сравнение Запада и Востока

stream999

Грубое сравнение Запада и Востока на основании выдержек из курса культурологии для вузов
Запад — Восток
1. Социально-экономические характеристики
Запад — развитый, урбанизированный, индустриальный; Восток — отсталый, сельский, аграрный. На Западе — производство как базис (капитал); на Востоке — распределение как базис («реципроксное» общество).
2. Тип и структура социальности
Запад — рыночные и правовые отношения, выделение личности, пользующейся правами и свободами.Восток — межличностные (коммунальные, коммунитарные, общинные, аскриптивные) отношения, нормативный контроль через религиозные принципы и государство. Для классического Запада характерна классовая дифференциация. Для Востока — родоплеменные, сословные, клановые, этнические.
3. Политические характеристикиЗапад [/b]— гражданский, демократический. Восток — патриархальный, авторитарный, деспотический.
4. Культурные характеристики


Запад Восток


Материализм Духовность


Секуляризованный Реализм, Прагматизм Религиозный идеализм


Объективизм Субъективизм


ПлюрализмМонизм 





РациональностьИнтуитивность


Разум (Логос)Путь (Дао)


Динамизм /Развитие/ДвижениеИнертность/Стабильность


ПрогрессЗастой/Косность


ИскусственностьЕстественность


Покорение природыАдаптация к природе


ПравоМораль


НаучностьСакральное знание


СвободаПорядок


РавенствоПодчинение


ВоляФатализм


ИндивидуализмПодавление личности


АнтропоцентризмТеоцентризм



5. Исторические и другие характеристики


Запад Восток 


ИсторизмЗастойность/Неисторизм


Линейное времяЦиклическое время


экстравертность интровертность 


активнее левое полушарие- активнее правое полушарие 


 




Еще некоторые сравнения.


Запад Восток 


приоритет материальных ценностей;доминирование духовных ценностей 


индивид - основной субъект познания;общность (семейная, клановая, этническая) - основной субъект познания 


склонность к модернизации;устойчивый традиционализм 


зависимость менталитета от роста и влияния среднего класса;разрыв между элитами и народом формирует особый менталитет 


идея освоения природы сменяется идеей ее защиты;утверждение гармонии человека и природы 


стремление к компромиссу в отношении«государство-общество»;особая роль государства, его мифологизация и символизация 


активное отношение к сущему;созерцательное отношение к миру 


слабое восприятие восточной философии при усиливающемся интересе к Востоку в целом;усвоение западной философской культуры при сохранении самобытности 


направленность на содержательную сторону предметов и явлений;повышенный интерес к формам, деталям 


характерно линейное представление о временихарактерно цикличное представление о времени 






Запад Восток 


Отношение человека к истине. Истинно лишь то, что подвластно уму и воле человека;Истина есть само бытие, то, что нам дано, и поэтому она не зависит от ума и воли постигающего ее


Оценка познавательных и преобразовательных возможностей человека.Безграничная познаваемость мира,в котором есть свои секреты,раскрываемые людьми с целью использования их на благо себе и своим потомкам;Теоцентрическая концепция полагает, что в мире есть области,где кончаются «проблемы» и начинаются тайны, что есть нечто принципиально непознаваемое


Сущность и механизмы процесса познания Процесс познания сводится к познавательной активности субъекта.В центр мироздания поставлен сам человек. Идеология гуманизма провозглашает правомерность подчинения всего сущего интересам человека;Познание есть не только исследование свойств объектов, но и их духовное постижение на уровне недоступном рациональному исследованию. Принцип теоцентризма предполагает в основе мироздания некую высшую трансцендентную волю; призвание человека - научиться распознавать эту волю, «входить» в нее и творить ее как свою собственную


Трактовка бытийного призвания человека и ориентация человеческого труда. Гуманистическая идея нацеливает на изменение(совершенствование) мира и человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами; Духовная ориентация - на изменение самого человека как части мира в некой высшей духовной субстанции в соответствии с изначальным(не человеку принадлежащим) замыслом


Временная ориентация человеческого поведения. Ориентация на будущее;Ориентация на вечность


Ценностные ориентации личности и общества. Потребительски ориентированное бытие (улучшение жизни человека и человечества);Духовно-ориентированное бытие, высшая ценность и высший критерий которого -служение высшей трансцендентной сущности, высшей воле


Отношение к религиозной вере. Мировоззрение - в противоречии с глубокой личной религиозной верой [1, с.83-84].Мировоззрению присуще конкретное личное вероисповедание


Проблематика. Много проблемная философия;Внимание сконцентрировано на проблеме человека


Проблема человека. Исследуется не через психическое бытие и этикет, а через общие принципы бытия и познания;Исследуется с точки зрения практики,жизнедеятельности людей, их образа жизни


Отношение к религии. Приверженность научной методологии, отмежевание от религии, сильна атеистическая тенденция;Тесное взаимодействие с религией


Разработка категориального аппарата Разрабатывается на основе преемственности его развития, выражающего суть философских систем и их борьбу;. Органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией и «Ригведами» (инь, янь,ци). Часто рассматриваются категории души и физического тела, материи и души,сознания и его состояний


Учение о строении материи. Возникла атомистика как учение о дискретном строении материи; Проблема дискретности материи, ее строения не ставится


Проблема познания. Познание рассматривается не только как эмпирическое, но и как логическое;Проблемой логики занималась лишь индийская школа ньяя


Социальная проблематика. Более широкий спектр проблем.Обращение к человеку в единстве с обществом.Преобладает этическая тематика; Проблемы «вселенского человека»,от которого пошло все, рассмотрение общечеловеческих ценностей


Смысл духовной цивилизации Открытость изменениям, поискам истины в различных направленияхОбращение к бытию личности через уход от материального мира


olviya

Спасибо, скопипастил

selena12

шпоры готовишь? :)

PavelZ

Отношение человека к истине
у этого пункта есть еще одна трактовка
Запад: Истина одна. Все, что противоречит истине - ложно.
Восток: Противоположностью истины является другая истина. Противоположностью лжи является правда.

kolobok1

Запад — развитый, урбанизированный, индустриальный; Восток — отсталый, сельский, аграрный. На Западе — производство как базис (капитал); на Востоке — распределение как базис («реципроксное» общество).
Уже во многом наоборот, а ещё лет через 50 будет полностью наоборот :D

igor_56

аграрный запад через 50 лет? ты не ушибся?

nadezhda

e-Деревня был (кажется и остается) мейнстримом их футурологии

KoJIyHT

Хуета. Жуткое смешение всего и вся.
За плюсы востока даются достижения продвинутой восточной философии (буддизм, даосизм, etc но далеко не все исповедуют такие религии на востоке (ислам). Соответственно, из общих соображений следует признать, что принятие рационального мышления не будет сильно большой проблемой для стран с продвинутыми религиями и сложным историчным прошлым, а следовательно и рациональных форм производства и мышления - что есть плюсы так называемого Запада. Все минусы Востока - от дорациональных способов мышления, но технический прогресс, который идет в некоторых местах, исправит эту ситуацию. Опять же видим, что прогресс идет только в местах, где исповедуют продвинутые религии.
Короче - страны с продвинутыми религиями будут перенимать плюсы запада и станут крутыми (относительно а исламский мир будет гнить.

nadezhda

тоже скопировал, хорошая подборка мифов, но это именно МИФЫ.
Это рефлексия Запада о Востоке и о себе, любимом. И к реалиям это все же имеет косвенное отношение, а Восток до сих пор никаких рефлексий не предъявил.
Здесь нет ответа на Главный вопрос - как работает Западная "машина власти". По Шпенглеру Запад и есть машина власти, и я думаю он попал в десятку.
Ну а подборочка - для деток ниггерских элиток, пусть изучают прОва чилавека и димакратию аж с 13-го века и как они ведут обчиство к працвитанию.

stream999


Уже во многом наоборот, а ещё лет через 50 будет полностью наоборот
Учти, что сравниваются не Европа и Азия, а два подхода, которые имеют западные и восточные корни

stream999


а Восток до сих пор никаких рефлексий не предъявил.
А может нечего предъявить?.
Может, своей нацеленностью на субъективное Восток сам себя лишает возможности предъявить что-либо понятное.

antcatt77

А может нечего предъявить?
предъявить-то может и есть что, но возникают сложности с передачей знаний. Субъективизм, Интуитивность и Путь плохо помогают при формулировании внутреннего понимания в виде слов.

nadezhda

А может нечего предъявить?
скорее он ждет когда Запад сломает себе шею
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: