Научиться играть на саксофоне и губной гармошке

Aleks150284

саксофоне - трудно ли на нем учиться?
на губной гармонике - подскажите - какую купить.
Хочется чтобы как в вестерне.

bauer92

хороший, плохой, злой на саксе - сила!

exsky

с одной стороны просто, с другой - очень сложно. я играл на нем 10 лет, могу ответить подробнее если надо.
если вкратце:
с одной стороны, первые звуки извлекать легко, аппликатура учится быстро. то есть играть простенькие темы ты будешь уже через месяц.
а вот как играть - это вопрос второй. саксофон - инструмент интонирующий, и звук полностью зависит, и первый год ты с гарантией будешь звучать как манок для уток, то есть очень неприятно для окружающих. это связано с тем, что мышцы губ (т.н. амбюшур) у неподготовленного человека слабый, и правильно зажимать мундштук и трость будет тяжело. но если этим заниматься с самого начала, то все будет хорошо.
далее, чтобы звучать совсем хорошо, нужно уже работать над своим дыханием. этим улучшается фразировка - собственно то, что и формирует музыку из некоторого набора нот.
в этом отличие сакса от трубы, например. там если уж у тебя получилось выдуть ноту - то она звучит как надо. а на саксе у тебя будет визг, дребезжание, киксы (это когда ты, неправильно зажав трость, извлекаешь душераздирающий писк).
по занятиям - нужно полюбас регулярно час-два в день. день не позанимался - все, приехали, откатываешься назад, амбюшур расслабляется. я вот уже пару лет вообще инструмент в руки не брал, и теперь чтобы набрать форму, нужно несколько месяцев занятий. также совершенно точно нельзя учиться самостоятельно, по видеошколам и прочей хне, так как вероятность что ты наделаешь ошибок и закрепишь их близка к единице. сакс очень требовательный инструмент к мелочам.
вообще, рекомендую почитать книгу "Козел на саксе" Алексея Козлова, он там подробно и смачно описывает свой опыт.
ты кстати хочешь тенор ил альт?

otlichnica

круто! а про блокфлейту можешь сказать что-нибудь?
и почему, на твой взгляд, такое отличие от трубы?

exsky

А что про блокфлейту. Тупой абсолютно инструмент (извини если обидел, но по сравнению с саксон, трубой и флейтой это так). дуешь, пальчиками зажимаешь дестяь отверстий и вперед. Толпы ролевиков и толкиенистов тому подтверждение. Песенку из разряда "Прекрасная Мирабель!" неподготовленный человек выучит за 10-15 минут. Я на спор однажды за полчаса сделал "Прощание славянки".
У блока нет такой развитой и тонкой системы звукоизвлечения и управления потоками вдуваемого воздуха, как во всех вышеперечисленных инструментах. Это придает простоту - тупо дунул и всё :) Но это же и обрезает её функционал. Например, вот на саксе берешь ноту, и вот как ты там язык расположишь, как мышцы губ напряжешь, как челюсть поднимешь-опустишь - это варьирует звук. Послушай великих саксофонистов (например, Стэна Гетца, Кэннонбола Эддерли, Ли Конитца они действительно используют все техники на 100%.
Конечно, на блоке можно извращаться и играть действительно сложные вещи, развивать технику, но это из разряда программирования в Visual Studio на айфоне - трудный процесс и смутный результат.
Дело в том, что на блоке аппликатура (то есть какими пальцами что развивать) - это десять дырочек на корпусе. Если посмотреть на саксе и флейту(у них аппликатуры очень похожи то можно запутаться в сплетении клавиш, клапанов, регуляторов и т.д. А нот-то всего 7!
Это нужно для того, чтобы одну и ту же ноту можно было брать несколькими способами, в зависимости от текущего положения рук. В скоростных пассажах это спасает. В джазовой практике напрмер очень помогает расположение клавиш, ответственных за соседние ноты. Руку чуть повернул - вот тебе и хроматизм.
Но конечно если дудка нужна чтобы чуть-чуть играть для себя очень простые вещи - блочка отлично подходит. Достал, подудел, убрал. Никаких тебе занятий, гамм, арпеджио, интонирования. Прекрасная Мирабель от этого не станет менее прекрасной.

exsky

С трубой ситуация еще проще.
Почему звучит сакс. Я не физик, но читал примерно следующее.
По корпусу сакса идет стоячая волна(вот именно в этом месте я не уверен, физики поправьте в узлах(или как они там называются) которой расположены клавиши. Зажали - зазвучала одна нота. Отпустили - другая. Именно поэтому если вдруг перестают работать те клавиши, которые работают на отжатие (т.е. они зажаты в стационарном положении сакс мгновенно перестает звучать. Очень неприятно кстати, когда такое случается на концерте.
Соответственно, это волна откуда-то берется. Саксофон, как ни странно, относится к разряду деревянных духовых инструментов за счет резонатора, т.н. трости, сделанной из камыша. она крепится к мундштуку, и при вдувании воздуха в паре с ним создает ту самую волну. Соответственно, резонирует трость легко, звук получается практически сразу, но чтобы научиться его контролировать (т.е. иметь нормальный красивый саунд нужно потрудиться.
А на трубе тебе надо создавать волну полностью самостоятельно, за счет губ. Поэтому трубачи постоянно практикуют "баззлинг"(в русском варианте - "пердёж"). Они берут мундштук от трубы и дуют в него, тренируют губы. Звук получается..ну короче он именно такой и получается..
Далее. На трубе у тебя всего 3 клапана, которые во всех сочетаниях дают не так много вариантов, и трубачи играют "передуваниями". То есть при одной и той же комбинации клавиш, подавая чуть более сильный и концентрированный поток воздуха, ты изменяешь высоту ноты. насколько я знаю, передувают на кварты и квинты.
И научиться вот так вот контролировать эти передувания - достаточно сложно, но зато звук получается сразу какой надо.
Вот так=)

otlichnica

спасибо за ответ :)
все же не соглашусь с тобой) по сравнению с трубой или саксофоном блокфлейта, конечно, тупой инструмент, но меня в нем привлекает именно необходимость развивать технику почти из ничего; работа над техникой — это всегда трудный процесс, и на блоке есть тот же самый гаммовый комплекс. И некоторые ноты можно брать разными аппликатурами, хотя и не все.
Великих саксофонистов, конечно, слышал) Мой любимый — Майкл Брекер.
и блокфлейта может звучать очень классно)
http://www.youtube.com/watch?v=o6s9KDd1L3Y

exsky

да кто ж спорит. люди что угодно могут научиться делать, особенно азиаты. люди х*ями картины умудряются рисовать, а уж с блокфлейтой и подавно все проще.
Развивать технику из ничего - опять-таки, какие перед тобой стоят задачи. . У блокфлейты есть закрепившийся образ эльфийского инструмента, и тут она безусловно крута. В тени лесов, под сенью крон и так далее. Хотя, если бы эльфы в свое время додумались, например, до валторны, то у блокфлейты была бы совсем другая история. Вплоть до того, что в Царицыно было бы не зайти из-за акустической завесы.
плюсы блочки: она нетребовательна к освоению. Амбюшур абсолютно не нужен, а именно его тренировка и есть самое сложное. Только простота определяет популярность блокфлейты. К сожалению, в полной мере это ощутить можно только в том случае, если продудел от корки до корки какую-нибудь хрестоматию Шапошниковой для сакса и этюды Ривчуна.
соответственно, блочка дает возможность огромному количеству людей позаниматься музыкой, не будучи музыкантами, что конечно хорошо.
её минусы:
1. отсутствие возможности интонировки (в нормальную флейту под углом дуют не просто так)
2. урезанный нотный диапазон
3. урезанный динамический диапазон (все звучит очень ровно и однородно, что плохо)
4. урезанные аппликатурные решения
чувствуется какое слово тут ключевое, правда?
Да, Брекер очень крут. Жалко, умер. Если сакс нравится, послушай "Kind of blue" Miles Davis, альбом Stan Getz и Antonio Carlos Jobim, Coltrane "Love Supreme".
еще мне нравятся Bob Berg, Wayne Shorterb Charles Lloyd. Я на последнем года два очень плотно сидел, слушал его, снимал. Он уже где-то близко к границам здравого смысла, надмузыка такая. Послушай у него тему "The Water is Wide", очень красиво

soveren2005

А на трубе тебе надо создавать волну полностью самостоятельно, за счет губ. Поэтому трубачи постоянно практикуют "баззлинг"(в русском варианте - "пердёж"). Они берут мундштук от трубы и дуют в него, тренируют губы. Звук получается..ну короче он именно такой и получается..
Далее. На трубе у тебя всего 3 клапана, которые во всех сочетаниях дают не так много вариантов, и трубачи играют "передуваниями". То есть при одной и той же комбинации клавиш, подавая чуть более сильный и концентрированный поток воздуха, ты изменяешь высоту ноты. насколько я знаю, передувают на кварты и квинты.И научиться вот так вот контролировать эти передувания - достаточно сложно
"Передувание" это по сути изменение напряжения губ, чтобы создать в трубе стоячие волны разной частоты. Чем выше напряжение, тем выше частота. Засчет "передувания" можно сформировать только натуральный звуковой ряд, т.е. C, G, C, E, G и т.д. (это в строе B т.к. длина резонатора (канала трубы) постоянна с закрытыми клапанами. Клапаны понижают частоту колебаний путем увеличения длины резонатора -> длины стоячей волны. Условно 1-й снижает на тон , 2-й на полтона, 3-й на полтора. Условно потому, что есть еще погрешность, которая выправляется либо губами, либо засчет выдвижения дополнительных крон (плавного изменения длины канала на слух.
но зато звук получается сразу какой надо.
Это, мягко говоря, наглая ложь.

exsky

о, трубачи подтянулись)
про натуральный ряд я не знал, спасибо, очень круто.
а на тромбоне кстати так же?
про наглую ложь) я исходил из того, что по сравнению с разницей между звуком(только самим звуком, тембром!) новичка и правильным звуком на саксофоне точно такой же разницей на трубе можно в принципе пренебречь. Ты слышал когда-нибудь, что выдувают люди на первом в жизни занятии саксофоном? Если честно, никому такого не пожелаю.
Я у своего трубача в оркесте брал трубу поиграться. Получилась всего пара звуком, среднего диапазона, но если вложиться как следует, то они поулчались вполне себе ничего. Аналогичные усилия на саксе у полного новичка вызывают лишь, как я уже писал выше, в лучшем случае звук манка для уток.

soveren2005

а на тромбоне кстати так же?
Да на тромбоне также, только там длина резонатора меняется плавно с помощью единственной кроны
про наглую ложь) я исходил из того, что по сравнению с разницей между звуком(только самим звуком, тембром!) новичка и правильным звуком на саксофоне точно такой же разницей на трубе можно в принципе пренебречь. Ты слышал когда-нибудь, что выдувают люди на первом в жизни занятии саксофоном? Если честно, никому такого не пожелаю.
Я у своего трубача в оркесте брал трубу поиграться. Получилась всего пара звуком, среднего диапазона, но если вложиться как следует, то они поулчались вполне себе ничего. Аналогичные усилия на саксе у полного новичка вызывают лишь, как я уже писал выше, в лучшем случае звук манка для уток.
Я всего лишь имел ввиду, что "какой надо" звук сразу не получится А так да, более приятный, чем на саксе, наверное (сам не слышал, не довелось .

savetis

В общем, на мой взгляд, не трудно учиться. Но согласна с пишущими выше, подчеркнувшими, что на саксфоне играть не сложно, а сложно играть хорошо. Зато ощущение, когда правильный звук начинает прорезаться - это того стоит, это окрыляет! :D
Дополню вышесказанное более приземленным соображением, что, хотя это редко начинающими берется в расчет, саксофон - сравнительно громкий инструмент (в отличие, скажем, от блокфлейты). Заниматься нужно регулярно, и не всегда удается найти место и время, когда это можно сделать без ущерба для умения формировать звук (то есть пытаешься играть тише, когда этого не нужно делать). Но, надеюсь, это не собъет тебя с пути :)
Майкла Брекера слушала на концерте в Москве, это клаааасс!

_Liya

Для первоначального обученiя на губнушке нет ничего лучше, банальный Hochner в тональности С.
А насчёт обученiя на саксофоне - могу познакомить с господином Гаськовым - клавишником (а с недавних пор и саксофонистом) супергруппы Аттракцiон Воронова. Все вопросы - в приват.

besw


А нот-то всего 7!
А они не хроматические чоле и только одна октава? о_О

exsky

(а с недавних пор
подозрительно звучит
надо не забывать о разнице между хорошим (гипотетически) музыкантом и хорошим педагогом. на начальном уровне педагог из музыкалки с гарантией предпочтительнее чем Майкл Бреккер. поищи препода из музколледжей, МГУКИ, Маймонида, ГМУЭДИ, Гнесинки.
и самое главное, по поводу цены: один урок у хорошего препода - это лучше, чем три урока у плохонького при равных финансовых затратах.
Я когда уже немного прокачался, взял 5 уроков у одного из лучших джазовых музыкантов России и ни капли не жалею об этих деньгах, хотя на них мог полгода заниматься у какого-нибудь Васи Дудкина
да, на саксе заниматься - очень жестко. как раз амбюшур тренируется за счет длительного удержания одной ноты, что весьма и весьма противно. Дома многие практикуют игру "в шкаф", когда раструб засовывается в висящую одежду, этим гасится звук, и соседи буйствуют не очень.

_Liya

Подозрительно или нет, но я буду учиться именно у него.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: