Дань победителям (посланная аллахом)

demiurg

http://www.kommersant.ru/doc/1796716
Ъ-Газета - Горкапитализм
До конца октября 2011 года правительство планирует поставить финальную точку в вопросе финансирования Северного Кавказа, а точнее, определить стоимость разработанной для округа госпрограммы — превысит ли она обнародованные ранее 3,89 трлн руб., дойдет до столько желанной регионом отметки в 5,5 трлн руб. или же под давлением Минфина и Минэкономики будет уменьшена. Но с учетом возросшей активности госкомпаний по поддержке проектов в регионе и отставки министра финансов Алексея Кудрина, одного из активных оппонентов госпрограммы, шансы на получение "исторического максимума" у региона крайне высоки.
Разработку госпрограммы по развитию Северного Кавказа до 2025 года Минрегион начал практически сразу после завершения работы над написанием социально-экономической стратегии округа, рассчитанной на тот же период. Но если стратегию, описывающую общую ожидаемую ситуацию в регионе по трем сценариям — инерционному, базовому и оптимальному (см. таблицу утвердили достаточно быстро, еще в 2010 году, то вопросы с разработкой непосредственного плана мероприятий остались так и не решенными до сих пор.
Первая версия "цены вопроса" госпрограммы появилась еще минувшим летом — 3,89 трлн руб., из которых 2,6 трлн руб. рассчитывается выделить из федерального бюджета (с учетом 150 млрд руб. госгарантий на 2011-2013 годы и 6 млрд руб. субсидий инвестфонда РФ 195,2 млрд руб.— бюджеты субъектов федерации, остальные 1,09 трлн руб.— средства от внебюджетных источников (см. "Ъ" от 26 июля). Опубликованный бюджет, который на тот момент еще не получил согласования от Минфина и Минэкономики, сразу был встречен этими ведомствами отрицательным заключением и публичными заявлениями: не согласовывать.
Новый планируемый бюджет оказался почти в десять раз больше всех расходов по действующим в регионе федерально-целевым программам: бюджет программы "Юг России" на текущий момент утвержден в размере 145,486 млрд руб., на развитие Чечни выделено 124,027 млрд руб., Ингушетии — 32,242 млрд руб. Объяснить необходимость госпрограммы пытались и представители премьер-министра Владимира Путина (это именно он дал распоряжение в январе 2011 года разработать документ называя ее инструментом повышения эффективности ФЦП, а также упрощения бюрократической составляющей при согласовании вопросов финансирования для субъектов (см. "Ъ" от 24 января). Но даже несмотря на это, позиция министерства Алексея Кудрина осталась до последнего момента неизменной: выбранный период планирования слишком долгосрочный, а механизмы финансирования слишком неопределенные — далеко не под все проекты существовали реальные инвесторы, а значит, риск для бюджета, в случае если внебюджетные деньги так и не появятся, остается высоким. Непреклонным было и ведомство Эльвиры Набиуллиной, со своей стороны говорившей о том, что госпрограмма до 2025 года выглядит нелогично — в РФ нет общих документов планирования на период после 2020 года.
Но уже в сентябре глава Минрегиона Виктор Басаргин неожиданно заявил о новой финансовой планке госпрограммы — 5,5 трлн руб. Как пояснял "Ъ" его заместитель, курирующий программы по округу, Сергей Верещагин, неожиданное раздувание "сметы" произошло исключительно за счет того, что в первый вариант не успели внести всех желающих инвестировать в округ. "В июле, то есть после первой верстки программы, в Минрегион России поступила информация от наших естественных монополий — ЛУКОЙЛа, "Газпрома", "Роснефти", "РусГидро", ФСК и т. д.— об их планах работы в округе",— рассказывал он, настаивая на том, что бюджетное финансирование не изменилось (см. "Ъ" от 20 сентября; план расходов по программе объемом 5,5 трлн руб. по годам см. график).
Как рассказывали "Ъ" представители сразу нескольких республик округа, "основная ставка по инвесторам сейчас делается практически исключительно на госкорпорации и компании, имеющие доступ или опыт государственного софинансирования". "Во-первых, самый сложный этап — выделение госгарантий и привлечение финансирования — таким инвесторам, очевидно, проходится гораздо проще",— говорит один из собеседников "Ъ". На прошлой неделе, в частности, правительственным распоряжением были выделены первые 42,5 млрд руб. госгарантий на реализацию 20 проектов (всего за ближайшие три года госгарантии будут выданы на сумму 150 млрд руб. в том числе создание агрохолдинга и курорта в Чечне (подробно о курорте "Ъ" писал 26 мая сельхозпроизводства в Дагестане и т. д.
Стоит отметить, что поддержку курорта Ведучи, якорным инвестором которого выступит совладелец Русской медной компании Руслан Байсаров, глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев лично анонсировал на встрече с главой республики Рамзаном Кадыровым. Общая стоимость строительства курорта оценивается в 14,5 млрд руб., из которых 10,2 млрд руб.— кредиты Внешэкономбанка. По какой ставке будет выдан кредит, стороны не раскрывают, но, как утверждают источники "Ъ", близкие к проекту, "это крайне комфортные условия по текущему рынку". "Во-вторых, таким "госинвесторам" несколько проще компенсировать расходы в случае неудачи проекта",— продолжают представители республик. О такой опасности, в частности, говорит и директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. "При наличии такого объема госгарантий и поддержки госкомпании, которые сейчас стоят первыми в списке инвесторов, не ограничены в расширении своих расходов и издержек при реализации программ на Кавказе — все равно они получат их полное покрытие",— отмечает она (подробнее см. блицинтервью).
Даже привлечение сторонних инвесторов пока осуществляется исключительно на условиях частно-государственного партнерства. Так, в декабре 2010 года было создано ОАО "Курорты Северного Кавказа" (98% принадлежит РФ, еще 2% поделили между собой Сбербанк и ВЭБ которое управляет строительством практически самых дорогих проектов на Северном Кавказе — шести горнолыжных курортов в пяти регионах (Лаго-Наки в Адыгее, Эльбрус и Безенги в Кабардино-Балкарии, Архыз в Карачаево-Черкесии, Мамисон в Северной Осетии и Матлас в Дагестане). Общий объем необходимых инвестиций составляет около $15 млрд, из которых примерно 60 млрд руб.— расходы российского бюджета. Минувшей весной на условиях создания совместного предприятия соинвестором проекта согласился стать французский национальный банк Caisse des Depots et Consignations (см. "Ъ" от 26 мая). "Кто бы что ни говорил, например, по поводу проекта по строительству туристического кластера на Кавказе — это огромный успех и сигнал для всех,— уверен председатель президиума Российского конгресса народов Кавказа Асланбек Паскачев.— В регион сразу приходит европейский уровень качества, сервиса, технологий. Это означает, что мы вполне можем составить конкуренцию иностранным курортам и направить все доходы от курорта на поддержку региона" (подробнее см. блицинтервью).
Как рассказали "Ъ" источники в окружении полпреда президента на Северном Кавказе Александра Хлопонина, в течение ближайшей недели-полутора он должен провести совещание на тему утверждения окончательных параметров госпрограммы. Вынесение этого вопроса на президиум правительства также ожидается до конца октября. Правда, как заверил вчера "Ъ" пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, на эту неделю на заседания правительства этот вопрос пока не анонсировался.
Ирина Парфентьева

Сергей Верещагин,
заместитель министра регионального развития РФ (курирует СКФО)
Вопрос цены
Сегодня мы часто слышим рассуждения: "Хватит кормить Кавказ, туда идут миллиарды рублей, а отдачи никакой нет! Проблемы как были, так и остались". Но с такой постановкой вопроса согласиться нельзя, и вот почему.
Во-первых, результаты есть! И кто не поленится посмотреть на данные статистики, итоги социально-экономического развития Северного Кавказа за последние 1,5 года, это подтвердит. Во-вторых, утверждение о том, что субъекты Северного Кавказа самые дотационные в России,— миф, никто из них и в десятку "лидеров" не входит. В-третьих, Кавказ долгие годы находился в состоянии войны, что и привело к депрессивности всего региона.
Если вспомнить недавнюю историю, рассуждения о "ненужности" России периферийных территорий часто звучали примерно 20 лет назад. Тогда, как и сейчас, разные "советники" призывали Россию отделиться от проблемных республик — Средней Азии, Закавказья — под теми же предлогами. Дескать, в эти регионы вкачиваются деньги, они тянут экономику страны в пропасть, да еще между ними постоянно вспыхивают межэтнические конфликты. Если продолжать следовать этой логике, тогда что нам делать с 70 дотационными субъектами России из 83? А может, действительно сделать проще: оставить Москву, Петербург, пару-тройку нефтегазовых регионов России, а остальное — на распродажу? Всю Восточную Сибирь и Дальний Восток?
История последних десятилетий дает основания предполагать, что если даже на Кавказе появится какое-либо "независимое" образование, то отношения с ним будут выстраиваться не проще, чем с той же Средней Азией и Закавказьем.
Сегодня на Кавказе много проблем. Это и безработица, это и отсутствие элементарного досуга: не хватает школ, спортивных площадок, детских садов, больниц, клубов и т. д. Но главное, что молодежи нечем заняться. И нам нельзя допустить, чтобы молодые люди продолжали покупаться на "альтернативный заработок" — $10 в день и в горы.
Могу напомнить, что в той же благополучной Австрии, когда развивались горнолыжные курорты, тоже раздавались голоса недовольных. Тоже были взрывы. Проект развития туристической зоны в австрийских Альпах продвигался с большим трудом — но в итоге все получилось. И теперь кататься на лыжах мы ездим в Австрию. В то время как у нас есть Кавказ с его уникальными возможностями. Здесь можно одновременно сочетать лечение (минеральные воды спортивный отдых (горные лыжи) и пляжный отдых. Один только Каспий с его природой чего стоит. А туризм, отмечу, во многих странах мира дает довольно ощутимый доход в бюджет не только региона, но и всей страны.
А тем, кто кричит, надо помнить, что решить эти проблемы можно не за год или два. Не получается так, что вечером подумали, проснулись и живем в сказке. Для того чтобы получить эту сказку — придется потрудиться.

lvena

Если продолжать следовать этой логике, тогда что нам делать с 70 дотационными субъектами России из 83? А может, действительно сделать проще: оставить Москву, Петербург, пару-тройку нефтегазовых регионов России, а остальное — на распродажу? Всю Восточную Сибирь и Дальний Восток?
предлагаю еще более простой вариант оставить Москву, МО и Петербург - ведь здесь сконцентрированы самые видные умы которые судя по разговорам могут обойтись без остальных регионов.

Logon

предлагаю еще более простой вариант оставить Москву, МО и Петербург
Блин, вот засада, при таком сценарии придется оставлять еще Тверскую, Новгородскую и Ленинградскую область, чтобы целостным новый субъект был - и даже тут два субъекта дотационные

stm5757752

mtk79

Все-так каноничнее было бы не Eurasia (Еврейша а Eurassika (Еврашка)
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: