При проезде под ЛЭП на велосипеде бьет током

panmb

Едешь себе под ЛЭП на велике и начинаются адские разряды между великом-ладонями и седлом-пахом:)
Давайте объяснять эффект.
В инете много версий. Разумные и не очень. Хочется услышать учёных флокола.

vtk50

Токи Фуко! :grin:

Sergey79

параллельно или перпендикулярно проводам едешь-то?

panmb

Ехала перпендикулярно.
После тех сладких ощущений, параллельно вообще боюсь даже пытаться. А ведь не дай бог, когда-то нужно будет:)

Sergey79

наверное не совсем идеально перпендикулярно. Может быть чуть-чуть поворачивала, объезжая ямы, или отклоняла вел вбок при езде, или просто ехала под небольшим углом.
Я думаю это обычная электромагнитная индукция, вызываемая как переменным магнитным полем, так и перемещением замкнутого проводящего контура (в лице тебя с велом причем с переменной ориентацией относительно поля.

dunkel68

резиновые перчатки и резиновое седло тебя спасёт

panmb

И резиновые педали, а также штаны в обтяжку, т. к. ноги могут задевать раму и штырь под сиденьем.
А вообще, не было вопроса как избавиться от этого, это и так понятно.
Был вопрос, объяснить физический эффект в физических терминах.

panmb

Ну да. Не совсем перпендикулярно. ЛЭП шла под небольшим углом (отличным от 90) относительно дороги.

natastream

даге вобщем объяснил, но на всякий случай вот развернутый вариант: твое тело и рама велика образуют проводящий контур, разомкнутый на седле и на руле. Когда ты проезжаешь под проводами поток вектора магнитной индукции (Phi) через этот контур сначала нарастает, а потом убывает, что приводит к возникновению ЭДС (E) по закону E = dPhi/dt и в местах разрыва конттура происходит электрический пробой.
Попробуй ехать медленно - эффект должен уменьшится.
Попробуй пригнуться когда будешь проезжать под лэп - эффект должен уменьшиться.

lebuhoff

Ради интереса прикинул "на пальцах" цифры:
ЛЭП - пусть будет напряжением 500 кВ, при рекомендуемой мощности в 900 МВт.
Т.е. протекающий ток будет порядка I=2кА.
Рекомендуемая высота опор над поверхностью для таких ЛЭП - 25-30 м, пусть будет h=20 м.
Генерируемое магнитное поле находится по закону Ампера:
B=\mu_0 * I_0/(2*\pi*h
что даёт B_0=2*10^-5 T = 20 мкТ
Для сравнения, магнитное поле Земли порядка 50 мкТ.
Т.е. генерируемое магнитное поле где-то в 2 раза слабее магнитного поля Земли.
Так что "малова-то будет" для объяснения возникающего эффекта.

lebuhoff

Для себя бы я объяснил данный эффект электростатикой, ну, или мнительностью :)

kastodr33

шаровая молния просто рядом пролетала

panmb

А вот в инетах ещё пишут, что помогает, если руками держаться за металлические части велика, а не за ручки резиновые.
Что думаете?

panmb

Что имеешь в виду под мнительностью?

Sergey79

Так что "малова-то будет" для объяснения возникающего эффекта.
ну хз, надо ж не сам поток, а его производную. Может играет роль переменность тока в проводах.

lebuhoff

ну хз, надо ж не сам поток, а его производную. Может играет роль переменность тока в проводах.
Ok.
Пусть контур человека будет примерно 1м на 1м, т.е. площадь 1 м^2.
Тогда максимальный поток будет 20 мкВб.
По закону электромагнитной индукции, что бы сгенерировать напряжение в контуре порядка 1В требуется время изменения 20 мкс, что соответсвует частоте - в 50 кГц.
Напомню, что величина пробоя для воздуха - порядка кВ/мм.

natastream

помогает, т.к. при протекании тока мощность выделяется на участках цепи с наибольшим сопротивлением, т.е. на которых большое падение напряжения. Если взяться за металлическую часть вела, то разность потенциалов между вами будет равна нулю и бить перестанет.

natastream

мда, и правда (

Arthur8

седлом-пахом:)
диогнизирую(лол) острый хронический недотрах с осложнениями

Sergey79

Напомню, что величина пробоя для воздуха - порядка кВ/мм.
там же не воздух, а потные ладошки и потный пах, короче высокая проводимость среды

Arthur8

киловольт на сантиметр, могу показать

lebuhoff

там же не воздух, а потные ладошки и потный пах, короче высокая проводимость среды
Ну, тогда сотни или десятки Вольт на мм (ещё следует учесть, что это вроде как "адские разряды"). Так или иначе - это картину не меняет и там реально сгенерировать можно лишь напряжение максимум в милливольтах.

Yakoffsax

потный пах
не просто потный! :D

seregaohota

еще вот такой сюжет - не включенные никуда, но загорающиеся под ЛЭП лампы дневного света, рак и т.д.
 



Electromagnetic fields cause fluorescent bulbs to glow

Vlad128

как-то шли долго вдоль лэпов под лэпами. И волосы наэлектризованные становились как когда шерстяную кофту снимаешь.

seregaohota

http://physics.stackexchange.com/questions/29016/cyclists-el...
тоже как один из вариантов рассматривается почему бьет током

Martika1

> или мнительностью
не, эффект существует. ЛЭП я переезжал перпендикулярно, от скорости он не зависел. Проявлялся в виде жжения при случайном прикосновении голыми ляжками к заклёпкам седла. Я себе объяснял эффект токами Фуко, хотя пальцами ничего особого не ощущалось.

tester1

А каким образом статическое электричество возникает около ЛЭП с переменным током? Давно интересовало. Кто-то знает?

Kraft1

h=20 м
Это в теории, а на практике есть провисание проводов и насыпи, из-за чего высота может сократиться и до 5-9 метров.
Также кроме магнитного поля есть еще электрическое поле :)

Rastreador

хренительностью.
Вы чё правда все тут такие тупые чтоли? МГУ позаканчивали теоретики сраные. Ещё чё-то про ЕГЭ рассуждают. Какая к херам индукция, какая статика, какие токи Фуко? Жесть же.
Элементарно же электрическое поле довольно сильное под лэп изменяется человеком с велосипедом так, что в некоторых местах напряжённость возрастает до значений более 20 кВ/см, и воздух пробивается.

Sergey79

электрическое поле довольно сильное под лэп изменяется человеком

почему именно в паху у Мот? А не допустим на выступающих концах, где и следует ожидать торцевых эффектов?

langame

Элементарно же
Лол. Привел бы лучше хотя бы на пальцах какие-нибудь расчеты, как , чем выебываться попусту. Мне вот например неочевидно, почему напряженность возрастает до таких значений именно в этих местах. К тому же это и есть электростатика.

gorki

почему именно в паху у Мот?

tester1

К тому же это и есть электростатика.
каков механизм возникновения?

2383933

Эффект проявляется только на высоковольтных ЛЭП, которые "гудят" типа этого

Rastreador

сам-то не в состоянии провести рассчёты? Или ты тока тока языком горазд работать, а головой не приучен?
Конкретно в данном контексте под электростатикой имело ввиду другое, но ты в силу скудоумия не смог этого осознать.

Rastreador

почему кстати они гудят? двигаются сами провода или части столбов?

Rastreador

не знаю, может там седло даёт торцевой эффект.

langame

Ты в церне тоже так выебываешься? На вопросы отвечаешь, что это элементарно, а тот, кто задал вопрос, головой работать не приучен? По делу скажешь что или будешь продолжать языком работать?

2383933

Пробивает однозначно между телом и металлической рамой, между ладонями и рулём, там где руки на грипсах близко к металлу руля и между бёдрами и металлом седла и рамы.

avgustinka

мне тоже кажется, что ток генерируемый электромагнитным полем в контуре тут ни при чём.
я физику совсем не знаю, поэтому объяснить даже не могу как я это вижу.
но кажется, если припаять к раме велосипеда громоотвод, так чтобы он был на уровне головы, то эффект пропадёт.
как вариант, можно спешиться на время прохода под ЛЭП.

Rastreador

Тыне сравнивай ЦЕРН и форумлокал, там таких как тут я ещё не встречал. Выёбываться первым начал ты - получи в ответ ушат говна. Всё, с тобой разговор окончен - на хуй пошёл.

Rastreador


но кажется, если припаять к раме велосипеда громоотвод, так чтобы он был на уровне головы, то эффект пропадёт.
с чего бы? не пропадёт конечно.

nedanna

Мне наиболее правдоподобная версия видится так.
если человек оказывается изолирован от велосипеда, то имеем два соединенные последовательно конденсатора: один - между землей(велосипедом) и человеком, второй - между человеком и ЛЭП. Это, конечно. сугубо локально, в пределах ближайшего метра. но в первом приближении.
далее - напряжение ЛЭП приложено к этой цепочке последовательных конденсаторов. Делится оно между ними по изветной формуле, в которую входят обе емкости. Например, если емкости равны, то напряжение делится пополам.
Ощущение у меня такое, что указанные емкости вполне могут оказаться сравнимыми по порядку величины. Соответетвенно, на емкости велик-человек может наводиться напряжение порядка 100 кв и более. При этом неизбежен пробой.

avgustinka

с чего бы? не пропадёт конечно.
если говорить вашими физическими терминами, то громоотвод (проводник) изменит электрическое поле, так что велосипедист будет в поле относительно маленькой напряжённости.
я не прав?

Glofish

Хочется услышать учёных флокола.
я думаю что дело в том что ты, велик и земля - это обкладка конденсатора. а вторая обкладка - это провод ЛЭП. через конденсатор как известно вполне может протекать переменный ток, величина которого зависит от ёмкости и напряжения. ток тем больше чем больше ёмкость. а ёмкость тем больше чем ближе обкладки друг к другу и чем они больше. вот тут и возникло такое дело что ты являлась частью одной "обкладки"
кстати, ЛЭП, под которой ты проезжала, была с глухозаземлённой нейтралью или с изолированной?

langame

Если по делу сказать нечего, то лучше помолчи. А если для тебя сложная трехмерная задача, не имеющая аналитического решения, это элементарно, то поделился бы мудростью, а ты только на хуй слать и можешь и какашками кидаться. Фу таким быть. :(

Sergey79

Вот и мне версия с конденсатором тоже нравится больше всего. По сути две изолированные пластины: Мот и Ее велик. Между ними получается пробой.

langame

Вот и мне версия с конденсатором тоже нравится больше всего. По сути две изолированные пластины: Мот и Ее велик. Между ними получается пробой.
Это-то да, так и есть. Но откуда между этими пластинами такая разность потенциалов, знает только топ, но не говорит. :(

Sergey79

видимо потенцтал Мот = потенциалу ее макушки, а потенциал Велика = потенциал его руля. Между ними достаточная разница будет.

langame

видимо потенцтал Мот = потенциалу ее макушки, а потенциал Велика = потенциал его руля.
Это еще почему? Вот если например, во внешнее поле внести металлический шарик, то его потенциал будет равен тому потенциалу, который был в точке, где сейчас центр шарика. Но это шарик, а Мот, надеюсь, не шарик, и велосипед не шарик, там так просто не получится.

langame

Но допустим, что Мот и велосипед можно моделировать шариками. Это точно плохое приближение, вопрос только насколько. Тогда расстояние между центрами Мот и велосипеда будет порядка полуметра (оценка сверху имхо). Потенциал провода над землей спадает логарифмически, если считать что ЛЭП 500 кВ, и провода висят на высоте 20 м, график выглядит примерно так:

Рядом с землей зависимость почти линейная, то есть между Мот и велосипедом около 4 кВ потенциала. Если считать, что зазор между металлической частью седла и хмм, плотью, Мот около 1 см, то получается 4 кВ/см. Итого при хорошей влажности действительно может пробить, тем более что там не только воздух.
Но, учитывая сколько сделано допущений, я бы совсем не стал говорить, что это все элементарно. Например, на самом деле разность потенциалов будет гораздо меньше, так как поле будет компенсироваться соседними проводами в других фазах, ну и конечно предположение о шарообразности (и отсутствии взаимного влияния!) Мот и ее вела немного за гранью добра и зла.

Rastreador

так веди себя не как хамло и с тобой будут не по хамски разговаривать. С чего ты решил что я буду с хамами цацкаиться? Это не сложная задача, пусть даж аналитически она и не решается - отдельные емоменты её решения ясны на пальцах и без проведения точных рассчётов. Именно это и элементарно.

Rastreador


так что велосипедист будет в поле относительно маленькой напряжённости.
я не прав?
непонятно. То есть так сходу сказать нельзя будет ли там достаточно маленькая напряжённость или нет. Громоотвод всё же работает немного по-другому и используется для других целей.

langame

Ну да, ну да. Этот пост я написал, наверное.
хренительностью.
Вы чё правда все тут такие тупые чтоли? МГУ позаканчивали теоретики сраные. Ещё чё-то про ЕГЭ рассуждают. Какая к херам индукция, какая статика, какие токи Фуко? Жесть же.
Элементарно же электрическое поле довольно сильное под лэп изменяется человеком с велосипедом так, что в некоторых местах напряжённость возрастает до значений более 20 кВ/см, и воздух пробивается.

отдельные емоменты её решения ясны на пальцах и без проведения точных рассчётов.
Ну вот и рассказал бы лучше об этих моментах, чем говорить, что все вокруг тупые. А потом еще и хамы вдруг.

ansav57

Проехал на велосипеде более 100 км под ЛЭП - никаких эффектов не замечал. :)
Если кто придумает эксперимент, могу завтра проверить. Есть стрелочный мультиметр, набор конденсаторов, осциллограф.

tester1

осциллограф.
с автономным питанием?

2383933

У меня была мысль неоновую лампочку с "антенной" к раме прикрутить, но лэп давно на пути не было.

ansav57

с автономным питанием?
нее, старый советский 16-ти килограммовый (с1-65а ) :)
Насчитал 7 изоляторов на проводах. В инетике пишут, что это может быть 110 кВ.

natunchik

Рядом с землей зависимость почти линейная, то есть между Мот и велосипедом около 4 кВ потенциала.
Вот я что не понимаю — разве можно считать потенциал поля как будто там нет ни Мот, ни её Мотоциклета, а потом усреднять по их объёмам как будто они внезапно есть и считать разницу? Разве наличие проводящей Мот не обнулит потенциал рядом с ней?

digitalrus

на днях ехал на велике под ЛЭП, в капотне.
ЛЭП трищали, но меня током не било, но когда касался внешней части руки об руль, то тоже ощущалась наводка.
некоторых там искрами бьет, фиг знает почему.

lebuhoff

Вот я что не понимаю — разве можно считать потенциал поля как будто там нет ни Мот, ни её Мотоциклета, а потом усреднять по их объёмам как будто они внезапно есть и считать разницу? Разве наличие проводящей Мот не обнулит потенциал рядом с ней?
В приадке математической строгости, это некорректно так считать - т.к. и тело, и велосипед изменяют электрическое поле проводника своими наведёнными электрическими зарядами.
Но для максимальной оценки и прикидки сойдёт аппроксимация как "точечные" проводящие шарики, приобретающие разность потенциалов.

langame

Разве наличие проводящей Мот не обнулит потенциал рядом с ней?
Не обнулит, а сделает одинаковым в тонком слое повсюду вокруг нее. И вокруг металлических частей велосипеда: рамы, руля, седла, цепи и ободов тоже будет одинаковым, но другим.
Как нулевое приближение ок. Но вообще надо уравнение Пуассона решать численно, и ответ будет сильно отличаться в меньшую сторону.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: