Профессор Малышевский: нужна ли современному обществу наука?

electricbird

июля 2004
membrana.ru
Вопрос может показаться странным, а ответ на него напрашивается банальный, как колесо — ну, конечно, наука современному обществу нужна! Но давайте подойдём к ответу на этот вопрос не по привычке, а рассмотрим проблему со здравой и, может быть, несколько циничной точки зрения.
Прежде всего, определимся с терминологией. Говоря о "науке" я буду иметь в виду только "систему знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления". За скобками оставляю технику и высокие технологии, которые не формируют новую "систему знаний", а лишь эксплуатируют существующую.
Тезис, который я попробую здесь обосновать, состоит в том, что развитие науки в классическом и ортодоксальном понимании этого слова, а именно, как формирование "системы знаний", сегодня современному обществу не нужно.
Оно общество тяготит. Оно отвлекает ресурсы от решения задач по выживанию огромных сообществ людей. Оно не в состоянии решить (хотя наука и не должна этого решать) глобальных проблем человечества, решение которых требуется "здесь и сейчас".
Я имею в виду, прежде всего, проблемы производства и потребления энергии, проблемы обеспечения целых континентов продуктами питания и пресной водой, проблемы загрязнения окружающей среды, и многие другие, о которых пишут каждый день газеты, говорят умные и продвинутые телеведущие.
Как это ни печально, но сегодня наука нужна только тем, кто в ней работает (в том числе, простите, и мне). Но и это лишь потому, что она пока даёт возможность получать за свой ненужный (а точнее, нужный для очень узкого круга коллег но очень изнуряющий труд маленький кусочек от общего пирога, испечённого законопослушными гражданами налогоплательщиками.
Меня самого эта мысль не вдохновляет, и я бы с ней не согласился, если бы не объективные реалии современной жизни, которые каждый раз её подтверждают. Но давайте об этом и о другом по порядку.
Немного истории или зачем генералам знать массу нейтрино?
Занятия науками было всегда уделом богатых. Сначала богатых людей, затем богатых мегаполисов, а сегодня — богатых государств.
Только состоятельные люди в богатом обществе могли себе позволить размышлять "О природе вещей", а не думать о хлебе насущном.
Занятие науками было при этом личным выбором, а вовсе не социальным заказом. Могущественные короли содержали при своих дворах звездочётов и алхимиков не для формирования "системы знаний", а для предсказания судьбы и добычи "философского камня".
Первые учебники по мирозданию были написаны, по-видимому, Птолемеем. В своих книгах по астрономии, географии и оптике он дал обобщённый свод знаний своего времени.
Александрийская научная школа, ярким представителем которой и был Птолемей, перестала существовать после 640 года, когда во время завоевания Александрии арабами сгорела знаменитая Александрийская библиотека.
В 1428 году великий внук Тимура, правитель Самарканда и глава династии Тимуридов, Улугбек построил лучшую по тому времени обсерваторию. Обсерватория просуществовала всего лишь 21 год, и после убийства Улугбека религиозными фанатиками была разрушена ими до основания.
А через сто лет король Фридрих II по ходатайству датского астронома Тихо Браге построит первую в Европе обсерваторию "Ураниборг". На строительство обсерватории король израсходует "больше бочки золота" (это около полутора миллионов долларов).
Но и эта обсерватория не долго просуществует и будет сожжена вместе со всеми астрономическими инструментами во время боевых действий.
Эти небольшие исторические примеры, на мой взгляд, наглядно демонстрируют то, что формирование "системы знаний" (читай — развитие науки) всегда происходило вовсе не по заказу общества, а вопреки нему.
Общество в лице королей, а сегодня — президентов, министров и различных фондов не заказывают, да и не в состоянии заказать то, что неизвестно — новые знания.
Формирование заказов на научные исследования происходило и происходит сегодня по порочной, но единственно возможной схеме — они (государство и общество) финансируют научные программы и разработки, а мы (учёные) выдаём внедрённый в народное хозяйство результат.
В описанных исторических примерах внедрённым результатом был долгосрочный астрологический прогноз вместе с рецептом получения "золота из навоза".
А сегодня для обозначения такого результата даже термин специальный появился — "инновационный потенциал научной разработки", который на русском языке просто означает возможность немедленного внедрения результата научной работы в хозяйственную деятельность и получение прибыли.
Всё это хорошо и даже замечательно, но к формированию "системы знаний" не имеет абсолютно никакого отношения. Формирование "системы знаний" происходит как бы между прочим и является побочным и невостребованным (конечно, до поры до времени, но об этом чуть ниже) продуктом "инновационных исследований".
И противоречие здесь неустранимое, на уровне фундаментальной закономерности — научные исследования, проводимые небольшими коллективами, всегда опережают развитие интеллектуального потенциала остальной части общества, и именно поэтому остаются невостребованными.
А представители научного сообщества, оформляя заявки на финансирование, лукавят, так же как лукавил Тихо Браге, советовавший Фридриху II построить обсерваторию якобы для более точных астрологических прогнозов, но на самом деле понимавший, что эта обсерватория нужна для получения новых знаний об устройстве мира.
Не думаю, что Фридрих II спал бы спокойней, став приверженцем гелиоцентрической системы.
Что такое наука сегодня? Времена великих одиночек, таких как Ломоносов, Фарадей или Максвелл, прошли давно. Современная наука сегодня — это огромные коллективы, оснащённые масштабными установками и оборудованием, пожирающими из бюджета своих государств немалые ресурсы.
Многим достижениям в формировании современной "системы знаний" мы обязаны совместным вкладом бюджетов нескольких стран в научный поиск. Масштабность и энергетические затраты на получение новых знаний не по силам уже одному государству.
Можно привести анекдотичный пример, когда ученые в 1980-х годах получали громадное финансирование на разработку систем связи между атомными подводными лодками с использованием потоков нейтрино (нейтрино — это такая элементарная частица, предсказанная Паули и открытая в 1930-х годах, которая может свободно пройти сквозь Земной шар).
Специалистам понятно, что сделать это невозможно — слишком слабо взаимодействует нейтрино с веществом. Но учёным надо было определить, есть ли у этой частицы масса, или она точно равна нулю. От этого зависела судьба создаваемой тогда картины мироздания.
Так вот, генералам, определяющим финансирование проекта, и была предложена "инновационная идея" о создании приёмо-передающих устройств, работающих не на радиоволнах, а на нейтрино, которые свободно проходят сквозь Земной шар, например, из Тихого океана в Атлантический.
Устройство, понятное дело, не сделали, а вот массу нейтрино померили. Ресурсы были отвлечены немалые, учёные любопытство своё удовлетворили и сказали генералам, что масса у нейтрино если и есть, то очень маленькая, меньше чем 10-32 граммов. Но к тому времени, и президент поменялся, и генералы на пенсию ушли.
И вот здесь возникает разумный вопрос — а так уж нам необходима такая наука, для того чтобы строить пароходы, летать в космос и разговаривать по мобильному телефону (в том числе и из подводной лодки)?
Так уж необходима такая наука обществу, для того чтобы создавать новое оружие для защиты не совсем понятных ему интересов своих "государств"? И так уж необходимо обществу сегодня тратить колоссальные средства на расширение "системы знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления", знать особенности субатомного мира и открывать новые законы природы, которые по силам понять лишь самим открывателям?
Зачем генералу платить свои генеральские за то чтобы узнать массу нейтрино?
Правило "100 лет"
Легенда гласит, что после доклада в Лондонском королевском обществе в 1813 году об открытии закона электромагнитной индукции Майклу Фарадею одним из Сэров был задан вопрос: "А какой толк для нашего общества от вашего открытия?".
На что умудренный Фарадей ответил: "Подождите, пройдёт сто лет, и вы моё открытие обложите налогами". Сегодня мы не мыслим нашей жизни без электроэнергии, производство которой основано на "системе знаний", установленной Фарадеем.
Мы немало платим за неё, а её производители платят налоги на полученную прибыль. Предсказание не только сбылось, а констатировало существующую закономерность во взаимоотношениях науки и общества во времени — правило "100 лет"!
Действительно, можно привести аналогичный пример с открытием Антуаном Анри Беккерелем в 1896 году явления радиоактивности, без которого сегодня (опять-таки через сто лет) немыслимо существование целых отраслей народного хозяйства (медицина, атомная энергетика и прочие) практически во всех странах и на всех континентах (и которые тоже платят налоги).
Сегодняшние достижения в разработке квантовых компьютеров и нанотехнологиях целиком и полностью обязаны той самой "системе знаний" — квантовой механике, которая была создана тоже почти сто лет назад совершенно небольшой группой учёных, имена которых можно пересчитать по пальцам одной руки.
Американским физическим обществом и Юнеско следующий 2005 год объявлен годом физики. Ровно сто лет назад, в 1905 году, появилась первая статья одного человека, которая называлась "Zur Elektrodynamik der bewegter Korper" ("К электродинамике движущихся тел" и которая перевернула существовавшие представления об устройстве мира, о времени и пространстве.
Имя этого человека — Альберт Эйнштейн. Сегодня, то есть через сто лет, "система знаний", начало которой дал Эйнштейн, не только пополняет бюджеты разных стран в виде налоговых отчислений, но и стала просто мировоззрением большинства.

Фарадей был прав. Подождите сто лет. Но подойди мы в его время с сегодняшней меркой оценки эффективности научных разработок, "инновационный потенциал" во всех этих примерах был бы просто равен нулю.
Теперь зная это правило "100 лет", я смею утверждать, что сегодняшнему, озабоченному проблемами выживания, обществу не нужна "система знаний", которая, может быть, будет востребована через сто лет.
И только богатое общество (а какое общество сегодня богато? имеющее у своего руля просвещённых руководителей (а бывают ли такие? может потратить свои ресурсы на неизвестную ещё "систему знаний".
Но в условиях существующего системного кризиса, и нерешённых глобальных проблем, упомянутых выше, богатого общества сегодня нет ни на одном континенте.
И в ближайшие сто лет ситуация вряд ли изменится, если только "золотой миллиард" нашего земного населения не узурпирует окончательно доступ остальных к жизненным ресурсам планеты, и исключительно для себя и своих потомков займется пополнением "системы знаний".
Перепроизводство в "системе знаний"
Быстрое развитие науки уже привело к отрицательным последствиям. Это и нагромождение неиспользуемой информации, и большой разрыв между тем, что делается в научных лабораториях и тем, чему учат в школе, и появление нового типа профессионального учёного-карьериста, ставящего науку на службу собственным интересам, и очень малая эффективность в исправлении вреда, нанесённого природе неумелым "научно-техническим прогрессом".
Налицо все черты кризиса перепроизводства "системы знаний". Откройте современные школьные учебники по естествознанию. Вы не увидите там ни слова о "системе знаний", которая формировалась несколько десятилетий назад.
Структура микромира, "великое объединение" взаимодействий в природе, квантовая телепортация и достижения в астрофизике. Старый и добрый учебник Пёрышкина по физике в трёх томах сегодня более современен, чем нынешние.
Логика проста — нет "инновационного потенциала" у этой "системы знаний", и нет нужды забивать этим голову детям. А детям этих детей жить через сто лет на нашей земле.
Общество не хочет их готовить к жизни в соответствии с правилом "сто лет". Потому что у него нет времени, и оно не может (хотя, возможно, хочет) ждать сто лет.
А вот у астрологических предсказаний "инновационный потенциал" сегодня как никогда высок. На все лады колдуют, привораживают и отвораживают, снимают порчу всякие маги и экстрасенсы. Можно назвать это кризисом разума.
Наш главный враг сегодня — поразившая общество болезнь невежества из-за перепроизводства "системы знаний", которая более не воспринимается обществом.
Напрашивается аналогия со ступором при сильном эмоциональном возбуждении — торможение нервной системы на поступающий поток информации.
Уроки истории и добывавшиеся в течение веков знания забываются. Учёные и профессионалы уходят и замещаются дилетантами, у которых не было за душой какой-либо теории или выстраданного учения.
Развитие общества не поспевает за формированием новой "системы знаний". Возникает громадный провал между меньшинством, формирующим эту самую "систему знаний" и остальным большинством, не в состоянии воспринять её.
В отличие от объективных обстоятельств, о которых я сказал в предыдущем разделе, это является мощным субъективным фактором, отторгающим общество от науки.
О нравственности и духовности
Попробую ответить ещё на один важный вопрос — способствует ли само по себе занятие наукой воспитанию нравственных качеств, так важных для развития общества, для его просвещенного структурирования?
Смею утверждать, что история развития науки и общества не даёт возможности установить какую-либо связь между этими двумя категориями — наукой и нравственностью.
Да и вообще сомнительно, чтобы существовали профессии, способные лишь фактом своего существования переделывать чертей в ангелов и ведьм в монахинь. А подлецов и мошенников в научной среде не меньше, чем, например, в банковской или жилищно-коммунальной.
Наш замечательный писатель Лев Успенский (создавший когда-то вместе с Я. Перельманом в Ленинграде известный Дом занимательной науки) говорил, что лишь профессии палачей и проституток были (и остаются) такими, да и здесь существует дилемма о причинно-следственной связи — либо профессия началась с порока либо порок с профессии.
То есть, и здесь сегодняшняя наука не в состоянии ни на что повлиять.
Кладбище динозавров
Первооткрыватель крупнейшего из известных кладбищ динозавров в пустыне Гоби, писатель Иван Ефремов в одном из давних интервью "Литературной газете" сказал, что уже сегодня существуют основания для прекращения научных исследований.
"Усложнения научных исследований, особенно в физике и химии, поглощают значительную часть общественного дохода. Чтобы не превратить науку в экономическое бедствие, вероятно, надо соразмерять её вклад в достижение счастья людей со средствами, потраченными на неё.
Это трудно, но достижимо, если наука сумеет вновь заслужить доверие, которая она уже начала терять именно в вопросе человеческого счастья".
Не могу согласиться с этой мыслью в части человеческого счастья.
Счастья от науки в том понимании этого слова, которое я очертил выше, придёт к нам не раньше чем через сто лет — нас уже не будет в этом мире.
Не прибавится человеческого счастья и от понимания природы вакуума, и от открытия новых элементарных частиц.
Счастливы будут лишь те немногие, которые достигли очередного понимания устройства мира, но таких единицы.
И счастливы они будут лишь потому, что в силу своей генетической предрасположенности не могут жить без ощущения понимания природы. Таких, повторюсь, единицы, и они будут появляться всегда, пока существует человечество.
А обществу надо прилагать усилия для более эффективного использования существующей "системы знаний", для решения на её основе своих проблем.
Пусть не будут построены новые и дорогие ускорители и коллайдеры для раскрытия тайн микромира, пусть будут сняты с орбиты дорогие телескопы для наблюдения за далёким космосом. Трагедии не произойдёт.
А вот если будет утеряна "система знаний", которая формировалась последние сто лет, тогда и произойдет трагедия. И вполне возможно, что через миллион лет (а может и раньше представителями следующей новой цивилизации, будет открыто другое кладбище, но уже не динозавров.
И задача общества сегодня сохранить (я не говорю приумножить — это обществу сегодня не под силу) во имя своего собственного спасения то, что сделали его лучшие представители.

Dr_Jones

если единственная мысль этого текста - давайте больше денег на науку, то его надо в сосаити постить , а не тут.

electricbird

нет, такой мысли в этом тексте нет вовсе.

ALEKS67

Совсем наоборот --- давайте не будем давать деньги науке!

dalcaev

Там основная мысль такова: "Если общество не поспевает за наукой, но нах нам наука?" Кто бы спорил, что эконоически выгоднее создать новый крем от морщин, чем новый космический телескоп... ДА вот только с таким подходом нет дальнейшего развится... Тем более что "принцип 100 лет" сейчас уже вырождается в принцип 10 лет
По закону (?) общий объем информации удваивается сейчас каждые 5 лет, причем этот процесс равноускоренный. Автор же статьи предлагает остановиться и перевести дух

stat52349

Не без иронии написано.

Rumata

Ну я скорее понял основную мысль так, что если общество будет тратить столько же денег, сколько и раньше, на науку, которая даст отдачу только через 100 лет, то человеческая цивилизация может не дожить до этого срока из-за глобальных проблем (как то экология и т.д. которые нужно решать прямо сейчас. Правда в связи с чем сюда примешана "нравственность и духовность", я не понял...
PS: Насчет 10 лет не уверен что это относится ко всем направлениям исследований - для меня вопрос, смогут ли воспользоваться хиггсовским бозоном (даже если его откроют) даже через 100 лет...

dalcaev

если общество будет тратить столько же денег, сколько и раньше, на науку, которая даст отдачу только через 100 лет, то человеческая цивилизация может не дожить до этого срока из-за глобальных проблем (как то экология и т.д. которые нужно решать прямо сейчас.

Глобальные проблемы были всегда, и причем тут наука - не особо понятно
Насчет 10 лет не уверен что это относится ко всем направлениям исследований

Это в любом случае не ко всем направлениям относится. Та же астрономя будет востребована довльно не скоро...

Rumata

Развитие общества не поспевает за формированием новой "системы знаний". Возникает громадный провал между меньшинством, формирующим эту самую "систему знаний" и остальным большинством, не в состоянии воспринять её.

И такое впечатление что политика в области образования в России в последние годы нацелена на то, чтобы подтвердить справедливость этого тезиса.
[Бруно Понтекорво] (итальянский физик, живший с 1950 года в СССР) рассказывал, что однажды заблудился (в окрестностях Дубны?) и добрался до дому, только подъехав на тракторе. Тракторист, желая быть любезным, спросил: "А чем вы там в Институте в Дубне занимаетесь?" Понтекорво честно ответил "нейтринной физикой".
Тракторист был очень доволен беседой, но заметил, похвалив русский язык иностранца: "Всё же у Вас сохраняется некоторый акцент: физика не нейтринная, а нейтронная!"
Рассказывая в Италии эту историю, Понтекорво добавил: "Я надеюсь дожить до того времени, когда уже никто не будет путать нейтрино с нейтронами!"
Докладчик в Академии Линчеи, в Трудах которой я (пишет В.И. Арнольд) прочёл всё вышеизложенное происшествие, комментирует это так: "Сейчас мы можем уже сказать, что предвидение Понтекорво исполнилось: теперь уже никто не знает не только что такое нейтрино, но и что такое нейтрон!"
http://vivovoco.nns.ru/VV/PAPERS/ECCE/ARNOLD.HTM

Rumata

Да нет, я не поддерживаю тезисы статьи, я просто сформулировал ее основную идею (как сам ее понял). Проблемы я думаю реальны, но наука - скорее дает надежду их решить. А вот расходы на что я бы урезал (будь моя воля) - так это расходы США (в первую очередь) на военщину. Эта страна, сосущая соки со всей планеты выполняет еще и роль жандарма (что впрочем вполне логично).

karim

вообще говоря примеры притянуты за уши
можно вспомнить хотя бы открытие антибиотиков и когда человечество почувствовало пользу
100 лет назад на научные исследования денег тратилось гораздо меньше, вот и отдача соответствующая
сейчас же и денег больше, и ученых, так что польза быстрее до масс доходит

Rumata

польза быстрее до масс доходит

Согласен, особенно заметно это в биологии. Но автор вроде больше пишет о физике, об ускорителях. Конечно, их строительство и эксплуатация весьма затратны, и возможно здесь есть проблемы морального толка (насколько ученые вправе претендовать на общественные деньги для таких исследований при нерешенности социальных проблем).

karim

биологические исследования практически невозможны без физических методов
так что все взаимосвязано

spiritmc

Боюсь, что многие не до конца понимают, что физика состоит не
только из ядерной и высокоэнергетичной.
---
"Математик может говорить, что ему хочется,
но физик должен, хотя бы в какой-то мере, быть в здравом рассудке."
Дж. В. Гиббс

Dr_Jones

на самом деле фундаментальная - только из высокоэнергитичной.

Dr_Jones

маза. вы все не поняли что хотел сказать автор.

nedanna

Автор просто написал заказную статью. Чтобы объяснить нам, быдлу, что наука, вроде как и ни к чему. Что пЫво гораздо полезнее, и от него на душе легче.
Правда, его доводы резко расходятся с фактами, которые наблюдаются на практике. А именно, что, например, в США научный бюджет в несколько раз превышает бюджет всей России. Можно сказать, конечно, что это для них ерунда, однако , в отличии от российской администрации, американцы деньги считать умеют, и "просто так" тратиться ни на что не будут. Ну а дальше надо напрячь извилины и подумать - а зачем все же они столько тратят на науку? И что было бы, скажем, с Россией в 60-х годах, если бы Сталину не приспичило вложиться в фундаментальные исследования по ядерным проектам? Вот Гитлер, например, не понял важности этого вопроса.

avgustinka

Ядерные исследования -- это как раз не наука в определении автора статьи. Это
высокие технологии, которые не формируют новую "систему знаний", а лишь эксплуатируют существующую
Я не спорю, конечно, во время создания всяких бомб много чего интересного узнали, но это скорее побочный эффект.
Не исключено, что американцы умеют считать деньги лучше наших, но их администрация разбирается в таких делах не намного больше. Так что там учёные всё время рекламируют свои результаты, чтоб выбить ещё денег. И не брезгуют поддерживать общественные заблуждения и безграмотность для своих низменных (или высоких -- это уж как посмотреть) целей.

Dr_Jones

я так не думаю.

stm7543347

Я, кстати, слышал байку, что ядерные исследования для Германии закончились после того, как один участник норвежского сопротивления по имени Тур Хейердал, со товарищи, уничтожил полностью хранилище тяжёлой воды...

natunchik

Ядерные исследования -- это как раз не наука в определении автора статьи. Это
высокие технологии, которые не формируют новую "систему знаний", а лишь эксплуатируют существующую
не спорю, конечно, во время создания всяких бомб много чего интересного узнали, но это скорее побочный эффект.

Ха! Че-то ты совершенно не в курсе по ходу, что нужно знать, чтобы сделать ядерную бомбу.
Если ты не знаешь, что у атома есть ядро, то тебе даже в голову не придет, что эти ядра могут сливаццо.
Не говоря уже о том, что для _численных_ оценок необходима уже квантовая механика хотя бы немножко.
Это - новая система знаний, а без нее атомную бомбу еще построить можно, наверное, а вот АЭС - уже нет.
Кстати! Квантовая механика! Прекрасный пример абстрактной математической модели, которая полвека назад отвечала на "никому не нужные" вопросы типа почему электрон не падает на ядро. А, еще обоснование фотоэффекта дала. Это уже полезно, наверное. Типа, фотоэлементы, цифровые камеры, все такое. А сейчас толщина затвора в транзисторе процессора - меньше 10 атомов. И электроны сквозь него туннелируют, что в рамках классической физики невозможно. И, если бы у нас была бы только классическая физика, то процы перестали бы ускоряться а память увеличиваться лет эдак пять назад, когда несчастные инжинеры развели бы руками и сказали, что они не понимают, почему это не работает.
ЗЫ: кг/ам!

avgustinka

Ну ты фигню сказал.

Dr_Jones

в каком месте ?
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: