yet another статья о плачевном положении науки и образования в РФ

tester1

Rastreador

в кратце суть какая?

demiurg

Нижегородского математического общества, членом которого я состою с 2002 года.

BoBochka

Что такое университет? Это – вольное, самоуправляемое сообщество ученых, педагогов и учащихся (во многих странах даже полиция не имеет права входить на территорию университета). Это – центр научных исследований, опирающихся на фундаментальные знания и проводимых в тесной связи с препо­даванием, причем их направленность и методология определяется самими учеными; это «свободное преподавание и развитие всех отраслей науки, независимо от их практического приложения» (Брокгауз и Ефрон). Наконец, это – не утрачивающая свой актуальности основа европейской цивилизации (в том числе и нашей без него она вообще не могла бы состояться и не может существовать дальше. Доказательство – быстро развивающиеся страны наращивают свой университетский потенциал, а не сокращают его; но об этом – ниже.
Ключевое место этой статьи, на мой взгляд. При социализме университет экономически мог существовать в теперешнем режиме, а при рыночной экономике — не может! В нашей стране, к сожалению, переход от социализма к капитализму пока не вполне дошел до университетов, хотя прошло уже больше 20 лет.
Итак, стоит задача: реализовать идею университета в рамках рыночной экономики и капитализма.
На Западе, где никакого социализма не было, всё веками устоялось, и университеты в течении веков постепенно вписались в экономический строй общества — капитализм. В России же нам еще только предстоит адекватно решить эту задачу.
Государство не хочет бросать деньги в непрозрачную структуру, а университет хочет свободы научных исследований, которой он и должен обладать по своей сути. Это конфликт интересов. Как его разрешить?
С точки зрения университета, что он производит — (1) образование и (2) науку.
Кто это потребляет?
 (1) — многие и готовы за это платить
 (2) — сейчас мало кто, так как наши наукоемкие отрасли экономики готовы "питаться" и западной наукой. Набей в гугле тему и бесплатно читай на английском, а потом внедряй, или лучше просто купи готовую технологию.
Но (2) нужно государству, напр. оборонке, для независимости важных отраслей нашей науки от внешнего мира.
Т.о. возможный вариант решения задачи:
— население платит за (1
— гос-во платит за (2 но, возможно, не университетам, а специализированным НИИ.
Сам же университет остается реализовать как акционерное общество ... :o
При таком подходе развитие свободных научных исследований — это инвестиционная программа АО, направленная на развитие научного потенциала, то есть на развитие средств производства такого продукта как образование, за который платит население, а также на создание "имиджа" и "бренда" ("наш лектор — нобелевский лауреат" и т.п.).
Но здесь важен момент: откуда у населения деньги на оплату "услуг" АО Унивеситет?
От государства! Малообеспеченные группы граждан получают аналог "материнского капитала", который можно использовать только для оплаты образовательных услуг в том или ином АО. Так мы создадим конкурентную среду между университетскими АО.
В чем особенность университетского АО с т.з. инвестора? "Бренд" и "патент", которые "обкатаны" десятилетиями образовательной практики! Получается некий аналог фармацевтических производств ...
Производятся как "таблетки от невежества", так и "лекарства от бедности" и другой ассортимент "продукции" в зависимости от спроса со стороны населения.

griz_a

Много букв ни о чем

Brina

Теперь размещения своих трудов в изданиях «ВАКовского списка» они требуют от университетских преподавателей и научных сотрудников, причем от этих показателей, похоже, будет зависеть не только их зарплата, но и состав диссертационных советов, члены которых также должны в обязательном порядке печататься в изданиях того же списка, неизвестно кем, неизвестно по каким принципам составленного.
Как-то грустно... Профессор уверен, что не должен публиковаться в статьях...
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: