Отзывы о научном образовании в МГУ

nedanna

Опишу реальную ситуацию, которая вызвала у меня ряд грустных мыслей о студенчестве и Университете вцелом.
Действующие лица -
1) студент - классический пофигист, вроде не самый раздолбай, не из "сынков", без какой-то там крыши в деканате итп. Просто пофигист. Тему курсовой знает, понятия и термины, касающиеся этой темы, не знает.
2) научный руководитель - очень уважаемый сотрудник факультета, совершенно без научных амбиций (в смысле студентов ему тащить вроде как и незачем при этом очень занятой человек.
3) я - сотрудник факультета, периодически тусующийся в лаборатории ( числюсь совершенно на другой кафедре).
Короче, долго ли, коротко ли, но приблизился срок сдачи курсовых. Причем настолько неожиданно, что у студента за 3 дня до срока не было написано ни строчки ( не говоря уже проведенной, или лучше сказать, не проведенной работе).
В результате, за 2 дня эксперимент провожу я, причем окончательную постановку эксперимента приходится выдумывать на лету, так как при первых же измерениях выясняется, что результатов при изначальной постановке не будет из-за больших помех.
В итоге, у бедного студента появляется материал для доклада исключительно по той причине, что совершенно левому человеку просто интересно было провести эти измерения. (повторюсь, научрук очень занят административными вопросами, и по разным причинам просто не в состоянии был что-то делать без помощи студента, которой, естественно, не было.
После этого я загрустил. Неужели это нормальная ситуация? Стоит ли при таком подходе студентов и таком контроле со стороны преподавателей (этот научрук не преподает, и поэтому в общем-то не несет ответственности за расп#здяйство студентов, но существуют же по идее кураторы, которые как раз и должны дрючить студентов) ожидать хоть какого-то сколь угодно заметного результата студенческой деятельности? А ведь это , блин, будущие специалисты, выпускники лучшего отечественного вуза? Может, это чудо, что в рейтинге мировых ВУЗов МГУ сейчас на 83 месте, может, там ему вообще нечего делать?
Вот скажите, учащиеся в данный момент - неужели это нормальный подход к своей будущей специальности (пусть даже вы этим не будете заниматься)? если нормально, то не лучше ли сразу нафиг все послать и пойти куда-нибудь бабло зарабатывать? В современной ситуации студент вполне может получать примерно столько же, сколько и выпускник..
Короче, пишите свое мнение.

galina

Я как классический раздолбай скажу что это прикольно

UDmetal

Подобная ситуация присуща 90% студентов МГУ. Здесь просто получают дипломы, и менять этого никто не собирается.
Так что привыкайте, будете сталкиваться постоянно.

karim

называй факультет сразу
я писала курсовую работая с утра до ночи все отпущеное на нее время от сессии до мая, биофак

nedanna

 
Подобная ситуация присуща 90% студентов МГУ. Здесь просто получают дипломы, и менять этого никто не собирается.
Так что привыкайте, будете сталкиваться постоянно.
  

Да, похоже вы правы. Кстати, такая позиция вполне вписывается в логику современных чиновников от образования и последних реформ. Действительно, в ВУЗах люди просто получают дипломы. Зачем при этом их еще и финансировать и давать льготы? все ж должно окупаться
Вы открыли мне глаза. Спасибо. Наверное, в этой реальности скоро бесплатное образование исчезнет. Если даже студенты мыслят так же, как и власть. Да и образование им настолько же нужно (а может быть, не нужно).
Зы. Физики мы, физики..

Michael61

если ты против такого подхода, зачем поддержал, сделав эксперимент и дав результаты

Claw777

у студента нет мотивации вот и все объяснение, он не видит будущего в специальности - физика

nedanna

если ты против такого подхода, зачем поддержал, сделав эксперимент и дав результаты

Из альтруизма. Шутка.
Мне самому это было интересно. Да и полезно. Эту тему продвигают щас в правительстве москвы, если будут конкретные результаты, то финансы будут исчисляться миллионами.

crdjhtw007

блин.. что же мне то вот никто такой добрый ниче не делает и сижу я сейчас на кафедре ожидая окончания измерений...


з.ы. что это за курсовая с одним единственным опытом?


а вообще по теме.. в МГУ еще не так все плохо.. а студенты о которых написано выше как правило вылетают на окончив универ или очень долго в нем учатся , а потом работают не по специальности...

atsel

Это ерунда - у меня была курсовая-хард за 20 часов, и никто не скажет, что я по теме своей курсовой чего-то не знаю, потому как это неправда.

stm5848000

+1
Я думаю в большинстве случаев все упирается в 1) личную заинтересованность студента в работе в лаборатории и его собственную инициативу, 2) педагогические способности приставленного к нему сотрудника/аспиранта. Я лично вообще никогда не парился с результатами для диплома и курсовых. Делал лабовые дела потихоньку, и к отчетному периоду результатов накапливалось достаточно.
Бывают еще более трагичные ситуации. Руководитель тож занятой человек, у него студент ботан-краснодипломник. В семестре ходил в лабораторию стабильно, но курсовую делал только в последнюю неделю. У него ни то что не было четко поставленной задачи, но даже и направление в котором он движется он представлял достаточно смутно. А как сроки стали поджимать - шеф стал с ним заниматься чем-то по делу. В таких случаях, имхо, ответственность лежит на руководителе, потому что он рулит учебно-научным процессом в своем коллективе.
С другой стороны знаю раздолбаев, которые приходили из академов, восстанавливались или переводились на другую кафедру и потом очень круто работали в лабе, потому что шефу удавалось их в этом заинтересовать и правильно поставить взаимодействие между студентом и приставленным к нему микрошефом.

sonik_23rus

Многое зависит от научника - он должен заинтересовать студента, привлечь... А ты подумай если на студента бросают название темы, как правило, нерешенная задача, без списка литературы - голая тема, никакой помощи и заинтересованности науч.рука. После вот такого студент просто забивает на него и на эту курсовую а потом за ночь-две пишет отмазку, получает выговор от науч рука - и с нового года все заново.

Мой 4 курс окончился аналогичной ситуацией, с 5курса перешел к другому науч. руку - был готов и диплом и статья и выступления на конференциях : президентский грант даж получил. Сейчас учусь в аспирантуре. Я считаю, что в руках науч. рука 80% решения вашей проблемы.

nedanna

Ну понятно. Но если у студента нет никакого желания учиться, то в общем-то никто заставлять его не будет. По крайней мере, возможности все были. Книжек-море, вопросы можно было задавать. Время на практику отводится в расписании. Только далеко не все студенты этим пользуются.

Niklz



Да и полезно. Эту тему продвигают щас в правительстве москвы,

оффтоп: что за тема, интересно?

namahs

На химфаке (а может быть и на физфаке) пишут небольшие по объему и по сути курсовые, а вот что касается биофака, то и на 3, и на 4 курсе - темы - почти как для дипломной работы!
От чего зависит? От настроения-увлеченности и жизненных обстоятельств. Тенденция шаляй-валяй наблюдается по отношению к курсовым..грустно..

fast_killer

а ты с какого факультета, что так смело их сравниваешь?

uzon

Эту тему продвигают щас в правительстве москвы, если будут конкретные результаты, то финансы будут исчисляться миллионами.
т.е. тебе интересен скорее не научный результат, а деньги, которые можно за это получить?

uzon

по поводу биофака - "объем" работы сильно зависит от кафедры, где она представляется.

CHICAGO



В итоге, у бедного студента появляется материал для доклада исключительно по той причине, что совершенно левому человеку просто интересно было провести эти измерения.
эх, где ты был, когда мне для написания курсовой на третьем курсе пришлось забить на все пары и потратить все свое время на написание курсовой?

730097427190

по-моему, от научного руководителя зависит многое.
я на каждой из курсовых научилась тому, что было их темами. в первую очередь курсовые - это не новые исследования и не продвижение науки вперед бесплатными руками студентов , а учебная работа. Есть руководитель: он должен руководить, назвать тему, контролировать как-то, отвечать за нее. Не надо бросать студента 2 курса в свободное плавание: он в пивбар поплывет
Хотя конечно и студенты-фанаты бывают, которые сами в бой рвутся
ЗЫ: ни одной курсовой на моей памяти ни мной, ни моими друзьями, ни моими студентами в последствии не были сделаны за 2-3 дня или даже неделю.

jurius

В результате, за 2 дня эксперимент провожу я, причем окончательную постановку эксперимента приходится выдумывать на лету
А студент имел отношение к этому, участвовал?
В любом случае, конечно, ситуация ненормальная, независимо от факультета.

lebuhoff

у меня вся практическая часть диплома была сделана за 2 дня (написана за вечер и главной причиной было отсутствие постановки задачи: до последней недели метались и с объектом исследования, и с задачей. научрук уже предалагал принять помощь от других ребят, но я настоял на том, чтобы сделать все сам. все-таки от наурука многое зависит.

genrymail

Всё нормально. На таких эксперементаторах, как ты и двигается по-настоящему научная работа. А раздолбаев всегда и везде хватает (хотя такие - редкость; респект чуваку ). Может, эта история ещё повториться, только участник 1) или 3) будет в роли 2)

chel_1992

как правильно мне сказала секретарь на нашей кафедре:
курсовая и диплом делаются научруком, а вот докторская - студентами и аспирантами
возникает вопрос - если этот уважаемый сотрудник такой весь из себя занятой, зачем он берет студентов на курсовую?

redtress

пусть даже вы этим не будете заниматься
если так, то нормально. Либо ты ботаешь, что тебе нужно, либо делаешь для отмаза.

isilra

называй факультет сразу
я писала курсовую работая с утра до ночи все отпущеное на нее время от сессии до мая, биофак
все зависит от конкретной связки кафедра-лаба-шеф-студент, а не от факультета. у нас на кафедре невозможна ситуация, как у топстартера. в смысле возможна, но с плачевными последствиями для стюдента.

nedanna

 
т.е. тебе интересен скорее не научный результат, а деньги, которые можно за это получить?
 

В первую очередь мне, как и любому нормальному человеку, которому приходится кормить семью, хочется заработать некую перспективу для дальнейшей деятельности.
Во вторую очередь, тематика этой лаборатории - это мое хобби.
 
возникает вопрос - если этот уважаемый сотрудник такой весь из себя занятой, зачем он берет студентов на курсовую?

Вообще то, когда на кафедру приходят лишние студенты, то хочешь не хочешь приходится распихивать их куда-то. Вот ему завкафедрой и дал его.

abramenkomv

1) студент - классический пофигист, вроде не самый раздолбай, не из "сынков", без какой-то там крыши в деканате итп. Просто пофигист. Тему курсовой знает, понятия и термины, касающиеся этой темы, не знает.

Вот здесь мне немного не понятно. Это нормально, что студент "понятия и термины, касающиеся этой темы, не знает?" Если да, тогда очень плохо. Если нет, то часть моих знакомых отсылали дописывать курсовую на осень. Так что надо понять, человек что-нить знает, или совсем не в теме.
p.s.
мой факультет — мехмат.

chel_1992

Вообще то, когда на кафедру приходят лишние студенты, то хочешь не хочешь приходится распихивать их куда-то. Вот ему завкафедрой и дал его
если студент действительно лишний, то его лучше сразу отчислить - пусть ищет себя на другом поприще, ему же лучше будет. а если просто еще не успел сообразить что к чему, то его в любом случае надо учить, наставлять и воспитывать.
вот в таких "курсовых лайт" виноваты не только студенты-распиздяи, но и их научные руководители, которые такое допустили, хотя студенты, конечно же, больше, хотя бы потому, что пошли к таким научрукам делать курсовую

Rozarioagro

как правильно мне сказала секретарь на нашей кафедре:
курсовая и диплом делаются научруком, а вот докторская - студентами и аспирантами
возникает вопрос - если этот уважаемый сотрудник такой весь из себя занятой, зачем он берет студентов на курсовую?
Кандидатскую забыла?
А типа - кандидатская - самостоятельно, да?

alextim

Да уж, ну и история.
Соображение первое: "нормальность" приведенной ситуации сильно зависит от традиции даже не столько факультета, сколько конкретной кафедры или даже научной группы/лаборатории. На том же биофаке в недалеком прошлом водились такие богадельни, что мама не горюй. Поддержание подобных "традиций" на кафедре целиком и полностью лежит на плечах их заведующих. Заведующий волен назначать кураторов курсов (3-го, 4-го и 5-го призванных прояснять студентам организационные вопросы, поддерживать связь с его непосредственным научным руководителем, а также быть в курсе темы работы студента и того, чем конкретно он в лаборатории занимается (чтоб не заставляли мыть пробирки вместо выполнения заявленной работы). Кроме того, заведующий волен организовывать заседания кафедры, на которых студенты докладывают, что именно им удалось сделать за период времени, прошедший с момента объявления им темы работы. Мой одногруппник был отчислен с 5-го (!) курса за раздолбайство, выраженное в отсутствии за две недели до защиты сколь-нибудь значимых результатов работы.
Соображение второе: от лишних студентов надо избавляться. Или отчислять, или делать так, чтоб они не были лишними. Чтобы не сложилось ситуации, когда научному руководителю просто некогда контролировать работу студента, целесообразно поинтересоваться у предполагаемого научного руководителя о наличии у него хотя бы времени на руководство работой курсовика/дипломника. Обычно перед обнародованием тем курсовых и дипломных работ на кафедре происходит составление списков возможных тем (источник: предполагаемые научные руководители, которые не станут выдвигать тему, зная, что занятость не позволит им руководить работой).
Соображение третье: со стороны студента в данной ситуации просто неэтично присваивать себе результаты чужой работы. Я сталкивалась с ситуациями, в которых собственные результаты студентов были недостаточными, скажем, с точки зрения их статистической достоверности, но даже такие результаты своей работы дороже присвоенных. Потому что МГУ - это все-таки учебное заведение, и если при наличии отрицательных, но своих результатов чему-то еще можно научиться, то при присвоении чужих результатов обучение идет лесом. С этой точки зрения позиция топикстартера не вполне понятна. Жалость и все такое - это одно, но в конце концов, если студент заинтересован в том, чтобы получить в конце концов диплом, можно оформить академ (хотя такая возможность зависит от факультета, скорее всего сменить тему и/или руководителя и наверстать упущенное по курсовой. Если студент в этом не заинтересован, то зачем портить человека, создавая иллюзию легкости получения диплома? После этого он просто уверен в том, что диплом достанется ему на халяву.
Я знаю людей, защитивших дипломную работу, существенные результаты которой были получены за три дня до защиты, но самими студентами и при условии предварительной отработки методики в течение всего учебного года.

shtil1976

у меня щас примерно такая херня намечается

irenape

+1.
Курсовая уж точно исключительно от научрука зависит.
Я вот, например, закончил астрофизику на ФФ, и по своей группе очень чётко видел: пришедшие со всяких спецшкол, астрокружков, родителейдеятелей и т.п. ботали, учились, разбирались, защищались самостоятельно. И практически все остались в науке так или иначе. Всякий сброд понаехавший, который на телескоп облизывался только на картинках и падал ниц перед авторами учебников для первого курса, тоже ботал, учился и разбирался, но когда дело доходило до самостоятельной работы - ноль. И не потому, что желания, там, или интереса нету, а элементарно НЕ ЗНАЕШЬ, чё делать-то. На семинарах просто: получил задачку - решаешь её, а вот курсовик - это, мать его, как у больших уже. И если человеку на таком этапе не попадётся зачотный, понимающий, научник, человек устроит заплыв на длительную дистанцию с офигительной нервотряской и отвращением к (любимой?!) науке на финише. Из такого сброда большинство ушли из науки так или иначе. Я, кстати, сам тоже из этой гопоты, приятно познакомиться.
ЗЫ очевидно, что это не абсолют. Респект и уважуха тем, кто знал, чего он хочет от универа, и самостоятельно этого добивался. Многие же просто имели большие глаза и большие уши.

chel_1992

типа да

kitsab

кандидатская - самостоятельно, точно

Satellite

дай почитать, пожалуйста.

Badyss

какие все форумчане ответственные и старательные...
я свою первую курсовую (на 3 курсе ВМиК) написал за 30 минут в день сдачи. На листочке в клеточку был намалёван 10-к формул. Формула, полученная в итоге, наверно была правильной, но к теме курсовой отношения имела мало.
тему я получил за неделю до сдачи (в середине мая).
С комментарием от научника "Вы осознаёте, что ничего не поняли?" я получил 5.
Никаких угрызений совести и раздумий "лишний я студент или нет" у меня нет.
Потому что эта курсовая (как и любая другая) не нужна ни мне, ни научному руководителю, ни университету, ни мировой науке. Университет научил (и ещё учит) меня достаточно многому. Необходимость в дипломе у меня есть, а желания заниматься наукой - нет. Поэтому грустных мыслей такие "курсовые лайт" у меня не вызывают.

karim

за сок

karim

кафедру, лабу, и, желательно, фамилию научника

chel_1992

ты этим гордишься?

kairat

нет он не гордится! просто у него грустных мыслей по этому поводу нет!

Tamurka

я вот думал, что в форуме одни раздолбаи сидят (ну делать больше нечего как в форуме сидеть). А оказывается люди целый год делали диплом:)
Вообще, это нормальное явление, что кто-то занимается в универе "наукой", ну или по-крайней мере, специальностью, а кто-то нет. И так было всегда если слушать старшие поколения(хотя не исключено, что сейчас ничего не делать стало популярнее). Вы, наверное, сами не представляете что это за универ где 100% народу занимается специальностью .
Я бы подошёл к проблеме шире. Вы понимаете, что большая часть людей в МГУ хочет заниматься чем-то ещё. Что маленькие забавные абитуриенты понятия не имели, что их специальность заключается в переписывании цифр или ещё чего-нибудь. А хотят они чего-то совсем другого, чем у них заниматься не получается... Может быть нужно дать возможность? (А не отбирать льготы и прочее, т.к. некоторые студенты действительно не слишком богаты).
(А правительство наше - это вообще).

kairat

>>Что маленькие забавные абитуриенты понятия не имели, что их специальность заключается в переписывании цифр или ещё чего-нибудь.
у нас изначально в школах (я не имею ввиду специализированные, коих очень мало и доступ к которым весьма ограничен) нет профиля и методик всяких по выявлению профориентации, способностей, склонностей ребенка и все такое.
к сожалению, личный опыт таков, что училась в средней школе, но в 10-11 был физмат класс, в котором готовили к поступлению местный вуз (точнее даже так: в филиал местного вуза - ЮУРГУ этот класс считался в школе наиболее сильным по нагрузке (в остальных вообще почти ниче люди не делали, досиживали те, кому нужна была оконченная 11летка, чтобы можно было в институт поступать по своим там всяким каналам поэтому пошла в него, далее пошла на ММ, ибо понятия не имела как сдавать другие предметы, кроме математики, без четкой ориентации - мне нравились все предметы, но сдать без репетиторов и дополнительной подготовки сама я могла тока математику;
то есть так получилось, что туда - куда получилось, естественно - нет сильного интереса к предметной области - не связываешь ее с дальнейшими перспективами - нет рвения к учебе как к таковой.
а чтобы получить престижный все таки диплом - достаточно сдать сессии, а как известно: на мм - сложно учиться, сессию сдать - легко.
но в целом я нисколько не жалею о проведенных годах и результатах

redtress

Необходимость в дипломе у меня есть, а желания заниматься наукой - нет. Поэтому грустных мыслей такие "курсовые лайт" у меня не вызывают.
И правильно

primula1

а как известно: на мм - сложно учиться, сессию сдать - легко.
ну, есть и другой подход:
можно весь год ниче не делать, а потом на сессии **ёшься как кролик.

Satellite

ОК. Какой именно?

karim

манговый рич

kairat

нет, ты совсем не так понял %)

juliya21

Блин, нафига эти курсовые и дипломы ваще нужны? Пусть их пишут будущие аспиранты и докторанты, а не обычные студенты.

kitsab

а обычные студенты чем будут заниматься? назвался груздем - вперед!
каждую практику мне приходится ежедневно вдалбывать студентам, почему они - в августе, на берегу теплого моря - должны учиться , а не бухать Это им очень странно
Топикстартеру спасибо - наконец сочинила подробный план курсовой для своих третьекурсников

Oleg4534

Сам короче этому способствуешь, и ещё чё-то не нравится? А чел молодец что сумел свою работу на чужого дядю спихнуть.

Lenn

Ну я из рассказа вообще не понял курсовая за какой курс обучения у студента была...
но по любому таким надо статьи неуд.\незачет за этот пункт учебного плана и пусть потом крутиться как хочет...
Да бывают случаи, когда надо на начальном этапе студента поддрежать таким образом, но если речь идет о бакалавройсокй работе или тем более дипломе...то раз такое допускается, то можно смело ставить ТРИ и пусть гуляет и радуется...престиж лабы\кафедры не пострадает...
Хотя бывает согласен до кучи случаев, когда студент сам не то нисе не активен...научрку тоже покласть и вот выходит такая фигня...
но больше тут я думаю все же от нерадивости студента лично..

kitsab

Когда студенту пофигу, научник уже сделать ничего не может. Какой толк в том, чтобы бегать за студентом, умоляя начать работать?
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: