Методика изучения буддизма

dimas922

Расскажите, плз, методику изучения этой религии.
Желателен список литературы для человека (меня) с нулевыми знаниями о ней.
Начиная от простого и ясного изложения (без терминологических вывертов до серьёзных исследований.
Цель-прагматический интерес.

rivenandko

Честно говоря, даже не знаю, что тебе из всего этого посоветовать, т.к. я буддизм не изучаю. Попробуй начать с учебника "История религии. В 2 т. Т. 2. Учебник / Под общ. ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высшая школа, 2002." А потом возьмешься за эти списки. Они, кстати, были рекомендованы к семинару по буддийской антропологии.
Источники:
Арья Шура. Гирлянда джатак, или сказания о подвигах бодхисатвы.
Ашвагхоша. Жизнь Будды. М., 1990.
Буддизм. Четыре благородные истины. М., 1999.
Васубандху. Абхидхармакоша. (Энциклопедия Абхидхармы). Т. 1. М., 1990. Т. 2. М., 2001.
Вопросы Милинды. М., 1989.
Дхаммапада. М., 1960.
Джатаки. М., 1979.
Сутта-нипата. М., 2001.
Вопросы Милинды. М., 1989.
Элиаде М. Священные тексты народов мира. М., 1998.
Литература:
Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., 2001.
Бонгард-Левин Г. М. , Ильин Г. В. Индия в древности. М., 1985.
Буддийский взгляд на мир. СПб., 1995.
Буддизм. Словарь. М., 1992.
Введение в буддизм. СПб., 1999.
Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб., 1999.
Икэда Д. Мой Будда. Земной путь Шакьямуни. М., 1994.
Классическая буддийская философия. СПб., 1999.
Концевич И.М. Православие и буддизм. М., 1994.
Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М., 1983.
Корнев В.И. Буддизм: теоретический курс авторизованного изложения. М., 1993.
Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1983.
Лестер Р.Ч. Буддизм.// Религиозные традиции мира. Т.2. М., 1996.
Лосский Н.О. Христианство и буддизм.// Христианство и индуизм. М., 1992.
Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм. М., 1994.
Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия.// Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994.
Лысенко В.Г. Будда как личность или личность в буддизме.// Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М., 1993.
Прот. А. Мень. История религии. Т. 3. У врат молчания. М., 1992.
Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. М., 1995.
Ольденбург С. Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни. // Наука и религия. 1990, № 1 – 2.
Основы буддийского мировоззрения: Учебное пособие для гуманитарных вузов. М., 1994.
Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М., 1991.
Рокотова Н (Рерих Е.И.). Основы буддизма. Улан-Удэ, 1991.
Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000.
Учение Будды. – Токио, Москва, 1992.
Ясперс К. Будда.// Западная философия: итоги тысячелетия. Екатеринбург, Бишкек, 1997.
Источники:
Антология мировой философии. Т.1. Ч.1. М., 1969.
Алмазная сутра.// Наука и религия. 1991, № 8-12. // Элиста, 1993.
Ангарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993.
Бай юй цзин (Сутра ста притч). М., 1986.
Избранные сутры китайского буддизма. СПб., 1999.
Буддийский канон (Саддхармапундарика-сутра. – Лотосовая сутра в изложении). // Религии мира. Пособие для учителя. М., 1994.
Сутра о Бесчисленных Значениях. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Сутра о Постижении Деяний и Дхармы Бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость. М., 1998.
Далай-лама XIV. Буддизм Тибета. М., 1991.// Буддизм: четыре благородные истины. М., 1999.
Карма Агван Йондан Чжамцо. Светоч уверенности. Введение в тибетские тантры. СПб., 1993.
Ринчендуб Будон. История буддизма. СПб., 1999.
Тибетская Книга мертвых. М., 1998.
Тибетская книга о великом освобождении или достижение нирваны путем познания ума. Самара, 1998.
Чокьи Нима Ринпоче. Путеводитель по жизни и смерти. СПб., 1995.
Шантидева. Путь Бодхисаттвы (Бодхичарья-аватара). СПб., 1999.
Железная флейта. 100 коанов дзэна.// Буддизм: четыре благородные истины. М., 1999.
Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма.// Буддизм: четыре благородные истины. М., 1999.
Элиаде М. Священные тексты народов мира. М., 1998.
Литература:
Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1988.
Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990.
Берзин А. Тибетский буддизм: история и перспективы развития. М., 1992.
Буддизм: история и культура. М., 1989.
Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990.
Буддизм. Словарь. М., 1992.
Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.
Великий йог Тибета Миларепа. Самара, 1998.
Давид-Неэль А. Мистики и маги Тибета. М., 1991.
Дандарон Б.Д. Мысли буддиста. «Черная тетрадь». Письма о буддийской этике. В 2 т. СПб., 1997.
Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб., 1994.
Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1997.
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987.
Кочетов А.Н. Ламаизм. М., 1973.
Кузнецов Б.И. Древний Иран и Тибет: История религии бон. СПб., 1998.
Ламаизм в Бурятии ХУШ – начала ХХ века. Новосибирск, 1983.
Михалев А.А. Отношение «мир – человек» в хинаяне и махаяне.// Бог – человек – общество в традиционных культурах Востока. М., 1993.
Мещеряков А. Н. Древняя Япония. Буддизм и синтоизм. М., 1987.
Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. Элиста, 1993.
Психологические аспекты Буддизма. Новосибирск, 1986.
Репс П. Плоть и кости дзэн. // Буддизм: четыре благородные истины. М., 1999.
Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991.
Тантрический буддизм. М., 1999.
Тибетская йога и тайные учения или семь книг о мудрости Великого Пути. Самара, 1998.
Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984.
Цибиков Г.Ц. Избранные труды. В 2 т. Новосибирск, 1991.
Щербатской Ф.И. Философское учение буддизма. // Восток-Запад. М., 1989.
Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.
Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. В 2 т. СПб., 1995.

dimas922

Ооооооооооооооооо!
спасибо!
откуда это?
может кинешь ссылок интернетовских?

rivenandko

У меня научник вел философскую и религиозную антропологию. Он дал нам в электронном виде литературу к семинарам.

dimas922

дай мне!

rivenandko

здесь я немного тебя попутал, там список литературы, а не сами тексты.

TashaV

вот на ру_буддизм было не так давно тоже.

nefedova

Советую книгу "Основы буддизма" Натальи Рокотовой

nefedova

ссылка

oprvip

+1 за торчинова. Если составить представление о буддизме - можно почитать его. Понятнее, нежели классики, излагает.

dimas922

Великий Готама дал миру законченное учение коммунизма. Всякая попытка сделать из великого революционера бога приводит к нелепости...
Захватывающее начало!

4EU9i7zX2w

изучай христианство
достаточно одной книги

dimas922

за это денег не платят.

4EU9i7zX2w

не в деньгах счастье
возлюби Господа Бога своего,
возлюби ближнего своего как самого себя!

memfys

Советую почитать вот это: "Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды, индийского учителя жизни". Оч интересная лекция, доступно изложено. для начала оч хорошо должно пойти . если не найдешь в нете, у меня есть, могу расшарить

asics167

Шарь, зачем искать-то?
В смысле, расшарь, пожалуйста.

memfys

rivenandko

спасибо за текст!

dimas922

Советую почитать вот это: "Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды, индийского учителя жизни". Оч интересная лекция, доступно изложено. для начала оч хорошо должно пойти . если не найдешь в нете, у меня есть, могу расшарить
насколько это соотносится с ортодоксальным буддистским учением?
параллели с новым заветом бросаются в глаза, типа молитвы в гефсиманском саду:
И у Будды явилась такая мысль: “Я достиг высшего разумения, трудно достигаемого. Люди утешаются страстями и трудно им, увлеченным страстями, понять, что составляет причину этих страстей, и еще труднее понять им успокоение всех действий — нирвану. И стану я их учить, а они не признают меня, и будет в этом мое мучение, будет в этом мое истязание”. И начал он склоняться к тому, чтобы отказаться от проповеди истины.
Бог Брахма на небе познал направление мысли Будды и испугался отказа его от проповеди, спустился с неба и предстал перед Вещим и стал умолять его: “Возврати, господи, учение, гибнут люди, не зная его, вонмут они учению. Как стоящий на скале, на вершине горы обозревает людей кругом, так и ты, о мудрый, всевидящее око имеющий, взойди на чертог учения и воззри, бесскорбный, на людей, в скорбь погруженных, рождению и старости подчиненных. Встань, герой, одержавший победу, гряди в мир. Возвести, господи, учение, явятся его последователи”.

гефсиманская молитва и нагорная проповедь:
И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты

5.14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
5.15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
5.16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

это специально так, чтобы было понятно человеку западной культуры?

natunchik

Я бы вообще не стал сравнивать буддизм и христианство. Они вообще разные.
АФАИК основная цель буддиста - умереть навсегда (ака достичь нирваны, ака прекратить цепочку перерождений). Жизнь есть страдание и всё такое. В процессе достижения этой цели буддист полагается сам на себя, "развивает" самого себя, и результаты развития оцениваются неодушевлёнными "законами природы".
Бодхисатвы - это люди, которые в принципе уже развились настолько, что могли бы уйти в нирвану, но добровольно отказались от неё (на некоторое время чтобы помогать другим людям в осознании устройства мироздания и, соответственно, в окончательном самоубийстве.
Все параллели, которые можно проводить между буддизмом и христианством (равно как и исламом или даже иудаизмом) -- типа между "кармой" и "грехом", например, или "нирваной" и "раем" -- ложны, потому что цель (или суть) совершенно разная.

dimas922

а нирвана-это что такое?
можно ли её сравнивать с христианским раем?
у христиан-спасение души приводит к прекращению страданий.
можно ли это считать аналогией нирваны?
Все параллели, которые можно проводить между буддизмом и христианством (равно как и исламом или даже иудаизмом) -- типа между "кармой" и "грехом", например, или "нирваной" и "раем" -- ложны, потому что цель (или суть) совершенно разная.
почему?

vadim-blohin

почитай на www.wco.ru - статьи про соотношенеие христанства и буддизма
Название не помню, но там ищется легко (раздел есть - типо сектоведение)

rivenandko

насколько это соотносится с ортодоксальным буддистским учением?

ортодоксальным - это каким: хинаяны, махаяны или ваджраяны, или ламаизма?

rivenandko

Ты не книгу А. Кураева "Сатанизм для интеллигенции" имеешь в виду?

natunchik

Нирвана это небытиё.
Рай это жизнь вечная.
Христианство даёт надежду на то, что смерть тела не является окончательной, что душа может попасть в лучший мир.
Буддизм даёт надежду на то, что при помощи правильных практик можно сделать смерть тела окончательной смертью души.
Христианский Бог является разумным существом, которое оценивает поступки человека и решает его дальнейшую судьбу.
В буддизме бога нет. Всё решают неумолимые законы природы, которые "не есть любовь", и к которым не нужно испытывать никакие чувства.
В христианстве есть понятие "ада", в который попадают души грешников. В буддизме "ад" - это жизнь.

vadim-blohin

и это тоже, но я на сайте видела несколько развернутых статей по данному вопросу... не охота щас искать.. но анализ был очень развернут и полон

dimas922

по слову "буддизм" находит только статью "Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен."
там разоблачается враждебность и тоталитарность дзен-буддистов и йогов.
в основном состоит из общих фраз.

dimas922

ортодоксальным - это каким: хинаяны, махаяны или ваджраяны, или ламаизма?
я так понял, что все они являются частью общего ортодоксального буддизма.
типа, разные ступени посвящения.
адепт может выбрать любую, на свой вкус.
в книжках, которые я уже осилил все термины дублируются санскритом и тибетской формой.

dimas922

Христианство даёт надежду на то, что смерть тела не является окончательной, что душа может попасть в лучший мир.
гм.
лучший мир, как он выглядит?
христиане обычно туманно дают понять, что "науке это не известно, но там клёво".
чем это отличиается от небытия нирваны, где тоже клёво?
В христианстве есть понятие "ада", в который попадают души грешников. В буддизме "ад" - это жизнь.
в буддизме тоже есть ад.
все существа разделяются по ступеням сансары:
1. Deva - Дэвы (небожители, боги)
2. Asura - Асуры или титаны (или ревнивые боги, полубоги)
3. Manusya - люди
4. Tiryak - животные
5. Preta - преты, или ненасытные духи, голодные духи, низшие духи
6. Naraka - демоны, или обитатели ада
http://spiritual.ru/theory/cosmolog.html

Христианский Бог является разумным существом, которое оценивает поступки человека и решает его дальнейшую судьбу.
В буддизме бога нет. Всё решают неумолимые законы природы, которые "не есть любовь", и к которым не нужно испытывать никакие чувства.
скажем, если отождествить неумолимые законы природы с богом, что получится?
в христианстве тоже есть предопределённость.

vadim-blohin

а разве нирвана = это не состояние духа?
Тогда как рай - как минимум некое место
Плюс в нирване (если ошибаюсь извини - давно читала) - воосоединение с ничто
плюс в христанстве главный догмат - вечная жизнь
А в бкддизме - это воосоединение с Колесом Сансары
Т.е. в буддизме все циклично.... циклов очень много. Но на каком-то определенном этапе все сводится в одну точку и все начинается заново.. вот как раз когда все сводится в одну точку - это и есть высшая ступень всего..и тогда все начинается заново... (т..е опять циклы заново)
Если путаю сорри но типо того нам буддистка философичка говорила

dimas922

путать не надо, нужно излагать ясно и доступно, чтобы я понял.

vadim-blohin

не могу ту статью найти
если найду - те кину на голову

vadim-blohin

а кстати есть такая прикольная вещь как философский словарь
там все термины нормально изложены

dimas922

давай.

dimas922

http://www.newengineer.ru/aspirantu/fildicttom2.shtml#t2.13
кратко и понятно.

vadim-blohin

инэта нету на данный момент
и много заботал про буддизм?

dimas922

одну книжку какого-то Римпочэ и ещё несколько в процессе.

vadim-blohin

круто
скоро проповедовать будешь и с жтого бабки иметь
надо будет порыцца в нэте....а то христанства полно..а альтернативы нету

dimas922

перспектива что-то там проповедовать меня не прельщает.
гораздо интереснее напрямую получать бабки.

vadim-blohin

а как ты себе это представляешь?
а в Нэте много по этому делу источников?

butylka

БУДДИЗМ — учение, созданное принцем Сиддартхой Гаутамой (623— 544 гг. до н. э. заключается в трех ключевых идеях: 1) ненасилие; 2) благоговение перед любой формой жизни; 3) избавление от страстей — причины страданий.
и дальше:
однажды Гаутама увидел страдания человеческие и путь спасения — путь аскезы. Гаутама становится отшельником, пытаясь найти путь спасения человечества от страданий. Он создает новое учение, сформулировав "четыре благородные истины буддизма": 1) жизнь есть страдание (рождение, болезнь, смерть, разлука с милым, отсутствие того, чего хочется, т. е. пятикратная привязанность к земному — вся человеческая жизнь, включая и наслаждение, есть страдание); 2) причина страданий — страсти, желания человека (Будда говорил: "Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждения"; принципиально важно, что источник страданий — само желание жизни; 3) чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний путем достижения нирваны (нирвана — это состояние преодоленности страданий, отсутствие страданий. Ее сущность — отсутствие желаний, страстей, уход от мира; полный покой, абсолютная непроницаемость для желаний и страстей);
Здесь интересное место - в статье Е. И. Рерих, на которую ссылались здесь, встречается такой текст:
Готамой Буддой также указаны десять великих препятствий, названных оковами: 1) Иллюзия личности. 2) Сомнение. 3) Суеверие. 4) Телесные страсти. 5) Ненависть. 6) Привязанность к земле. 7) Желание наслаждений и успокоения. 8) Гордость. 9) Самодовольство. 10) Невежество. Чтобы достичь высшего знания, необходимо порвать все эти оковы.
Но там же написано
Учитель, рассматривая все существующие проявления как корреляты утонченнейших энергий, особенно ценил проявление энергии в своих учениках. Он никогда не учил подавлять страсти, как таковые, но лишь видоизменять и возвышать их качества; ибо в основе каждой страсти заложена искра энергии, без которой невозможно никакое продвижение.
Если рассматривать одну статью жены Рериха, то два куска текста не сильно противоречат друг другу, вообще не противоречат. Но вот с определением буддизма они вступают в конфликт.

dimas922

Рерихи сомнительный авторитет в буддизме.
Они свою теорию вроде бы продвигали (теософию).

muto

Интересный у тебя вопрос. Решил изучать буддизм...что вот так просто без всякой на то причины?

dimas922

да, просто так.
почему бы и нет?...

muto

Да потому что просто так ничего не бывает. Если серьезно интересуешься это одно, если просто - другое. Посмотрела список литературы, который тебе прислали, там много книг, ясно что все ты не прочитаешь. Подумала может подсказать, с чего начать и где купить. Разница в в книгах в том, что одни написаны учеными-востоковедами для мирян, а другие учителями держателями конкретной традиции или учения. Поэтому между изложеннным материалом существенная, я бы даже сказала сущьностная разница. Виталина.

dimas922

Подумала может подсказать, с чего начать и где купить. Разница в в книгах в том, что одни написаны учеными-востоковедами для мирян,
да! подскажи, пожалуйста.
в данный момент интересует литература для мирян.
чтобы войти в курс дела.
интересуюсь серьёзно, в таком случае, в научно-познавательных целях.

rivenandko

я так понял, что все они являются частью общего ортодоксального буддизма.
типа, разные ступени посвящения. адепт может выбрать любую, на свой вкус.
нет. хинаяна - это узкий путь спасения, т.н. "малая колесница", она проповедует в основном монашеский образ жизни. а махаяна - широкий путь спасения, типа для всех. ваджраяну считают одним из направлений махаяны. неофит может выбрать по какому пути ему идти. хотя, конечно, он потом может сто раз поменять свой выбор.

muto

Не на верном ты пути. Зря теряешь время. Измени свое намерение. Буддизм это не теория, это практика. Читай мастеров. "Путеводитель по жизни и смерти" подойдет. Продается в "Открытом мире" на М. Тульская.

zuzaka

> Буддизм это не теория, это практика.
Я так понял, это вы (ну, и я тоже) лохи и флудеры. А для автора вопроса буддизм - это источник дохода. А вовсе не практика или теория.

dimas922

ага, здесь тоже самое сообщают.

dimas922

Не на верном ты пути. Зря теряешь время. Измени свое намерение.
Тёмная сторона силы влечёт меня, Мастер Йода. Намерение моё подобно твёрдости Ваджрапани. Не свернуть с избранного Пути.

KonstantinP

если буддизм для автора - источник дохода, то его намерения уже не флуд, а серьёзное дело? подумай, он что, преподавателем философии работает? бизнес и учение - разные вещи. Нельзя доказать теорему Ферма, только из любопытства и желания заработать. Познавать мировоззренческое учение, мотивируя себя тем, что расскажешь это другим за деньги, для меня странно. Интересно, , а вы атеист?
(Валера)

dimas922

Господа хорошие!
Совершенно не интересно обсуждать мою мотивацию к изучению буддизма.
Разве профессор в аудитории перед лекцией опрашивает студентов, с какой целью они пришли на неё? Каждый сам определяет цель посещений занятий.
Я нигде не сообщал, что собираюсь что-то кому-то рассказывать за деньги.
Меня вполне устраивает тематика этого треда как семинар по буддизму, где можно получить ответы на интересующие меня или других участников вопросы.
З.Ы. -атеист.

dimas922

буддизм и христианство по кураеву
http://lib.ru/URIKOVA/kuraew01.txt

karim

резюмировтаь можешь?
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: