание 27 июня 2014 г. Соглашения об ассоциации с ЕС означает смерть украинского машиностроения. Это признал даже министр экономики киевской хунты Павел Шеремета, заявивший, что «с подписанием Соглашения можем потерять машиностроение, так как большинство этих предприятий находится на Востоке».
С этим согласна и глава экономической комиссии Украинского союза промышленников и предпринимателей Ю.Дроговоз: «Еще немного и мы действительно потеряем машиностроение в Украине. Оно работает еще на старых резервах. Эта отрасль нуждается в инвестициях и переоснащении. В таком состоянии эти предприятия в основном работали на российский рынок. Спад производства произошел не столько в связи с подписанием Соглашения с ЕС, сколько из-за ухудшений отношений с Россией».
Взяв на себя обязательства перейти на европейские стандарты производства, «евроинтеграторы» не посчитались с тем, что продукция украинского машиностроения неконкурентоспособна на европейских рынках. Глава ассоциации «Поставщики Таможенного союза» О.Ногинский подчеркнул, что «европейцы потребовали, чтобы техрегламент по машинам и оборудованию для внутреннего рынка начал действовать в течение первого же года после подписания. Под это, в первую очередь, попадает машиностроение... Внутри Украины компании будут вынуждены приобретать оборудование опять же по европейским стандартам. Эта продукция европейских компаний будет вытеснять украинских производителей с их же собственного рынка. А отсюда вывод, что фактически все предприятия, а это более 10 тысяч предприятий, окажутся на грани закрытия». Это будет означать потерю от 1,5 до 3 млн. рабочих мест и потерю специалистов, которые попросту пополнят кадровый потенциал России. Например, на одном из предприятий Иркутска главным технологом завода тяжелого машиностроения стал беженец из Краматорска, более 10 лет работавший на аналогичной должности на Украине, а ведущим инженером - бывший сотрудник металлургического комбината города Алчевска Луганской области.
Но, похоже, именно полное уничтожение украинского машиностроения и является целью киевского режима, спешащего уничтожить отечественную высокотехнологичную отрасль в угоду европейским и американским заказчикам государственного переворота. По мнению американского аналитического центра RAND, это избавит украинский бюджет от обременительных дотаций и позволит снизить зависимость от импорта российских энергоносителей. Видимо, расчёт делается и на осложнение реализации программы перевооружения российской армии, исходя из сохранившейся зависимости России от украинских поставщиков.
Словно в выполнение директив американской «фабрики мысли» Верховная рада отказалась признать машиностроение одной из приоритетных отраслей промышленности Украины. Законопроект предусматривал меры государственной поддержки производителям компьютеров, электронной и оптической продукции, электрического оборудования, производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, а также других транспортных средств до 1 января 2020 года.
 
Чего еще лишится Украина вследствие подписания ассоциации с ЕС и антироссийской истерии, мы увидим в ближайшее время.
http://voicesevas.ru/news/yugo-vostok/2810-ukrainskoe-mashin...

patkharl

Разбавим смешные перемоги серьезными:
это все Киселевщина, ЕС отказывается от мишлен, европейцы хотят инновационные шины кременчукского
завода! слава долбокраине!

antcatt77

При СССР в Харькове работало около 600 тыс. рабочих и 250 тыс. инженерно-технических работников. Сейчас общее количество занятых в машиностроительной отрасли составляет 600 тыс. человек, т.е. столько же, сколько было рабочих в одном Харькове.
оценивать крутость отрасли по кол-ву занятых людей - это тот еще совок..

malovdan

оценивать крутость отрасли по кол-ву занятых людей - это тот еще совок..
прально, надо оценивать по кол-ву безработных.
чем больше безработных - тем выше эффективность труда - тем круче отрасль и вообще экономика

antcatt77

прально, надо оценивать по кол-ву безработных.
оценивать надо по производительности труда.
лучше ситуация, когда 1 рабочий производит 10 единиц продукта и рядом сидит 2 безработных, чем когда все эти 3-е производят по 1 единице продукта.
В первом случае, можно взять этих 2-х безработных и загрузить их созданием полета на марс, во втором случае - это не возможно.

Brina

Украина то лидер по производительности труда. Ну, в пятерке...

frostenrus

оценивать крутость отрасли по кол-ву занятых людей - это тот еще совок..
Макроэкономистам еще расскажи :smirk:

frostenrus

лучше ситуация, когда 1 рабочий производит 10 единиц продукта и рядом сидит 2 безработных, чем когда все эти 3-е производят по 1 единице продукта.
В первом случае, можно взять этих 2-х безработных и загрузить их созданием полета на марс, во втором случае - это не возможно.
Начали ли вы уже подозревать зачем европейцам укры? )

antcatt77

Макроэкономистам еще расскажи
зачем им это рассказывать, если они и так отрасли оценивают по кол-ву производимого валового продукта.

antcatt77

Ты же вроде бизнесмен.. Как, вообще, при этом появляется мысль, что мощность экономики можно считать по костам?

frostenrus

Ты же вроде бизнесмен.. Как, вообще, при этом появляется мысль, что мощность экономики можно считать по костам?
Ну ты же вроде не полный идиот, знаешь что мощность экономики можно мерить несколькими методами, а с костами рядышком нужно учесть проивзодительность?
Если ты говоришь про макроэкономику, то количество занятых надо учитывать обязательно, потому что они голосуют. Например, в Германии оценивали потери от санкций относительно РФ в.. тысячах рабочих мест.

malovdan

оценивать надо по производительности труда.
лучше ситуация, когда 1 рабочий производит 10 единиц продукта и рядом сидит 2 безработных, чем когда все эти 3-е производят по 1 единице продукта.
ты считаешь, что производительность труда в машиностроении в СССР конца 80х сильно отличалась от существующих на тот момент мировых стандартов?

Innysa

Например, в Германии оценивали потери от санкций относительно РФ в.. тысячах рабочих мест.
Таки это потери в производительности или в социальной сфере?

antcatt77

ты считаешь, что производительность труда в машиностроении в СССР конца 80х сильно отличалась от существующих на тот момент мировых стандартов?
Да, производительность на человека на середину 90-х отличалась сильно из-за раздутости штата советских предприятий.
Причины:
  большая доля управленческого аппарата,
  низкий уровень автоматизации:
     и производства,
     и управления.
И это как раз одна из основных причин, почему советское производство не смогло конкурировать с западом на массовом рынке.

antcatt77

Если ты говоришь про макроэкономику, то количество занятых надо учитывать обязательно, потому что они голосуют.
это уже больше относится к политике и социалке, чем к экономике.

maksim23

ты считаешь, что производительность труда в машиностроении в СССР конца 80х сильно отличалась от существующих на тот момент мировых стандартов?
Коварный вопрос! Жаль, слился, подменив временной промежуток :grin: :grin: :grin:

malovdan

Да, производительность на человека на середину 90-х отличалась сильно из-за раздутости штата советских предприятий.
Есть ссылочки на какие-нить заслуживающие доверия исследования на эту тему?
Сильно сомневаюсь, про тезис об управленческом аппарате. Советским предприятиям не надо было ни бухгалтерию иметь, ни маркетологов, ни сбытовиков в их современном понимании. Минимум управленческого аппарата.
По автоматизации - хз. Может и так, но хотелось бы увидеть подтверждения.
А то, что не всегда эффективно результаты труда использовались, типа направить безвозмездно партию тракторов/станков бракскому народу монголии, - это уже извините, другой вопрос, к эффективности отрасли не имеет отношения

frostenrus

это уже больше относится к политике и социалке, чем к экономике.
Учи матчасть. Производственные функции не зависят от одного фактора.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%...

mmm3mmm

В первом случае, можно взять этих 2-х безработных и загрузить их созданием полета на марс, во втором случае - это не возможно.
В реальной жизни эти двое скорее никуда не устроятся, сопьются / станут наркоманами и будут создавать проблемы тому одному. Да еще и пособия потребуют. Просто потому, что очень сложно подо всех создать высокотехнологичные рабочие места, да и далеко не все способны на них работать.

antcatt77

подменив временной промежуток
про 80-ые не заметил.
Отставание по производительности в СССР уже было на тот момент, оно началось с конца 70-х.
В мире в этот момент произошло несколько прорывов: в управлении, и в электронике - оба при внедрении в производство начали давать увеличение производительности на человека.
В СССР эти технологии внедрялись с большим опазданием.

malovdan

В СССР эти технологии внедрялись с большим опазданием
? дай ссылку то, мне правда интересно почитать.
Ты уверен, что не путаешь и то, о чем ты говоришь не относится к результатам трансформационного спада 90х?

antcatt77

По данным ИМЭМО РАН, в 1980 г. советские предприятия тратили на единицу готовой продукции в 2,1 раза больше электроэнергии, в 1,8 раза больше стали, в 2,3 раза больше цемента и в 7,5 раза больше удобрений, чем американские. Производительность труда в промышленности в СССР росла медленно, в 1963 г. она составляла 35% от уровня США, в 1987 г. — 24%.
http://www.%EF%F0%EE%E8%E7%E2%EE%E4%E8%F2%E5%EB%FC%ED%EE%F1%...
http://newsruss.ru/doc/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0...

malovdan

а что-нибудь вглубь? типа применяемых технологий и т.п.?
Как кстати меряется производительность труда? Валовый продукт по отрасли в денежном выражении на численность занятых? Дивиденды от иностранных инвестиций также учитываются в доходе? Я не понимаю, как, например, современная нефтегазовая промышленность может иметь 20% эффективность труда по сравнению со средним западным показателем? Или в электроэнергетике - 15% от США. Технологии то все те же используются, ничего прорывного нет. Ну может быть конечно какая-то разница за счет масштаба, но в 5-7 раз - похоже на гонево

antcatt77

Советским предприятиям не надо было ни бухгалтерию иметь, ни маркетологов, ни сбытовиков в их современном понимании.
Управленческий аппарат (из непосредственно занятых в производстве) - это :
руководящий состав,
сметный отдел,
логистический отдел,
склад.
В СССР - 1 руководитель приходился на 7 подчиненных, в мире - 1 руководитель на 20 подчиненных (числа сейчас по памяти).

antcatt77

Как кстати меряется производительность труда?
проще всего посчитать ВВП на кол-во занятых
точнее, но сложнее - кол-во произведенной продукции на единицу занятых.
Технологии то все те же используются, ничего прорывного нет.
например, в российском метро сидят бабушки на каждом эскалаторе, а в мире такого почти нет.
Вместо бабушек есть менеджер станции, задача которого быть всегда на платформе или в вестибюле и решать возникающие проблемы.
Я не понимаю, как, например, современная нефтегазовая промышленность может иметь 20% эффективность труда по сравнению со средним западным показателем?
значит есть таких же 3 лишних бабушки и доп. менеджер по управлению ими на каждого действительного работающего.

antcatt77

или, например, в дубайском метро машинистов нет, а у нас до недавних пор чуть ли не по два на состав ездило.

malovdan

проще всего посчитать ВВП на кол-во занятых
тебе не кажется, что из-за курсовых разниц из-за особенностей ценообразования тут могут быть перекосы, не отражающие фактическое состояние отрасли.
Если, допустим, одинаковые советский и американский завод производят по 5 тыс.фрезеровальных станков в год. Но в СССР он продается по 1500 рублей за штуку, а в америке по 3000 долларов, при этом условный курс (его довольно сложно посчитать, когда фактически рынка нет) составляет 4 рубля за 1 доллар, возникает эффект того, что производительность труда у советского завода может быть неправильно оценена на уровне 15% американского.

malovdan

или, например, в дубайском метро машинистов нет, а у нас до недавних пор чуть ли не по два на состав ездило
Тут надо считать, что выгоднее. Я не призываю стоять на пути технического прогресса, но иногда капиталоемкость не оправдывается экономией на зарплате.

antcatt77

а что-нибудь вглубь? типа применяемых технологий и т.п.?
Just-in-time, TQM, Lean, Toc, BSC, 6 sigma, Канбан - это всё управленческие технологии, которые зародились в 70-ые годы
Я не понимаю, как, например, современная нефтегазовая промышленность может иметь 20% эффективность труда по сравнению со средним западным показателем? Или в электроэнергетике - 15% от США.
Дьявол кроется в мелочах.
Например, 6 sigma ставит задачу для производства добиться на миллион изделий 1 дефекта. Без такой задачи дефекты обычно проявляются 1 на 1000 изделий.
Как это влияет на потребителей?
Если покупаемые заводом насосы, клапана, моторы и т.д. имеют дефекты 1 на млн., то проблема, связанная с остановом производства, возникает раз в десяток лет, и нет необходимости держать аварийную бригаду на каждом производственном узле.
Если же дефекты возникают 1 на тысячу изделий, то отказ насосов, моторов и т.д. происходит раз в месяц, и необходимо на каждом производственном узле постоянно держать аварийную бригаду в полной готовности. Им нужен менеджер, бытовка, склад запчастей, бухгалтерия, отдел кадров и т.д.
Всё это накручивается и в итоге и дает, что на каждого действительно работающего приходится толпа ремонтников, контроллеров, менеджеров, кадровиков и т.д.

maksim23

про 80-ые не заметил.
Отставание по производительности в СССР уже было на тот момент, оно началось с конца 70-х.
Вопрос не про СССР в целом. Вопрос про машиностроение. И я не случайно написал, что вопрос коварный. Данные по производительности труда (причём именно в сравнении с западными странами) попадались моей матери в процессе работы над диссером... По памяти писать не буду. Вечерком могу привести точные цифры, если тебе вдруг интересно =)

antcatt77

Вечерком могу привести точные цифры, если тебе вдруг интересно =)
Давай.

LEON3000


В реальной жизни эти двое скорее никуда не устроятся, сопьются / станут наркоманами и будут создавать проблемы тому одному. Да еще и пособия потребуют.
Ага, на майдан скакать пойдут, требуя Европу!

malovdan

Ну допустим, хотя дискуссионно. Но опять таки исторический факт массового переноса реального сектора за короткий промежуток времени в Китай как бы намекает, что неразрешимых концептуальных различий нет. Потом, когда ты идешь в магазин, ты всегда покупаешь брендовый немецкий агрегат (например, газонокосилку) за 20 тыс.рублей или рассмотришь китайский аналог за 3 тыс.руб.?
Пренебрежительное отношение к советской промышленности могло сформироваться из-за существовавших перекосов не в пользу потребительских товаров, что как ты сам понимаешь не отражает всей полноты картины. Так что качество потреб.товаров в СССР - это скорее общая концепция, общий подход к сегменту, а не свидетельство идейной неспособности сделать что-то хорошее и техническая отсталость.

antcatt77

Но опять таки исторический факт массового переноса реального сектора за короткий промежуток времени в Китай как бы намекает, что неразрешимых концептуальных различий нет.
Китай низкую производительность компенсирует: отсутствием социалки, 80-часовой рабочей неделей и низкой зарплатой.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: