остановили сарацин в Малоярославце

valba657

Почему русский город боится строить мечеть
В 80 километрах от Москвы, в старинном городке Малоярославце, разгорелись религиозные страсти
Город, крепкий в вере

Если бы не звонок Татьяны Федькиной, прихожанки одного из малоярославских храмов, весть об этом конфликте так и осталась бы провинциальной тайной:

- Приезжайте скорее! У нас тут все на дыбы поднялись! Не хотят люди мечеть! И где ее удумали строить - прямо на въезде в город, на горке, чтобы выше всех храмов была! Не дадим!

25-тысячный Малоярославец встретил нас патриархальной тишиной - после автомобильного рева Москвы здесь слышно, как шуршат по асфальту сухие листья. Жизнь после решающей битвы с Наполеоном в 1812 году всегда текла в стороне от этого городка. И даже солнцевские бандиты, курирующие здешний участок киевской трассы, в Малоярославец никогда не наведывались.

Визит столичной прессы вызвал настоящий фурор в местной православной семье. Нас усадили за оперативно накрытый стол. Дочь Светлана раздобыла у соседей шоколадных конфет и убежала организовывать встречу с батюшкой, а мать семейства Ирина все не переставала удивляться:

- Надо же, и до Москвы вести о нашем стоянии за веру докатились. Этак и по телевизору нас покажут! Правда, мы не увидим. Ну тогда по радио услышим...

Тут уже удивились мы:

- Почему не увидите?

- А у нас телевизора нету, - просто ответила Ирина. - Мы его выкинули!

И очень натурально взмахнула руками в сторону окна - показала наглядно, как они этот телевизор выбрасывали. Я даже выглянул в окошко, но на газоне под домом ничего не валялось.

Ирина словоохотливо объясняла нам, что телевизор они, конечно, оттащили на помойку, чтобы не мусорить в любимом городе. Просто нечего сейчас, кроме пакости, смотреть по этому телевизору. Оказывается, расставание с «дебиловизором», как многие в Малоярославце называют главное достижение цивилизации XX века, явление здесь повсеместное, особенно среди верующих граждан. Ирина нам объяснила причины этого странного явления, процитировав на память несколько строк из так называемого «плана Даллеса» (Аллен Даллес - шеф ЦРУ в 50хх - 60х гг.):

- «Мы будем высмеивать их веру, а их ценности подменим ценностями лживыми». Вы телевизор включите... Передачу «Аншлаг», например, сами все увидите. Не было бы телевизоров, никогда этот план бы не удался. А так все сбывается, как было написано, и постройка мечети в этот план ложится. Не надо нам здесь этой «самой миролюбивой религии ислама». Навидались уже, столько людей сгубили, ироды. Малоярославец - город русский, и народ здесь живет православный, и нам решать, какие здесь храмы строить, а какие - нет!

Как столбят русскую землю

С отцом Игорем, одним из инициаторов и вдохновителей кампании против постройки мечети, мы встретились в жутком для любого верующего человека месте: в бывшем Доме культуры, который опять трудами и молитвами превращается в старинный трехпрестольный Казанский собор. Над храмом в хрущевские времена надругались по полной программе. Туалет устроили в алтаре, и до сих пор здесь еще сохранились остатки «культурной» штукатурки с дискотечными блестками и нагло торчащая барная стойка. Отец Игорь, худенький, невысокий, буквально летает по храму, пытаясь успеть все показать и рассказать. Нас поразил его наперсный крест - стальной, без украшений, на такой же простой, но могучей железной цепи. Деталь, говорящая о многом. И мы не ошиблись, у отца Игоря оказалась непростая судьба. Десять лет он возглавлял приход на Ставрополье, в приграничье с Чечней. Его духовником был настоятель Грозненского храма, которого зверски замучили боевики. В миролюбивость ислама он не верит. Говорит, что слишком много ему приходилось отпевать зас
треленных и зарезанных христианских мальчишек-солдат.




- Меня, - говорит отец Игорь, - настораживает не сам факт постройки мечети в каком-то городе. Мне видно совершенно четко, как изменилась в последние годы политика ислама. Политика эта наступательная, а мы всего лишь обороняемся, причем безуспешно. Известнейший исламский проповедник Гейдар Джемаль так и сказал: «Через 50 лет исламский фактор будет доминировать!»

По словам настоятеля собора, единодушная реакция народа его удивила. Подписывались против мечети и атеисты, и баптисты. Еще в Малоярославце оказалось немало русских беженцев из Средней Азии. Эти люди сами приходили к отцу Игорю и приносили собранные подписи.

- Можно долго говорить о толерантности и веротерпимости, но представьте, что будет, если православные захотят построить храм на земле, к которой они не имеют никакого отношения? Например, в Саудовской Аравии. Я уверен, что они столкнутся с очень серьезными проблемами и разрешить их не смогут. Мы-то чем хуже арабов?

В ответ я рассказал отцу Игорю реальную историю с той же концовкой. В конце 30-х годов к итальянскому диктатору Муссолини пришла делегация от мусульман Рима. Просить разрешения на постройку мечети. Муссолини ответил: «Не проблема. Мечеть начнет строиться в ту же секунду, как только в Мекке будет заложен католический храм».

Отец Игорь отвез нас на место предполагаемой стройки, на улицу Пугачева. Место красивое. Как говорят геодезисты, доминантная высота. Вид отсюда хороший, причем - на Обнинскую атомную электростанцию. И почему-то неизвестные доброжелатели, готовые профинансировать стройку, указывали именно это место и никакое другое. Вот это тоже насторожило многих горожан. На прощание мы поинтересовались:

- Отец Игорь, а если все-таки мечеть построят? Что будете делать?

Священник на секунду задумался - стоит ли нам это говорить? Потом убрал свой могучий стальной крест под рясу и сказал - как припечатал:

- А если все-таки народ не послушают и мечеть здесь построят, придется десятку крепких православных мужиков пострадать за свою веру...

Как власть мечеть «заморозила»


В память о непостроенной мечети мулла сохранил проект.

Как нам признался зам городского главы Владимир Печенкин, у властей в Малоярославце всего две проблемы - незаконная застройка парка «Дубки» и мечеть, ситуация с которой, по словам чиновника, «слава Богу, заморозилась»:

- Мы сейчас находимся в двойственном положении. С одной стороны, у нас есть Закон о свободе совести и религиозных объединениях, с другой - мы обязаны прислушиваться к мнению наших горожан...

И тут мы впервые увидели пресловутые подписи: Владимир Печенкин вытягивает из-под стола гигантской толщины папку-скоросшиватель, готовую развалиться по шву. Замглавы задумчиво перебирает разноформатные листы бумаги.

- На сегодняшний день, кроме индивидуальных обращений, мы получаем коллективные письма с предприятий, из парикмахерских, больниц с просьбой запретить постройку мечети...

- А сколько подписей всего?

- Ну, может, пять тысяч, а может, и десять. Еще собирают по городу. Одно могу сказать: разногласий по этому вопросу в народе нет. У нас тут половина парней через Чечню прошла. Из Москвы-то туда не особо призывали, все больше из провинции! А мечети люди просто боятся. Боятся, что город заполонят кавказцы. И так они уже с рынка украинцев вытесняют, белорусы перестали к нам ездить с картошкой. Старух местных гоняют - куда это годится?..

То, что мы узнаем от Владимира Печенкина, поменяло всю картину в целом. Оказывается, мечеть собирались строить не приезжие азербайджанцы или чечены, а свои, родные татары. Еще летом в администрацию пришел местный мулла, известный и уважаемый в городе человек, ветеран-фронтовик Бизбах Габитов. Какой-то местный молодой татарин-бизнесмен, родившийся в Малоярославце, а ныне живущий в столице, предложил деньги на постройку небольшой мечети на 40 человек на участке в 6 соток. С единственным условием - поставить ее там, где он вырос, в районе Чуриково, на въезде в Малоярославец.

Без вины виноватые

Найти дом муллы нам помог таксист. Я сунулся в первую попавшуюся машину с шашечками - спросить дорогу. И обнаружил в ней дагестанца по имени Мага. На приборной доске у него стояла маленькая медная икона с Николой Угодником, считающимся покровителем всех странников и таксистов в том числе. Присутствие образка мусульманин Мага объяснил очень эмоционально:

- Машину купыл, она здэс стояла! Выбрасыват нэлзя! Бог одын!

Я посоветовал Маге отнести иконку в церковь, на что он сказал, что она ему не мешает, а даже наоборот.


Коллаж художника «КП»: Въезд в Малоярославец. Здесь, среди русского леса, в самой высокой точке города и должен был подняться полумесяц.

Мулла Бизбах Габитов с порога ошарашил нас:

- Я вам уже звонить хотел, в «Комсомолку», а вы сами приехали!

Впрочем, радоваться мулла перестал быстро, как только мы заговорили о мечети. Судя по всему, обидели его в городе крепко.

- Я никогда не думал, что православие может пойти на такие меры. Листовки эти, прокламации. Петарды нам во двор бросали...

Тут в речь мужа совсем не по-восточному встревает жена Люция:

- Вот все такие православные, а я к соседям на поминки прихожу, никто ни одной молитвы до конца не знает. Я, татарка, их знаю наизусть и читаю!

Говорим, что люди боятся - в построенную мечеть придут ваххабиты, как было не раз. Но мулла считает, что это невозможно:

- А нас, татар, здесь все-таки 900 человек. С 1922 года мы здесь проживаем, у нас даже свое татарское кладбище есть. Понимаем, если бы мечеть хотели строить приезжие. Ну нет у нас ваххабитов! Мы даже держим связь с ФСБ! Они приезжают к нам регулярно. Один раз приходили - где-то на окраине Калуги появилась надпись на доме по-арабски. Попросили, чтобы я надпись перевел. Ну я и перевел...

- И что там было написано?

- «Аллах Акбар!» (Смеется.) Может, действительно и появились там какие-то ваххабиты, мы не знаем. У нас своя татарская махалля - община, всем известная.

По словам муллы, самое обидное, что, когда в Малоярославце строили дома турки, у них был молельный дом. А свои, местные, в дождь и снег собираются на кладбище. И судя по всему, будут собираться там еще долго...



ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Перемирие креста и полумесяца

Ислам - религия молодая и потому активная, ищущая новые духовные и земные пространства. В том числе по прозаической причине - демографии - мусульмане просто больше других рожают. И потому все чаще конфликты между народами и религиями. Но до погромов доходит лишь там, где ситуацию запустили. Проглядели. Как сейчас во Франции. Или две недели назад в подмосковном Сергиевом Посаде, где был разгромлен мусульманский молельный дом.

А вот в Малоярославце конфликт упредили. И важно, что это сделала не власть, а сами горожане. То есть народ. Будем считать это перемирием. Потому что прекрасно понимаем, что мечети в России тоже нужны. «Комсомолка» - не враг ислама. И нам вправду жаль, что крайними в Малоярославце оказались татары - народ, без которого не было бы сегодняшней России. Которые и на Куликовом поле рубились с Ордой в полках Дмитрия Донского и которые вместе с русскими гнали Наполеона.

Вот только живем мы в больное время. Больно православие - равнодушием и отстраненностью от паствы. Болен ислам - оголтелым ваххабизмом. И эти болезни не дают людям примириться.

Пройдет время, омолодится христианство, забудут про ваххабизм. И, мы верим, малоярославские татары будут молиться в собственном храме. Лучший доктор - терпение.
ладно пусть строят
но чтоб выше Православных храмов?

zulya67

не поддерживаю. Действительно, одно дело местные мусульмане, другое - приезжие. И относительно знания молитв в чем-то тоже права жена муллы

slophome

в 80 километрах от Москвы? чет странно
там километров 110-115 вроде

abscent

По данным статьи татар в Малоярослав 900, а подписей против постройки мечети 5000-10000. В условиях демократии, то есть власти большинства, ответ на вопрос "быть или не быть" очевиден.

TOXA

Прав был Муссолини...

lena_bel

Не, у нас же плюрализм!
Пусть построят маленькую (как и сказано, на 40 человек но только там, где и сейчас молятся - возле кладбища - так даже логичнее будет.
А вот на доминантный холм нехуя лезть! Они же (по словам муллы) молиться там хотят, а не показывать прямо при въезде в город, насколько Малый экспансирован муслимами.

sever576

вот потому, что у нас плюрализм, пусть строят где хотят

Satellite

Более того. Строить собрались именно в этом месте не просто так. Это место дорого спонсору-татарину. Ни одни храм не строят просто так.
Но местные православные считают, что место им принадлежит. Кому оно принадлежит, ещё вопрос. Но если уже разрешили мечеть, значит, в порядке всё.
А православным - просто земли жалко. Вида на электростанцию. Хотя не нужен он им абсолютно. Не построят там мечеть, ещё лет 50-100 будет пустовать земля, город-то тихий. В итоге застроят говном каким-нибудь. Лучше уж мечеть.
Мелко. "Выше православных храмов". Что это за православные, которым метры высоты дороже религии, духа? Приземлённые, мелочные, типичные обыватели маленького городка. Эпизод с телевизорами их ограниченность отлично характеризует.
Я плюралист. Хотят татары мечеть, пусть будет. Где хотят, там и будет. Ведь не в историческом же центре города, не на центральной площади.
Нет, православным жалко въезд в город. Окраину жалко отдать.
Вон, в Москве есть храм на Киевском шоссе, после МКАД. Прямо у дороги, на опушке леса. Глушь. Хотя до Юго-Западной несколько километров, места полно, и более подходящего, на мой взгляд.
Нет, не чинясь, построили в глуши. Так и татары хотят, зачем мешать им?
Измельчали православные. С телевизорами воюют, татарами. Так и гибнет Земля Русская.

lena_bel

Нехорошо это, согласись.
Ислам не является доминирующей религией в Малом, посему не стоит выпячивать купола (или как там у них) своего храма выше всех строений города.

pita

У них минареты. Вроде как чем выше - тем лучше.

stm6662307

чем выше храм тем ближе к богу, я так понимаю

Nefertyty

останкинская телебашня очень близка

sever576

кто тебе сказал, что не стоит? почему российские граждане не могут построить себе культовое сооружение?
а если бы там только одноэтажные дома были, нельзя было бы выше их строить?

lena_bel

То, что место дорого спонсору - отмазка, причем какая-то уж слишком детская! Просто кто-то (возможно, что этот спонсор) зело хочет выебнуться!
Вид на АЭС - хер с ним, если только туда туристов не водят поглазеть на первую в мире АЭС.
То, что есть вероятность застройки хорошего места каким-нибудь говном - к сожалению, не могу не согласиться...
То, что народ в провинции по большей степени глуп - сам много раз сталкивался, хотя с телеком я тоже поборолся бы, если бы он у меня был, только каким-нть другим методом. Просто в городке внедрился стереотип после того, как пришло какое-то количество гробов из Чечни. Не земли жалко - стереотип срабатывает!
То, что не в центре города - этот холм - высокий, да и городишко - отнюдь не Москва, думаю, это понятно, так что не факт, что куполов и полумесяцев не будет видно из любой точки городка.

lena_bel

Там, полагаю, и так почти одни одноэтажные дома, дело не в этом. Мечеть будет доминировать над всем городком, нехорошо это, и вполне логично, что многим может не нравиться.

pita

Кому не понравится - пускай строят ещё более выдающийся православный храм.

TOXA

Знакомые румыны или молдаване есть? Спроси у них о смысле выражения "Вбить в чужом доме свой гвоздь"... Когда я своей тете рассказал о реальной ситуации в России, она сказала именно это.

TOXA

Смотри, вот ведь какая фигня... для психологического комфорта 40 человек хотят построить себе мечеть, а вот другие эн-десятков-сотен-может, даже тысяч, из-за этого спокойствия лишатся. Где логика?
Ислам очень интересная религия: там, где она появляется, мир и спокойствие исчезают, джихады какие-то начинаются и прочая херня. Вот почему, например, с бурятами проблем не возникает? А с мусульманами, как и с евреями, чтобы ужиться, требуется та самая терпимость? С калмыками проблем тоже нет, непонятно, чего это они во ВМВ за немцев подались...
А вот пришли мусульмане во Францию, с голоду им там подохнуть никто не дал, жилье дали, бабки для поддержания штанов дали- через некоторое время случился пиндык.
Пришли в Косово- через некоторое время- пиндык. Жили мы с чеченцами, дороги им строили, школы, больницы... вроде, мирно жили, бац, через некоторое время соседи-чеченцы стали в лучшем случае выгонять из домов соседей-русских, в худшем- единственное, что не жрать.
Почитай Библию...

Satellite

нет.

TOXA

Смысл выражения очень прост, лень набивать...
Смысл таков: есть чужой дом, и вот знакомый чел спрашивает "А можно в вашем доме, куда я хожу в гости, вобью гвоздик в стену, чтобы вешать свою одежду, когда буду у вас гостить?". Ему, естественно: "Вешай, не жалко". А дальше все просто: он приходит посмотреть, как там ЕГО гвоздь, не выдернули ли его, не загородили ли его шкафом каким и т.д. Т.е., вбив всего лишь гвоздь в стену, чел контролирует в значительной степени весь дом, а на резонное замечание "Чего это ты ведешь себя как дома?" может с полным правом ответить "А здесь гвоздь мой вбит, так что я тут тоже не с боку-припеку". Вот как-то так...
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: