дело Лузина

lev-rechin

набрёл в википедии на http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EB%EE_%CB%F3%E7%E8%ED%E0
но так и не понял, за что Николаю Николаевичу устроили столько проблем?

seregaohota

Сергей Добрынин Реабилитация Лузина
В самом начале уходящего года Российская академия наук официально реабилитировала знаменитого российского математика первой половины прошлого века Николая Николаевича Лузина: было отменено постановление Президиума АН СССР от 5 августа 1936 года.
Политическая травля Лузина, которой он подвергся летом тридцать шестого года, — малоизвестный и неприятный эпизод в истории отечественной науки. Николай Лузин был основателем и главой Лузитании — московской математической школы, просуществовавшей с конца 1910-х до середины 30-х годов и ставшей альма-матер для многих величайших советских математиков, в том числе Колмогорова, Александрова, Новикова. Конфликт между Лузиным и его учениками Колмогоровым и Александровым развился в нехорошую и весьма опасную историю с заметками в газете «Правда», участием специальной комиссии АН СССР и обличительными письмами трудящихся. Александров при этом выступал главным обвинителем своего учителя. К счастью, карательная машина была вовремя остановлена, по некоторым данным, по личному желанию Сталина. Лузин даже не был исключен из Академии наук, отделался строгим выговором за «поведение, недостойное советского ученого», который надолго лишил его возможности работать в институтах высокого уровня.
Надо сказать, что Александров и Колмогоров имели основания для претензий к своему учителю. Насколько можно судить по воспоминаниям и документам того времени, Лузин препятствовал карьерному и научному развитию учеников, превзошедших уровнем таланта его самого. И все же в 1936 году все прекрасно понимали, чем может закончиться использование для решения конфликта административного ресурса. Формальная точка была поставлена спустя 75 лет, и для исторической памяти это очень важно.

tester1

Насколько можно судить по воспоминаниям и документам того времени, Лузин препятствовал карьерному и научному развитию учеников, превзошедших уровнем таланта его самого.
вот об этом было бы интереснее поподробнее почитать

bars70

был основателем и главой Лузитании
как в незнайке на луне

lev-rechin

> вот об этом было бы интереснее поподробнее почитать
+1, особенно не понятно, что как не крути, а у количество выдающихся учеников у Лузина просто зашкаливает, на кого не глянь - звезда, не мог же он их принудить самых одарённых быть именно его учениками?
кроме общих "мешает росту" ничего пока не нагуглилось ... может есть где-то тезисы обвинения Александрова?
ps: а что такое А-множества, с которыми работал Суслин? тоже толком не нашёл про них, их во что-то переименовали?

Irina_Afanaseva

а что такое А-множества, с которыми работал Суслов? тоже толком не нашёл про них, их во что-то переименовали?
их придумал Александров и назвал в честь себя "Аналитическими" (он сначала ввел "А-операцию", чтобы получить из замкнутых, но потом оказалось что это непрерывные образы польских)
их больше чем борелевских но меньше чем универсально измеримых (т.е. относительно пополнений любых борелевских мер в частности меньше чем измеримых по Лебегу

tester1

это всё на прямой или в любом достаточно богатом топологическом пространстве?

Irina_Afanaseva

в польском

tester1

спасибо
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: