Россия отказывается от участия в международном тестировании школьников

seregaohota

Причина — стремительно ухудшающаяся динамика показателей
год - место
2000 - 25 из 32
2003 - 32 из 43
2006 - 40 из почти 60
2009 - 41 из 61
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Россия больше не будет участвовать в международной программе мониторинга школьников (PISA): с 2012 года от тестирования принято решение отказаться на федеральном уровне. Об этом «Известиям» рассказала президент Российской ассоциации чтения, под эгидой которой в нашей стране и проходили тестирования, Наталья Сметанникова.
Начиная с 2000 года российские 15-летние школьники проходят каждые три года специальные тестирования в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Цель данных исследований — мониторинг «человеческого капитала» страны, являющегося одним из основных показателей экономического развития государства. PISA помогает выяснить уровень качества образования в школах, сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах.
Тестирование проходит в трех направлениях: грамотность чтения, научная и математическая грамотность.
Сметанникова видит причину отказа от тестов в наглядной негативной динамике результатов тестов российских школьников.
По ее словам, в 2000 году в тестировании, направленном на чтение и понимание текста, приняли участие 32 государства. Тогда Россия заняла 25-е место.
Тремя годами позже наша страна удостоилась уже 32-го места в исследовании, в котором приняли участие 43 страны. А по результатам 2006 года из почти 60 государств Россия вошла в четвертый десяток, показав уровень ниже среднего в навыках чтения и в математике. По результатам тестирования 2009 года отечественные школьники получили 41-е место из 65.
— Изначально Россия не хотела публиковать результаты. Однако мы не позволили их скрыть. Это необходимо для того, чтобы мы научились себя оценивать, а не жить мифами, как это было в СССР, когда никто не мог проверить, действительно ли мы являлись самой читающей страной, — объясняет Сметанникова.
Президент Российской ассоциации чтения пояснила, что тестирования 2000 и 2003 годов в России проводили коммерческие организации, а начиная с 2006 года данную функцию взяло на себя Министерство образования РФ.
— Однако в этом году Россия, ссылаясь якобы на кризис, отказалась от мониторинга, — сообщила она.
Эксперты объясняют, что подобные международные тестирования направлены на изучение экономического состояния государства, на их основе строятся прогнозы, что в будущем ждать от России: инновационного развития экономики или продолжения политики сырьевой державы.
К примеру, доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш пояснил «Известиям», что международные тесты направлены на оценку качества человеческого капитала — одного из факторов экономического развития.
Эксперт Центра проблемного анализа Виктор Аверков констатирует негативные тенденции.
— Идет процесс деградации институтов образования и науки. Безусловно, ее темпы развития замедлились, но непонятно, перешла ли эта деградации критическую черту. Пока об этом никто не думает и нет соответствующей стратегии, — полагает он.
Наталья Сметанникова считает, что дальнейшие перспективы России в рейтинге неутешительные.
— Безусловно, судя по тому, что сегодня происходит в образовании, наше будущее — не инновации и даже не закручивание кранов с нефтью и газом. Так как сегодня, к сожалению, даже те специалисты, которые должны этим заниматься, — полуграмотные, — сетует она.
Главная проблема, по словам Сметанниковой, — фрагментарность отечественной школьной программы.
— Отсутствие регулярных занятий литературой и школьного выпускного сочинения лишает современных школьников способности к образованию связей. И логических в том числе. Например, в Гарварде до сих пор все обсуждения, касающиеся даже экономических вопросов, проходят на материале художественной литературы, — приводит она пример.
В пресс-службе Министерства образования не смогли дать комментарий по участию России в мониторинге PISA.

n2610

год - 7 место с конца.
2003 год - 11 место с конца.
2006 год - 20 место с конца.
2009 год - 24 место с конца.
Растём!

Brodnik

2009 год - 24 место с конца.
уверен?
Результаты почти не меняются, если считать процент стран, выступивший лучше России

n2610

По результатам тестирования 2009 года отечественные школьники получили 41-е место из 65.
Процент стран, выступающих лучше России, тоже уменьшается, но это неважно. Для того, чтобы делать какие-то выводы при изменяющемся списке участников, надо не просто знать длину списка и позицию, которую в нём занимает Россия, но весь список целиком, с результатами каждой страны.
Понятно, что, если к случайному списку стран (включая Россию) добавить Эфиопию, место России с конца увеличится на 1. Понятно, что если к нему добавить Францию, место России с начала уменьшится на 1. Понятно, что это ничего не говорит о динамике самой России или других стран из списка.

algimunt

(PISA)
Я бы тоже не стал участвовать в программе с таким названием...

TOXA

Что-то мне подсказывает, что измерять надо не "процент", а число стран.
А вообще, было бы неплохо глянуть именно списки с номерами стран и глянуть динамику. Сколько стран из тех, которые уступали России ее превзошли.

seregaohota

Programme for International Student Assessment

seregaohota

На просторах PISA Россия споткнулась о базовый порог
Почему мы топчемся на месте?


- Галина Сергеевна, первую скрипку в PISA-2009 сыграл Китай. Причем настолько убедительно, что Барак Обама сравнил результаты последнего цикла PISA с запуском искусственного спутника…
- В мире появилась сильнейшая конкуренция со стороны Китая, как в свое время со стороны России в освоении космоса и запуске искусственного спутника. Видимо, с точки зрения Обамы, это новый вызов стране, и надо предпринимать усилия, чтобы поднять образование на достойное место. Вспомните, именно в «послеспутниковый период» произошла реформа естественно-математического образования в США. Конкуренция заставляет мобилизоваться, пересматривать содержание образования самым серьезнейшим образом. Что и делают США и многие другие страны. .... Среди этих стран - Корея, Турция, Германия, Польша, Латвия, Бразилия, Чили…


В исследовании PISA выделено 6 уровней подготовки учеников. Особое место занимает 2-й уровень, это базовый уровень или порог. Считается, если ученик достиг базового уровня, то он начинает демонстрировать умение использовать текст, если мы говорим, например, о читательской грамотности. Читатель способен найти в тексте одну или несколько единиц информации, требующих дополнительного, но не сложного осмысления. Распознать главную мысль текста. Понять связи отдельных его частей. Интерпретировать отдельные части текста. На 6-м уровне ученик способен детально и точно интерпретировать текст в целом, каждую единицу информации, сообщенной в самых глубинных слоях текста. То есть он понимает, что хотел сказать автор, умеет сопоставлять разные точки зрения, высказывать свою, аргументировать ее. 5-й и 6-й - уровни элиты. PISA показывает, что таких детей в России немного. 4-й уровень соответствует такой читательской грамотности, которая позволяет продолжать обучение самостоятельно. То есть ученик способен понять текст и на его основе продолжать приобретать новые знания.
К сожалению, по последним результатам PISA по направлению читательская грамотность почти треть российских детей – 27% - не достигли 2-го уровня, они практически не демонстрируют способность применять текст как основу для активного функционирования в современном мире. По математике таких 29%, а по естествознанию – 22%.
- И сколько у нас элиты?
- 3% - по чтению, 5% - по математике и 4% - по естествознанию. А в странах ОЭСР, не достигших 2-го уровня, - 19%. То есть существенно ниже, чем у нас. И значительно больше элиты - соответственно 7%, 13% и 8%. Результаты России по читательской грамотности - 459. У Шанхая, который, кстати, впервые принимал участие в PISA, - 556. У Кореи – 539. Получается, в то время как мы только начинаем демонстрировать умение применять знания, эти страны уже работают на уровне самообразования. Это 3-4-й уровни. По шкале PISA мы от них значительно отстаем. Не только по среднему баллу, но и по характеристикам наших учащихся.
В принципе если анализировать ситуацию исходя из количества баллов, то в России она практически не изменилась. В 2000 году средний балл по читательской грамотности был 462. Статистически значимо от него 459 баллов в 2009 году не отличаются. Получается, мы остались на уровне 9-летней давности…

Болевая точка в системе нашего образования - основная школа. В исследовании PIRLS, которое проверяет достижения детей начальной школы по чтению, мы показали в 2006 году самые высокие результаты – 1-е место в мире. За нами следуют Сингапур и Гонконг. А через несколько лет уже 15-летние дети этих стран снова демонстрируют свое лидерство, а мы проваливаемся в яму, пропуская вперед 41 страну…

stm7543347

Школьное образование у нас хорошее, а вот участвовать не будем! :greedy:

stealth

опровержение
19 Октября 2012
18 октября 2012 года на сайте газеты «Известия» появилась статья под названием "Россия отказывается от участия в международном тестировании школьников”, в которой Наталья Сметанникова, президент Российской ассоциации чтения, заявляет о принятом на федеральном уровне решении России отказаться от участия в международной программе мониторинга школьников (PISA).
Адрес статьи: http://izvestia.ru/news/537919
Приведенная в данной статье информация не соответствует действительности.
Как прокомментировала эту информацию Галина Сергеевна Ковалёва, член Экспертного совета Центра международного сотрудничества по развитию образования (CICED) и заведующая отделом оценки качества общего среднего образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования : «В плане федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) международные мониторинги включены как важное направление в системе оценки качества образования. В цикле PISA 2012 г. Россия уже участие приняла, на данный момент готовится к исследованию 2015 гг.»
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: