Состоялась передача по лазерному каналу реальной научной информации

olg534

http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=19846
25 января 2013 г. впервые в мировой практике прикладной космонавтики состоялась передача по лазерному каналу реальной научной информации, подготовленной российскими космонавтами на борту Международной космической станции. Информация передавалась через атмосферу Земли в дуплексном режиме со скоростью 125 Мбит/с от бортового лазерного терминала и 3 Мбит/с от наземного лазерного терминала. В состав архива данных рабочей информации, подготовленной экипажем МКС, входили снимки Земли из космоса и телеметрия. Архив данных объемом 400 Мбайт передан полностью и без ошибок.
Работы проводятся в рамках космического эксперимента «Система лазерной связи» по передаче информации по лазерному каналу между МКС и Станцией оптических наблюдений «Архыз» на Северном Кавказе Научно-производственной корпорации «Системы прецизионного приборостроения». Аппаратура лазерной связи создана ОАО «НПК «СПП» совместно с РКК «Энергия» под руководством Роскосмоса.
Полученные результаты позволяют перейти к этапу практического использования высокоскоростных систем передачи информации в целях повышения эффективности космических аппаратов ДЗЗ.
Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» создано 16 октября 2009 года путём преобразования Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-исследовательский институт прецизионного приборостроения».

seregen-ka

Лазерные каналы передачи данных не есть что-то новое.
Тут из достижений для таких систем наверное дальность и скорость.

lena1978

точность
осталось лазер поменять на боевой

seregen-ka


точность
дай определение, тоность чего ?
Размер пятна на таких расстояниях буде ого-го.

mtk79

Эх, теперь заживем!

nedanna

Здесь следует упомянуть о том, что первая в стране система такой связи (атмосферная) была организована здесь, в универе, правда, забыл, куда они светили с высотки (за несколько сотен км). На 35м этаже ГЗ до сих пор сущестствуют остатки этой лаборатории.

seregen-ka


Здесь следует упомянуть о том, что первая в стране система такой связи (атмосферная) была организована здесь, в универе, правда, забыл, куда они светили с высотки (за несколько сотен км). На 35м этаже ГЗ до сих пор сущестствуют остатки этой лаборатории.
Оптические каналы передачи данных использовались при царе горохе - сигнальный костер. Их остатки до сих пор находят археологи :)

msfs11

ыы, вроде между гз и физфаком :)

TARZAN

http://ru.wikipedia.org/wiki/FSO_%28%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD... МГУ и Зубровская площадь.

msfs11

угу, но между гз и фф все равно есть, на нашей кафедре этим даже занимались, вроде.

kukuev

дай определение, тоность чего ?
Размер пятна на таких расстояниях буде ого-го.
Размер пятна на таком расстоянии около метра. Если мне память не зименяет, то точное значение - два метра. Мой одногруппник этим занимался. :)
Самая большая трудность - точное наведение на МКС, они для этого очень хитрую систему придумали. Попробуй попади в приёмник метрового размера, который движется на расстоянии порядка тысяч километров от тебя со сокростью 8 километров в секунду. Это тебе не хухры-мухры, вареники с картошкой!
К слову, связь по лазерному каналу с МКС впервые осуществиили американцы лет 5 назад, но не с земли, а с борта самолёта. Поэтому с российской стороны и готовили ответный имиджевый проект, с технической точки зрения, как ни странно, с земли гораздо сложнее наводиться, чем с борта самолёта.

stealth

Самая большая трудность - точное наведение на МКС, они для этого очень хитрую систему придумали.
Можно тупой вопрос - оно через тучки работает? )

kukuev

Не-а, наведение на МКС итерационное, происходит в оптике.

stealth

Не-а, наведение на МКС итерационное, происходит в оптике.
Я имел в виду - в принципе лазер пробивает облачность? Или связь возможна только в условиях чистой атмосферы.

kukuev

Что-то я забыл, какой лазер они там использовали, вроде инфракрасный, но точно не помню. Оптический то точно в облачности не будет работать, а инфракрасный может и будет.

kastodr33

а самолет же потряхивает, как с этим борятся?

kukuev

а самолет же потряхивает, как с этим борятся?
На самом деле, если самолёт не в зоне турбулентности, то он летит очень гладко. Потряхивания на порядок слебее, чем от шагов людей на земле, в близи телескопа. За счёт этого и проще.
Да, звучит странно, я тоже сначала удивился. :)

kastodr33

так ведь от двигателей вибрация есть

stealth

Да какой-нибудь стабилизатор гироскопический намутили.

olg534

это ж не лада, там двигатели балансированы очень точно

kastodr33

ты вообще на самолете летал?

kastodr33

да, но просто удивительно что это проще чем с земли.

kukuev

Знаешь, я думаю, что самолёт с вибрацией двигателя сродни дрыганиям ногами космонавта в открытом космосе. То есть, как ногами ни дрыгай, направление движения центра масс космонавта это не изменит. А поскольку перемещения масс при вращении двигателя не происходит, то центр масс в самолёте никуда смещаться не будет, а значит и вибрации не будет.
Но точно судить не берусь, я астроном, а не авиаинженер. :)

kastodr33

ну конечно положения центра масс это не изменит, но все точки самолета при этом совершают колебательное движение. Это если рассматривать вибрацию от дисбалланса, а там наверняка есть и пульсация тяги.

olg534

на самолете летал
летал)
самолет "шатается" не от вибрации двигателей, а от состояния атмосферы - воздушных ям или чего там еще. Если бы двигатели с такими оборотами не были сбалансированы, то их бы отрывало нафиг

kastodr33

они достаточно хорошо сбалансированы но идеальной балансировки добиться невозможно это раз.
при попадании мусора в турбину бывает отрывает несколько лопаток. Турбина при этом вполне крутится, и двигатель не отрывает хотя дисбаланс существенный.

olg534

если оторвать хоть одну лопатку - конечно трясет, но это ЧП, под замену.. в нормальном состоянии такого нет

dunaeva81

они достаточно хорошо сбалансированы но идеальной балансировки добиться невозможно это раз.
вентилятор двигателя самолёта крутится с частотой, ЕМНИП, около 8000 оборотов в минуту. то есть, движущиеся части двигателя сбалансированы настолько, вибрация от них не влияет на траекторию полёта, достаточную, чтобы пятно от лазера всё время находилось в зоне приёма оборудования самолёта. как-то так.

kastodr33

про зону приема очевидно вопросов нет
но канал двухсторонний и надо целиться я самолета точно в станцию. Там точность нужна в десятитысячные доли градуса, если пятно и правда 2 метра.
Далее - колебания с частотой 10000 об/мин ты конечно ен чувствуешь, хотя они есть - а чувствуешь резонансные колебания самого планера.
Маленький дисбаланс есть всегда, и собственные частоты подходящие у такой здоровой и упругой штуки как самолет тоже найдутся всегда. Поэтому вибрация чуствуется буквально жопой.
т.ч. совсем неочевидно какие такие проблемы возникают на змле что на самолете их вдруг нет.

dunaeva81

хотя они есть - а чувствуешь резонансные колебания самого планера.
это всё очень зависит от самого планера: если взять кондовый Ил-18, то в нём колбасит как на вибростенде в полный штиль. я тут несколько месяцев назад полетал на а330, так ощущения полёта на нём были сродни ощущениям, которые испытываешь, когда скользишь в лодке по воде. всё это благодаря гибкому крылу.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: