[биологам] О журнале наблюдений за птицами.

Irenas

Есть камера в гнезде синицы. Выглядит . Монитор в классе биологии школы. На днях птица сила на яйца, а у школьников сегодня заканчиваются праздники. Планируется, что с завтрашнего дня они будут смотреть и записывать. Собственно вопрос: как смотреть, и что записывать?
Если конкретизировать, то хочется им поставить набор вопросов и заданий. Сейчас видится примерно такое:
- сидят ли самец и самка на яйцах почередно или только один из них? Если оба, научиться отличать самца от самки. Кормит ли второй того, кто сидит, как часто? На какое время яйца оставляют без присмотра? Переворачивают ли яйца, как часто? Сколько яиц, через какие интервалы времени появляются?
- Про птенцов: сколько кормежек в час, чем кормят, отличается ли поведение у появившихся раньше от тех, кто позже?
Подскажите, пожалуйста, удобный формат записи наблюдений. Дополните список вопросов и параметров, которые надо отслеживать. Ссылки на литературу и методики будут оценены особо.

alextim

- сидят ли самец и самка на яйцах почередно или только один из них? Если оба, научиться отличать самца от самки. Кормит ли второй того, кто сидит, как часто? На какое время яйца оставляют без присмотра? Переворачивают ли яйца, как часто? Сколько яиц, через какие интервалы времени появляются?
- Про птенцов: сколько кормежек в час, чем кормят, отличается ли поведение у появившихся раньше от тех, кто позже?
+ кого в первую очередь кормят родители (на примере мухоловок выяснилось, что того, кто громче всех орёт и активнее просит, то есть обычно "альфу", вылупившегося первым, а не всех птенцов по очереди)
+ можно учесть временной параметр всех перечисленных событий (если есть такая возможность). То есть: со скольки начинаются вылеты родителей (одного или обоих) из гнезда и во сколько заканчиваются (например, начинают ближе к шести утра и заканчивают около девяти вечера зависит ли поедающая активность птенцов от времени суток (вдруг вычислится "тихий час").
Есть мнение, что самца от самки фиг отличите при таком разрешении. Хотя попробовать можно.
"Чем кормят" - я бы расширила в направлении типа поедаемого объекта (если удастся определить: пауки, мухи, гусеницы, дождевые черви, семечки, наконец) и/или хотя бы калибра (например, по наибольшему параметру еда меньше 3 мм, от 3 до 5 мм, от 5 мм до 1 см, больше 1 см).
P.S. Вообще аналогичная работа выполнялась в рамках звенигородской полевой практики биофаковцами первого курса. Только камеры там не было, народ просто сидел и наблюдал за дуплянкой почти круглосуточно. Много интересного и неизвестного ранее выяснили :)

Irenas

Спасиб!
А сохранились записи или методики звенигородской работы? Глянуть бы.
Еще вопрос: как грамотно вести журнал, чтобы потом читался легко и статистика выбиралась наглядно?
Картина "4 яйца".

alextim

как грамотно вести журнал, чтобы потом читался легко и статистика выбиралась наглядно?
Промптов рекомендует картотечный способ представления наблюдений. Форма карточки может отличаться от предложенной (если наблюдения ведутся только за одной парой конкретного вида, угнездившейся в чётко определённом месте, каждый раз это отмечать не имеет смысла).
Карточки (=события наблюдений) можно сортировать по дате, временному промежутку (времени суток погоде, типу и особенностям события... Подсчитывать число карточек нужного "сорта" проще, чем каждый раз перелопачивать журнал наблюдений, если только этот журнал ведётся традиционно, а не в электронном виде.
Таблица Ёxel'я многое решает. Одна строка = одна карточка.

Irenas

Сделали трансляцию:
1) прямая ссылка: http://www.rutube.ru/tv/bio3/
2) то же на своей страничке bio3.ru.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: