Сожжение Ломоносова

Samsonnn

в одном из обсуждений мелькала ссылка на статью "За что Михаил Ломоносов был приговорён к смертной казни", в котором, в частности, упоминается о том, что Д. Сеченов (епископ Русской церкви, с 1762 года митрополит Новгородский и Великолуцкий, проповедник и миссионер.) призывал к сожжению Ломоносова.
Хотелось бы почитать по всем событиям статьи исторические документы, т.к., к примеру при поиске по "Д Сеченов Ломоносов" находит только клоны этой статьи и 0 книг-исследований или исторических документов.
Докиньте плиз.

Brina

В его биографии, изданной в серии ЖЗЛ, таких фактов не обнаружено. Автор — Шубин...

elenakozl

В его биографии, изданной в серии ЖЗЛ, таких фактов не обнаружено
В биографии Ломоносова? Ну еще бы — его ж не сожгли. :grin:

Samsonnn

ну это может быть по разным причинам. Судя по тому, что в статьях упоминается "пасквиль" - скорей всего какие-то призывы были, но возможно не вполне корректно осмысленные авторами статей

Brina

У Ломоносова были определенные трения с церковью — типа крестить в теплой, а не холодной воде, брать в монахи только людей преклонного возраста и прочее. Полагаю, про пасквиль Шубин написал бы — очень он скурпулезный исследователь... Впрочем, мы очень плохо знаем 18-й век, мне кажется. Слишком его 19-й затмил.

Samsonnn

Полагаю, про пасквиль Шубин написал бы — очень он скурпулезный исследователь...
Ну оный пасквиль я нашёл: вот, в нём Сеченов обращается к автору гимна бороде (кем, как никто не сомневался, был Ломоносов обвиняет его в пьянстве (известные претензии) и говорит в частности:
Если правда что планеты
Нашему подобны свѣты,
Нонче пьяницъ тамъ такихъ,
Нѣтъ, ни сумазбродовъ злыхъ,
Вѣру чтобъ свою ругали,
Тайны оной осмѣяли;
Есть ли проявятся тутъ
Дѣльно въ срубѣ коль сожгутъ.
("ѣ" стоит читать как "е", я по словарю значения сверил, сходятся)
Т.о. Сеченов действительно писал, что автора гимна бороде, стоит сжечь и давал понять, что это Ломоносов, но делал это значительно более цивилизованным способом, чем современные мракобесы и вообще говоря такие строчки воспрнимаются не как призывы, но как предупреждение\мнение. Хотя вспомним, что это мнение духовника императрицы.
По поводу Синода:
Вот заключение
Синод просит применить нормы Военного артикула главы 18, 149 пункт (сжигание текстов, тюрьма\каторга Ломоносова) или просто выдать Ломоносова им.
Т.о. все факты из этой части правдивы, хотя и описаны несколько некорректными словами.

Irina_Afanaseva

http://mikv1.narod.ru/text/Doklad1962.htm
Доклад правительствующего Синода 6 марта 1757 г. // М.В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. – М.-Л.: Издат. Акад. наук СССР, 1962. – С. 131-132.

Всепресветлейшей, державнейшей, великой государыне,
императрице и самодержице всероссийской, всеподданейший доклад
Синода.[1] 6 марта 1757 г.

В недавнем времени появились в народе пасквильные стихи, надписанные: «Гимн бороде», в которых недовольно того, что тот пасквилянт под видом, якобы на раскольников крайне скверные и совести и честности христианской противные ругательства генерально на всех персон, как прежде имевших, так и ныне имеющих бороды, написал; но и тайну святого крещения, к зазрительным частям тела человеческого наводя, богопротивно обругал и через название бороду ложных мнений завесою всех святых отцов учения и предания еретически похулил. И когда по случаю бывшего с профессором Академии наук Михаилом Ломоносовым свидания и разговора о таковом [2] во вся непотребном сочинении от синодальных членов рассуждаемо было, что оной пасквиль, как из слогу признавательно, не от простого, но от какого-нибудь школьного человека, а чуть и не от него ль самого произошел, и что таковому сочинителю, ежели в чувство не придет и не раскается, надлежит, как казни божией, так и церковной клятвы ожидать, то, услыша, означенный Ломоносов исперва начал оной пасквиль шпински защищать, а потом, сверх всякого чаяния, сам себя тому пасквильному сочинению автором оказал, ибо в глаза пред синодальными членами таковые ругательства и укоризны на всех духовных за бороды их произносил, каковых от доброго и сущего христианина надеяться отнюдь невозможно, и, не удовольствуясь тем, еще опосле того вскоре таковой же другой пасквиль в народ издал, в коем, между многим явными уже духовному чину ругательства, безразумных козлят далеко почтеннейшими, нежели попов, ставит. А при конце, точно их назвавши козлами, упомяненную ему при


132
рассуждении церковную клятву за единую тщету вменяет. Из каковых нехристианских, да еще от профессора академического, пасквилен не иное что, как только противникам провославной веры и таковым продерзателям к бесстрашному конщунству им святых тайн и к ругательству духовного чина явный повод происходит и впредь, ежели не изменится, происходить может.[3] А понеже, между прочими вседражайшего Вашего императорского величества родителя, блаженные и вечные славы достойные памяти, государя императора Петра Великого правами, жестокие казни хулителям закона и веры чинить повелевающими, Военного артикула главы 18, 149-м пунктом таковых пасквилей сочинителей наказывать, а пасквильные письма через палача под виселицею жечь узаконено: того ради со оных пасквилев всеподданнейше Вашему императорскому величеству подносит Синод копии и всенижайше просит, чтоб Ваше императорское величество, яко богом данная и истинная церкви и веры святой и духовному чину защитница, высочайшим своим указом таковые соблазнительные и ругательные пасквили истребить и публично сжечь, и впредь то чинить запретить и означенного Ломоносова для надлежащего в том увещания и исправления в Синод отослать — всемилостивейше указать соизволили.[4]
Вашего императорского величества всенижайше рабы и богомольцы:
Смиренный Сильверстер, архиепископ санктпетербургский.
Смиренный Димитрий, епископ рязанский.
Смиренный Амвросий, епископ переславский.
Смиренный Варлаам, архимандрит донской.
Марта 6-го дня, 1757 года.

В. И. Ламанский. Ломоносов и Петербургская Академия наук. Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских при Московском университете, 1865, кн. I, стр. 59—61.

Примечания.
[1] «Гимн бороде» был написан, по-видимому, Ломоносовым в конце 1756 г. и сразу же получил весьма широкое распространение. Ни при жизни Ломоносова, ни в ближайшее после его смерти время «Гимн бороде» не был опубликован. Однако сохранилось большое количество списков «Гимна», что свидетельствует о его популярности.
[2] Когда было свидание Ломоносова с членами Синода, остается неизвестным, по-видимому в начале марта 1757 г., после чего и был написан настоящий «доклад».
[3] Очень скоро после посещения Синода и беседы с синодальными членами Ломоносов написал эпиграмму «О страх! о ужас! гром!», где есть такие стихи:
«Козлята малые родятся з бородами:
Коль много почтены они перед попами!»
(М. В. Ломоносов, ПСС, т/8, стр. 628).
[4] Этот доклад Синода не имел для Ломоносова никаких последствий.

http://rvb.ru/18vek/lomonosov/01text/01text/06varia/093.htm
РВБ: XVIII век: М.В.Ломоносов. Версия 1.0, 8 июня 2004 г.

ГИМН БОРОДЕ
Не роскошной я Венере,
Не уродливой Химере
В имнах жертву воздаю:
Я похвальну песнь пою
Волосам, от всех почтенным,
По груди распространенным,
Что под старость наших лет
Уважают наш совет.
Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
Попечительна природа
О блаженстве смертных рода
Несравненной красотой
Окружает бородой
Путь, которым в мир приходим
И наш первой взор возводим.
Не явится борода,
Не открыты ворота.
Борода предорогая!.. и т. д.
Борода в казне доходы
Умножает по вся годы:
263
Керженцам любезной брат
С радостью двойной оклад
В сбор за оную приносит
И с поклоном низким просит
В вечный пропустить покой
Безголовым с бородой.
Борода предорогая!.. и т. д.
Не напрасно он дерзает,
Верно свой прибыток знает:
Лишь разгладит он усы,
Смертной не боясь грозы,
Скачут в пламень суеверы;
Сколько с Оби и Печеры
После них богатств домой
Достает он бородой.
Борода предорогая!.. и т. д.
О коль в свете ты блаженна,
Борода, глазам замена!
Люди обще говорят
И по правде то твердят:
Дураки, врали,проказы
Были бы без ней безглазы,
Им в глаза плевал бы всяк;
Ею цел и здрав их зрак.
Борода предорогая!.. и т. д.
Если правда, что планеты
Нашему подобны светы,
Конче в оных мудрецы
И всех пуще там жрецы
Уверяют бородою,
Что нас нет здесь головою.
Скажет кто: мы вправды тут,
В струбе там того сожгут.
Борода предорогая!.. и т. д.
Если кто невзрачен телом
Или в разуме незрелом;
Если в скудости рожден
Либо чином не почтен,
Будет взрачен и рассуден,
Знатен чином и не скуден
Для великой бороды:
Таковы ее плоды!
Борода предорогая!.. и т. д.
О прикраса золотая,
О прикраса даровая,
Мать дородства и умов,
Мать достатков и чинов,
Корень действий невозможных,
О завеса мнений ложных!
Чем могу тебя почтить,
Чем заслуги заплатить?
Борода предорогая!.. и т. д.
Через многие расчосы
Заплету тебя я в косы,
И всю хитрость покажу,
По всем модам наряжу.
Через разные затеи
Завивать хочу тупеи:
Дайте ленты, кошельки
И крупичатой муки.
Борода предорогая!.. и т. д.
Ах, куда с добром деваться?
Все уборы не вместятся:
Для их многого числа
Борода не доросла.
Я крестьянам подражаю
И как пашню удобряю.
Борода, теперь прости,
В жирной влажности расти.
Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
http://rvb.ru/18vek/lomonosov/01text/01text/06varia/094.htm
* * *
О страх! о ужас! гром! ты дернул за штаны,
Которы подо ртом висят у сатаны.
Ты видишь, он зато свирепствует и злится,
Дырявой красной нос, халдейска печь, дымится,
Огнем и жупелом исполнены усы,
О как бы хорошо коптить в них колбасы!
Козлята малые родятся с бородами:
Коль много почтены они перед попами!
О польза, я одной из сих пустых бород
Недавно удобрял бесплодный огород.
Уже и прочие того ж себе желают
И принести плоды обильны обещают.
Чего не можно ждать от толь мохнатых лиц,
Где в тучной бороде премножество площиц?
Сидят и меж собой, как люди, рассуждают,
Других с площицами бород не признавают
И проклинают всех, кто молвит про козлов:
Возможно ль быть у них толь много волосов?
Весна 1757

Samsonnn

Да, церковь и тогда и сейчас с лёгкостью демонстрировала стяжательство, нетерпимость и другие свои качества

popov-xxx25

Если правда что планеты
Нашему подобны свѣты,
Нонче пьяницъ тамъ такихъ,
Нѣтъ, ни сумазбродовъ злыхъ,
Вѣру чтобъ свою ругали,
Тайны оной осмѣяли;
Есть ли проявятся тутъ
Дѣльно въ срубѣ коль сожгутъ.
Образец годного троллинга :) А Синод, кстати, тогда — это был государственный орган.

Samsonnn

ну да, уровня десантников, которые ботаником обзывают того, кого поймают
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: