Как истончить керамику?

Lenn

Добрый день уважаемый Доброфорум.
Есть технический вопрос, на который надеюсь кто-то тут поможет найти конструктивный ответ.
Есть скажем Керамическая пленка (100-350 мкм толщиной) на основе диоксида циркония производства ГНЦ РФ OНПП "Технология", т.е. весьма твердый, непроводящий, химически стойкий и тугоплавкий материал.

Как её истончить до толщины 10-20 мкм и получить несколько кусочков с линейными размерами хотя бы 50 на 50 мкм (желательно более) ? Всего нужно около 10 таких кусочков, но не только из диоксида циркония, но и некоторых других оксидных керамик.
Какие приемлемы для этого технологии (как на практике в Москве, так и в Мире)? Какое-нибудь ионное травление?

Valeryk

что советует производитель пленки?

alexshamina

Какое-нибудь ионное травление?
как раз твои праправнуки и сточат 1 микрон =)
тебе возможно подойдет что-то типа:
Logitech Tribo Chemo-Mechanical Polishing

Lenn

что советует производитель пленки?
ну то что он не делает менее 100 микрон говорит о том, что у него видимо или нет возможностей или спроса на такую продукцию.
Простая полировка думаю не пойдет тут.
Задача думаю по сложности сродни получению графенов.
Возможно подойдут классические методы изготовления шлифов, обычно применяемые в геологии. Но там типичная толщина более 30 мкм, мне же нужно в два-три раза меньше.
http://en.wikipedia.org/wiki/Thin_section
http://en.wikipedia.org/wiki/Ceramography

unlim7729

В порядке бреда...
Есть скажем Керамическая пленка (100-350 мкм толщиной)
... получить несколько кусочков с линейными размерами хотя бы 50 на 50 мкм (толщиной 10-20 мкм)

Т.е. толщины твоей плёнки достаточно для получения нужных размеров? А нельзя твои пластинки чем-нить нарезать/сколоть/накрошить? Какая там кристаллическая структура?
Ещё бы знать требования к полученным кусочкам. А то можно ж чем-нить раскрошить, а потом отсортировать подходящие.

tester1

тоже в порядке бреда: может, поцарапать одну пластинку другой, или чем-то более твёрдым (а есть такие материалы вообще? а потом на царапине искать нужные кусочки, они же мелкие нужны?
метод не прокатит, если более тонкие кусочки должны быть гладкие
Кстати, спроси у KI - он оптикой занимался, даже линзы сам вручную шлифовал, может, подскажет чего полезного.

spiritmc

> т.е. весьма твердый, непроводящий
Это оксид циркония-то у тебя непроводящий?
---
...Я работаю антинаучным аферистом...

Arthur8

найди где линзы или плоскопараллельные пластинки для оптики шлифуют, там наверное могут твою керамику засунуть в шлифмашинку и отшлифовать...

unlim7729

Ещё бредовые идеи :)
Щас модно зубные протезы делать из керамики на основе диоксида циркония. Есть технология такая даже CAD / CAM. Это когда сначала в компьютере 3d модельку делают, а потом фрезерный станок вырезает. Попробуй туда обратиться :) Правда у них там точность позиционирования не лучше 5 мкм. Ну и пластинки твои только на подложке можно сделать.
Огранка брильянтов! Наклеиваешь свою пластинку на подложку и шлифуешь. Если вовремя остановиться, то может на подложке и останется нужная тебе толщина :) Форумчанка batary в ювелирке шарит.
Можно ещё магнетронным распылением плёночки осадить. В НИИЯФе в 19 корпусе установка есть. Хз сколько времени потребуется на 10 микрон. И вообще мне кажется, проще сразу подходящую плёнку найти, чем из существующей что-то делать. Гуглишь статейки, где исследуются свойства тонких плёнок оксидов циркония и просишь авторов образцы тебе прислать.

Lenn

Можно ещё магнетронным распылением плёночки осадить.
Это не вариант, т.к. нужна пленка в свободном состоянии, а не на массивной подложке.
Да и не каждый элемент легко пылиться, а камеру ростовую застрать можно как пить дать.
Так что думаю единственный вариант это найти людей которые делают шлифы твердых минералов для просвечивающей оптической и электронной микроскопии. Всё таки заказ не такой массовый. Может тут есть кто-то с геологического?

Grass213

простой вариант - наклеить на плоскую подложку (стекло, например) и полировать на алмазной пасте или суспензии. Затем растворить клей в чем-либо для отделения пластинки. Правильный способ - ионный слайсер (ионное травление). Возможно и химическое травление, только нужно с режимами возиться. Как я понимаю, это препарирование для ПЭМ?

Arthur8

можно еще лазерной резкой пробовать разрезать на полоски

Lenn

Как я понимаю, это препарирование для ПЭМ?
нет не для ПЭМ, но видимо будет требоваться схожая технология пробоподтоговки, другое дело, что для ПЭМ часто достаточно просто тонкого клина, когда мне нужно как можно большая плоскопараллельность.
простой вариант - наклеить на плоскую подложку (стекло, например) и полировать на алмазной пасте или суспензии. Затем растворить клей в чем-либо для отделения пластинки.

Видимо так и придется поступить.

Lenn

лазерной резкой пробовать разрезать на полоски
не думаю что лазерная резка будет работать для кондовых термо и электро изоляторов с большой температурой плавления.

Arthur8

ну тогда плазменной резкой, но там точность никакая
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: