Российские ученые научились "варить" несовместимые металлы

olg534

http://www.mk.ru/science/article/2013/01/14/797563-rossiyski...
Новосибирские учёные придумали, как сделать самолёты, ракеты и ядерные электростанции ещё прочнее, а значит, безопаснее
Технологию, способную обеспечивать сварку несочетаемых материалов, разработали ученые из Новосибирска – уникальный метод может использоваться в ракетной, авиационной промышленности и при строительстве атомных электростанций. Технологическая находка принадлежит сотрудникам института теоретической и прикладной механики СО РАН. Суть разработки заключается в том, что специальный лазерный комплекс способен сваривать несочетаемые материалы, например титан и нержавеющую сталь.

«100 лет назад по морям плавали клёпанные корабли. Они изготавливались, потому что заклёпка – это очень прочное соединение. Сегодня все корабли сварены – эту задачу люди решили, технологию такую создали. Но, к сожалению, мы все летаем на самолётах клёпанных. То есть задачу сварных соединений, которая бы обеспечила прочность, необходимую для авиационной промышленности, решить пока не удалось», - отметил заместитель директора по науке института теоретической и прикладной механики СО РАН Анатолий Оришич.
Новосибирские учёные первыми в мире оказались на пороге большого открытия. Оказалось, что медь под действием лазера соединяет другие металлы на молекулярном уровне.
«Если сварить без нашего ноу-хау, просто титан с нержавейкой, то, как мы видим, образец сразу развалился. Применив материалы специальные (мы перепробовали разные вставки мы нашли, что медь – самая оптимальная. Она не позволяет сварному соединению разваливаться», - научный сотрудник института теоретической и прикладной механики СО РАН Александр Маликов.
Сейчас полученные образцы проходят последние испытания в научно-исследовательском институте Екатеринбурга. Затем сваренные металлы проверят на прочность в Сибирском НИИ авиации имени Чаплыгина. В успех эксперимента уже поверили специалисты конструкторского бюро Туполева и согласовали с учёными двухлетнюю программу, по ней для авиастроителей будут сваривать элементы корпуса самолётов.
Также технология лазерной сварки могла бы совершить настоящую революцию в строительстве атомных станций. После трагических событий на Фукусиме новая технология сварки металлов заинтересовала японских, а вслед за ними китайских и корейских энергетиков.
«Более качественное будет соединение, более дешёвое, потому что это способ более дешёвый. И в принципе оно будет более устойчивым», - считает главный научный сотрудник института теоретической и прикладной механики СО РАН Анатолий Черепанов.
Учёные говорят: внедрить новую технологию в российскую промышленность будет нелегко - ко всем ноу-хау сегодня предъявляют самые жёсткие требования. Этот процесс они сравнивают с клиническими испытаниями лекарств, которые иногда затягиваются на десятилетия.

TOXA

Сварной шов из меди. Охуенно, чо, да здравствует разница потенциалов!

proformance

А ты материаловед, да?

TOXA

Да это любой химик знает. И даже электрики смутно подозревают, когда не крутят алюминиевые и медные провода вместе :grin:

proformance

Школьная химия может сильно отличаться от реальности.

Asmodeus

Я просто оставлю это здесь
http://www.millerwelds.com/resources/communities/mboard/show...
Рад, что наши ученые тоже научились это делать :)

TOXA

Ну, во-первых, не совсем школьная.
Во-вторых, я вот хз, но титан более устойчив к коррозии (кроме щелочной чем нержавейка. Нахрена козе баян- непонятно.
В-третьих, соединение элементарно тестится на механику, коррозионную устойчивость и старение.
Дискутировать можно долго- но лучше один раз потестить ;) Ибо практика- критерий истины.

TARZAN

Почему вместо того, чтобы сказать, что ученные молодцы, надо говорить, что только дурак этого не умеет. Если все сработало и будут заказы, надо же гордится ими.
Ссылку английскую читать не стал. Химические термины не знаю, а гугл использовать не хочу. Что там люди сделали ?

Asmodeus

То же самое но несколько лет назад
Собственно в статье пездеж про первых в мире и уникальную технлогию, остальное ОК, раз за них :)

Lene81

Собственно в статье пездеж про первых в мире и уникальную технлогию, остальное ОК, раз за них :)
Ну так обычно же сакраментальная фраза "никто в мире до нас так не делал" или "уникальная, не имеющая аналогов технология" в переводе на человеческий язык означает "никому в оставшемся мире в голову не приходило ТАК делать". :grin:
Честно говоря, стык титан-медь-что-то грозит офигенной коррозией при наличии электролита, о чем тут, впрочем, уже сказали. Так что весьма вероятно, что ТАК делать действительно никому в голову не приходило.

TOXA

Не то же самое: там серебро было
Вообще, подобные прорывные технологии- всего лишь технологические ухищрения.
Такие изобретения делаются в год, наверное, тысячами.

Yakoffsax

а не будет ли усиленной коррозии в местах таких соединений?

Asmodeus

Про коррозию честно говоря я совсем не уверен, титан пассивируется за счет оксидной пленки, нержавейка тоже. Собственно спаянные медью пластинчатые теплообменники из нержавейки используются уже хрен знает сколько лет (гуглить plate heat exchangers). Используются для обычной воды безо всяких проблем по 10-15 лет.
Про сварку с медью по моей ссылке тоже есть, а про ванадий я читал аж в книжке 50-х годов.

bogdan

Оказалось, что медь под действием лазера соединяет другие металлы на молекулярном уровне.
Если мне не изменяет память, то раньше медь использовалась как грунтовка при никелировании стальных изделий.

Arthur8

а по рейтину этот институт стоит наверное на 2000-м месте, хаха

Arthur8

при разнице температур будет вырабатываться электричество, потому что эти соединения по сути термопары

TOXA

Физик, да? :grin:

tanniki

Прочноть системы определяется самым слабым элементом.
Какая прочность этого шва по сравнению с прочностью каждого отдельного материала? Какая толщина шва?

avg1035210

про композитные материалы слыхал?

smaika

а пачиму в этом трргееде все только спгашивают, и ничего не утверргждают?

TOXA

Тут явно не тот случай. :grin:
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: