За ТОРФ! мля - Торфу приказано угаснуть

philnau

Среди остановок производств и прочих экономических неурядиц наших дней, одно событие проходит без лишнего шума. Банкротится объединение «Шатура-торф», разработчик подмосковных торфяных месторождений.
Среднему москвичу эти торфяники известны в основном из-за своей привычки гореть жарким летом. Если горит сильно, дым долетает до Москвы. Так, «ароматный» коричневый дымок обильно присутствовал на столичных улицах летом 1972 года, когда солнце было особенно щедрым. Но и 30 лет спустя, в 2002 году, торфяная гарь навестила столицу, и большинству москвичей это совершенно не понравилось. В самой же Шатуре жить из-за этого совсем непросто. Тушить торфяники тяжело, пожарные их не любят: хотя и не надо карабкаться по лестницам на верхние этажи, зато для тушения одного кубометра тлеющего торфа надо вылить несколько кубометров воды, — а где ее взять в таком количестве?
Но все-таки, до последнего времени торф горел не только бесполезно, — он горел и с толком, в топках Шатурской ГРЭС, одного из важнейших поставщиков электроэнергии в Москву и Подмосковье.

Торфяные комбайны
Как подтвердил корреспонденту «Росбалта» генеральный директор «Шатура-торфа» Андрей Исаев, добыча торфа прекращена еще в июле прошлого года. «Основной наш заказчик – ГРЭС – перешел полностью на газ, — сообщил директор. – Торф у них уже давно был резервным топливом, которое всегда близко. Но в 2006 году, когда морозы были сильные, они у нас до 50 тыс. тонн покупали в месяц. Но сейчас зимы теплые, да еще кризис, — упали мощности, спрос на электроэнергию понизился, и они отказались. Думали мы развернуть производство торфа на удобрения, — но это все оказались лишь «хотелки». Акционеры решили нас банкротить».
Судебный процесс идет ни шатко, ни валко, заседания то и дело откладываются. Тем не менее, финансовый директор объединения Игорь Крылов отметил, что конец более-менее очевиден: банкротство и назначение конкурсного управляющего. Но конкурсное управление не означает возобновления торфодобычи. «В больших масштабах — уже нет, — заметил Крылов корреспонденту «Росбалта». – Для сельского хозяйства торф будет добываться в разных местах, но это совершенно не те объемы. Это уже дело частных предпринимателей, если они этим займутся».

Торфяная вышка
Основная часть работников «Шатура-торфа» уже сокращена: из 900 человек осталось не более 200. Таким образом, в столичном регионе подводится черта под использованием торфа на топливо. Как сказал по другому поводу Борис Пастернак: «И внуки скажут, как про торф: «Горит такого-то эпоха».
А история была по-своему богатая. Торф – топливо низкокалорийное, «бедное», сжигать его надо много, но зато в и очень многих местах он – рядом: достаточно осушить болота. Поэтому в истории торф остается, прежде всего, как топливо времен войн, революций и блокад.
Шатурскую электростанцию на торфе основал сам Владимир Ильич Ленин, он же во время гражданской войны повелел развивать добычу торфа. Правда, кое-кто из демократов и монархистов, относящихся к Ленину отрицательно, подметил, что Ильич вообще проявлял нездоровый интерес к суррогатным продуктам: например, очень интересовался производством сахара из опилок. Но, не знаем, как с сахаром, а с торфом Ленин не ошибся.

Дрезина ЭСУ в гараже
Осушение болот и торфодобыча на востоке Московской губернии непрерывно расширялись, это вызвало пересмотр границ уездов, и в 1928 году были образованы Шатурский район и сам райцентр Шатура — из трех объединенных поселков. До этого было село Шатур – мужского рода. В 1936 году Шатура стала городом.
Торф добывали тогда «гидроразмывом»: мощная струя воды из насоса размывала торфяной слой на осушенном болоте, и по прорытым каналам торфяная масса сплавлялась на поля сушиться. Но в торфяных районах солнце необильное, и, чтобы торф хорошенько просыхал, его надо было постоянно ворочать лопатами, что требовало многочисленной и дешевой рабсилы. Во время войны на востоке Подмосковья торф добывала специальная трудармия из женщин и некоторых мужчин, негодных к военной службе. Как вспоминали старые трудармейцы, хлеба давали довольно много: 700-800 граммов, «но все равно, есть хотелось всегда». А вот обмундирования не выдавали, обходились своими тряпками и опорками. В Шатуре издавалась газета «За торф!»
Все же, торфоразработки были далеко не худшим способом выживания советских людей: множеству колхозных девушек они позволили получить паспорта. И при этом сохранить здоровье: в какой-то мере, торф для организма полезен. А многие местные женщины на себе возили телеги с торфом домой, печку топить. Но, по крайней мере, этому власть не препятствовала.
Начиная с 50-х годов, на смену гидроразмыву пришло сухое «фрезерование». По торфянику за трактором идет железная фреза и нарезает торф: со стороны это очень похоже на уборку урожая комбайном. Только тянется эта неспешная уборка с мая по октябрь. Численность работников резко упала, но возможность подзаработать на торфе для многих местных жителей была не лишней.
С годами, по мере «устаканивания» нормальной жизни, значение торфяного топлива падало. Экономика учила, что каждый должен все-таки заниматься своим делом, и что основным топливом должен стать газ, легко передающийся по трубам и к тому же экологичный. Это был очень медленный процесс, но вот, он дошел-таки до конца. И даже нынешний экономический кризис торф не возродит: у этих трудностей другая природа.
В дальнейшем торф будет использоваться в сравнительно небольших объемах на удобрения (пресловутые «торфоперегнойные горшочки» — любимое детище Хрущева — во многих случаях оказываются весьма полезными). Небольшой город Шатура теперь известен больше своим мебельным комбинатом (есть еще лазерный НИИ, но его популярность ограничена).
Что же касается торфяных пожаров, то в последние годы набирает силу парадоксальная идея: неиспользуемые осушенные болота снова затопить! Сегодня уже все понимают, что рай на земле невозможен, в один цветущий сад всю планету не превратить, — так пусть уж будут болота там, где ничего более полезного не образуется. Комары до Москвы не долетят, в отличие от дыма. А понадобится – можно опять осушить, там, кстати, и торф новый образуется, если кому-то он будет нужен.
Но есть в этом деле еще одна, по-своему драматическая страница. Конец массовой торфодобычи означает и конец узкоколейных железных дорог Подмосковья. От них уже мало что осталось, — а в 30-50-е годы Шатурский, Егорьевский и Орехово-Зуевский районы были густо изборождены узкоколейными путями: на узкой колее держалась не только торфодобыча, но и пассажирский транспорт, пока автомобилей было с гулькин нос, как и шоссированных дорог.
Это была эпоха черепашьих скоростей и частых опрокидываний подвижного состава, который тут же руками поднимали на рельсы. Но узкоколейка породила уникальную технику. Маленькие паровозики с огромными трубами на лесоповалах топили свежими дровами, а на торфяниках – торфом. В более поздние годы в большую моду вошли самоходные узкоколейные электростанции (ЭСУ) на базе тракторов, которые служили и генератором, и тепловозом, и дрезиной. Простейшие легчайшие дрезины-«пионерки» с мотоциклетным моторчиком, — да мало ли что еще.

Опрокидыватель узкоколейных вагонов на разгрузке
В эти дни немногочисленные, но увлеченные любители узкой колеи колесят по востоку Подмосковья на «пионерках», велосипедах и машинах, фотографируют напоследок все, что можно, и поминают свою любовь. А остатки узкоколейного пути и подвижного состава распродаются, — причем, то, что сохранилось получше, покупается даже не на металлолом, а куда-то на сибирские лесоразработки, где решили еще немножко продлить узкоколейный век.

philnau


Массаракш!
Хотел бы я на такой штуковине прокатиться:

Dizell77

вот поинтереснее торфяная тема..там тока пилить и пилить:
Премьер-министр РФ Владимир Путин поддержал Федеральную целевую программу (ФЦП) по обводнению торфяников в Подмосковье, разработанную правительством Московской области. Об этом сообщает РИА Новости.
Губернатор Подмосковья Борис Громов заявил, что затопить торфяники предполагается в шести районах. Затраты на воплощение программы, например, в Шатурском районе составят четыре с половиной миллиарда рублей. Все эти средства будут взяты из федерального бюджета. "Проект существует, в скором времени направим в заинтересованные министерства... Премьер поддержал идею и поручение дал", - заявил Громов.
Работы по обводнению торфяников планируется вести на протяжении трех-четырех лет, финансирование программы начнется с 2011 года. Общая стоимость ФЦП, по оценкам Громова, может составить от 20 до 25 миллиардов рублей

philnau

Да, клевая тема:
1) сегодня жарко - обводняем торфяники,
2) завтра холодно - сушим торфяники
...
n) PROFIT!

Dizell77

это еще что..сколько на строительстве домов для погорельцев попилят еще..

kolobok1

Если на этой земле в будущем будут жить более предприимчивые и хозяйственные люди (такие как китайцы или японцы они и до торфа доберутся. При этой власти выгодно только строить элитное жильё, продавать нефть, газ, металлы, лес, рыбу и наркотики и пилить бюджет. Техника сложнее ведра и лопаты почти вся импортная, и это никого не смущает. Но при этом все бредят инновациями. Театр экономического абсурда какой-то...

Dizell77

Театр экономического абсурда какой-то...
и не тока экономического

FieryRush

Техника сложнее ведра и лопаты почти вся импортная
Ты не прав, ведра и лопаты тоже импортные.

raushan27

Натуральные харвестеры из Дюны.

Ryfargler

они и до торфа доберутся.
чего-то знаешь, кроме СССР это как топливо масштабное, так и никому в голову применить не пришло
это топливо же никакое и очень зольное
единственный вариант, газификация наверное

urchin

В 1916 на Шатурском болоте начались разработки торфа, одновременно с этим выполнялись проектно изыскательские работы для строительства электростанции Обществом электрического освещения — компанией со 100 % немецким капиталом. После революции 1917 года финансирование этих работ было прекращено. После визита к Ленину в декабре 1918 А. В. Винтера, у деревни Торбеевка по личному указанию В. И. Ленина начато сооружение электрической станции на торфяном топливе, на которой впервые были использованы топки Классона

Ryfargler

В 1916
они еще и кизяком могли топить в то время

urchin

Однако это был не совок

kolobok1

Зато его очень-очень много и оно дешёвое.
Хотя с газом, конечно, торф конкурировать не может.

Ryfargler

Хотя с газом, конечно, торф конкурировать не может.
газ очень трудно добывать и транспортировать
в 1916 году технологий добычи газа вообще думаю не было
очередное кровавое наследие, в 1916 году придумали, в 2010 все еще разрешить проблему не можем
еще прикол в том что они закрыли всю добычу бурого угля поблизости Москвы

stm7543347

Там, по-моему, еще два года назад было пассажирское сообщение. Не музейное, а реальное. Товарные вагоны с торфом я сам видел, и дизель, его везущий. Сейчас уже разобрали большей частью и пути, и станции.

nedanna

фото с пожаров
http://zyalt.livejournal.com/280777.html
там в комментах еще прикольное видео - разговор жителей с путиным.

ProXeed

Цитата из коммерсанта
Как посчитал губернатор, "на обводнение только в Шатурском районе необходимо более 4,5 млрд руб.". Он дал возможность Путину самому посчитать, сколько денег нужно в итоге, сообщив, что "таких районов в области пять". "То есть всего потребуется порядка 20-25 млрд руб", — сказал премьер, после чего Громов обратился к нему: "Если можно, я бы попросил подумать о разработке ФЦП по этому вопросу". Когда премьер поинтересовался, действительно ли торфяники горят и зимой, губернатор поспешил ответить: "Да, на глубине 5-6 м". Путин пообещал вернуться к этому вопросу.

короче, не громов выдал такие цифры, к тому же они должны быть гораздо ниже - в шатуре самая опасная ситуация, в остальных пяти районах вроде как по-проще. а вообще я советую господину громову продолжать летать с утра на работу на вертолете несмотря на дымку, раз ему не нужны дороги. авось в подмосковье будет досрочно назначен более адекватный губернатор

stm6731693


Да, на глубине 5-6 м".

Logon

Зря, действительно есть такая тема - пару лет тому назад люди так погибли, провалившись в тлевший торфяннки.
У нас традиционно сверху огонь сбивают, он уходит в глубину и там тлеет...
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: