Священник РПЦ: Зачем Церкви власть?

sitdark

Священник РПЦ: Зачем Церкви власть?
00:05 Дмитрий Свердлов, священник Русской православной церкви, настоятель Петропавловской церкви Московской
Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2012/08/22/focus/562949984564751
На фоне известных событий последнего года — двух предвыборных кампаний, развития политического протестного движения и дела Pussy Riot — многих волнует вопрос, какими именно Православная церковь видит для себя желательные отношения с властью. Позиция, озвученная официальными церковными спикерами во время предвыборных кампаний, создает впечатление поддержки «одного из кандидатов» в президенты и его партии (начиная с восторженного одобрения Всеволодом Чаплиным «рокировки» осенью прошлого года). Оно закрепилось также после осуждений протестного движения. Это заставляет предположить либо концептуальную поддержку власти в имеющемся виде, либо, как полагают некоторые наблюдатели, зависимость Церкви от власти, вынуждающую демонстрировать поддержку.
В то же время на вопрос, желает ли Церковь зависимости от государства, нельзя ответить положительно. А для понимания ее реальных желаний надо заглянуть в историю этих отношений.
Русь получила Православие в готовом виде от поздней Византии. Естественно, что развитие религии шло по заимствованной модели, в том числе и в части социальных отношений. Византийская идея «симфонии» Церкви и государства, когда оба выполняют разные подзадачи одной функции (Церковь заботится о духовном процветании нации, государство — о внешнем на практике вылилась в так называемый цезаропапизм — подчинение Церкви императорской власти.
После 1917 года Православие в России было на грани уничтожения. Иерархической системе удалось выжить благодаря дорогостоящему и драматическому компромиссу митрополита (впоследствии патриарха) Сергия (Страгородского во многом подчинившему Церковь нелояльному к ней государству.
Перестройку Церковь встретила не имея опыта независимости от государства и без стратегии существования в новых социальных условиях. Церковь была подавлена и раздавлена репрессиями настолько, что какое-либо концептуальное планирование было невозможно для священнослужителей, переживших диктатуру.
До последнего времени приоритетом Церкви было залечивание ран. Оно мыслилось в категориях внешнего восстановления: реставрации, строительстве храмов, монастырей — в силу доминирования византийской, внешней, традиции русского Православия.
В девяностые и нулевые Церковь являла собой громадную стройку. Священник-строитель был востребован больше, чем священник-проповедник. Это иллюстрирует ироничная священническая поговорка: «Я не раб Божий, я прораб Божий». Масштабы увлечения «благоукрашением» были столь значительны, что вызвали публичные упреки церковного руководства в адрес духовенства и призывы вернуться к приоритету внутренней жизни. Однако внутрицерковная система оценки продолжала опираться на количественные показатели.
Это настроение и определило во многом формат взаимоотношений с властью. Церковному менталитету присуще понимание того, что государство «должно» Церкви за чудовищное разрушение советского времени. Такой подход можно понять, тем более что Россия юридически и теперь во многом идеологически признает себя преемницей СССР.
Отсюда и квоты, и льготы, и экономические преференции, налоговые и административные послабления, которыми ельцинская власть одаривала Церковь и некоторые из которых актуальны и сегодня — как варианты возвращения советского долга. Но надо понимать, что масштабы преференций все-таки несопоставимо меньше материального разрушения Церкви.
Нельзя сказать, что Церковь лишена желания теснейшего сотрудничества с властью и ее использования в своих интересах. Здесь оказывает влияние и византийское происхождение, и некритичное увлечение — до мифологизации — идеей «симфонии», и общий патернализм, присущий восточной христианской традиции. Недавний яркий эпизод с игуменом Валаамского монастыря Мефодием, пытавшимся поцеловать руку президента, хорошо вписывается в патерналистскую традицию — и не более.
Но, несмотря на известные тенденции, нельзя сказать, что Церковь «легла» под власть. Это скорее было стремление к сотрудничеству, цель которого — возрождение в парадигме богатой внешней традиции. Сотрудничество предполагало общение и взаимодействие, что на практике часто выражалось в комплиментах, орденах, панегириках — тут уже вопрос личного вкуса и во многом стиля жизни чиновничества.
Своего рода «декларацией независимости» Церкви можно считать документ, разработанный в 2000 году командой нынешнего патриарха, — «Основы социальной концепции РПЦ». В него был включен пункт о том, что Церковь оставляет за собой право на акции мирного гражданского неповиновения в случае нравственной невменяемости государственной власти. Этот документ в свое время остался почти незамеченным светским сообществом, а напрасно. Во времена, казалось бы, взаимных реверансов Церковь напоминает самой себе и власти о праве на свободу в нравственном и социальном пространстве. Этот пункт «Основ соцконцепции», по информации из открытых источников, крайне удивил власти и, как следствие, вызвал напряжение.
«Конкордат» церковного руководства и власти, который иногда видится через призму компьютерного монитора, часто не имеет никакого отношения к практике на местах. Порой вызывает удивление нелояльное отношение низового чиновничества к Церкви и вопрос, а в курсе ли конкретный «слуга народа» федеральных новостей, рапортующих о триумфалистском «союзе» Церкви и государства.
Для оценки текущей ситуации необходимо вынести за скобки некоторые вещи. Например, многочисленные экстравагантные заявления умнейшего в своем роде протоиерея Всеволода Чаплина. Кажется, эпатаж высказываний этого церковного спикера во многом намеренный. Это своего рода «белый шум» в информационном пространстве, призванный отвлечь от реальных и серьезных проблем.
Одна из них — техническая неспособность Церкви к существованию в автономном от государства режиме, предполагающему так или иначе конфликт интересов, к которому Церковь ни в малейшей степени не готова. Банальная апелляция власти к строительным правилам, к нормам СЭС и пожарной безопасности сделает невозможным функционирование многих приходов — ровно по технологии давления на малый бизнес. Небольшие корректировки в финансовом и налоговом законодательстве просто подорвут экономическую базу существования Церкви.
После развала СССР у Церкви была возможность подготовиться к автономному «плаванию», не требующему благосклонности власти. Этот формат мог бы вывести практические взаимоотношения приходов и монастырей с государственной бюрократией пусть и в рыхлое, но правовое поле. Для этого потребовалось бы ангажировать армию аудиторов и юристов, но тогда Церковь не имела бы средств на золотые купола. В любом случае ситуация упущена окончательно, и сегодняшнее жесткое государство не позволит Церкви ни единого шага в направлении самостоятельности, даже если она откажется от всех преференций и льгот.
В случае чего на помощь государству в деле контроля над Церковью придет компромат. Такой, по сравнению с которым «нанопыль», игумен на спорткаре и вся «информационная кампания по дискредитации» (которая не более чем миф, защитная реакция на ошибки обслуживающих Церковь пиарщиков) покажутся детским лепетом. Церковь у нас большая, как и сама Россия, и водится в ней всякое. Это «всякое» она про себя знает и более или менее умеет с этим справляться. Но предъявленное свету сразу и под определенным соусом, «всякое» может вызвать такой конфликт, на который никто пойти не сможет.
Поэтому у Православия, если под ним понимать РПЦ, нет иного выхода, кроме как в той или иной степени поддерживать существующую власть. А это и нужно Кремлю. Можно ли представить, что он допустит критику со стороны национальной христианской традиции, ведущей счет уже на тысячелетия?
Не стоит винить церковную администрацию в сложившейся ситуации. Церковь попала в историю, которая началась не сегодня и не вчера. Мы несем последствия выбора, сделанного столетия тому назад. Пакт о капитуляции был подписан не нами, мы лишь присоединились к нему, получив его по наследству. Вместе с непреодолимой экзистенциальной любовью к золотым куполам.
Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2012/08/22/focus/562949984564751

sitdark

РПЦ нашла компромат на диакона, вышедшего из Церкви из-за дела Pussy Riot
Епархиальный суд Тамбовской епархии разыскивает заштатного клирика, диакона Сергия Баранова, который ранее в открытом письме патриарху Кириллу объявил о разрыве с Русской православной церковью Московского патриархата и заявил ходатайство о снятии с себя сана. Поводом к столь радикальному поступку послужил "неправосудный приговор" в отношении Pussy Riot.
Тамбовская епархия в ответ заявила, что С.Баранов ранее был выведен за штат. Кроме того, диакон якобы злоупотреблял алкоголем, пишет сегодня "Московский комсомолец". В свою очередь православные активисты полагают, что диакона подкупили: за свое письмо батюшка получил деньги.
В своем ответе Тамбовская епархия опровергает сообщения о том, что приговор Хамовнического суда был основан на решении церковного суда. Кроме того, в обращении подчеркивается, что заявление Высшего церковного совета по делу Pussy Riot является документом, а не судебным решением.
Тамбовская епархия назвала и причину, побудившую диакона отказаться от сана. По версии служителей, ранее из-за пьянства и разгульного поведения С.Баранов попал в ситуацию, при которой уже не мог быть священником.
"Не исключено, что для самого диакона Сергия Баранова добровольное прошение о снятия священного сана представляется единственным выходом из прискорбной ситуации, которая сложилась в ходе его диаконского служения, поскольку с 1997г. по 2003г. он неоднократно подвергался прещениям за непристойное и разгульное поведение, злоупотребление алкоголем и неблагоговейное отношение к святыням. Приговор суда по резонансному делу, по-видимому, послужил для него лишь поводом", - заявляют в епархии. Теперь Епархиальный суд хотел бы получить разъяснения от С.Баранова.
Ранее ряд СМИ привели комментарии православных активистов, например, членов коалиции "За нравственность", которые предположили, что диакону заплатили за его письмо "определенную сумму".
Накануне диакон дал интервью газете "Известия", где детально изложил мотивы своего поступка. С.Баранов заявил, что его письмо - не подделка, как заявили некоторые комментаторы. Диакон прокомментировал слухи о том, что ранее он был выведен за штат. С.Баранов заявил, что с 2003г. он почислен за штат с правом перехода в другую епархию. "Каких-либо канонических препятствий и взысканий у меня нет", - подчеркнул он.
По словам диакона, после смерти отца он был выведен за штат по собственному желанию, после чего восемь лет жил в затворе в Волгоградской области, пока полгода назад не вернулся в Тамбов.
По словам диакона, все прекрасно понимают, какую роль в деле феминисток сыграла РПЦ. Данное дело заставило задуматься о реальном ее сращивании с государством, и она уже очень далеко зашла. Диакон принял решение выразить свой протест в связи с последними событиями, написав открытое письмо патриарху. "Я считаю, что Церковь не должна была инициировать уголовный процесс и быть инициатором возбуждения уголовного дела", - добавил он.
По словам С.Баранова, многие из 35 тыс. служителей РПЦ не были согласны с ее официальной позицией (20-25% а после приговора Pussi Riot таких стало еще больше (около 40%). "Конечно, они молчат: у многих батюшек жены, много детишек, и они прекрасно понимают, чем для них закончится подобное выступление, но они не согласны", - добавил он.
"Я же не могу молчать, я хочу, чтобы меня услышали. Хотя бы потому, что я хочу жить в мире со своей совестью. Мне стыдно за то, что творили во время расследования и процесса так называемые псевдоправославные, признанные потерпевшими по делу. Оскорбить чувства истинно верующего невозможно, это только у маловерующего чувства могут пошатнуться, а истинно верующего ничего не сломит", - уверен диакон.
С.Баранов заметил, что из Тамбовской епархии ему не звонили и не просили отозвать письмо. Однако он выразил уверенность, что "они придумают, как за это отомстить". "Столько на меня сейчас льется грязи - от проклятий до обвинения во всех смертных грехах... Уверен, что будут искать компромат, начнут просто меня уничтожать", - констатировал диакон. С.Баранов добавил, что его мать внимательно следила за процессом над девушками и поддержала его в решении выйти из РПЦ. "А веру мою и веру моей мамы никто не погубит, никто над ней не надругается, никто ее не уничтожит", - заключил диакон.
Читать полностью: http://top.rbc.ru/society/21/08/2012/665473.shtml

wsda32

Хорошая статья. Банальная, конечно, но ёмкая.

sitdark

да, мне тоже так показалось. вроде все и так понятно, и не раз кто-то так или иначе говорил на эту тему, но понравилось, что без эмоций и по-существу.

sunny82

Банальная апелляция власти к строительным правилам, к нормам СЭС и пожарной безопасности сделает невозможным функционирование многих приходов
Эээ, я правильно понимаю, что в открытую признаётся, что церковь знает о несоблюдении этих правил и специально сотрудничает с властями, чтобы те и дальше в обмен на сотрудничество позволили функционировать зданиям с нарушениями правил? Т.е. лояльность в обмен на возможность и дальше нарушать закон? И это вместо того, чтобы исправить нарушения?

sitdark

ну почти. лояльность в обмен на "золотые купола".
продали вобщем попы церковь и предали души паствы за тельца - занятию людской духовностью предпочли понты (золото, дрочь на предметы культа и суеверий, имущество форму вперед содержания поставили, некрофилы они короче
вкус к жизни давно пропал, зомби-ленд, из ямы не способны далеко видеть, откуда в жопе алмазы и т.п. аналогии
а протестанты, возникшие в ответ на аналогичные мракобесия католической церкви, например, или старообрядцы-беспоповцы уже давно просекли эту тему. на юге, где потомки казаков живут, купола у церквей черные. и это у них норм. поп замракобесил, стал себя неадекватно вести, обывательсткие предрассудки среди молодежи сеять, заподозрили в шпионаже на рпц (т.е. людям, которых каждый день видит, стал больше вреден, не полезен) - пшел вон. и это тоже нормально.

vamoshkov

автор говорит не об этом, конечно.
это вообще всего лишь пример.
она не специально сотрудничает с властями, чтобы те и дальше в обмен,
а всегда сотрудничала и по-другому просто не умеет.
Был шанс все изменить, но попы все просрали.

vamoshkov

членов коалиции "За нравственность", которые предположили, что диакону заплатили за его письмо "определенную сумму".

других мотивов члены коалиции "за нравственность" предположить не смогли

sunny82

а всегда сотрудничала и по-другому просто не умеет.
ТО, что по-другому просто не умеет - с этим я согласна. Иначе автор не приводил бы просто вопиющие примеры о нарушениях, ради закрытия глаз на которые церковь идёт на сотрудничество. Т.е. автору просто не приходит в голову, что НАДО устранить нарушения - это по всем параметрам будет правильно. И что такой пример дискредитирует церковь :grin: По контектсу для автора это вполне рядовая причина идти навстречу власти. На фоне таких воззрений недавно осуждённый на 8 лет учитель при всех его ошибках - просто образец нравственности для организации под названием РПЦ :grin:

sitdark

ну да, было бы не плохо устранить нарушения и стать независимыми. но ты прикинь, че будет с оборотнями и упырями на трубе, если в быдло-стране церковь вдруг скажет, шо путен-вор :crazy: :grin:
а у рпц-шников уровня духовности *уй-ма. маны не хватит зверя завалить. рази что золотым кадилом огреть или лексусом переехать.

sunny82

Да меня просто поражает МЕЛОЧНОСТЬ примера, который ставится для пояснения того, почему с властью церковь вынуждена сотрудничать. И эта мелочность ведь - отражение взглядов.

vamoshkov

Да меня просто поражает МЕЛОЧНОСТЬ примера
мелочностью примера автор хочет показать масштаб проблемы. подразумевается что таких примеров много, просто их долго перечислять
далее он добавляет "Небольшие корректировки в финансовом и налоговом законодательстве просто подорвут экономическую базу существования Церкви."
Ну и потом, эта история с нормами и налогами, она вот о чем еще: наши законы направлены на то, что виноват каждый. просто не все нарушения государство замечает.

sunny82

наши законы направлены на то, что виноват каждый. просто не все нарушения государство замечает.
Ну так это пиздец. И церковь - одна из немногих структур в обществе, способных не поддаваться этому пиздецу масштабно во благо всех. Но она им ПОЛЬЗУЕТСЯ.

vamoshkov

И церковь - одна из немногих структур в обществе, способных не поддаваться этому пиздецу масштабно во благо всех.
я не очень понимаю как

sunny82

Устранять нарушения и со спокойной совестью ждать проверок. При их появлении вести юридическую борьбу, а не прогибавться, дабы вообще избежать хмурого государственного взгляда в свою сторону. И поддерживать материально приходы, котрые находятся в данный момент в состоянии проверки. Если проверки беспочвенные, но срывают деятельность - освещать это в СМИ с факта ми в руках. Т.е. почувствовать себя в шкуре обычного обывателя с его проблемами с бюрократами и проверяющими всяких мастей. Нет другого способа устранять пиздец с избирательностью подхода - надо позволить себя тоже включить в прикасаемые, и чем больше таких будет, тем быстрее закончится избирательность и законодательные нормы станут ближе к реалиям. Так как чем больше структур избирательно не проверяются и не наказываются, тем мощнее пиздец произвола.
И ввести наконец-то десятину церковную для прихожан. Я понимаю, что РПЦ намного приятнее по решению суда получить пояснения, что они не торгуют, а дарят предметы в оьбмен на пожертвования. Но это же ПИЗДЕЦ ещё похлеще, чем прогиб во избежание.

sitdark

ну да. диавол кроется в деталях. но вобще он все это термином "золотые купола" обозначил. и про акцизы и налоговые льготы говорит - что именно это реально рпц на плаву держит в финансовом плане.
кроме того, с приходами не все так просто. рпц влияет на массы через приходы и через них может сказать - путен-вор. и все, пипец ему. а путен через вертикальные щупальца (не зря 12 лет с этой фигней возился) может двинуть на них административный ресурс. и все, пипец приходам, пипец влиянию рпц на людей (к вопросу - зачем церкви власть). не через что просто будет.
как большевики в свое время сделали, когда реально контролировали все лишь питер и москву. а дальше - пошло поехало. подмяли руководство рпц - а те свернули свои лавочки по всей тогдашнее россии. а брось они реально тогда кличь - валить антихристов-большевиков! - как во времена монгольского ига Сергий радонежский сделал - что тогда было бы?.. только на юге среди казаков церковь и старообрядцы людей не предали, началось белогвардейское движение.
а говорить о большей конкретике - например, о воровстве, че толку. все и так это понимают и следаки в том числе, а чела просто сольют и толку от него еще меньше будет.
о большем - говорить не надо, надо делать - например, документальный компромат в открытый доступ выложить, прозрачное уголовное преследование замутить и т.д. не получится - мутить что-то типа протестанства, аскетичную церковь. шоб верхушка рпц самозаовнилась. и люди перестали бы как леминги бежать на это око сарумяна, раз пошла такая тема.

sitdark

При их появлении вести юридическую борьбу, а не прогибавться, дабы вообще избежать хмурого государственного взгляда в свою сторону.
кстати да. он и пишет про необходимость привлечь армию аудиторов и юристов, но это придется отказаться от расходов на "золотые купола" - частично конечно чтобы их труд оплатить, но в большей части - мошну свою набивать у врехушки рпц больше не получится в прозрачных условиях тогда. ну и кроме того путен и его ворье льгты рпц урежет, двинет на них волну "административных" проверок. шахматы,че

popov-xxx25

Дьякон Дымовский

popov-xxx25

а брось они реально тогда кличь - валить антихристов-большевиков!
Ну, патриарх Тихон анафему большевикам объявил, и чо? "Валить", правда, не одобрил и сам не свалил
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: