Отзывы выпускников биофака МГУ

malivan

Вопрос такой: на сколько ваши ожидания при поступлении были оправданы к последним курсам/выпуску? Какие сейчас есть возможности работы и на сколько она интересная?
Сестра сейчас в 10 классе. Увлекается биологией, химией, математикой и хочет поступать на факультет биоинженерии или биофак. Заниматься, например, генной инженерией или разработкой лекарств.
Я сама не раз сталкивалась с тем, что в жизни все оказывается не так все просто: либо сложно устроиться, либо работа на самом деле очень скучная. Поэтому хотелось бы, чтобы люди, знакомые с этой областью, рассказали о том, с чем на самом деле сталкиваются выпускники.
И еще вопрос, есть ли в Москве нормальные учебные заведения, где можно получать высшее биологическое образование на вечернем отделении?

karim

если увлекается значит будет интересно
загадывать сейчас о работе через шесть лет не имеет смысла, важно то, что человек будет изучать то что ему более всего по душе
а работу по выбранной в итоге специальности можно потом и в других странах поискать, где-нибудь да точно найдется, в россии на данный момент разработкой лекарств не занимаются, но может через несколько лет и понаоткрывают свои центры западные компании, кто знает

malivan

В 10 классе все-таки мало информации о том, что будет в институте и потом. Ее представление складывается из школьной программы.
Вот я, например, в школе очень любила математику, но слабо себе представляла, что меня ждет на мехмате и чем я буду заниматься после окончания учебы. И так большинство моих однокурсников. От многих слышала, что им сейчас не хватает того, что они не задумались о будущей работе еще в школе, а сейчас дополнительное образование требует значительных финансовых и временных затрат.
Одна моя знакомая закончила биофак и занимается поведением крыс. В итоге 99% времени она делает однообразные наблюдения, у них плохая материальная база и пр. Но пока еще любит свое дело :)
Мне хотелось бы таких примеров: чем реально занимаются выпускники. Понятно, что многое может поменяться через 6 лет, но хоть текущую ситуацию понимать.

karim

на биофаке круто, если сравнивать с мехматом или фф =)
до распределения по кафедрам будет время походить и посмотреть что больше по душе
как выпускник занимаюсь наукой и планирую этим же занмиаться все оставшееся время =)

malivan

На сколько я понимаю, ты сейчас заграницей работаешь. Сложно ли было найти научника? На какую деятельностью тратиться больше всего времени?
Чем сейчас в основном занимаются твои однокурсники?

karim

в принципе не важно кто чем занимается, важно другое - биофак мгу дает достаточно хорошую возможность для образования чтобы найти себе приличное место в науке зарубежом, все остальное зависит исключительно от приоритетов конкретного человека
кому-то важно жить в мск, кому-то хочется поскорее замуж и детей, кому-то больше нравится работать в других сферах деятельности
ну а скоколько и на что тратить время уже зависит от кучи факторов, от собственной лени, от геморойности шефа и зуда в жопе =)
какбы никто не может дать гарантии что с вероятностью 60% твоя девочка будет через десять лет хавать бутерброты с икрой и руководить институтом в сша, все слишком индивидуально

Brina

на биофаке круто, если сравнивать с мехматом или фф
В смысле? Чем?

karim

всем

Ryfargler

всем
дану, ваша наука требует капиталовложений постоянно
корм крыске не купил, крыска сдохла и вместе с ней диссер
на фф/хф, можно тупо все выключить и все

Ryfargler

что с вероятностью 60% твоя девочка будет через десять лет хавать бутерброты с икрой и руководить институтом в сша, все слишком индивидуально
а я готов дать 99.9999999% что такого не будет
или икра минтая имеется в виду? с минтаем кстати проблемы

karim

ты всегда готов дать

Ryfargler

да ладно, на биофаке уныло
вид здания подавляет волю, и пыль везде

malivan

Мне хотелось бы узнать конкретный опыт :) Какой вид деятельности отнимает больше всего времени, если человек, например, занимается генной инженерией или, например, биохимией? Какого рода задачи ставятся. Имеется ввиду молодой специалист.
Понятно, что все индивидуально. Но с более ли менее детальным ответом, я бы могла ей хоть что-то рассказать, а не только абстрактное "все в твоих руках".

Ryfargler

Какой вид деятельности отнимает больше всего времени, если человек, например, занимается генной инженерией или, например, биохимией?
ответ КО
различная писанина, околонаучная и научная, и совсем не научная

karim

по временным приоритетам: работа в лаборатории, размышления и чтение статей, флуд в форуме, поездки на конференции
задачи сам себе ставишь, например, узнать почему при разных стрессах включаются разные гены и к каким внутриклеточным процессам это приводит

karim

:grin:

Ryfargler

я бы могла ей хоть что-то рассказать, а не только абстрактное "все в твоих руках".
во-первых это очень глупый ответ, потому что все гораздо больше определяется случайными событиями, особенно в науке
что касается работы биологом по специальности, я бы скорее рассматривал разные направления коммерческой медицины, работник диагностического центра и прочее
или более вероятный вариант, продажи чего-то лабораторной или медицинской направленности

karim

зачем рассматривать унылую низкооплачиваемую работу для которой и сотой части университетских знаний не пригодится?

Ryfargler

узнать почему при разных стрессах включаются разные гены и к каким внутриклеточным процессам это приводит
это всей жизни не хватит или надо целый институт иметь в подчинении

Ryfargler

:
на биофаке круто, если сравнивать с мехматом или фф
В смысле? Чем?
ответ КО, там много девачек, некоторые вполне ничего на вид и расположены к контакту

woodyM

 
Какой вид деятельности отнимает больше всего времени...например, биохимией?... Имеется ввиду молодой специалист.
40% лабораторная работа
30% написание/редактирование/форматирование отчетов, статей, докладов писем и т.д.
20% чтение
10% преподавание и самостоятельное обучение
как-то так

alextim

За разработкой лекарств лучше идти либо на химфак, либо на фармацию фундамеда.

marina355

Обучение на биофаке приятное. Людей случайных почти нет, поэтому все учатся более или менее с интересом, по крайней мере такая атмосфера присутствует. В результате и со стороны препов отношение хорошее - не дерут и не напрягают, а дать могут много, был бы интерес со стороны студентов.
2. Знания дают очень приличные, достаточные для уезда за границу. Но язык надо учить самостоятельно, и серьезно, с самого начала. Потому что разработка лекарств почти отсутствует в России. Надо будет уезжать в аспирантуру или на постдок, потом искать место в индустрии. Если попрет наука - можно и профессором заделаться.

BSCurt

дану, ваша наука требует капиталовложений постояннокорм крыске не купил, крыска сдохла и вместе с ней диссерна фф/хф, можно тупо все выключить и все
Мехмата — ручка, листочек, голова — вот и все затраты.

Ryfargler

голова — вот и все затраты.
вот этого самый дефицит
а вообще математика без нормальных компов трудно представить
с другой стороны очень хороший комп стоит как очень плохой хроматограф

BSCurt

а вообще математика без нормальных компов трудно представить
Ну да и то не всегда, если чистая математика, то комп максимум что б в TeX-е статьи писать и в maple считать, то что руками лень/невмочь.

alextim

Э-э-э... А Вы, пардон, в каком году выпускались?
Обучение на биофаке приятное.
Согласна. Во всяком случае, мне нравилось.
Хотя это от преподавателей (читай: от выбора кафедры) сильно зависит. На кафедре генетики, например, народ от спецкурсов Кима просто выл, и не потому, что они предмет не знали, а вот манера такая у дядьки - смешивать студентов с помётом. И доводить до отчисления из личной неприязни. Зато через год после окончания спецкурса он же ребят чуть ли не на чай зазывал с задушевными разговорами.
Мне с выбором кафедры повезло, в том смысле, что мои интересы совпали с интересами весьма душевного коллектива преподавателей и просто хороших людей. Говорят, на физрасте и ФЖ ещё душевнее...
Сейчас у первокурсников лабораторно-скляночного отделения распределение по кафедрам (и выбор дальнейшей специальности) происходит в первом же семестре, практически через пару месяцев после зачисления. С ноября народ, имея ещё весьма приблизительное представление о том, какие кафедры на биофаке функционируют, не говоря уже о том, чем на этих кафедрах занимаются, бегает на ушах с выпученными глазами и с расспросами о кафедрах пристаёт к каждому, до кого может дотянуться. Меня, по крайней мере, в прошлом году расспрашивали в подробностях.
Людей случайных почти нет...
Уже есть. Льготные категории ЕГЭ, инвалиды разного рода, например. Вся надежда на математиков и химиков-органиков, они хоть как-то случайный народ подчищают.
Соответственно, интерес к предмету не тот, что был раньше. То есть, если он исходно есть, никуда не денется, конечно, но проходить тот же ботанический практикум под обсуждение "Дома-2" или, с позволения сказать, творчество "Ранеток" будет совсем не прикольно.
Не говоря о том, что уже пару лет назад некоторые первокурсники вообще не представляли, как они смогут выжить на полевой практике под тем же Звенигородом: там же ни интернета, ни электричества толком нет, в душ - и то только по определённым дням и в порядке очереди.
Знания дают очень приличные, достаточные для уезда за границу.
Факт.
Но язык надо учить самостоятельно, и серьезно, с самого начала.
Тоже верно, занятия любым иностранным языком в рамках университетской программы не способны внушить ничего, кроме отвращения к языкам на всю оставшуюся жизнь.
Потому что разработка лекарств почти отсутствует в России.
А как же семакс с селанком или перфторан? Притом, что побочные продукты (менее удачные разработки) тоже в конечном итоге находят своё применение.
Ну хорошо, допустим, вышеперечисленное - это наследие советского прошлого.
Но скулачёвский SkQ1 таковым точно не является.
По кудесану в прошлом году защита докторской на фундамеде была.
На биофаке Каменский (ФЖ) пару лет как за разработку пиявита взялся, причём начал не с того, на что препарат действует, а с того, что в состав этого гомогената пиявки входит.
Ну и так далее. Другое дело, что деньги, выделенные на фармацевтические изыскания, здесь до конечных исполнителей доходят в сильно урезанном по сравнению с забугорьем количестве. Но это как везде в науке: кто-то уезжает развивать то, что прекрасно развивается и без его участия, а кто-то провозглашает гордое "Я остаюсь!" и, пиная отечественную науку хоть куда-нибудь, всю жизнь сидит с оборудованием столетней давности и без гроша в кармане. Каждому - своё.

karim

Но скулачёвский SkQ1 таковым точно не является.
при этом лекарством тоже :grin:
тебя почитаешь так все катится в сраное говно, можно проэкстраполировать и считать что через пять лет будет еще хуже =)
хотя альтернативы в принципе нету, биби - непонятно что, фундамед имеет много лажи, судя по выпускникам
остается только учить ненавистные тебе языки и искать счастья в других странах

marina355

Я заканчивал в далеком 2003м ФЖ
На кафедре генетики, например, народ от спецкурсов Кима просто выл, и не потому, что они предмет не знали, а вот манера такая у дядьки - смешивать студентов с помётом.
И чо? Биофак - не то место, куда приходят за дипломом. Пока студент на начнет разбираться в предмете он помёт и есть. На ФЖ есть Смирнов, от него тоже воют, потому что он пока не разберешься в его спецкурсе оценку не ставит и срал на учебную часть, требующую ведомость. Зато этот спецкурс помогает мне и на постдоке. Если студенту интересно - он заботает, нет - пойдет нахуй.
Про распределение на первом семестре не знал, это не гуд. Но на самом деле в третьем семестре из первого отделения тоже мало кто соображает чем занимаются кафедры, а из целевых кафедр к тому времени они сталкивались только с цитологией.
А как же семакс с селанком или перфторан?

и еще максимум десяток названий в стране. маловато. Я работал с селанком и семаксом, я работал в патентном и рассматривал заявки. Не очень воодушевляющую картину наблюдал.

malivan

Спасибо большое всем ответившим! Я передам сестре все и, мне кажется, ей понравится то, что я скажу :)
Жаль только, что с факультета биоинженерии никто не ответил...

oxana1

Поэтому хотелось бы, чтобы люди, знакомые с этой областью, рассказали о том, с чем на самом деле сталкиваются выпускники.
ну как чем? девочек на форуме клеют )
лично мое имхо: на БФ надо идти если любишь природу, а не потому что те кто делают лекарства - обеспеченные люди
БиБи и ФФМ исключаем сразу )
лично я очень и очень скептически отношусь к биоученым из смежных областей, типа выходцев из меда или физтеха. что бы быть биологом и тебе это нравилось надо обладать биологическим мышлением. в общем если ей в школе нравится вся, ну или почти вся биология (а не то что зоология, ботаника - фуфло, анатомия - сойдет, а вот генетика это ппц как здорово) и дается легко, можно думать о биофаке
ПС ах, Алиса, как бы нам встретиться.... (с

Sabasazhya

Жаль только, что с факультета биоинженерии никто не ответил
Не оканчивал, но занимаюсь научной работой. На факультет биоинженерии имеет смысл идти при наличие интереса к математике. Скулачев еще в 2002 говорил, что он против создания на факультете отдельных кафедр -кафедры биоинженерии и кафедры биоинформатики. По тогдашней задумке, его студенты
- изучают курс биологических дисциплин
- получают некоторые знания в области математики
- изучают методы расчетной обработки биологических данных, в основном результаты биофизических экспериментов
С тех пор произошло непропорциональное расширение математической части учебной программы, при невнимании к биологической. Это создает феерические проблемы людям, которые с математикой не дружат.
С практикой похожая история. По биоинформатике она поставлена хорошо (примеры задач на сайте ). Лабораторных работ по экспериментальной биологии мало. Собственно генная инженерия идет на летней практике после третьего курса. А тогда все, кому она нужна, изучили ее в лабах во время курсовых. Первая курсовая традиционно выполняется по биоинформатике; дальше можно выбирать между теоретической и экспериментальной работой.
В связи с перечисленным, по факту разделение по интересам происходит, но в учебном плане не отражено.В остальном факультет хороший, атмосфера способствует обучению, в наличии имеются классные преподы.
Извиняюсь за сумбурное изложение и несколько спорное содержимое. Все-таки это взгляд со стороны.

azamatuam

Увлекается биологией, химией, математикой и хочет поступать на факультет биоинженерии или биофак. Заниматься, например, генной инженерией или разработкой лекарств.
Однозначно на химфак и кафедру энзимологии или ХПС. Учиться сложнее, но зато мозги потом на месте будут. Первые курсы можно в 13-ой группе отучиться.
Сам закончил химфак, диплом по органике писал. Сейчас делаю пхд по молекулярной биологии в Австрии.
В конце концов, сожалею, что вообще связался с естественными науками. :grin:

karim

почему сложнее? химфак же проще

malivan

но зато мозги потом на месте будут
можно подробнее по мозги) почему они на месте будут, а после биофака - нет?

malivan

на БФ надо идти если любишь природу, а не потому что те кто делают лекарства - обеспеченные люди
Природу она любит, а лекарствами хочет заниматься, потому что эта работа наукоемкая, интересная, полезная для общества и, кажется, востребована. Но вот, чтобы вообще все области биологии ей нравились - не знаю, вряд ли.
А чем тебе не нравятся биоученые из смежных областей? Много вообще таких?

kaygorod

Мехмата — ручка, листочек, голова — вот и все затраты.

ИМХО ничего хорошего в малой затратности. Дадут тебе тыщу на ручки и бумажки - вперед творить, работать. А мне лярды нужны на эксперименты, половину из которых пущу в зряплату ;)

Ryfargler

потому что эта работа наукоемкая, интересная, полезная для общества и, кажется, востребована.
я что-то пропустил в России? в Московском регионе на фармпредприятиях даже 35 на руки не платят

BSCurt

Да вот только лярдов далеко не всех хватает.

Nitochka

Потому что на химфаке есть строймол :cool:

alextim

Биофак - не то место, куда приходят за дипломом. Пока студент на начнет разбираться в предмете он помёт и есть.
Не очень поняла, как это противоречит моему утверждению.
Киму было пофиг, разбираются студенты в его предмете или нет. Потому что "он - препод, значит, он круче, а вы все..."
Мне конспекты спецкурсов тоже много где до сих пор помогают (несмотря на то, что методы, в них приведённые, могли бы уже тысячу раз устареть но что-то я не помню, чтобы в процессе их преподавания кто-то столь настойчиво внушал нам мысль о том, что каждый из нас - убоище, которого непонятно как земля носит. Не знаешь - в любом случае пойдёшь лесом, потому как за красивые глаза никто (особенно Ченцов - с первого курса должны помнить) оценок не ставил.
Напротив из спецкурса Воробьёва Ивана Андреевича (да, да, сына того самого Воробьёва) по микроскопии никто из группы не вынес для себя решительно ничего. Поскольку он при всей своей "распальцованности" не мог ответить на элементарнейшие вопросы (например, зачем вдруг понадобилась настройка света по Кёллеру при переходе от точечного объекта на острие иглы к плоскому на предметном стекле а при указании на ошибки школьного уровня в приводимых им на лекции формулах говорил, что мы студенты (сиречь идиоты) и ничего не понимаем.
А по поводу разработок фармпрепаратов в стране - зато есть куда развивать отрасль.
Как в анекдоте: "Обезьяна" - звучит перспективно!" ;)

Ryfargler

Потому что на химфаке есть строймол
на биофаке очень праки геморные и их очень много
и всего одна отработка как правило

sidorskys

Зато интереснее. ;)

sidorskys

Первые курсы можно в 13-ой группе отучиться.
Лучше в 11-й! :cool:

ivan_zolotukhin


на химфаке есть строймол
на биофаке тоже есть, по крайней мере у нас был

Nitochka

У кафедры биофизики есть, но довольно халявный. Я года полтора назад экзамен по оному принимал.
На бибифаке кстати тоже есть. Даже с вычислительным практикумом :grin:

karim

и толку? недвано распальцованный химик моему шефу приносил свои насентизированные молекулы котоыре по его представлению должны быть аналагами того-то а значит работать так-то
у бедняги при попытке публикации потребовали показать что на живых системах действительно так работает
и чо бы вы думали, эффект от этих козюль был совершенно противоположным его ожиданиям, живая система не получила дополнительных профитов от прототипов лекарств, а самым подлым образом здохла :grin:

karim

или недвно ходила на лекцию в унишпиталь про нестероидные обезболивающие
типа вот, аспирин и подобное шибче ингибируют СОХ-1, который отвечает за выработку склизи в кишечнике, а потом только при более высоких концентрациях СОХ-2, который отвечает за выработку воспалительных простагландинов
ну и гениальные учоные сделали специфический ингибтор СОХ-2, типа нет побочного эффекта на слизистую кишечника (если больные часто едят обезболивающие то доходит до кишечных кровотечений и стали пичкать им больных ожидая получения нобелевской премии и получая девиденты с фармы, вбухавшей лярды в маркетинг этих веществ
и че же получилось в итоге? через полгода пременения больными этих вещств у них так и не появилось кровотечений но вернулись боли, да такие что ни одного пациента не осталось за год испытаний, все повыходили, потом еще и негативное влияние на сердце выявилось
отсюда мораль - применять упрощенные химические схемы к биологическим системам не только глупо, но и опасно =)

Nitochka

Собственно к белкам ничего сложнее систем палочек-грузиков-пружинок и не применяют.

karim

на химфаке-то?

Ryfargler

и толку? недвано распальцованный химик моему шефу приносил свои насентизированные молекулы котоыре по его представлению должны быть аналагами того-то а значит работать так-то
по-моему аксиомой является тот факт что в академии никакое лекарство в принципе невозможно создать

Ryfargler

ну так доработают теперь проект, в чем проблема? наверняка есть запасные кандидаты
просто денег может не хватить по второму кругу испытания проводить
кстати есть проверенная идея что обезболивать хорошо может специфический блокиратор натриевых каналов

karim

нет, принципиально невозможно
какой же ты тупой =)

karim

все лекарства создаются по принципам академии, не пиздеть

Ryfargler

все лекарства создаются по принципам академии, не пиздеть
всего бюджета вашего универа не хватит довести до реального лекарства рисерч
поняно что базовые идеи они могут в академии брать, но стараются в основном все сами делать

karim

обычно у них мозга не хватает, на примере известной фармокомпании - своих проектов можно по пальцам посчитать, долбят по несколько лет, выход обычно нулевой, не получается даже аналоги уже существующих лекарств сделать чтобы работало
живут тем что покупают готовые идеи

Nitochka

Вообще. Дюже огромные системы.
Там разве что активный центр моделируют квантовой химией.

woodyM

вот мой личный совет твоей сестре. Основаны мои выводы на личных наблюдениях и предпочтениях, для кого-то это покажется дикостью.
Сначала надо определиться, хочется ли всю жизнь прожить на одном месте (город, страна, климат) или мир интересно посмотреть со всех сторон и не как турист. Это основополагающее.
Если путешествия не так важны, то не важно куда идти, потому что в России вероятность успешно работать по специальности, иметь хороший коллектив и зарплату - минимальные. то есть ультра специфическое образование не нужно, все равно потом "пылесосами торговать".
Дальше выбор - лаборатория или экспедиции.
В обоих случаях есть недостатки и преимущества.
Лаборатория:
В частности "разрабатывать лекарства в компаниях" после университетского образования и кандидатской - маловероятно, потому что для этих целей на западе выращивают специалистов в ПТУ (называется это, конечно, престижнее, но смысл тотже а ученых слишком много для ограниченного количества более-менее руководящих должностей.
Так что в лаборатории путь в основном в академию и пипетировать по институтам. Есть шанс напипетировать на свой хороший патент и потом открыть свою маленькую фирмочку, но тут шансы такие-же как и с работой на фирме - как повезет...
У нас высшего образования для коммерческих биотехнологий, признаваемых на западе я не встречал. Точнее я не встречал ни одного россиянина, получившего такое образование и работающего в компании =0)
Полевая наука.
Тут я отношусь предвзято. Я считаю что это наиболее интересная научная деятельность. Главное не работать с полярным медведем =0) Кораллы, тропические рыбки, экология тропиков... в общем выбрать можно с умом и потом искать работу в благоприятном климате. Свежий воздух, смена деятельности (экспедиция - аналитика во время долгих экспедиций зарплату можно потратить разве что на разжигание костра, поэтому накопить $ кажется проще и т.д.
Но тут надо очень много еще работать над собой - учить дополнительно иностранные языки (минимум 2! это очень часто упускается зоолого-ботаниками, налаживать контакты и ездить на конференции хоть как-нибудь.
Если среди лабораторных кафедр я вижу очень маленькие вариации в виде деятельности (что означает ограниченный выбор то на полевых кафедрах спектр возможностей оооочень широкий.
Вообще я очень рад, что твоей сестре теперь можно послушать опыт других людей. мне вот было вообще ничего не понятно при поступлении и о перспективах тех или других направлений я имел очень субъективные представления.

demiurg

Молчал бы — может за умного бы сошёл :)
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: