Кто придумал школьное "наизусть"?

natali23

Чем руководствуются школьные педагоги,составляя учебный план по литературе,включающий в себя заучивание элементов поэзии и отдельных фрагментов прозы?В частности,как выбираются тексты для заучивания из произведений одного автора?И кто решил,что в облизательном порядке стоит зазубривать "небо над Аустерлицем" и "куда ты мчишься,Русь-тройка?"

Suebaby

вообще-то всякую хренотень учили наизусть с незапамятных времён
это в основном были всякие религиозные тексты (а грамотные люди тусовались во всяких церковных компаниях)
наоборот, это только последнее время тупая зубрёжка отошла с первого плана

GERMANY

тебе не приходило в голову, что заучиваются наизусть те стихотворения, которые были знаковыми для поэта/получили наибольшую известность/считаются сами удачными с т.з. стиля и т.д.
Ну к примеру можно заучивать у Лермонтова стих про царицу Тамару, которая убивала своих любовников, но все учат На смерть поэта, тк он стал своебразным литературным манифестом эпохи

Hisstar

я всегда думал, что таким образом ученик запоминает использование элементов речи. Скажем, изучая иностранный язык, мы тоже много учим наизусть, и ни у кого это вопросов не вызывает.

nikitin100

думаю, что заучивание - это тренировка (мозга) памяти. наверно, не зря детишки лет с трех уж точно заучивают четверостишия Барто. причем, порой никто их особо не заставляет. у них само собой получается, если долго давать им слушать стихи и сказки.
и один из советов пожилым людям (и не только пожилым) для сохранения ясности памяти - заучивание стихов или еще чего-нибудь нового.

natali23

Занимаясь иностранным языком,учим наизусть(кроме "Лондон из э кэпитал оф грит британ" и "Лореляй" - больше и не помню,чтобы что-то прям зубрили) с целью расширения вокабуляра.Чтобы расширить вокабуляр на родном языке,мне думается,достаточно читать добротную литературу без заучивания.
И если с поэзией ещё более менее понятно,то зазубривание прозы для меня навеки загадка.

Dim_Ka

Во-первых, такая мозговая деятельность очень полезна. В частности, один из видов терапии для пожилых людей, у которых начались проблемы с памятью - учить наизусть стихи.
Во-вторых, это прививает навыки запоминания текста дословно, что тоже невредно. А учить "Русь-тройку", "небо над Аустерлицем" и "А судьи кто?" намного проще и интереснее, чем, например, описание обеда Чичикова или сцену крещения князя Николая Болконского.
В-третьих, чтобы стиль и вокабуляр прививались чтением литературы, надо все равно иметь какую-то базу, и классика - самая благодатная для этого почва. И фрагменты действительно выбирались показательные.
В-четвертых, выбранные отрывки, как правило, действительно являются программными и важными для автора и его эпохи. Причем школьник этого может и не осознавать (хотя хороший учитель объясняет это эксплицитно и с привзякой к историческому контексту, но таких, увы, единицы но с возрастом начинает понимать, зачем Толстому нужно было небо над Аустерлицем (а заодно, что означает карикатура 1915 года с тонущими "Лузитанией" и портретом Толстого).
Ну и в-четвертых, пока во всех вузах сочинение было обязательным экзаменом, это помогало справиться с проблемой цитирования. По правилам, цитировать надо с точностью до буквы, а поэзию - с точностью до пунктуации, даже если она расходится с современными правилами русского языка. Прозу можно цитировать с современной пунктуацией, но ни в коем случае не менять орфографию. А у Маяковского надо еще и лесенку соблюдать. И если на технический факультет можно обходиться без цитирования, то гуманитариям такого счастья не светит. Да и сейчас в ЕГЭ наверняка снижают за ошибки в цитировании.
В любом случае, зубрение наизусть может быть бесполезным, но не вредным. В традициях дореволюционных гимназий основными были вторая, третья и четвертая причины, а дальше традиция так и перекочевала в современную программу.

BSCurt

Эта пытка была придумана гуманитариями в качестве мести за полную бессмысленность и унылость их существования, только массовые сжигания томиков Пушкина могут спасти родину, я так считаю.

igorfeelee

это хорошо тренирует память, навык запоминания фраз дословно, а не приблизительно и своими словами. иногда даже увеличивает словарный запас.
помогает, например, быстро и точно найти нужный пост на форуме
еще люди, которые в детстве много учили наизусть, менее косноязычны

seregen-ka

вот зачем заставляли учить наизусть отредактированные стихотворения, это действительно вопрос.

Samsonnn

почти всё и так сказано в теме, могу добавить, что первая моя ассоциация - это рассказ о том, что греки наизусть учили одиссею и иллиаду.

Hisstar

Везет! Я миллион диалогов заучивал, когда японский учил

valiev1985

Ну к примеру можно заучивать у Лермонтова стих про царицу Тамару, которая убивала своих любовников
Я, как раз, его и заучивал. :ooo: :o :grin:

natali23

Не,я устное народное творчество не рассматриваю - ибо тогда выхода иного особо и не было.

jurec67

Чем руководствуются школьные педагоги,составляя учебный план по литературе
учебные планы, как правило, спускаются сверху малограмотными чиновниками из минобра-облоно-гороно etc
и я бы не взялся объяснять их логику
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: