Посоветуйте книжки по психологии (!!!!)

Angalak

Да, факин ГСМ!
Посоветуйте, пожалуйста, книжки, в которых бы разбирались процессы которые происходят в голове (мозге) при распознавании образов, решении задач классификации, всякая там психология познания и так далее, про абстракции чтобы можно было почитать, про то как формируются представления о мире, когнитивность и т.п.
То есть интуитивно многое понятно, но вот хочу систематизации, и вдруг что новое вычитаю.
В интернетах много мусора, а в вопросе я нуб.

Kitaez

Про восприятие можно почитать Шиффмана "Психология ощущения и восприятия"
В остальном - по запросу когнитивная психология очень много интересных ссылок выходит - Найссер, Солсо, мне кажется, подойдут по этой теме.
Из отечественного - Измайлов, Соколов, Черноризов "Психофизиология цветового зрения", например

picasso221

Если очень в целом сориентироваться, то лучше всего хенбуки по Когнитивной психологии: Солсо (которого уже упоминали Андерсона или одноименный ипрановский сборник (под ред. Дружинина). Все они есть в инете и все с разными акцентами (напр., познавательное развитие куда больше в отечественном, да и Солсо с Андерсоном каждый больше свои темы раскрывали).
Если же чуть более серьезно, то указаны целые области, по которым дофига литературы.
Например, на русском распознавание образов представлены как минимум 3 школами: в гальперенской Шабельников "Формирование быстрой мысли" (в ней и категоризация) и, например, Подольский "Формирование симультанного опознания" (1978) или его же более поздняя "Становление познавательного действия" (а еще есть дофига в этой школе на опознавание геометрических фигур). Из московских школ также оригинальные исследования в кн. Шехтер "Зрительное опознание: закономерности и механизмы". В московской отдельно еще представлено направление "микроструктура деятельности восприятия" (работы группы В.П.Зинченко) и всякие темы опознания образов в деятельности оператора (от В.П.Пушкина до школы Ошанина). В питерской вообще это было одной из больших и любимых тем, по которой много исследований и монографий: от более физиологоориентированных (рекомендую в этой связи очень хороший научпоп Глезера "Зрение и мышление" до более психологоориентированное (от монографии Т.П.Зинченко "Опознание и кодирование", до работ Грановской - например, Грановская Р. М., Березная И. Я., Григорьева А. Н. Восприятие и признаки формы).
Классификация еще более общая тема. От классических работ Брунера (есть в инете его "Психология познания" - а общий обзор можно в Коул, Скрибнер "Культура и мышление" до современных концепции Э.Рош "прототипической категоризации" (лучше всего в переведенной работе Лакофф "Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении" - кстати говоря, про исследования категоризации вообще много в психолингвистике. У нас в работах Фрумкиной - от классической "Цвет, смысл, сходство" до обобщающей и обзорной "Психолингвистика"). Самая современная концепция "понятия как теории" на русском пока не сильно представлена (есть только в отдельных диссертациях). При том, что отечественная классика (от Натадзе "К онтогенезу формирования понятия" и Выготского "Мышление и речь) остается актуальной на сегодняшний день (об этом говорит все большая популярность Выготского на Западе).
Про абстрагирование вообще даже страшно начинать писать... Это же почти основа мышления ("абстрактного" но посоветовал бы начинать с переводной М.Дональдсон "Мыслительная деятельность детей", а может удастся добраться и до отечественной классики В.В.Давыдов "Виды обобщения в обучении" (обе вроде есть в инете).
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: