как закрепить заботанное надолго при условии неиспользования

rina_valeeva

Вопрос такой. Вот слушаешь ты курс лекций несколько месяцев, пишешь конспекты, регулярно делаешь домашку, выстраиваешь обобщения и достигаешь некоторого уровня понимания. Но даже через год неиспользования материал в основном забывается.
Допустим, есть ситуация, что я могу потратить силы на освоение материала сейчас, но большая его часть мне вплотную будет нужна года через два.
1) Как закрепить материал в памяти надолго?
2) Как распределить усилия по его поддержанию, чтобы знания не уходили сквозь извилины?
Пока идеи по этим двум вопросам сводятся к тому, чтобы:
- написать продуманную выжимку из конспектов, чтобы знания при необходимости было легче воскресить;
- делать по задаче в неделю по разным темам курса, чтобы материал все время вращался в памяти.
Поделитесь положительным/тщетным опытом и подходами.

tester1

Поделитесь положительным/тщетным опытом и подходами.
чем больше установишь связей между новыми знаниями/навыками и уже имеющимися, тем прочнее они войдут в память и картину мира и тем более долго будут помниться и тем больше пользы принесут.
Вот на это и надо ориентироваться.

rina_valeeva

То есть, нужно пытаться применять каждое новое знание к работе, грубо говоря, даже если это применение будет пока немного надуманным?

nely25

Кроме регулярных напоминаний (просто повторять, или делать домашки, или самому этот курс следующему поколению прокрастинаторов читать) имхо никак.
На мехмате вот кафедральный курс сдают по несколько раз (на младших курсах обязательный, потом на старших спецкурс, потом вступительный в аспу, потом кандмин) и всё равно вспоминать приходится, хотя и проще даёься. Может конечно и по-другому бывает, но с матлогикой как-то так.

rina_valeeva

Такую роскошь можно позволить себе сделать с считанными курсами в жизни! А мне нужно пока не очень стержневой курс заботать на будущее.

griz_a

Вообще зависит от тематики\предмета.
Но в целом - выстраивай хорошую логическую цепочку.
Сначала общий каркас и на него укладывай отдельные блоки. Для этого нужно либо хорошего преподавателя, либо хорошую структурированную программу.
Затем поверх программы укладываешь уже отдельные детали, их нужно хорошо проработать.
Чтобы теория улеглась - ее более-менее нужно самому вывести, тогда она завяжется логически с остальными.
Мне нечасто приходится вспоминать доказательство теоремы о неявной функции, но если надо, то я его выведу минут за 10-15, потому что на 1 курсе у меня было хорошее доказательство, которое ложится в мое представление о том, что это за теорема. Из этого представления я и формулировку смогу восстановить, и доказательство. Доказательство через сжимающие отображения я бы не вспомнил ни в жизни.
Или, скажем, понадобилось мне недавно функцию в ряд Лорана разложить, до этого я в прошлый раз делал это 11 лет назад на 3 курсе. Я вспомнил что это такое, сообразил как вообще понимать задачу, немного потупил, взял функцию попроще, разложил, сообразил как разложить мою. 50% вспоминал, 50% думал, но база всплыла сразу, а какие-то крупные идеи попозже, но довольно скоро.
Кому-то хорошие примеры в голову ложатся. Несколько раз наблюдал, как студенты, у которых я вел статистику, могут вспомнить концепцию байесовского метода по ключевым словам "бабушка положила в чай лимон или сахар" %)

seregaohota

Вообще зависит от тематики\предмета.
могут вспомнить концепцию байесовского метода по ключевым словам "бабушка положила в чай лимон или сахар"
:)
у меня "Чай с лимоном" ассоциируется со статьёй wiki/мнемоника и правилом из техники безопасности в химии лить кислоту в воду
Лила воду в кислоту - потеряла красоту
PS может пригодится ссылка

tester1

Лила воду в кислоту - потеряла красоту
у нас так было:
сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда

ploder

Лила воду в кислоту - потеряла красоту
мнемоника понравилась очень, но я вышла из треда и тут же забыла, как правильно звучит стишок:
Лила воду в кислоту - потеряла красоту
или
Лила в воду кислоту - потеряла красоту

tester1

проверь с помощью воды и кислоты :)

digitalrus

лил водку в желудок - потерял рассудок :grin:

seregaohota

мнемоника понравилась очень, но я вышла из треда и тут же забыла, как правильно звучит стишок
поэтому для меня Чай с лимоном - порядок слов дает порядок действий - типа сначала воду наливаем, потом кислоту - лимон. Не говорят лимон с чаем
сходи по ссылке на мнемонику на вики, там для кучи наук и областей мнемо фразы, даже на разных языках
и выбери себе ту, которая тебе запомнится и не будет путаться, там и фраза Гоно есть
А забывается, значит не та фраза. Или тебе это не очень надо. Забывание старого и неактуального - составная часть обучения. Иначе бы животные не могли бы приспособиться к меняющимся условиям жизни. А так бы и ходили на какой-нибудь давным-давно пересохший водопой.

Suebaby

сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда
меня с помощью этого стишка один алконавт учил, что лучше накатить после купания, чем купаться спьяну

tester1

и выбери себе ту, которая тебе запомнится и не будет путаться, там и фраза Гоно есть
Нимфинити кхн, есличо

maksim23

Вопрос такой. Вот слушаешь ты курс лекций несколько месяцев, пишешь конспекты, регулярно делаешь домашку, выстраиваешь обобщения и достигаешь некоторого уровня понимания. Но даже через год неиспользования материал в основном забывается.
Как закрепить материал в памяти надолго?

 — Единственный по-настоящему рабочий способ — интересоваться темой до того как, а лекции использовать для упорядочивания имеющихся знаний.
 — Более-менее неплохо читать публицистику на тему. Спустя годы формулы уже не вспомнишь, но качественные соотношения в памяти сохраняются очень-очень хорошо... Публицистика как раз настраивает мышление на поиск качественных соотношений.
 — Значительно менее надёжный, но неплохой способ — составить план от общего к частному, чтобы в начале изучения предмета знать, как очередная лекция приближает к цели. Не должно быть такого, что слушаешь-слушаешь лекцию, и не понимаешь её место в курсе. Например, матан за второй курс я запомнил, потому как с самого начала мне нужно было понять Фурье-преобразование, а курс лекций был построен так, что оно давалось в конце.
 — Ну и наименее надёжный способ — сделать отчёт/сжатый конспект по итогам, и раза три (с некоторыми промежутками, лучше по неделе) его прочесть.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: