иммортализм

mikiii

Одно из важнейших мест в космизме занимает проблема достижения бессмертия (см., например, Семенова, 1993). В настоящее время для обозначения разделов философии и естественных наук, связанных с изучением проблемы физического бессмертия, используются термины научный иммортализм и иммортология (Вишев, 1990). В данной статье освещаются некоторые важные вопросы генезиса научного иммортализма, его связь с космизмом, а также естественнонаучное обоснование возможности достижения физического бессмертия в относительно недалеком будущем.
Закономерность возникновения научного иммортализма
Научный иммортализм -- это философское направление, которое включает в себя: 1) естественнонаучное обоснование возможности радикального продления жизни человека вплоть до достижения им физического бессмертия; 2) поиск оптимальных социально-экономических моделей устройства общества, состоящего из бессмертных индивидуумов; 3) мировоззрение людей, которые хотят быть физически бессмертными, считают, что это достижимо научными средствами и что бессмертие является благом для человечества (Соловьев, 1997). С научным иммортализмом тесно взаимосвязаны исследования в области естественных наук, конечной целью которых является разработка методов радикального продления жизни. Основными направлениями поисков таких методов являются: 1) устранение старения (антистарение); 2) применение низкотемпературного анабиоза (замораживания) для "переноса" людей в будущее; 3) расчеты, показывающие принципиальную возможность воскрешения наукой будущего всех когда-либо живших людей. Подходящим термином для обозначения естественнонаучного направления, связанного с разработкой методов радикального продления жизни, является иммортология, хотя его использование пока не стало общепринятым (Вишев, 1993).
Как видно из вышеизложенного, существенной чертой научного иммортализма является его синтетический характер, что во многом обусловлено сложностью основной проблемы научного иммортализма -- продления жизни человека. Научный иммортализм является синтезом методов продления жизни, синтезом биологических и социальных подходов для изменения природы человека и человеческого общества, синтезом естественных наук и философии. Необходимость такого синтеза была указана еще Н. Ф. Федоровым, и он справедливо считается основателем научного иммортализма (Вишев, 1993, 1996).
Формирование научного иммортализма обозначило начало качественного перелома движущих причин эволюции материи. До этого времени доминирующей причиной эволюции была биологическая жизнь, основным свойством которой является "стремление" (являющееся следствием физико-химических законов) биологических макромолекул к размножению. Результатом этого "стремления" явилось то, что под воздействием естественноисторических событий в процессе эволюции происходило усложнение форм биологической жизни -- появились клетка, многоклеточный организм, нервная система. Возникновение последней явилось предпосылкой для формирования психики, которая позволяет моделировать мир (Пушкин, 1971). Однако моделируемый мир тогда был биологическим миром, где главная цель -- размножение, и поэтому досознательная психика служит лишь цели размножения. Эволюция психики привела к возникновению сознания, которое позволяет моделировать психику, осознавать себя, т.е. помимо целей размножения возникает осознание самоценности существования индивидуального сознания и его носителя, и, как следствие, -- стремление к бессмертию. Однако носитель сознания, человек, еще долгое время находился в области биологической жизни, под контролем биологических инстинктов, и главной мотивацией его поведения было (часто неявно выраженное) стремление к размножению. Тем не менее, следствием возникновения сознания явились технологическая и социальная эволюции, в результате которых возрастала значимость именно сознания в организации поведения человека. Это происходило потому, что умение обращаться с орудиями производства, управлять техникой, требовало обученных людей, а способность к обучению и сам процесс обучения безусловно вели к развитию сознания, к отбору и увеличению роли людей с большим развитием сознания в управлении обществом, и, свою очередь, более "сознательные" (т.е. совершенные) общественные системы имели преимущество в социальной эволюции (т.е. развитие технологии вело к "поумнению" и людей, и общества, а также к развитию знания). В дополнению к этому, поскольку технологическое развитие в основном является созидательным процессом, оно требовало от человека и от общества контроля над агрессивностью и соперничеством, способности к сотрудничеству, к нравственному поведению, т.е. требование контроля над инстинктивными, биологическими формами психики также вело к развитию сознания. По мере развития сознания постепенно совершался переход к превращению эволюции сознания в основную движущую причину эволюции материи, что было отмечено многими учеными (Семенова, 1993).
Одним из индикаторов такого перехода может служить институализация движения сторонников бессмертия (имморталистов отражающее наличие существенного количества индивидуумов с высоким уровнем развития сознания, которому присуще стремление сохранить себя. В пользу этой гипотезы можно привести следующие рассуждения. Если исходить из того, что сознание есть модель мира (как внешнего, так и внутреннего то свойством этой модели не может не быть оценка и анализ будущего, прогнозирование, что невозможно без придумывания некоторых воображаемых, идеальных миров. Более того, вся деятельность человека может быть интерпретирована как создание идеальных миров и изменение реального мира для его соответствия идеальному. При этом стремление к достижению такого соответствия будет основной движущей причиной работы сознания. В этом контексте можно определить свободу как некую объективную меру близости идеального и реального мира. Из этого следует, что, во-первых, целью сознания должно быть достижение максимальной свободы -- в том числе свободы во времени, личного бессмертия; во-вторых, для увеличения степени других свобод может понадобится много времени, т.е. продление существования и здесь должно быть желательной целью. Помимо этих рассуждений в пользу неразрывной связи сознания и идеи личного бессмертия свидетельствует и само нежелание людей умирать, стремление многих из них к бессмертию.
Биокосмизм -- предшественник современного научного иммортализма
Понимание того, что устранение смерти может быть достигнуто средствами науки будущего, начало формироваться в конце XVII в. (Gruman, 1966). Тогда же начали складываться основные подходы к достижению физического бессмертия: антистарение, анабиоз и воскрешение. Однако предпосылки для синтеза разрозненных идей в целостную философскую систему сформировались только к началу XX в., когда, во-первых, уровень и тенденции развития науки позволяли предполагать возможность достижения физического бессмертия в относительно недалеком будущем и ставить в повестку дня вопрос о проведении широкомасштабных исследований для достижения этой цели, и, во-вторых, в результате бурного развития социальных наук и революционного движения в рамках анархизма сформировалось понимание ключевой роли свободы, как основы построения оптимального, устойчивого и прогрессивно развивающегося общества, состоящего из людей, обладающих высоким уровнем развития сознания и, как следствие, нравственности, из людей, поведение которых в основном контролируется сознанием, а не биосоциальными инстинктами. Иначе говоря, анархистами была осознана связь между сознанием, свободой, физическим бессмертием и социально-технологическим прогрессом, у них возникло понимание того, как нужно изменить мир, общество, чтобы приблизить реализацию физического бессмертия, а также как может (и, вероятно, должно) измениться общество, когда люди станут бессмертными.
Эти предпосылки реализовались в России в 1910-20 гг., когда сформировалась философии биокосмизма, которая по всем признаком является прототипом современного научного иммортализма (Вишев, 1993, 1996 а сами биокосмисты считаются наиболее радикальными космистами (Семенова, 1993).
Хотелось бы отметить, что ее появление именно в России было далеко не случайным. Во-первых, в начале XX в. идеи физического бессмертия, достижимого через научный прогресс, были достаточно широко распространены в России, возможно больше чем в любой другой стране мира в то время. Их популярность во многом была обусловлена тем, что в их разработке и пропаганде ведущую роль играли наши соотечественники: Н. Ф. Федоров (доказывал возможность и необходимость воскрешения всех умерших предков их потомками И. И. Мечников (обосновывал возможность разработки методов антистарения, являлся одним из основателей геронтологии П. И. Бахметьев (одним из первых исследовал возможность применения анабиоза для продления жизни). Во-вторых, революция 1917 г. произвела огромные изменения в общественном сознании, дух революционных преобразований, ускорения прогресса вызвал повышенный интерес у людей к будущему, в том числе к идеям преобразование не только общества, но и человека, причем ключевой момент такого преобразования было устранение его смертности -- идея, широко обсуждавшаяся в 20-е гг. В-третьих, именно в России в то время анархизм получил наибольшее развитие благодаря деятельности М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина и других менее известных русских анархистов.
История возникновения и уничтожения биокосмизма, а также некоторые аспекты его связи с идей бессмертия подробно рассмотрены в ряде работ (Ударцев, 1990; Вишев, 1993, 1996). Здесь же хотелось бы акцентировать те особенности биокосмизма, которые наиболее важны для понимания генезиса научного иммортализма.
Во-первых, существенным моментом является то, что биокосмизм появился внутри анархизма как закономерный результат стремления анархистов найти пути для максимального увеличения степени свободы личности. Главной его особенностью было осознание необходимости достижения фундаментальных свобод: в пространстве -- через осуществление межпланетных перелетов для расселение человечества в космосе и во времени -- через достижение физического бессмертия. К тому же, поскольку одной из главных причин социального угнетения биокосмисты считали зависимость человека от природы, его смертность, то достижение физического бессмертия рассматривалось ими как единственный реальный путь социального освобождения (преобразование природы человека, а также и природы в широком смысле, рассматривалось ими как продолжение социальной революции).
Во-вторых, важным является и то, что они первыми объединили все подходы для достижения бессмертия -- в их работах упоминается и попытки омоложения, и анабиоз, и физическое воскрешение. Хотя такая триада методов бессмертия была достаточно очевидна для России начала XX в., в работах не-биокосмистов эти возможности лишь упоминались и не подвергались серьезному анализу и философскому переосмыслению (см., например, Масалова, 1914).
Третьим существенным моментом являлось то, что вопросы достижения физического бессмертия и осуществления комического полета биокосмисты ставили в непосредственную повестку дня. Именно это является одним из главных отличий биокосмизма от многих других направлений космизма, в которых лишь доказывается положение, что победа над смертью -- благо для человека и общества, а решение этой задачи отводится будущим поколениям. Причем постановка биокосмистами в повестку дня всех своих основных задач с научной точки зрения представляется достаточно правомочной, а их неудача была обусловлена в основном политической ситуацией. В самом деле, технические достижения того времени в принципе позволяли реализовать продление жизни путем анабиоза (Soloviev, 1998); уровень развития физики и математики того времени позволял сформулировать и доказать гипотезу о принципиальной возможности воскрешения умерших научными средствами путем перебора всех возможных положений атомов (подобные идеи высказывал еще в середине XIX в. Э. Дюбуа-Реймон (1900; история развития космонавтики уже доказала правоту биокосмистов в вопросе актуальности постановки проблемы реализации космического полета.
Современный научный иммортализм и перспектива физического бессмертия
После уничтожения биокосмизма разработка отдельных философских аспектов научного иммортализма в России велась несколькими учеными, наиболее выдающимися из них были К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, В. Ф. Купревич, которые вместе с последователями Н. Ф. Федорова и некоторыми другими философами объединяются в философское направление "русского космизма" (Семенова, 1993). Его основными чертами является концепция тесной взаимосвязи человека, биосферы и космоса и их активная эволюция, что подразумевает необходимость нового сознательного этапа развития мира, направляемого разумным и нравственным человечеством. При этом сам человек считается неким промежуточным, несовершенным, растущим существом, тем не менее способным преобразить не только внешний мир, но и свою природу. Последнее естественным образом включает в себя продление жизни и достижение бессмертия. В более общем смысле преобразование человеческой природы приведет к тому, что на смену сознания и жизни в нынешней форме придет сверхсознание и сверхжизнь. Важно отметить понимание космистами того факта, что появление человека в ряду восходящих жизненных форм означает смену основных движущих механизмов эволюции -- от биологических к психическим.
Сравнение характерных особенностей научного иммортализма, биокосмизма и космизма показывает, что все эти направления по сути тождественны, ибо как достижение бессмертия подразумевает глобальность, космичность, преобразования человека, общества и природы, так и активная эволюция человека в биосферно-космическом контексте подразумевает достижение им бессмертия. Поэтому вполне можно определить научный иммортализм как направление космизма, изучающие вопросы достижения личного бессмертия. Биокосмизмом же в современном контексте можно было бы назвать направление, изучающее биологические аспекты космизма, в свою очередь неразрывно связанные с необходимостью изменения биологии человека, с трансформацией его в бессмертное существо.
В отличие от биокосмизма 20-х гг. современный научный иммортализм в нашей стране пока не оформился в единое движение. Вероятно, вследствие немногочисленности и разобщенности сторонников радикального продления жизни, а также из-за того, что существовавшая в СССР политическая система ограничивала самодеятельную активность граждан. Среди работ отечественных ученых, наиболее полно проблема научного иммортализма отражена в исследованиях И. В. Вишева (1990, 1993, 1996).
Сейчас как единое направление научный иммортализм развивается в США, где он стал формироваться с середины 60-х гг. в рамках движения сторонников крионики (американское название для низкотемпературного анабиоза). Возникновение американского иммортализма связано прежде всего с огромной ролью идеи свободы личности в американском общественном сознании -- смерть ограничивает свободу, означает отсутствие выбора: жить или умереть, и поэтому подлежит устранению. Другим важным фактором явился научно- технический прогресс 50-60-х гг., когда стало очевидным, что физическое бессмертие неизбежно будет достигнуто в XXI в., а люди, замороженные сейчас, имеют шансы на оживление. Определенную роль в возникновении американского иммортализма сыграл и биокосмизм (Soloviev, 1995). Популяризировавшиеся им идеи бессмертия и анабиоза через творчество В. В. Маяковского повлияли на возникновение движения сторонников крионики -- основной составляющей части американского иммортализма. Помимо этого нельзя не отметить, что по сути американский иммортализм является идейным наследником биокосмизма, воспроизводя многие особенности биокосмизма на новом уровне развития философии научного иммортализма. Во-первых, в своих работах американские имморталисты развивают все три подхода для достижения бессмертия: антистарение, анабиоз, воскрешение (дополнив их еще анализом возможности "загрузки" -- переноса человеческой психики в компьютер). Во-вторых, при анализе устройства общества будущего приоритет отдается моделям с сильно ограниченной ролью государства (либертаризм). Государству отводится лишь функция защиты личности от насилия, остальные функции осуществляются с помощью общественного самоуправления (из-за сходства анархизма и либертаризма иногда последний даже называют анархо-капитализмом). Причем американские имморталисты не только симпатизируют либертаризму, но и принимают активное участие в этом движении.
Основные надежды на достижение бессмертия у современных имморталистов связаны с развитием нанотехнологии -- технологии, которая позволит манипулировать веществом "атом за атомом" (Drexler, 1986). Многие ведущие специалисты в этой области являются имморталистами. Имморталистические организации финансируют разработки в области применения нанотехнологии для продления жизни. Это направление интенсивно разрабатывается в последнее время и уже созданы отдельные компоненты "молекулярного робота" -- устройства, способного осуществлять "молекулярную хирургию", т. е. восстанавливать повреждения молекулярных и клеточных структур организма. Такие повреждения являются основной причиной старения и возможность их лечения приведет к полной ликвидации старения и даже к возможности омоложения организма. Прогнозируется, что это может произойти в середине XXI в. (Соловьев, 1998).
Другим возможным применением молекулярных роботов является возможность их использования для размораживания, реанимации и лечения пациентов, замороженных в ряде частных клиник США (все из них организованы американскими имморталистами). Хотелось бы отметить, что в США такое замораживание дает шанс на физическое бессмертие практически любому желающему уже сейчас. До недавнего времени шансы на оживление после замораживания считались достаточно малыми -- в основном, из-за несовершенства существующих технологий замораживания, которые вызывают значительные разрушения в организме пациента. Однако детальный анализ повреждений от замораживания и перспектив нанотехнологии показывает, что все эти разрушения не являются необратимыми, и их ликвидация посредством молекулярной хирургии вполне возможна. Поскольку для размораживания будет использована та же технология, что и для лечения старения, срок возможного оживления замороженных пациентов (которых уже насчитывается около 100 человек) также относят на середину XXI в. (Drexler, 1986).
Анализируется американскими имморталистами и возможность воскрешения умерших людей. Это предлагается реализовать путем перебора всех возможных комбинаций атомов, из которых состоит тело человека (Tipler, 1994). При этом одна из таких комбинаций будет соответствовать умершему человеку. Хотя такая процедура, в принципе, возможна, но огромное количество вариантов, которое нужно перебрать, не позволяет прогнозировать: будет ли когда-нибудь человеческая или постчеловеческая цивилизация обладать ресурсами, необходимыми для такого способа воскрешения. Тем не менее вполне вероятно, что для воскрешения можно будет найти и другие подходы, основанные на использовании новых принципов работы компьютеров, дополнительных сведений об умершем человеке, а также на открытии механизмов работы мозга.
Анализ истории и тенденций развития научного иммортализма позволяет сделать следующий основной вывод. Развития знания и эволюция общественного сознания, как под влиянием естественного стремления людей к бессмертию, так и под влиянием развития методов продления жизни (т.е. технологии достижения бессмертия) в скором времени (возможно, уже в середине XXI в.) должно привести к формированию Homo longevus (Курцмен, Гордон, 1982) или Homo immortalis (Вишев, 1990 т.е. человека, для которого потенциально бесконечная жизнь будет нормой. Одним из социальных последствий такой трансформации сознания может быть то, что жизнь и свобода будут высшими общественными ценностями. Это, в свою очередь, может привести к ликвидации войн и всех форм насилия на личностью.
Библиография
Вишев И. В. Проблема личного бессмертия. -- Новосибирск: Наука, 1990. -- 248 с.
Вишев И. В. Проблемы иммортологии. Кн. 1: Проблема индивидуального бессмертия в истории русской философской мысли ХIX-ХХ столетий. -- Челябинск: ЧГТУ, 1993. -- 120 с.
Вишев И. В. "Философия общего дела" Н. Ф. Федорова и биокосмизм // Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Федоровских чтений. Вып. 1 / Сост. С. Г. Семенова и др. -- М.: Наследие, 1996. -- С. 179-185.
Дю-Буа-Реймон Э. О границах познания природы. Семь мировых загадок. -- М., 1900. -- 64 с.
Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! -- М.: Мир, 1982. -- 216 с.
Масалова В. Долой старость! (Вопросы жизни и молодости). -- СПб., 1914. -- 74 с.
Пушкин В. Н. Психология и кибернетика. -- М.: Педагогика, 1971. -- 232 с.
Семенова С. Г. Русский космизм // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. -- М.: Педагогика-пресс, 1993. -- С. 3-33.
Соловьев М. В. Формирование научного иммортализма // Конф. "Наука, философия и культура в России и на Западе: XVII-XX век" (2-3 июня 1997 г., С.-Петербург, в рамках Первого российского философского конгресса): Тез. докл. и сообщ. -- СПб., 1997. -- С. 32-33.
Соловьев М. В. Клиническая геронтология через несколько десятилетий. Взгляд в будущее // Клиническая геронтология. -- 1998. -- N 2. -- С. 59-65.
Ударцев С. Ф. Биокосмизм: предпосылки возникновения, критика и ревизия теории анархизма // Труды 25 чтений К. Э. Циолковского. Секция "К. Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса", 1990. -- С. 233-242.
Drexler K. E. Engines of Creation: The Coming Era of Nanotechnology. -- New York etc.: Anchor Books, 1986. -- 298 p.
Gruman G. J. A History of Ideas about the Prolongation of Life // Transactions of the American Philosophical Society. -- 1966. -- Vol. 56, part 9. -- P. 3-102.
Soloviev M. V. The "Russian Trace" in the History of Cryonics // Cryonics. -- 1995. -- Vol. 16, N 4. -- P. 20- 23.
Soloviev M. V. From Anabiosis to Cryonics // Cryonics. -- 1998. -- Vol. 19, N 3. -- P. 21- 26.
Tipler F. The Physics of Immortality. -- New York etc.: Doubleday, 1994. -- 518 p.

karim

флуд какой-то...

karim

стремление к бессмертию - крайнее проявление инстинкта самосохранения
не стоит на этом зацикливаться, у нас есть еще кое-какие инстинкты

mikiii

у меня тоже ящик на хотбоксе
просто хотел поделиться с теми, у кого интернета нет
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: