Кому и что грозит из-за нового закона о прописке

golondrina

Неужели и вправду примут закон о прописке? Если верить источнику http://oleg-kozyrev.livejournal.com/4476688.html , то практически все граждане РФ злостные преступники, если не закоренелые. Ниже приведена основная выдержка из текста.
"Переходим к списку тех, кто будет уголовником по новому закону.
1. Мужья и жены
В России много ситуаций, когда муж живет в квартире жены или жена живет в квартире мужа, не отменяя своей старой прописки в родительской квартире.
Берем ситуацию, когда жена не прописана у мужа. Смотрим, кого и как накроет наказание:
- жену оштрафуют на нерегистрацию на сумму от 2 до 5 тысяч рублей
- мужа как собственника помещения оштрафуют на сумму от 2 до 7 тысяч рублей
и это еще не все, приступаем к самому интересному - уголовному наказанию
оно наступает за "регистрацию в жилых помещениях на основании предоставления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов" - т.е. по сути - за указание в документах не места где вы реально живете, а места, где вы прописаны, например
- здесь у вашей жены будет штраф от 100 до 500 тысяч рублей либо заключение на 3 года
2. Пожилые родители, бабушки и дедушки
Смотрим выше и вспоминаем, что вообще-то жена была зарегистрирована скорее всего там, где жили ее родители. Делаем отсюда правильный вывод. Сфальсифицировали собственники регистрацию? Еще как! Бабушка и дедушка, пожалуйте в тюрьму.
- родители, бабушки и дедушки, у кого зарегистрированы, но не живут дети или внуки, получают у нас по штрафу 100-500 тысяч рублей или три года тюрьмы
UPD - не забываем, что это за каждый эпизод прописки, т.е. в случае наличия внучиков, умножаем все штрафы на число прописанных
3. Студенты
А вот у нас и студенты, которые например оставили родительскую прописку, хотя и живут в общежитии. Или студенту не хватило места в общежитии либо даже ВУЗ без предоставления общежития. Наш клиент!
- сперва штрафуем студентика на 2-5 тысяч рублей
- а потом уже за фальсификацию добавляем ему уголовочку со стотысячным штрафом либо три года ему даем тюрьмы
Но тут нам повезло, есть ведь во всем этом и юрлицо. Если, случись так, общежитие дало регистрацию студенту, а он, вредина, не выписался с места жительства за 90 дней. общежитие можно привлечь как юрлицо - точнее ВУЗ. а там можно получше сливки снять.
- собственникам-юрлицам грозит штраф от 300 до 800 тысяч рублей
- и ровно та же уголовочка с диапазоном от штрафа до 3 лет лишения свободы
4. Больные
Как же мы можем упустить замечательную категорию больных, лежащих в больницах более 90 дней.
По этому закону уголовниками станут:
- сами больные
- их родные, которые не выписали их и оставили числиться в квартире
- сама больница, не регистрирующая больного
Вы мне скажете - ну это же совсем уже чушь какая-то. Я-то здесь при чем? Возьмите закон и найдите исключение для больного.
5. Дети
Бывают ситуации, когда детей прописывают опять же у жены или у мужа или у бабушки-дедушки. Причины могут быть разные, чаще всего они связаны с желанием поступить в определенную школу или наблюдаться в определенной поликнлинике (это к вопросу кстати о странных уродствах нашей жизни из-за прописки-регистрации).
Здесь рассусоливать не буду - и сами родители и детки попадают под действие закона, с единственным ограничением, что за деток отвечают родители - до совершеннолетия.
6. Живущие вне брака
Хвала консервативным ценностям! Теперь-то все эти друзья-подруги и прочие "гражданские браки" с почти всегда нерегистрацией друг у друга вместе, рука об руку, пойдут в колонию на три года.
7. Дачники
Захотели пожить на даче больше, чем 90 дней? Облом.
- посадят и того, кто поехал на дачу
- и того, кто остался в городе и оставил регистрацию дачника в своей квартире
8. Путешественники
Федора Конюхова теперь точно посадят. Никаких путешествий!
Ибо как же ты зарегистрируешься в путешествии?
9. Мэры городов
Одна радость, может быть посадят наконец мэров городов, живущих не в городе, которым управляют. У нас ведь много мегаполисов, которыми управляют те, кто предпочитает жить в зеленых зонах области, а не своего же собственного душного загазованного града.
10 и т.д.
Актеры, отправившиеся на слишком долгие съемки, командированные, автостопщики, приехавшие в гости, новоселы, ожидающие жилья на съемной квартире, квартиросъемщики и съемщики - несть числа всем тем, кто отныне будет, это важно, уголовником."

coteico

Текущая позиция Государства Расейского - виноват каждый. Некоторых они милостиво щадят. За что те им должны.
Это уже вроде довольно давно очевидно :-) Закон для точечного устранения проблем.

kastodr33

а) есть отдельный тред на тему
б) статья УГ

n2610

оно наступает за "регистрацию в жилых помещениях на основании предоставления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов" - т.е. по сути - за указание в документах не места где вы реально живете, а места, где вы прописаны, например
Он не умеет читать, например. Не "за предоставление заведомо недостоверных сведений о регистрации в жилых помещениях", а "за регистрацию в жилых помещениях на основании предоставления заведомо недостоверных сведений".
То есть, по сути - например, за регистрацию таджика по заведомо фальшивому паспорту.
Дальше по тексту, похоже, происходит примерно то же. Вместо того, чтобы указывать на реальные проблемы, по которым можно получить реальный большой штраф - к каждой ситуации за уши притягивают нарушение, карающееся заключением, хотя оно к этой ситуации никакого отношения не имеет.
Жаль, что жена за этого Козырева проголосовала.

UDmetal

То есть, по сути - например, за регистрацию таджика по заведомо фальшивому паспорту.
Не согласен. В этом случае доказать, что ты знал о фальшивке, сложно. А вот если ты подашь документы и напишешь, что таджик приехал в тебе в гости на год и будет тут жить, а он (как и ты) делать этого не собирался, то как раз оно.

n2610

А вот если ты подашь документы и напишешь, что таджик приехал в тебе в гости на год и будет тут жить, а он (как и ты) делать этого не собирался
В документах не надо писать, в гости к тебе приехал таджик или ещё по какому вопросу.

UDmetal

А там анкету не заполняют? В уведомлении для таджика уж точно надо.

TS-2009

Депардье посадят! :D

UDmetal

Вроде, нет. Того чувака, который его прописал.

TS-2009

Пусть принимают, этим они докажут свою ущербность и подпишут себе приговор! :p
Мужья, жёны, студенты, рабочий народ, больные и бомжи - снесут нахрен Кремль или Белый дом.

TS-2009

Вроде, нет. Того чувака, который его прописал.
А кто его прописал?

Yakoffsax

закон антиконституционный, его разработчиков следует расстрелять.

TS-2009

А кто такой бред разработал?

TS-2009

Для справки:
Гражданам РФ, желающим сменить место жительства или уехать на длительное время в другой регион важно знать два основных законодательных акта: Закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", "Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации". Закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". (25 июня 1993 года N 5242-1). Закон, ссылаясь на Конституцию, декларирует право граждан на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания; распространяет это право и на иностранных граждан. Статья 2 Закона разделяет такие поняти, как место жительства и место пребывания. Первое - это постоянное место жительства, второе - временное место жительства.
Регистрация по месту пребывания производится без снятия с учета по месту жительства. (Ст.5)
 Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и месту жительства. Регистрация или отсутствие таковой не могут быть основанием для ограничения реализации прав и свобод граждан, обозначенных в Конституции, федеральных законах и законах субъктов федерации РФ(Ст.3 Закона). Право граждан Рф на свободу передвижения может быть ограничено в соответствии с законами РФ в следующих зонах (Ст.8):
 
- пограничной полосе;
 - закрытых военных городках;
 - закрытых административно-территориальных образованиях;
 - зонах экологического бедствия;
 - на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
 - на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.
Действия (бездействия) учреждений и должностных лиц, затрагивающие право граждан на свободу перемещения могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции, у вышестоящего по иерархии должностного лица или в суде. "Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации". (Утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713). Общие положения Правил сходны с Общими Положениями "Закона о свободе передвижения". Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, контролирующие соблюдение правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил регистрации возлагается на органы внутренних дел.
 
Регистрация по месту пребывания (временная прописка)
 Гражданин обязан оформить временную регистрацию по истечении 90 дней со дня приезда на место временного пребывания. Регистарция заключается на срок, оговоренный между гражданином и юридическим или физическим лицом, предоставляющим ему жилое помещение (но не более 5 лет). Для оформления регистрации по месту временного пребывания необходимо согласие:
 
- для проживающих в домах муниципального и жилого фонда - всех совместно проживающих с нанимателем совершеннолетних граждан;
 - для жилья, находящегося в собственности - согласие собственника данного жилого помещения;
 - для проживающих на жилплощади Жилищного или Жилищно-Строительного Кооператива - согласие ЖК и ЖСК (в том случае, если квартира не находится в собсвенности кого-то из проживающих в ней);
 
(Из п.10 Правил)
Регистрация несовершеннолетних по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия лиц, указанных в п.10 Правил. Документы, необходимые для регистрации:
 
1. Документ, удостоверяющий личность. Документами, удостоверяющими личность граждана РФ, являются:
 
- паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
 - паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;
 - свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста;
 - паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
 
2. Заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания
3. Заявление установленной формы о регистрации по месту пребываниядокумент, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение). Если при заселении жилых помещений, находящихся в собственности юридических или физических лиц, отсутствуют жилищно-эксплуатационные организации, документы предоставляются собственникам этих помещений или представителю юридического лица, который несет ответственностиь за эксплуатацию данного помещения. Собственник (представитель собственника) обязан предоставить эти документы в органы регистрационного учета в течение 3-х дней с момента обращения гражданина. Согласно п.14 Правил, "регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность".
Регистрация по месту жительства (постоянная прописка)
Гражданин, сменивший место жительства, обязан 7-дневный срок обратиться в органы регистрационного учета для регистарции по месту жительства. Документы, необходимые для регистрации:
 
- документ, удостоверяющий личность;
 - заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
 - документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, иной документ или его надлежаще заверенная копия);
 
Если регистрация осуществляется по паспорту, то на соответствующей странице делается отметка о регистарции по месту жительства, если же регистарция осуществлялась на основании других документов, гражданам выдается свидетельство о регистрации по месту жительства. Согласно п.20 Правил, "за регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных Законом Российской Федерации "О государственной пошлине".
 
Регистрация военнослужащих
Регистрация военнослужащих по месту их жительства осуществляется на общих основаниях, исключение составляют - солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящих военную службу по призыву; по месту пребывания - при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения. Контрактники, а также офицеры, проходящие службу по призыву и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей.
 
Регистраци граждан, не имеющих регистрации по месту жительства
Граждане без регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном Правилами.
 
Регистрация вынужденных переселенцев
Регистрация по месту пребывания производится на основании выдаваемого этими органами направления на временное поселение. Направление выдается по результатам подачи гражданами ходатайства о признании их вынужденными переселенцами в Федеральную миграционную службу МВД РФ или подразделения по делам миграции министерств внутренних дел, управлений и главных управлений внутренних дел субъектов РФ на основании выдаваемого этими органами направления на временное поселение. Регистрация по месту жительства производится на основании п.16 Правил (описывает общий порядок оформления регистрации по месту жительства).
 
Регистрация детей, не достигших 16-ти лет.
Регистрация по месту жительства осуществляется на основании документов:
- удостоверяющих личность родителейм или усыновителей, или документов, подтверждающих установление опеки;
 - свидетельства о рождении этих несовершеннолетних;
 
Сведения о детях до 14 лет вносятся в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Постоянная регистрация детей от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних до 14-летнего возраста, "осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних" (п.29 Правил регистрации). Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении, при этом выдается свидетельство о регистрации по месту пребывания.
 
Снятие граждан с регистарционного учета по месту жительства
Производится в случае:
- изменения места жительства;
 - призыва на военную службу;
 - осуждения к лишению свободы;
 - признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;
 - смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
 - выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением;
 - обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации (из п.31 Правил);
 
Если гражданин не снялся с учета по прежнему месту жительства, органы регистрации должны в 3-х дневный срок направить уведомление о снятии с регистрационного учета в соответствующий орган по предыдущему месту жительства гражданина. В паспортах или свидетельствах о регистрации граждан, снятых с регистрационного учета, делается соответствующая отметка.
 

TS-2009

Прописка (регистрация по месту жительства)
Институт прописки (регистрации по месту жительства) и его эволюция. Положение иностранных граждан, проблема приобретения гражданства.
25.11.03
Материалы к Заседанию Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации
(25 ноября 2003 года)
Институт прописки был введен в СССР в 1922г. с целью обеспечения органов власти полной информацией о жителях, проживающих населенных пунктах страны и всех их передвижениях. До 1932г. прописка носила уведомительный характер. Обязанность производить постоянную и временную прописку и выписку населения исполняли жилищные органы. Они делали это по заявлениям прибывших или выбывающих лиц.
В 1932г. в Советском Союзе была введена единая паспортная система и создана Паспортно-визовая служба (ЛВС вошедшая в структуру органов внутренних дел (НКВД). ПВС был поручен «учет населения городов, рабочих поселков и новостроек, разгрузка этих мест от лиц, не занятых общественно-полезным трудом, а также очистка от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов, в целях укрепления диктатуры пролетариата.» (Постановление ВЦК и СНК от 27.12.32г. «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов»). На ПВС была возложена и обязанность регулировать прописку населения. С 1933г. по 1935г. характер института прописки постепенно изменяется и становится разрешительным, превращаясь в один из институтов государственного управления.
В Советском Союзе с пропиской была связана вся жизнь советского гражданина. Ею определялось медицинское учреждение, где ребенок должен был появиться на свет, его ясли, детский сад, школа. Прописка была условием приема на работу. И в первую очередь, она давала право на проживание в жилом помещении по месту прописки. Власти могли принять решение об «уплотнении» жильцов квартиры и прописать в нее нового жильца. Получив штамп в паспорте, новый жилец мог с уверенностью идти вселяться в квартиру, никто не решился бы противодействовать ему. Также произвольно власти выписывали из жилья тех, кто отсутствовал без «уважительных причин» более шести месяцев, или по каким-то иным соображениям. В определенных городах и населенных пунктах прописка была ограничена и требовала особого разрешения высоких инстанций. Сельским жителям паспорта выдавались лишь в совхозах и на режимных территориях, остальные сельские жители - колхозники были накрепко привязаны к своим колхозам и лишены возможности изменить место жительства. Таким образом, принятые Советом Министров СССР нормы прописки были весьма жесткими.
Либерализация паспортной системы началась в 1974г., когда паспорта получили все граждане Советского союза. Однако прописка по-прежнему оставалась разрешительным институтом. При временном выезде в другой населенный пункт гражданин был обязан временно прописаться в нем, о чем также ставился штамп в паспорте. Такое положение сохранялось до 1993г., когда был принят Закон РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства». Закон в ст.1 декларировал:
«5 соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона...»
При этом местом пребывания и жительства в силу этого Закона считается не населенный пункт, а жилое помещение.
В ст. 3 было введено понятие регистрации по месту жительства и месту пребывания, которые должны были заменить соответственно постоянную и временную прописку:
«Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации*»
Таким образом, в соответствии с законом регистрация по месту жительства, отмечающаяся соответствующим штампом в паспорте, перестала иметь правоустанавливающее значение.
Трудно было ожидать, что институт прописки будет разрушен в один день. Такое принципиальное изменение системы учета население, исключающее управление его передвижением, не могло сразу быть принято органами внутренних дел и иными органами исполнительной власти. Только в 1995г. было издано Постановление Правительства РФ №713 «Об утверждении правил регистрации снятия с учета граждан РФ». Правила вводили много ограничительных норм: на размер жилой площади на одного человека, на срок временной регистрации и проч. Кроме того, законодательные и исполнительные власти субъектов федерации, в первую очередь в Москве, Краснодарском и Ставропольском краях, Воронежской области, выпустили свои нормативные акты, ограничивающие возможности регистрации (прописки) на их территории. Начиная с 1996г. Конституционный Суд РФ в многочисленных постановлениях признавал эти акты противоречащими Конституции РФ. В феврале 1998г. Конституционный Суд РФ Постановлением №4-П признал незаконными ограничения, заложенные в Постановлении Правительства №713. Конституционный Суд отметил, что его решение является основанием отмены положений других нормативных актов, основанных на тех же нормах или воспроизводящих их. Дальнейший процесс обжалования региональных актов проходил через решения Верховного Суда РФ.
Однако вместо отмененных актов немедленно возникали новые. К сожалению, процесс приведения правил регистрации в соответствие с новыми принципами не окончен по сей день. Субъекты федерации продолжают выпускать новые акты, которые действуют до тех пор, пока очередным решением суда они не будут отменены. Это привело к тому, что в определенных регионах многие жители остались без регистрации по месту жительства.
В первую очередь это относится к поселившимся в России бывшим гражданам Советского Союза, во время или после его распада. Третья часть ст.1 Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства» гласит:
«Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.»
Правила регистрации были определены только для граждан РФ. Бывшие граждане СССР, оказавшиеся в России без регистрации (прописки а поэтому и без гражданства РФ, также должны были как-то регистрироваться. Долгое время Правительство РФ не определяло для них правил регистрации. Это привело к тому, что органы внутренних были вынуждены сами выходить из положения. Поэтому в августе 1996г. Указанием заместителя министра МВД №1/13989 порядок регистрации граждан РФ был распространен на всех жителей бывшего СССР. А в 1997г. вышло Постановление Правительства РФ №290, которым это положение было узаконено, но только для тех жителей СНГ и Балтии, кто не приобрел гражданства этих государств.
Москва и ряд других регионов продолжали игнорировать и приказ МВД и Постановление №290. В этих регионах из-за отсутствия регистрации у многих бывших граждан СССР, как в советское время, продолжались проблемы с приобретением собственного жилья, устройством на работу, получением пенсий. Все это создало нездоровую ситуацию: когда, в противоречии с законом, регистрация (прописка) по-прежнему оставалась условием реализации прав жителей России. Не имея возможности получить регистрацию там, где они реально живут, люди стараются приобрести ее в любом ином месте, что лишает регистрацию смысла, заложенного в Законе РФ «О свободе передвижения».
Одновременно с изменением паспортной системы в России прошел процесс приватизации жилья, его собственниками стали сами жители. Власти теперь уже не могут произвольно вселять и прописывать в квартиры и дома дополнительных жильцов, В регионах, где действуют противозаконные правила регистрации, владельцам часто бывает трудно добиться регистрации (прописки) в своем жилье родственников, знакомых и даже супругов, родителей, детей, братьев и сестер. В тоже время в новых условиях регистрация по месту жительства (прописка) сама по себе не означает права проживания и пользования жильем. Владельцы в любой момент могут аннулировать регистрацию, т.е. выписать жильца, которого согласились зарегистрировать (прописать) на своей жилой площади.
Граждане России, оценившие такое положение, с легкостью соглашаются временно или постоянно зарегистрировать у себя приезжих, а для некоторых это превращается в выгодный бизнес. Немало желающих делать деньги из воздуха находится и в паспортных управлениях органов внутренних дел. Зарегистрировав на чужой площади виртуального жильца, они не ставят об этом в известность хозяина, который может никогда и не догадаться о его наличии. Обычно это делается в квартирах одиноких пожилых людей, у которых нет повода идти в паспортный стол, где они могли бы обнаружить у себя незваного гостя. Этот бизнес так распространен, что им занимается множество фирм-однодневок, связанных с милицией. Время от времени виртуальные жильцы обнаруживаются. В этих случаях милиция отрекается от своей причастности к незаконной регистрации, и нести ответственность вплоть до уголовной приходится покупателям регистрации.
Аннулировать регистрацию в случае необходимости достаточно легко. Это делается по заявлению собственника жилья или через простой судебный иск, на основании отсутствия жильца, иногда и без его ведома. Регистрация также может быть утрачена при сносе жилья, признании его непригодным к проживанию, продаже иному собственнику и т.п. Итак, несмотря на то, что отсутствие регистрации лишает жителя России возможности нормально существовать, ее наличие никоим образом не означает стабильного положения зарегистрированного.
В ноябре 2002г. вступил в силу Федеральный Закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Закон не отличает живущих в России иностранных граждан от лиц без гражданства и не признает ни за теми, ни за другими права постоянного проживания на территории РФ, даже при наличии у них регистрации по месту жительства. Новый Закон предлагает все и всем начинать с нуля. Он определяет три последовательные формы нахождения иностранного гражданина в РФ: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание.
К моменту его принятия прекратили действовать правила, приравнивающие в отношении регистрации жителей стран СНГ и Балтии к гражданам России. Закон чрезвычайно усложнил положение не ставших гражданами РФ бывших граждан СССР, включая и проживающих в России уже более десяти лет. Фактически этим Законом произведена делегализация лиц, названной категории. Ст.37 этого Закона обязывала всех «иностранных граждан, прибывших на территорию РФ до вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, в течение шестидесяти суток обратиться за миграционной картой», как вновь прибывшим. После получения миграционной карты «срок временного пребывания в РФ составляет не более девяноста суток». Предполагалось, что за это время иностранный гражданин подаст заявление о разрешении на его временное проживание в РФ. Однако на принятие решения по этому заявлению Закон предоставил властям полгода, что означало необходимость покинуть РФ до принятия решения по заявлению.
На деле бывшие граждане СССР никуда не уехали, поскольку большинство из них давно порвало связи с республиками, которые они покинули по необходимости, как армяне Азербайджан, месхетинские турки Узбекистан, грузины Абхазию и т.д.
Кроме того, миграционные карты не были готовы в срок, также как не вышли в срок постановления правительства, определяющие порядок оставление на временное и постоянное проживание на территории России. Ситуация правовой неразберихи усилилась, фирмы получили новый источник дохода. Что же касается регистрации по месту жительства, то ее смысл для лиц без гражданства и иностранных граждан сейчас не вполне ясен. Закон «О правовом положении иностранных граждан» не предполагает льгот для имеющих регистрацию (прописку) иностранцев и лиц без гражданства.
Небольшое послабление для них внес Приказ МВД Приказ МВД РФ от 14 апреля 2003 г. N 250.
Второй абзац пункта 2 Приложения к этому приказу в весьма туманной форме разрешает постоянно зарегистрированным до мая 2002г. бывшим гражданам СССР сразу обращаться за видом на жительство, минуя стадию получения разрешения на временное проживание:
«Граждане государств - участников Содружества Независимых Государств и лица без гражданства, ранее состоявшие в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию до вступления в силу Федерального закона в порядке, не требующем получения визы, и по состоянию на 22 мая 2002 года имеющие разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации не менее одного года в виде отметки о регистрации по месту жительства в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа, подтверждающего факт регистрации по месту жительства, подают заявление о выдаче вида на жительство в орган внутренних дел по месту жительства.» Называть регистрацию по месту жительства (постоянную прописку) разрешением на временное проживание по меньшей мере странно, тем более, что до 22 мая 2002г. такого понятия, как разрешение на временное проживание, в российском законодательстве не было.
Кроме того, надо учитывать, что право подать заявление о выдаче вида на жительство еще не влечет за собой положительное решение по этому заявлению. Закон вводит множество оснований для отказа и исключающих обстоятельств при принятии такого решения. В частности, основанием для отказа в предоставлении вида на жительство может служить наличие «одного из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих» или отсутствие у заявителя «доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства». Поскольку в России минимальной размер заработной платы в несколько раз ниже прожиточного минимума, требование обеспечить им всех членов семьи может стать невыполнимым условием для множества семей, давно проживающих в РФ.
Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие в паспорте штамп о регистрации по месту жительства, были лишены права постоянно проживать на территории РФ - права, которое до принятия Закона «О правовом положении иностранных граждан» считалось неотъемлемым следствием постоянной регистрации.
Прописка в данном случае утратила правоустанавливающее значение, но право, которая она подтверждала, не было закреплено каким-то иным способом, а утратилось вместе с нею.
Закон РФ «О гражданстве РФ», вступивший в силу 6 февраля 1992г., в части первой ст. 13 Статья 13 признал гражданами России «всех граждан бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации». При этом согласно «Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» подтверждением постоянного проживания на территории России, служит паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства. В это положение не были внесены необходимые изменения и постоянная прописка на 6 февраля 1992г по сей день продолжают служить единственным основанием признания бывших граждан СССР, постоянно проживавших на территории России, ее гражданами.
В некоторых случаях удается установить факт постоянного проживания на территории РФ на 6 февраля 1992г. в суде, и на основании решения суда получить российский паспорт. Верховный Суд поддерживает такую позицию. Однако не во всех субъектах федерации действует такой механизм. В частности, в Краснодарском крае суды не принимают заявлений об установлении факта постоянного проживания от месхетинских турок и лиц других «некоренных» национальностей. Во многих случаях органы внутренних дел не желают считаться с решением суда, признавая доказательством постоянного проживания только паспорт со штампом прописки на день вступления закона в силу.
Федеральный Закон «О гражданстве РФ», вступивший в силу 1 июля 2002г., ограничил круг жителей РФ, имеющих право подать заявление о приобретении Российского гражданства только теми, кто получил вид на жительство. До того, как вступил в силу Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан», вид на жительство практически никому не предоставлялся. В соответствии с этим законом получить вид на жительство весьма сложно, до этого необходимо пройти стадию временного пребывания и временного проживания.
Не прошло и года, как стало ясно, что в оба закона необходимо вносить поправки. Поправки в Закон «О гражданстве РФ» были внесены Президентом РФ и приняты Государственной Думой 17 октября 2003 г. Их основное достоинство состоит в введении переходного периода от старого положения (с 1991г. по 2002г.) к новому законодательству. Теперь «иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав CCCР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д»части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации».
Нельзя было бы не приветствовать эти изменения, если бы впервые с 1993г. в законодательном порядке источником права не была призвана регистрация по месту жительства (прописка). В поправках она еще дважды определяет такое основополагающее право как право быть гражданином.
Такое положение противоречит ст.27 Конституции РФ и Закону РФ «О праве граждан на свободу передвижения». Его легко можно было бы избежать, если бы после слов «зарегистрированные по месту жительства» было добавлено «или иные доказательства постоянного проживания». Такое дополнение радикально изменило бы положение, поскольку оно бы означало, что право получить гражданство вытекает из постоянного проживания, а не из уведомительной регистрации по месту жительства, которая служит подтверждением постоянного проживания - основным, но не единственно возможным.
Таким образом институт прописки вновь внедряется не только в практику, но и в наше законодательство, что представляет собой недопустимый возврат к прошлому.
Источник: Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека

TS-2009

Бланк для регистрации в Москве у знакомых http://www.welcomespb.com/files/zayavlenie.doc
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: