Эрих Фромм Иметь или быть

gloss

коллеги, у кого-нибудь есть краткие познавательные материалы по Фромму? конкретно интересует творение "Иметь или быть".
я, конечно, могу ее прочитать целиком, но тогда на дюжину билетов просто не останется времени.
всем спасибо :)

k11122nu

Вряд ли это поможет тебе сдать экзамен по философии, но вот:

gloss

спасибо, прочитаю!

zhichin

Эрих Фромм (1900 - 1980) - философ, психолог-неофрейдист. Считается, что его идеи являются синтезом марксистских и фрейдистских идей. Свое учение Ф, называл "гуманистическим психоанализом". Он выдвинул проект создания «здорового общества» на основе психоаналитической социальной и индивидуальной терапии.
Одна из основных проблем в философии Ф. – проблема свободы. Основная идея работы «Бегство от свободы»: человек боится свободы, потому что свобода – это ответственность (за свою жизнь, хотя бы). Он попросту не знает, что с ней делать, поэтому стремится от нее избавиться. Основные механизмы бегства от свободы следующие: авторитаризм (садизм (активное слияние с объектом через его подчинение) и мазохизм (стремление подчиняться и зависеть от объекта разрушительность (полная ликвидация объекта политика соглашательства. Человек стремится к «свободе от» (чего-то но не умеет или не желает использовать «свободу для» (чего-то).
Вторая проблема – проблема биосоциального существования человека. Человек – это часть природы, которая осознает свою отчужденность от нее. Преодоление отчужденности может быть достигнуто регрессивным способом: сумасшествием или обращением к авторитарным религиям. Главная добродетель авторитарной религии – послушание, главный грех – неповиновение. Прогрессивное решение заключается в достижении гармонии посредством полного развития всех человеческих сил, человечности и обращением к гуманистическим религиям. Гуманистическая религия сосредоточена на человеке и дает ему веру в собственные силы. Ее основные ценности – любовь к ближнему и самому себе.
«Иметь или Быть». Обладание и бытие - два основных способа существования человека. Быте – это свобода, развитие, активность и продуктивное использование своих способностей, стремление отдавать и умение брать. По принципу бытия жили духовные Учителя человечества – Будда и Иисус, например, которые пропагандировали полный отказ от имущества.
В современном обществе потребления высшей целью является обладание. Чтобы кем-то быть, нужно как можно больше всего иметь. Человек – никто, если он ничего не имеет. Ориентация на обладание – характерная особенность западного индустриального общества, в котором главный смысл жизни состоит в погоне за деньгами, славой, властью. При существовании по принципу обладания отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом обладания, в стремлении превратить все и всех в свою собственность.
Как проявляются эти способы существования в обычной жизни.
Речь. О: "у меня есть проблема". Б: "я обеспокоен".
Обучение. О: Студенты ходят на все лекции, старательно записывают каждое слово, к экзамену зубрят «от сих до сих», учатся ради оценок и престижа. Или по системе «Зазубрил, Сдал, Забыл». Содержание лекции не становится частью их собственной системы мышления, не расширяет и не обогащает ее. Студент становится обладателем коллекции чужих высказываний.
Б: Лекции слушают с интересом, новая информация стимулирует их собственные размышления. Все то, о чем говорит лектор, они сопоставляют с жизнью. На каждого из таких студентов лекция оказывает определенное влияние, в каждом вызывает какие-то изменения.
Власть. Б: "Излучают" власть, не нуждаются в том, чтобы приказывать, угрожать и подкупать, их власть признается на основе их авторитета. О: компетентность власти переносится на олицетворяющие ее мундир или титул.
Любовь. О: стремится лишить объект своей "любви" свободы и держать его под контролем. Б: проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик.
Ф. разделяет характеры, ориентированные на бытие (продуктивные) и на обладание (непродуктивные: потребительский, эксплуататорский, накопительский и рыночный).
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: