Статья о чиновниках

vkryzhov

На мой взгляд довольно интересная статья о работе и сущности чиновников
Написал пост о машинах чиновников, и сразу по комментариям стало видно, что у подавляющего большинства населения представления о работе чиновников прямо таки сказочные. Если бы мы правда жили в стране (России или Украине тут уже не важно) с такими чиновниками, то не протянули бы и суток. В целом ситуация понятна - о чиновниках люди судят по публикациям в СМИ и блогах, а также - некоторая часть - по результатам обработки их жалоб или заявлений. Причем под чиновниками, как правило, понимают минимум министра федерального правительства. В целом, кого именно понимать под чиновниками, особого закона нет, так как юридически это слово устаревшее, относящееся к царским временам. По сути же, если брать за основу кого относят к чиновникам в современных публикациях СМИ, то "чиновники - служащие государственного (муниципального) аппарата какого-либо ведомства; государственные (муниципальные) служащий". Потому как мэр города - явно чиновник, хотя государственным служащим не является.
Так вот, давайте немного пройдемся по распространенным мифам о чиновниках. Поясню, я чиновником не был. Но я уже много лет консультирую и администрации городов, и областные администрации по вопросам транспорта, так что наблюдать за жизнью чиновников мне приходится. Еще одно пояснение, без которого тоже никак, я не проводил социологического исследования, моя выборка ограничивается, наверное, тремя десятками человек в разных городах... Но все же она была довольно случайной, чтобы говорить о обычной ситуации. Исключение только по рангу - федеральных чиновников уровня заместителей министра и выше я не знаю, вполне может быть, что у них иначе. Тут максимум кого я знал - зам.руководителя агентства. Ну и на всеобъемлемость мифов я тоже не претендую - просто пройдусь по комментариям и выберу наиболее характерные.
( Collapse )
1. У чиновников огромные зарплаты, так что пусть работают как проклятые
Важно понимать, что нет абсолютного понятия "огромная зарплата", зарплата может быть несоразмерной труду и ответственности. Так вот, работа чиновника мэрии уровня руководителя департамента в крупном городе - это работа не менее сложная и напряженная, чем у директора какого-нибудь крупного коммерческого завода. Сложность управленческих процессов примерно одного порядка, меньшее число подчиненных, зато более сложные внешние условия управления - большая площадь, ответственность за провалы, больший уровень контроля со стороны всех и вся, большая публичность. При этом зарплата у директора завода будет существенно выше, чем у чиновника. Тут надо пояснить - чиновники зарплату себе не назначают. Есть законы, которые регламентируют этот вопрос, и есть решения депутатов, которые формируют бюджеты на управление. Это достаточно жесткие документы, в которых прописано как формируются и зарплаты, и премии. В результате найти людей на работу исполнителей в департамент - а они тоже чиновники - составляет проблему. Например, в Самаре зарплата сотрудника Дептранса, непосредственно занимающегося транспортным планированием, два года назад составляла 17 т.р. при том, что по факту это ненормированный рабочий день и неделя. У государственных служащих ситуация получше, но и сфера ответственности заметно шире. Естественно, такая ситуация толкает многих искать "ренту" с должности. Однако на практике ее найти могут только высшие руководители, а непосредственные исполнители живут достаточно скромно (не скажу бедно, так как у нас есть более бедные категории граждан). При этом надо понимать, что например юристы мэрии, такие же исполнители в департаменте, должны состязаться в суде с юристами коммерческого застройщика, получающими существенно большую зарплату. Не удивительно, что мэрии очень бездарно ведут суды, и часто проигрывают в них.
2. Но "чиновник - слуга народа", его не заставляли - он сам вызвался на служение
Вот как бы хрен там. Чиновник - это работа менеджера. Весьма напряженная и очень не благодарная "работа с людьми". Безгрешный страдалец за людей появляется в мире раз в несколько тысяч лет, и на него потом еще тысячелетиями молятся. Рассчитывать всерьез что штат чиновников можно укомплектовать такими людьми ну... в лучшем случае наивно. В современном мире вообще не понятно, на кого рассчитывать, собираясь нанять слугу на управленческую должность. Попробуйте нанять себе слугой человека с высшим образованием, опытом управления большими коллективами, разбирающегося в экономике, согласного на длительные командировки и неоплачиваемую дополнительно работу во внеурочное время. А ну да, и еще с безукоризненными моральными принципами. Долго будете искать, или очень дорого платить.
3. Да какая там работа у чиновника! Просто штаны протирают на совещаниях...
Работа интересная - это плюс. Все остальное в общем-то минусы. Начать стоит с того, что она для среднего звена и выше ненормированная. Могут вызвать в выходной день, потому что срочно свалилась сверху какая-то разнарядка. Можно сидеть до часу ночи, потому что надо. С мэром Самары я как-то совещался в полночь. Начальник Дептранса Самары звонил мне однажды, чтобы посоветоваться, ближе к часу. Зачастую аудиенцию я мог получить только в машине чиновника, в то время как он перемещался с одного совещания (в мэрии) на другое (в облправительстве). Это было единственное свободное окно руководителя департамента на текущий день. А сами совещания, когда речь идет не о общих планерках на которых обсуждают все по чуть-чуть, а когда обсуждается между ведомствами вопрос по конкретной компетенции чиновника, - это очень напряженная борьба, в которой надо внимательно следить за происходящим, и настойчиво пробивать свою позицию. Искать компромиссы. Быстро реагировать на изменения ситуации. Это очень напряженный труд, отнимающий кучу сил. Высшие чиновники занимаются еще и перспективным планированием в условиях недостатка информации, и при явно искаженной информации с мест. Причем цена ошибки может быть городом, или городским районом, у которого отключат отопление среди зимы, а может быть страной в которой вдруг не окажется вовремя иностранных медпрепаратов жизненно важных какой-то группе населения. При этом если вы думаете, что чиновников не проверяют, то вы очень заблуждаетесь... причем есть три уровня этой проверки - официальный, в виде прокуратуры, собственных антикоррупционных департаментов и прочих роспотребнадзоров, не официальный, в виде конкрентов по борьбе за власть, желающих хорошенько подставить и, наконец, пусть иногда условный общественный контроль - в виде Навального и СМИ, которые очень хотят найти за что ухватиться. Сюда можно добавить частые командировки, но это уже мелочи на фоне предыдущего.
4. Так это все от "ручного режима управления", они просто не умеют организовать свой график
Чтобы построить дорогу вам надо иметь песчаный карьер, карьер и производство по производству щебня, нефтехимическое производство и асфальтный заод, завод железобетонных изделий. Кроме того вам надо иметь соответствующий парк техники, и полный штат квалифицированных рабочих, которые умеют с ней работать. Еще нужен проектный институт, юристы которые оформят земельные участки, и много чего еще... Это все называется инфраструктурой. По большей части материальной инфраструктурой. Но тут есть и пункты, которые не совсем материальны, скорее социальны - например квалификация рабочих, или квалификация ученых-инженеров проектного института... Так вот для эффективного процесса управления тоже нужна своя инфраструктура.
Например, придется ли чиновнику Дептранса заказывая проект остановки думать о том, надо ли ее защитить от вандалов или нет, и как это делать если да. Или насколько текущие нормы технического регулирования современны и актуальны, насколько в их рамках можно проводить гибкое планирование развития. Или еще хуже - насколько федеральные законы (например закон о госзакупках) эффективны, а на сколько они мешают реализации реально стоящих задач. Потом у нас начинается история еще хлеще, вот при планировании создания выделенных полос общественного транспорта, надо думать о уровне правового нигилизма жителей города. А при планировании вопросов ЖКХ надо отталкиваться от уровня правовой грамотности населения. При планировании в сфере производства никуда не уйти от учета производительности труда. А если добавить сюда отсутствие корпоративной культуры, что исполнитель может... да что там может - обязательно будет пытаться - скроить деньги на всем и сдать откровенную халтуру. Под тендеры создаются ООО "Рога и копыта" выставляющие нереально низкую цену, а получив авансовые деньги пытаются самоликидироваться и утечь ничего не делая и т.д.
То есть если сравнивать с Европой, то общая инфраструктура страны - как материальная, так и социальная зачастую не позволяют управлять в плановом режиме. Вообще при существующей нагрузке и штатном расписании как правило людей полностью отданных теме перспективного планирования просто нет. Перспективное планирование приходится вести урывками параллельно с решением "пожарных задач" текущего дня. Как это не бесит, но "чтобы жить как в Европе, надо стать Европой", полностью распространяется и на управление: "чтобы управлять как в Европе, надо сперва стать Европой".
Можно возразить: "ну так во всех этих бедах зачастую виноваты именно чиновники, вот пусть и меняют страну к лучшему!" Конечно так. Только вот как эта мысль поможет здесь и сейчас работать конкретному чиновнику, ну скажем в Минтрансе области?.. Он за то, чтобы изменить! Поймайте любого, он вам час будет перечислять что надо изменить. Но любые изменения - это трудозатраты человекочасов, они не могут быть проведены мгновенно, они должны быть увязаны между собой, а сам процесс их изменения тоже управленческий процесс который имеет все перечисленные выше барьеры. Рекурсия.
5. Ну уж по крайней мере можно применять современные технологии, вести совещания дистанционно по скайпу
К вашему сведению такие совещания называются селекторными и успешно проводятся еще с тех времен, когда вместо скайпа и видеосвязи были телефоны. Только вот беда - этот жанр не всегда применим. Загрузите себе в скайп 30 человек, и попробуйте обсудить куда пойти отдыхать на выходные. Удобно, конструктивно? Это применять возможно, но когда один докладчик, и потом вопросы. А совещания бывают и в других жанрах. Еще бывают выездные совещания на объект, потому что проще привезти начальника Дептранса в ТТУ, чем везти половину ТТУ в Дептранс с фотографиями цеха, разные варианты реконструкции которого будут обсуждаться. И да, бывает вообще чумовая работа по перерезанию ленточек. Казалось бы дурь, и от нее можно отказаться. Только эта дурь есть традиция, и отказавшись от нее не возможно будет получить медийный эффект, нужный в свою очередь для одобрения действий чиновников населением. Так уж вышло, что люди не воспринимают доклад младшего черпальщика о перспективах ассенизаторской деятельности - им подавай старшего, и чтобы он сказал что-то ободряющее и направляющее. Иначе начинается бурление на тему: "нас забыли, нас игнорируют". Если вы думаете, что власти всю работу надо проводить молча, и не афишируя результаты, то как вообще можно будет догадываться о результатах ее деятельности, как правило смачно размазанных по стране?.. Мероприятия по сдаче объектов по сути являются презентациями для прессы и жителей, на которых заявляются и разъясняются направления политики и планы на будущее. Кстати, а вас ваш начальник на совещаниях обычно видит по скайпу? Или все же лично? С заказчиками вы встречаетесь в своей конторе по скайпу? Ну есть же современные технологии!
Кстати, о технологиях - я был в кампусе Google в Калифорнии. Нас там немного поводили, показали все, и поотвечали на вопросы. Среди вопросов я задал такой: "А зачем вообще этот кампус строить, заставлять людей сюда съезжаться - ведь сто лет как есть технологии удаленной работы и виртуальных офисов". Сотрудник, который нас водил посмотрел на меня как на идиота. "Для эффективно работы нужна работа в коллективе, нужно обычное общение, нужна атмосфера - это совершенно не возможно при виртуальном офисе". Так вот, на совещаниях решается 30% решений, 70% решаются в кулуарах до и после совещаний. Там обсуждаются очень разные вопросы с очень разными людьми, причем так обсуждать эти вопросы дистанционно они не будут. Никто не будет. Скайп хреново подходит даже для того, чтобы обсудить с женой какие кросовки купить (я проверял неужели вы думаете что он панацея когда решаются вопросы выборов проекта школы?!
6. Чиновники как правило необразованные, туповатые люди, не имеющие ничего святого
Я видел туповатых чиновников, они кстати были наиболее исполнительными... Младшее и среднее звено, практически не отличается от младшего и среднего звена офисных работников. Вы очень любите вкалывать на своей работе? Ладно.. в таких вопросах лучше спрашивать про коллег, чтобы не задеть чувства. Ваши коллеги очень любят вкалывать на вашей работе? Они очень щепетильно относятся к качеству? Ужасно рационально стремятся использовать свое рабочее время? Они не делают ошибок, не пытаются отчитаться какой-то невероятной шалтурой? Они с радостью идут работать дополнительно без оплаты?.. Расскажите мне что ДА, ДА, ДА, ДА! ;) В высших чиновниках сидят, как правило, достаточно интеллектуальные и остроумные люди с большим опытом работы. Они любят и умеют работать. Они любят и умеют хорошо отдыхать. Умеют остроумно шутить и разруливать весьма сложные ситуации. Это просто потому, что если они этого не умеют, то рано или позно с ними происходит то, что произошло с Януковичем. Эти люди всегда находятся под угрозой, что их из кабинета вынесет на вилах народ, или что их с кресла скинет более хитрый и талантливый коллега. Там есть серьезная конкуренция и серьезная ответственность. За счет этого в среднем чиновники в России оказываются адекватней оппозиции в России. Я общался с многими оппозиционными политиками из числа тех, кого отношу к адекватным, и в этой мысли со мной согласились все. Понятно, что эта мысль мягко говоря политически не выгодна, так что высказывать ее на публику никто не станет. Но, увы, или не увы, это так. И еще, не очень часто, но я видел позицию чиновников: "да плевать что мне за это будет, но ЭТО я сделаю по-человечески". Чаще, конечно мотивация просто в том, как не завалить дело и не огрести за это вилами народа или интригами конкурентов. Но все же очень и очень приятные люди среди чиновников встречаются.
Теперь можно резюмировать, так как и так слишком много и сложно получилось. Конечно, работа чиновника не так хренова, как работа шахтера. Так что я не призываю их жалеть. Но понимать как она устроена все же было бы не бесполезно. Вообще находиться в реальности лучше, чем пребывать в складно слепленном мирке собственных предрассудков.
А теперь о том, что у всех на слуху: да чиновники воруют, да у высшего политического руководства часто откровенно сносит крышу, да чиновники пытаются всеми силами увернуться от того чтобы слушать кого либо из вне, да бывает они спиваются до полной неработоспособности, да они часто используют свое служебное положение в личных целях - все это совершенно так. Но все же если бы все чиновники занимались только этим, то в стране бы уже давно царила бы полная анархия, в том смысле, что трамваи бы уже не ходили, и дома бы уже не отапливались. Мир все же несколько разнообразней, чем о нем принято думать. Так что не откажите чиновникам в том, что они тоже что-то делают.
http://mymaster.livejournal.com/421082.html

Valeryk

Как понял простыня оправдывающая чинуш опять. Типа белые и пушистые. Денег мало, работы много.
Как обычно :smirk:

vkryzhov

Да вроде не оправдывающая. Скорее поясняющая специфику работы. Насчет белости и пушистости - ни слова. Видимо вы невнимательно читали.

Valeryk

пункт 1 абзац :D

Logon

Потому как мэр города - явно чиновник, хотя государственным служащим не является.
прочитал это и подумал, а стоит ли читать дальше?
автор, имхо, не очень хорошо представляет статус "госслужащего". И, насколько понимаю, весь его опыт общения - это чиновники города Самары, особенно департамента транспорта - как-то маловато для полноценной выборки

petrovna

Статья очень однобокая, почти как мнение форумчан насчет чиновников только с другим знаком. Говорю потому что очень много имел дел с чиновниками самого разного уровня из минобра. И самое плохое здесь не то, что синуши воруют, а их полное равнодушие к выполняемой работе и жуткий непрофессионализм.

spiritmc

Любой русский человек, не витающий в облаках, прочитав такое,
имеет полное право сказать: "Не верю!" И будет прав.
Потому что это --- наглая ложь.
Чиновники --- не работают. И это легко видеть на примере тех же учителей.
Сколько уже твердят о том, что учителя перегружены отчётностью? Годы.
А может, и десятилетия. Где хоть какие-нибудь подвижки? А нет их.
А раз нет, это и показывает то, что все эти чиновники не работают.
Они за десять лет не сделали ровным счётом ни-че-го.
Не, видимость работы они, разумеется, создают: постоянно у них что-то там
совещается, переименуется, реорганизуется, но это всё внутренняя кухня,
которая никак не относится к действительно полезной работе.
И точно то же видно во всех других областях.
А то, что власть непрозрачна, это не убавляет сомнений.
---
"То, что у Вас пока нет судимости, не Ваша заслуга, а наша недоработка."
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: