[Пионтковский] Дорожная карта переходного периода после падения режима

seregaohota

ПРОЕКТ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА (БУДУЩЕЕ МЕНЯЕТ НАСТОЯЩЕЕ)
29 ноября 2012 Андрей Пионтковский
Начнем издалека – с мартовских выборов.
Многие эксперты полагают, что Путину было вброшено примерно столько же голосов как и на думских выборах – около 15%. Апологеты власти утверждают, что нет, скорее 10%, и потому он все равно законно избран в первом туре.
Странный аргумент, полюбившийся в последнее время некоторым моим коллегам.
И в том, и в другом случае властями совершены масштабные преступления, аннулирующие результат выборов. Не говоря уже о том, что фальсификация выборов в России начинается задолго до дня голосования (в частности, с жесткой селекции допускаемых к ним спарринг-партнеров путиндента). И о том, что по Конституции РФ Путин просто не имел права баллотироваться.
Так или иначе точные цифры неизвестны никому.
Ясно, что примерно половина избирателей проголосовала против Путина и примерно половина за него. Но это очень разные половины по динамике своих настроений. Те, кто против Путина – активные и убежденные его оппоненты , которые уже никогда не изменят своего резко отрицательного к нему отношения.
Те кто проголосовали за – это не его горячие сторонники, а как правило люди пока ещё сомневающиеся или недостаточно информированные; подверженные административному давлению жители малых городов и национальных республик. Изменение их отношения к власти неизбежно последует вслед за той же тенденцией в больших городах. «Путинская половина» будет сокращаться как шагреневая кожа.
Как сказал директор правительственного Центра стратегических разработок М.Дмитриев, шокированный результатами собственного социологического исследования, это дерево, готовое мгновенно превратиться в труху.
Еще в марте работая с фокус-группами граждан, голосовавших за Путина, он к своему удивлению обнаружил, что они в целом весьма критически относятся к пожизненному президенту.
Когда же он спращивал «А почему же вы всё-таки за него голосовали?», то получал стандартные ответы: «А за кого же ещё, не за Зюганова же или за Жириновского» (см.выше о фальсификации) или «А не приведет ли уход Путина к хаосу, распаду государства».
Не симпатии к власти (с ней уже давно всем все ясно а страх перед неизвестностью, перед прыжком в бездну хаоса и безвластия удерживает от перехода на сторону оппозиции миллионы ее потенциальных сторонников по всей стране.
Не ОМОНы и не зомбоящики защищают сегодня обанкротившуюся и опостылевшую всем клептократию. Ее последняя и самая эффективная в сознании людей линия обороны – экзистенциальный русский вопрос: А что потом? А не соскользнет ли в Россия в стихию распада, как это происходило уже в 17-м и 91-м?
На этот законный и разумный вопрос оппозиция обязана дать ответ.
Без предложенной обществу убедительной детальной дорожной карты Переходного Периода от дня Х (отставка «президента») до выборов легитимных органов власти не возрастет до критического уровня давление снизу и не созреет готовность перейти на сторону народа значительной части правящей «элиты».
Речь идет о тех людях во власти, кто уже ясно осознал, что курс , которым ведет страну сегодняшний режим это, говоря словами того же Дмитриева, национальная смерть русского народа.
Вполне естественно, что их беспокоит при этом не только и, возможно, не столько судьба российской государственности, но и сохранение личного благосостояния, добытого непосильным трудом в течение двух десятилетий.
Между тем, опыт успешных анти-авторитарных революций учит, что решающим толчком к падению режима является раскол элит.
В отсутствие такого раскола мирная ненасильственная антикриминальная революция вряд ли возможна. Выбор в любом случае остается за правящей «элитой». Но и наша ответственность заключается в том, чтобы предложить ей «exit strategy».
Переходный период должен стать ювелирной операцией по демонтажу криминального режима с одновременным сохранением символов преемственности российской государственности.
Подобная трансформация неизбежно влечет серьезные риски. Необходимость ее диктуется, однако, тем обстоятельством, что пролонгация существующего режима ведет уже не к рискам, а к неизбежной системной катастрофе.
Построение дорожной карты Переходного Периода это огромная творческая работа большого коллектива политиков и экспертов.
Ниже я попытаюсь несколькими штрихами проиллюстрировать характер проблем, которые придется рассматривать. Но сначала я позволю себе ещё раз разъяснить некоторые базовые вещи, которые иногда с трудом воспринимаются коллегами по Координационному Совету.
Переходный период длится не от 29 ноября до дня Х, а от дня Х до Х + 6-8 месяцев.
Но разработка его детальной карты – это не только про завтра, а прежде всего про сегодня, потому что, предложив обществу убедительный сценарий, мы ответим на самый распространенный и самый сложный вопрос скептиков «А что потом?» и тем самым приблизим день Х.
Проект будущего вторгается в настоящее, кардинально меняя его.
Ни в коем случае он не подменяет другую работу КС в период до дня Х.
Наоборот, он становится её ограничной частью наряду со всеми задачами, которые должен выполнять штаб мирной антикриминальной революции и которые обозначены в Заявлении КС: массовые митинги, демонстрации, забастовки, просветительская и пропагандистская работа, кампании гражданского неповиновения с требованием ухода нелегитимной власти.
Более того, вся та позитивная конструктивная законотворческая деятельность, о небходимости которой так справедливо говорят коллеги, погружается в рамках этой концепции в контекст практической реализации.
Вместо превращения элементов политической и судебной реформы в лозунги-требования, обращенные к нелегитимной власти; вместо бессмысленного представления законопроектов в нелегитимный взбесившийся принтер; вместо инсоровских фантазий «желаемого будущего» без дорожной карты к нему законопроекты, включая текст новой Конституции РФ, интегрируются в пошаговый комплексный проект политического переустройства страны в течение 6-8 месяцев.
Само наличие в политическом поле этого проекта, прошедшего широкое общественное обсуждение, одобренного Форумом Свободной России (корпусом избирателей КС станет мощнейшим фактором, приближающим стартовую точку Х.
Запущенные различными кланами власти превентивные Шойгу- и Кудрин (Прохоров)-проекты «Наследник» не выдержат интеллектуальной и моральной конкуренции с проектом КС.
В заключение, как обещал, несколько штрихов на полях черновика дорожной карты Переходного Периода.
Итак, предположим, что в определенный момент под давлением протестного движения и в результате раскола «элит» г-н Путин будет вынужден покинуть российскую политическую сцену.
Кому перейдет власть в стране?
По действующей конституции премьер-министр становится и.о. президента.
Ни Медведев, ни любой другой член путинской бригады, волей судеб оказавшийся на посту премьера в час падения режима, не может, разумеется, быть допущен к власти. Иначе это будет не мирная антикриминальная революция, а дворцовый переворот в пользу одного из криминальных кланов.
Следовательно, уходящий «президент» перед своей отставкой подписывает указ об освобождении от должности премьер-министра и представляет в Думу новую кандидатуру, предложенную протестным движением.
На наш взгляд, новым премьером и, следовательно, и.о. президента на переходный период, должен стать авторитетный ученый-правовед, не связанный с режимом и не претендующий на политическую роль после окончания переходного периода.
Такая фигура может быть согласована на Форуме Свободной России.
Дума немедленно утвердит эту кандидатуру.
В новой политической конфигурации (отставка альфа-самца) гамма-самцы, как показывает опыт падения авторитарных режимов, будут на все согласные. Возникает соблазн использовать и далее этот послушный и пластичный инструмент для принятия новой Конституции и необходимого пакета избирательного законодательства.
Этот привлекательный, на первый взгляд, вариант должен быть, однако, отвергнут.
На конституционных основах будущей демократической России не должна лежать тень нелегитимного взбесившегося принтера. Утвердив кандидатуру премьера, Дума дружно самораспускается.
Следующая развилка – принятие новой Конституции либо Учредительным Собранием, либо всенародным референдумом.
Вариант с выборами Учредительного (Конституционного) Собрания удлиняет вдвое потенциально неустойчивый переходный период. Конституцию (и ряд других важнейших законодательных актов) предпочтительней выносить на референдум, а их широкое обсуждение на Форуме Свободной России и в профессиональном сообществе вести уже сейчас.
В день Х согласованный проект должен лежать на столе, тем более что в обществе существует достаточно широкий консенсус относительно характера изменения Конституции.
Задача протестного движения в сфере политического переустройства заключается не в том, чтобы заменить плохого царя Путина на хорошего царя N, а в том, чтобы упразднить, наконец, в России должность царя.
Властные полномочия Президента должны быть значительно сокращены по сравнению с действующей монархической, по сути, Конституцией.
Президент остается символом единства страны, гарантом конституционных прав граждан и главнокомандующим вооруженных сил.
Председатель Правительства и ключевые члены кабинета назначаются и освобождаются от своих постов парламентом.
Половина депутатов Думы избираются по партийным спискам, половина в одномандатных округах.
Члены Совета Федерации и губернаторы выбираются прямым голосованием жителей регионов.
Завершается переходный период избранием по новому законодательству Президента и депутатов двухпалатного парламента.
Основная цель переходного периода – политическое переустройство России и создание законных органов власти.
Что не означает, однако, что переходное правительство и Форум Свободной России не должны высказывать своей позиции по сущностным экономическим и социальным вопросам, волнующим общество, оставляя даже их обсуждение до появления всенародно избранных органов власти.
В 1917 году Временное правительство совершило подобную ошибку, намеренно отстраняясь от ключевых проблем того времени – Мира и Земли – до выборов в Учредительное собрание.
Нашлись силы, которые перехватили эту повестку дня. Результаты хорошо известны, и по миру, и по земле, и по Учредительному собранию.
Сегодня таким центральным вопросом является статус собственности, сформировавшейся в стране за последние двадцать с лишним лет.
У протестного движения и у переходного правительства должна быть четко выраженная позиция по этому вопросу. И она тоже должна стать предметом рассмотрения при составлении дорожной карты.
Отсутствие ясной для общества и согласованной различными политическими силами концепции Переходного Периода в день Х 3 марта 1917 года предопределило катастрофу Временного правительства.
Мы все расплачиваемся за эту ошибку уже почти целое столетие. Давайте постараемся не повторить её ещё раз.

nadezhda

Как я понял он творчески учел и пытается зацепить Медведева иначе, угрозой падения ВМЕСТЕ с Путиным.
Разумеется это случится в случае ПАДЕНИЯ путинского режма.
Вопрос в том (для Медведева) чтобы найти способ уйти Путина с передачей ему всех нынешних - пусть и мафиозно-воровских - рычагов управления.
А затягивать этот процесс значит, разумеется, дожидаться именно всеобщего развала, когда места под солнцем не найдет никто, кто был хоть как-то связан с рухнувшим (пока еще медленно обрушающимся) режимом.
Время пошло.

seregaohota

А затягивать этот процесс значит, разумеется, дожидаться именно всеобщего развала, когда места под солнцем не найдет никто, кто был хоть как-то связан с рухнувшим (пока еще медленно обрушающимся) режимом.
ХЗ. Такие процессы трудно предсказуемы во временнОй динамике. Всё может обрушиться в один день.
Как сказал директор правительственного Центра стратегических разработок М.Дмитриев, шокированный результатами собственного социологического исследования, это дерево, готовое мгновенно превратиться в труху.

Brina

До жирафа все доходит плохо. Где-то за год. Но доходит. Я об подобном писал еще после думских выборов. И отдельно разбирал вопрос о собственности. До этого уже дошло. Что проблема важная. Осталось еще понять, что не менее важная проблема в восстановлении СССР...
А в целом написано пафосно, но вода. Все полторы мысли сперты у "охранителей"...

nadezhda

ХЗ. Такие процессы трудно предсказуемы во временнОй динамике. Всё может обрушиться в один день.
Вроде бы ты должен был изучать истмат/диамат. Изменения накапливаются постепенно, после чего следует обрыв непрерывности развития и качественный скачек.

seregaohota

Осталось еще понять, что не менее важная проблема в восстановлении СССР...
Это не реально. И более того, у Истории бОльшие времена чем пара десятилетий, территориальный распад до конца походу ещё не закончился, чем дольше не "уберём с дороги труп лошади" ( (c) Дм. Быков тем больше вероятность продолжения процесса после падения режима.

Brina

Вполне реально. Достаточно начать работать над этим. Ведь большинство населения в России и, смею надеяться, в других республиках за это...
А отношение к России-СССР как к трупу лошади... Не комментирую. Цензурных слов не имею на этот счет.

seregaohota

А отношение к России-СССР как к трупу лошади...
Ты не догнал - это нынешний режим - труп лошади.

seregaohota

едь большинство населения в России и, смею надеяться, в других республиках за это...
с чего бы это? Уж в любом случае это не тот вопрос, который попадёт в Дорожную карту переходного периода. Разве что Удальцов и другие леваки и националисты за него в Координационном Совете оппозиции будут.

nadezhda

Вполне реально. Достаточно начать работать над этим. Ведь большинство населения в России и, смею надеяться, в других республиках за это...
Ну то есть таджики и узбеки смогут приезжать уже на совершенно легальных основаниях, я так понимаю?

seregaohota

:grin: Ты типа не понимаешь всю шизофреничность их сознания? чтобы СССР восстановить, но чтобы всякие чурки с хачами сидели у себя дома

kolobok1

Реквестируется резюме сей простыни, желательно в 1-2 предложения. Куда переходим-то?

seregaohota

начинает обсуждение дорожной карты КС на переходный период
(Запущенные различными кланами власти превентивные Шойгу- и Кудрин (Прохоров)-проекты «Наследник» не выдержат интеллектуальной и моральной конкуренции с проектом КС)
Переходный период длится от дня Х (отставки "президента" Путина) до Х + 6-8 месяцев
"Президент" подписывает указ о передаче власти новому премьеру, не замаранному сотрудничеством с сегодняшними криминальными кланами у власти.
Дума утверждает и самораспускается.
Принятие новой конституции референдумом или Учредительным собранием.
Уход от монархического устройства страны.

Brina

Уж в любом случае это не тот вопрос, который попадёт в Дорожную карту переходного периода.
Раньше и вопрос о собственности был табуирован. А сейчас его чуть-чуть невнятно упомянули. Смею надеяться, что дальше он будет звучать все громче.
Разве что Удальцов и другие леваки и националисты за него в Координационном Совете оппозиции будут.

У оппозиции нет шансов, если о нем молчать. Что с картой, что без. Уверен, что в нынешней России выиграет тот, кто первый поднимет вопрос о национализации и восстановлении СССР...

Brina

Ты типа не понимаешь всю шизофреничность их сознания?
В данном случае моего... Не надо говорить за каких-то их...
чтобы СССР восстановить, но чтобы всякие чурки с хачами сидели у себя дома

Для этого есть прописка!..

seregaohota

 
В 1917 году Временное правительство совершило подобную ошибку, намеренно отстраняясь от ключевых проблем того времени – Мира и Земли – до выборов в Учредительное собрание.
Нашлись силы, которые перехватили эту повестку дня. Результаты хорошо известны, и по миру, и по земле, и по Учредительному собранию.
Сегодня таким центральным вопросом является статус собственности, сформировавшейся в стране за последние двадцать с лишним лет.
У протестного движения и у переходного правительства должна быть четко выраженная позиция по этому вопросу. И она тоже должна стать предметом рассмотрения при составлении дорожной карты.

Brina

У протестного движения и у переходного правительства должна быть четко выраженная позиция по этому вопросу. И она тоже должна стать предметом рассмотрения при составлении дорожной карты.
Пока это лишь пожелание (требование?) включения в некий документ вопроса о собственности. Уже невнятно. Фишка в том... что не "вопрос о собственности" выигрышный, а "ответ о национализации"...

seregaohota

Для этого есть прописка!..
Ты тащишь страну в прошлое. Капитал во всём мире раньше оказался в выгодных условиях, чем трудовые ресурсы - капитал перетекал из одного места в другое более свободно. Теперь можно голосовать ногами и это дополнительная обратная связь меняться. А ты хочешь крепостного права как при Сталине, когда у крестьян паспортов не было.

Brina

Ты тащишь страну в прошлое.
Если прошлое мне нравится, я не должен стремиться к этому?
Капитал во всём мире раньше оказался в выгодных условиях, чем трудовые ресурсы - капитал перетекал из одного места в другое более свободно

Капитал то перетекает... Только вот в какой-нибудь Малайзии, куда капитал перетек из Европы, жить как-то не ахти... А в Европе лучше!
Теперь можно голосовать ногами и это дополнительная обратная связь меняться

Менять одну удавку жидо-капиталистов на другую?
А ты хочешь крепостного права как при Сталине, когда у крестьян паспортов не было.

Тебе только 2 варианта в голову приходит? Ничего посредине не того?..
И вообще. Отношение к человеку, как к капиталу... Ну-ну.

elenakozl

Менять одну удавку жидо-капиталистов на другую?
И вообще. Отношение к человеку, как к капиталу... Ну-ну.
А лучше поменять удавку жидо-капиталистов на удавку жидо-коммунистов? :grin: Эти вообще к человеку относятся как к говну.

seregaohota

Отношение к человеку, как к капиталу... Ну-ну
ты отказываешь человеку в праве самому выбирать место жительства, и мне, как противнику этого, тут же ставишь в вину сравнение подвижности Труда и Капитала... Ну-ну.
PS Жириновскому у тебя надо поучиться демагогии.

Brina

Зачем жидо-коммунистов? Я не раз предлагал, но меня обвининяют в сумасшествии, посему свои идеи я стесняюсь высказывать...

Brina

ты отказываешь человеку в праве самому выбирать место жительства
Да. Ибо зачем работать двоником в Москве, если дворником в кышляк-аул-село работать можно. А вот если ученым, то пожалуйста. Ну, нет работы соответствующей...
Впрочем, мы отошли от проблем в изложенном выше манифесте.

nadezhda

Да. Ибо зачем работать двоником в Москве, если дворником в кышляк-аул-село работать можно
флудерастия мозга

kolobok1

+1. Самый худший капитализм лучше и честнее коммунизма, который есть неудачный и опасный социальный эксперимент.

Brina

Самый худший капитализм лучше и честнее коммунизма, который есть неудачный и опасный социальный эксперимент
Нынешняя версия российского капитализма лучше?

kolobok1

Намного лучше, в ней степеней личной свободы больше.

nadezhda

в том и только том смысле, что ты наххх никому не нужен

seregaohota

жизнь, вообще, жестока. И в самом главном человек, по-большому счёту, одинок

elenakozl

Нынешняя версия российского капитализма лучше?
Тебя жестоко обманули. Нынешняя экономическая система России не имеет никакого отношения к капитализму. Мы начали было к нему движение, но увязли в "кровавых, бандитских" 90-ых. И до сих пор ситуация нисколько не изменилась — просто бандиты надели мундиры с погонами. А что до государства, то оно же все так же активно вмешивается в частный бизнес. Попробуй открыть свое дело с нуля. Тут же набегут СЭС, пожарные и т.п. Вся прибыль поначалу будет уходить на зарплаты и сопутствующие налоги, а если все-таки добьешься успеха и выплывешь из этого болота, тут уже придут рейдеры-силовики, которые суть — то же государство.

seregaohota

один чел говорил, что держит незакрытыми кредиты и т.п. Сильно прибыльным будешь, тут же коршуны налетят. Хорошо если не сядешь

marina355

Президент остается символом единства страны, гарантом конституционных прав граждан и главнокомандующим вооруженных сил.
Председатель Правительства и ключевые члены кабинета назначаются и освобождаются от своих постов парламентом.
Половина депутатов Думы избираются по партийным спискам, половина в одномандатных округах.
Члены Совета Федерации и губернаторы выбираются прямым голосованием жителей регионов.
4, блядь, строчки отражают содержание всей простыни. Все остальное - словоблудие. Имей совесть, делай выжимки из простыней, выноси абстракт или хотя бы отмечай важные места жирным

n2610

Раньше и вопрос о собственности был табуирован.
Не был. Даже в президентской программе Прохорова он рассматривался.

Brina

Вот Пингвин открыл. К нему набежали? Я знаю массу контор, которые проблем с инспекциями не имеют. Часто и на этом форуме видел людей, которые об этом плакали, работая в частной фирме, куда никто не приходил... А ты говоришь не капитализм...

Brina

Я про "болотных". Так еще Путька что-то приватизационный налог плел...

vzavr

Такие статьи — как планы проституток из подворотни накопить на свадьбу.
Сейчас нет ни одной партии с внятной программой, нет ни одной партии, способной сказать чьи интересы она представляет (кроме ЕдРа мб? по крайней мере всероссийских нет и нет оснований предполагать, что они народятся после низвержения режима. В такой ситуации совершенно наплевать кто там президент. Путин — оокай.

n2610

Я про "болотных".
Уточни, кого имиенно ты понимаешь под этим словом.

Brina

Начального и братию. Типа "оппозицию".

n2610

Начального и братию
Навальный в "политическом компасе" отметил, что он скорее согласен с утверждением "необходим пересмотр итогов приватизации".
А братия - кто?
Типа "оппозицию".
А "типа "оппозицией"" ты кого называешь?
Будет забавно, если ты сейчас договоришься до определения "болотные - это те, кто не поднимал вопроса о собственности".

Brina

Это когда Наваляшка это говорил? Я, вероятно, пропустил. Если говорил, то хорошо. Пол дела для победы сделано.
Братия, "оппозиция" — Чирикова, Немцов, Яшин, Удальцов.

Brina

Просто раньше речь шла о псевдо-нулевых ливерных идеях до выборов, но все меняется... Думаю, что через год от ливера ничего не останется. Даже и о выборах говорить не будут.
Псевдо-нулевые (ты не из МГУ, вероятно, поэтому тупишь, глупые вопросы задаешь или, кстати, применяешь такой полемический прием) ливерные темы — это, например, выборы, один человек-один голос и прочее...

n2610

Это когда Наваляшка это говорил?
Он указал это в "политическом компасе".
Братия, "оппозиция" — Чирикова, Немцов, Яшин, Удальцов.
В том же самом компасе, для утверждения "необходим пересмотр итогов приватизации", Немцов указал, что категорически с ним несогласен; Яшин - что скорее не согласен (Чирикова и Удальцов его не заполняли).
В программе Левого Фронта (лидером которого является Удальцов) есть "деприватизация" и национализация крупных и сырьевых компаний.
В программе Солидарности (лидеры - Немцов и Яшин, Буковский, Каспаров) указано, что они за частную собственность и против госкорпораций.
В программе РПР-Парнас (среди лидеров - Немцов и Яшин) указано, что они за частную собственность и за существенное ограничение присутствия госкомпаний в экономике.
Думаю, перечисленного уже достаточно, чтобы доказать твою неправоту.

Brina

Что за компас, когда он был? Где? Замечу, что Наваляшка делает очень обтекаемое заявление. Почти ниачем... Удальцов да, но не он, увы, бал правит. И главный вопрос, когда этот компас был...
Замечу, что на встрече с бизнесменами Наваляшка согласился с очередной экономической писюлькой Путьки.

garin

Наваляшка согласился с очередной экономической японец Путьки.
В который раз убеждаюсь, что пренебрежительное коверкание слов - лучший симптом ФГМ. Сам-то понял, что написал?

Brina

Постылый телефон выпендривается... Сейчас поправлю.

n2610

Флудерашка даже не в курсе выборов в КС, но делает вид, будто он ведущий мировой специалист по российской оппозиции.

Brina

Что-то такое слышал, с месяц назад обсуждалось. Так что за компас?
Я вовсе не знаток, Боже упаси. Я только форум и газету.ру читаю, что проходит из этой мышиной, то и вижу. Еще Завтра читаю.

n2610

По теме, сегодняшнее от Кудринского "комитета гражданских инициатив": http://komitetgi.ru/news/news/310/
Парламентские выборы, состоявшиеся в декабре прошлого года, дали старт принципиально новому циклу политического развития нашей страны. Непризнание их официальных результатов значительной частью общества стало причиной первого в новейшей истории России массового уличного протеста — как новой формы диалога с властью. Теперь, спустя год, можно констатировать: диалог между властью и обществом так и не налажен, связанные с этим риски только увеличиваются, правда возможность нахождения консенсуса еще сохраняется.
Трудный путь к гражданскому обществу
На протяжении целого десятилетия резко возросшие нефтегазовые доходы позволяли стране решать многие социально-экономические проблемы, перераспределяя в пользу беднейших слоев общества часть этого богатства. К сожалению, из-за этих же доходов бюрократический класс забыл о какой-либо эффективности управленческой пирамиды и выстроился набором разрозненных «вертикалей власти», основанных на принципах лояльности нижестоящих вышестоящим и недопущения «чужих» к управлению распределением. Это привело к общей деградации конкурентной среды и замедлению, если не остановке, социальных лифтов.
Тучные годы обусловили пассивность общества: патерналистски ориентированная часть населения ощущала увеличение перераспределения, а среднему классу внушительный рост экономики оставлял определенные возможности для самостоятельного развития. Можно принимать или оспаривать формулу общественного договора середины прошлого десятилетия - «повышение благосостояния в обмен на лояльность», – но результат ее применения сомнению не подлежит: для антивластной социальной мобилизации веских оснований не было.
Экономический кризис 2008-2009 гг. российское общество пережило с минимальными издержками для уровня жизни, чему способствовало своевременное создание финансовой «подушки безопасности». Однако кризис поубавил социально-экономический и потребительский оптимизм, заставив задуматься над тем, эффективна и справедлива ли власть.
Заявленная в сентябре прошлого года «обратная рокировка», фактически ставшая сигналом о несменяемости власти, а значит, и вероятной застойности в развитии страны, многими ее гражданами была воспринята скептически. Для большой части жителей крупных городов она и вовсе означала расставание с надеждами на динамичные позитивные перемены.
Сначала общество отреагировало на произошедшее оживленной дискуссией о том, как рациональнее проголосовать против власти и ее партии. Затем наблюдатели на избирательных участках столкнулись с массовыми и безнаказанными нарушениями. А накопление всей этой информации в интернет-сети дало кумулятивный эффект. Так мы впервые за многие годы увидели общество, движимое гражданскими чувствами и готовое бороться за свои права.
У этих граждан не было и пока нет ни безусловных лидеров, ни развернутой программы действий, ни опыта продуктивной политической борьбы. Но виноваты в этом не столько они, сколько власть, которая именно таким — неравнодушным, активным, заботящимся об общественном благе – людям закрывала и продолжает закрывать двери в практическую политику. От власти же сегодня во многом зависит, станут ли они строителями новой демократической России, или окончательно утратят веру в свою страну со всеми вытекающими отсюда последствиями. Включая эмиграцию, и внутреннюю, и внешнюю: по данным социологов, до трети представителей уже весьма многочисленного среднего класса сегодня подвержены эмиграционным настроениям.
Имитационная политика
Ощущая признаки кризиса, власть скорее пытается восстановить прежнюю, исчерпавшую себя модель отношений с обществом – с точечными изменениями или их имитацией, – нежели сформулировать новые принципы, учитывающие реалии сегодняшнего дня.
Некоторый наблюдаемый спад протестной активности ошибочно трактуется ею как возвращение к status-quo пятилетней давности. На этот раз достигнутое при помощи нескольких приемов.
Первый из них заключается в декларировании очередного повышения социальных обязательств, для обеспечения которого нет финансовых возможностей, по крайней мере, в рамках существующих бюджетных приоритетов.
Второй – в противопоставлении пассивного большинства общества его протестному меньшинству. В отношении большинства власть оперирует обещаниями стабильности, «страшилками» о происках коварных врагов, а также откровенным усилением клерикализма. Меньшинству достаются ужесточение законодательства о массовых акциях, возвращение уголовной ответственности за клевету, запугивание и откровенное шельмование: закон об «иностранных агентах», введение расширительной трактовки понятия государственной измены, аресты и неоправданно жестокое обращение с задержанными.
Третий прием состоит в том, что заявленные изменения в политической системе – возврат к выборам губернаторов, либерализация законодательства о партиях - проводятся так, что реального расширения политической конкуренции не происходит. На прошедших в октябре выборах пресловутый «муниципальный фильтр» и практика добровольно-принудительного снятия просочившихся оппонентов фактически ликвидировали конкуренцию. А новообразованные партии пока мало кому известны и никак не могут расширить представительство общественных интересов.
Четвертый прием – это применение «принципа кнута и пряника» в отношении провластной элиты. «Пряником» служат, в частности, сигналы о том, что ни масштабные кадровые перестановки, ни существенное расширение конкурентности на выборах не ожидаются. Для элиты, еще не вполне вписанной во власть, приоткрываются - правда, только периферийные - каналы продвижения: через создание партий-спойлеров, введение института омбудсмена по правам предпринимателей, расширение консультационных процедур по типу «Открытого правительства». «Кнутом» же выступают, например, запрет на владение активами за рубежом, ввод жесткого порядка голосования во фракции «Единой России», антикоррупционная кампания.
На примере последней можно понять, насколько рискованной может оказаться имитационная политика. И для элиты, и даже для значительной части наших рядовых граждан (на существенно более бытовом уровне, например, — во взаимоотношениях с сотрудниками ДПС) коррупция является элементом многолетних неформальных правил игры. Правила игры — это система, и успешно изменить их можно только системным образом: понятно, последовательно и универсально для всех. Если же борьба с элитарной коррупцией обернется ситуативно обусловленной, избирательной и преследующей какие-то частные цели кампанией, то лояльность дезориентированной элиты власть потеряет, а искомого доверия общества так и не приобретет.
Экономика близка к стагнации, качество госуправления ухудшается
Несмотря на стабильно высокие мировые цены на нефть и газ, наша экономика никак не увеличивает темпы своего развития. В текущем году рост ВВП составит около 3,7% ВВП, и в следующем, по прогнозам, также не превысит эту величину. Понятно, что такая динамика не оставляет России никаких шансов на переход в категорию экономически развитых стран. Отток капитала увеличивается, инвестиции снижаются.
Инфляция в текущем году вырастет и составит около 7%, в то время как в прошлом году она ограничилась уровнем в 6,1%. Добиться в следующем году заявленных 5 — 6% будет, с одной стороны, непросто, а с другой, - в любом случае этого окажется недостаточно для стимулирования качественного роста: для реализации такой задачи инфляцию в ближайшие годы нужно было бы ограничить 2-3%, а мы еще никогда в рамках календарного года не опускались даже до уровня 5%.
Снижается эффективность государственного управления. Правительство никак не может сформулировать программу своих действий на ближайшие шесть лет: рассмотрение Основных направлений его деятельности на этот период недавно было вновь отложено — уже на первый квартал следующего года. Нарастающая дисфункциональность государственной машины становится все более очевидной для общества, что служит дополнительной причиной падения доверия к власти.
То и дело возникают ситуации, наглядно демонстрирующие недостаточность внимания государства даже к важнейшим объектам инфраструктуры. Самый свежий пример — многодневный транспортный коллапс на автотрассе «Россия», соединяющей Москву и Санкт-Петербург.
Фактически принятый федеральный бюджет на 2013 — 2015 годы имеет очевидный перекос в пользу «военных» статей — в ущерб экономике знаний, которая предполагает первоочередное инвестирование в человеческий капитал.
А предложенные государственные программы в области образования, науки, здравоохранения не соответствуют реальным возможностями и не дают четкого представления об ожидаемых результатах в этих важнейших для населения областях. Сколько-нибудь серьезных реформ они точно не содержат, при том, что недовольство населения качеством предоставляемых ему государством услуг в этих сферах продолжает расти.
Заявленная «реформа» пенсионной системы никак не сможет обеспечить ей самой долгосрочную устойчивость, а населению - достойные пенсии, но гарантировано снизит уровень сбережений в экономике, и самое главное, - еще больше подорвет доверие к государству.
Принятое действующим правительством мужественное решение вернуться к отмененному в кризисном 2009 году «бюджетному правилу», которое уменьшает зависимость расходов государства от нефтегазовых доходов, постоянно подвергается угрозе пересмотра. К сожалению, в 2013 оно будет введено уже в урезанном за счет некоторого подъема «цены отсечения» нефти виде. Любое дальнейшее наступление на это правило еще радикальнее снизит его эффективность.
Вступление России в ВТО бесспорно является положительным и основанным на многолетних усилиях достижением правительства, но реальный результат от него можно получить, только если удастся обеспечить благоприятные условия для ведения бизнеса и роста реальной конкурентоспособности.
При этом государство не уходит из экономики, а наоборот — наращивает свое присутствие в ней. От реализации всей намеченной на 2012 год программы приватизации государственных компаний предполагалось получить около 10 млрд. долларов. Но только одна сделка по поглощению ТНК-ВР государственной «Роснефтью» «стоит» кратно дороже - более 40 млрд. долларов.
Россию активно вытесняют с экспортных рынков газа: мы очевидно заигрались в «энергетическую сверхдержаву» и практически пропустили глобальные технологические изменения, включая рост использования сланцевого и сжиженного газа.
Непреодоленные дисбалансы в мировой экономике и растущий риск дефолта в ряде южно-европейских стран могут только ухудшить реальную динамику показателей российской экономики.
Потери во внешней политике
Внутриполитическая «подморозка», начавшаяся в ходе парламентских и президентских выборов, не могла не сказаться на внешнеполитическом позиционировании России. Охлаждение в общении с Европейским союзом, рост антизападных настроений, подогреваемый сирийским кризисом, пересмотр итогов перезагрузки отношений с США, — вот неполный перечень внешних проявлений изменения курса, не декларируемого, но ясно ощущаемого.
Международная репутация страны в значительнй степени оказалась заложницей внутриполитических разборок. Подавление оппозиции, резкий рост расходов на армию и бюрократию, откладывание важнейших реформ или их осуществление по самым консервативным лекалам, создание атмосферы «осаждённой крепости», - все это привело к тому, что постоянный рост позитивных настроений в отношении России за рубежом в период 2009—2011 гг. сменился обратным процессом, а в некоторых странах даже обвалом.
По данным компании Пью (Pew чьё исследование летом 2012 г. охватило США, 12 стран-участниц Евросоюза и Турцию, везде (за исключением Словакии) произошло существенное снижение позитивных оценок России. Если, например, с июня 2010-го по июль 2011-го число наших доброжелателей в Германии выросло на 6%, то за следующий годичный период оно упало на 14% , а во Франции — на 17%. Даже в Турции возобладали негативные оценки.
При этом, если в середине 2000-х годов негативное отношение общественности европейских стран к России (в Германии, Франции, Италии и др.) смягчалось принципом «сначала интересы, а затем ценности», то сейчас негативные общественные настроения гораздо заметнее влияют на подходы исполнительной и законодательной власти.
Так, если прежде администрация президента США вела определенную работу по затягиванию рассмотрения «закона Магнитского» в конгрессе, то после начала «охоты на американских ведьм» Белый дом фактически занял пассивную позицию. В результате ход законопроекта ускорился, этот сигнал был воспринят парламентами ряда европейских стран и Европарламентом, где пошел процесс принятия своих вариантов этого закона.
Нельзя признать произошедшее охлаждение стратегически оправданным, и хочется надеяться, что оно не будет долговременным. Реальной альтернативы интеграции России в глобальные цепочки создания добавленной стоимости не существует, а наша вовлечённость в эти процессы предопределена как нашим пространством, так и потребностями диверсификации остающейся преимущественно сырьевой экономики.
Стоит напомнить, что только страны Евросоюза обеспечивают 60% российского торгового оборота. Поступления от него составляют львиную долю доходов нашего бюджета. Зарубежные инвестиции в нашу экономику почти на 80% имеют европейское происхождение.
В отсутствие доверия
Уровень диалога между властью и обществом снижался в течение всего минувшего года. Ни выборы Президента, ни осенний цикл выборов не послужили консолидации общества или стабилизации политических процессов. Следствием этого явилось снижение доверия к институту выборов в целом, сопровождаемое некоторым повышением привлекательности экстремальных сценариев изменения ситуации, которое недавно начали регистрировать социологи.
Сочетание низкого престижа властных институтов, масштабного недовольства социально-экономической и политической ситуацией, а также растущего ощущения несправедливости государственного устройства создает психологическую основу для роста напряженности в обществе. Способствовать росту этой напряженности может множество факторов: этнический конфликт, ошибка исполнительной власти в проведении каких-либо мер, затрагивающих благополучие многих людей, природная катастрофа, коррупционный скандал итд.
Исследователи уже обнаруживают негативную реакцию населения на проводимую оптимизацию расходов государства на образование, здравоохранение и социальную сферу. Пока эта тенденция сдерживается обещаниями, прозвучавшими в ходе президентской избирательной кампании, однако и доверие граждан лидеру страны вряд ли можно считать безусловным: оно основано на запросе на «неухудшение» или даже улучшение своего положения.
Сколько-нибудь болезненные реформы в сферах ЖКХ и социальной политики будут провоцировать у граждан ощущение «абсолютного» ухудшения их благосостояния, если потребуют от них дополнительных расходов. Еще более важно то, что они будут восприниматься и как «относительное» ухудшение – нарушение государством принципа социальной справедливости, традиционно трактуемой патерналистской частью общества как постоянное увеличение объема поступающих от государства благ. Сочетание этих двух факторов потенциально является главным источником массового социального протеста.
Исчерпание ресурсов бюджетной системы лишает власти важного инструмента воспроизводства политической поддержки. Бюджетные возможности уже оказались перенапряжены даже в условиях высоких цен на энергоносители. Усиливается тенденция переноса на территориальные бюджеты обязательств, принимаемых на федеральном уровне. Происходит нарастание напряженности в отношениях между центром и регионами, что может ослабить возможности политического контроля за действиями местных элит.
Начинается фрагментация элиты, утрачивающей привычные ориентиры. Постепенно возрастает склонность к проявлению политической инициативы и автономности действий. Уменьшается число игроков, полагающихся исключительно на централизованный арбитраж сверху, усиливается спрос на децентрализованные, горизонтальные механизмы координации и согласования интересов. Эти механизмы отбрасывались по мере укрепления властной вертикали, теперь же, похоже, их будут восстанавливать.
Фрагментация – еще не раскол элит в полном смысле слова, но уже существенный шаг в этом направлении. Собственно раскол, скорее всего, обозначится, как только начнется реальная борьба за выдвижение лидеров следующего поколения. Учитывая разнообразие интересов внутри элиты, здесь не обойдется без острой конкуренции, которая будет сопровождаться как закулисной борьбой, так и открытыми конфликтами.
Нынешняя конструкция власти плохо приспособлена к управлению здоровой конкуренцией и не справляется с задачей модерирования диалога, ни по вертикали, между властью и обществом, ни по горизонтали, - между разными слоями общества и элиты. Если вчера подобные навыки были желательны, сегодня они стали жизненно необходимыми, - без этого не удастся ни остановить нарастание кризиса доверия, ни проложить курс поступательного развития страны.
Повестка дня
Мы убеждены в том, что Россия в состоянии переломить опасные тенденции, в полном объеме проявившиеся в 2012 году.
Рост гражданского самосознания и повышение активности общества, возросшее желание участвовать в политике – все это долгожданные и позитивные явления. Сейчас мяч находится на стороне власти. Если она продемонстрирует реальное желание включить активную часть общества в осмысленный и взаимообязывающий диалог о будущем страны, общество окажется в состоянии откликнуться позитивно.
Для того, чтобы эффективно воздействовать на причины, а не на симптомы кризиса доверия, власти необходимо:

  • Покончить с конфронтационной риторикой в отношении «рассерженного меньшинства» и нарочитым противопоставлением его «лояльному большинству», обличением либерализма и «западничества». Такая линия только ужесточает антивластную позицию среднего класса и примыкающих к нему слоев, без которых невозможно поступательное развитие страны, а лояльность большинства в случае кризиса не укрепляет.
  • Отказаться от ужесточения регулирования гражданского общества, свободы дискуссии и протестных действий. Такие меры только радикализуют протест, лишают власть надежды на восстановление доверия и конструктивный диалог с несогласными.
  • Прекратить использование СМИ в качестве инструмента пропаганды, создать условия для нормального выполнения журналистами своих профессиональных обязанностей. Качественное несоответствие того, что люди видят в повседневной жизни, тому, что им пытаются навязать с экранов телевизоров и газетных полос, не вызывает ничего, кроме растущего раздражения.
  • Предложить обществу честную и понятную стратегию социально-экономического развития, построенную на адекватной системе приоритетов. Только то общество, которое доверяет власти, способно воспринять пусть весьма болезненные, но осознанно необходимые реформы.
  • Направить «кнуты и пряники», адресуемые элитам не столько на поддержание лояльности, сколько на утверждение меритократии, поощрение эффективности и избавление от неэффективных и коррумпированных управленцев. Такая политика имеет все шансы найти поддержку элит.
  • Принять меры, направленные на ускорение ротации в элитах и развитие конкуренции на выборах всех уровней. Институциональный дизайн власти должен стать результатом серьезной и поддержанной обществом реформы избирательного законодательства и его неукоснительного применения. Это послужит и выстраиванию нового стиля взаимоотношений в элите, и повышению легитимности выборов в глазах населения.

Последовательное осуществление такой линии позволит сформулировать новый «общественный договор». Соблюдение же этого договора даст возможность разработать и реализовать пакет важнейших и взаимоувязанных реформ политической системы, экономики и социальной сферы.
Председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин
Члены КГИ Андрей Галиев, Леонид Гозман, Евгений Гонтмахер, Михаил Дмитриев, Борис Макаренко, Игорь Юргенс
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: