вопрос про мсфо, проводки с счетов управленческого учета

Trewester

Пишу сюда, т.к. поиск по форуму показал, что такие вопросы только в джобе пишут.
Вопрос скорее о том, как использовать счета управленческого учета в проводках. То, что ниже, возможно знающим людям покажется очень далёким от реальности, так что не обессудьте
Есть такой план счетов
 
  
1. активы
2. капитал.
21. прибыль
211. прибыль текущего года.
3. задолженность
4.доходы
41. доходы от продаж
411. доходы от продаж компании1.
412. доходы от продаж компании2.
5.расходы
51. расходы на приобретение
511. расходы на приобретение компании1
512. расходы на приобретение компании2.
52. налоги
521 налог на прибыль компании1
522 налог на прибыль компании2

6. счета упр. учета
61. прибыль от продажи
612 прибыль от продажи тостеров.
613 прибыль от продажи холодильников.
62. прибыль от продажи
622 прибыль от продажи в маленьких магазинах
623 прибыль от продажи в больших магазинах
63. налоги
633. выплаченные
6331. выплаченные по компании1
6332. выплаченные по компании2
634. начисленные
6341. начисленные по компании1
6342. начисленные по компании2


а). каждый день приходят данные о продажах. будем считать, что никаких запасов нет. в один день всё продаётся и покупается, всё, что не продано - уничтожается.
Т.е. по каждой компании и каждому товару есть прибыль/убыток.
б). каждый месяц счета 4*, 5* закрываются, делаются проводки на счёт 211
счета 6* вообще не участвуют сейчас в проводках.
Какие продводки нужно сделать, чтобы
1. на счетах 62** было видно, сколько заплатили, сколько ещё заплатить.
2. на счетах 61** было видна ситуация по каждому товару ежедневно (накопленным итогом за месяц)
Самое главное, я не понимаю, какие образом прикрутить эти счета упр. учёта. Была мысль доходы/расходы переводить не на 211, а сначала на 61*, а потом на 211, но это всё равно как-то коряво.

svt_4969

Возможно я не до конца понял картину, но что мешает заводить в соответствующие счета управленческого учёта сторно на бухгалтерские проводки, и аллоцировать/перераспределять их в управленке как душе угодно? Баланс по управленке в целом будет нулевой.
Если базы управленки и бухучёта будут разные, то бухучёт будет сводиться по прежнему, а отчётность по управленке нужно будет вести без учёта сторно.
P.S. Разумеется, подразумевается, что управленка будет считаться не в отрыве от плана счетов бухгалтерии, то есть счёт корреспонденции в сторнирующей управленческой проводке будет из бухгалтерского плана счетов.

Trewester

заводить в соответствующие счета управленческого учёта сторно на бухгалтерские проводки
Это как?
было
 

расходы Дт 1000 Кт. 0
УУ прибыль Дт 0 Кт. 0

стало
 

расходы Дт 2000 Кт. 1000
УУ прибыль Дт 1000 Кт. 1000

?
а то я не понимаю, как ещё в УУ будет нулевой баланс.
upd: Или нужно завести "дублёров" в УУ и делать проводку с двумя Дт и двумя Кт?

svt_4969

Да, я наверно некорректно сказал про баланс. Попробую на примере:
Есть счёт 412* в БУ с балансом 1000.
Проводишь в УУ проводку, сторнирующую бух.счёт:
ДБ412 -> КТ61*
Счёт доходов по управленке выходит в плюс.
Далее, тебе нужно провести любую проводку с ДБ61* с той же суммой на любой счёт управленческого учёта. Например, ты используешь в качестве драйвера аллокации привязку к конкретным накладным, и проводишь несколько проводок ДБ61* -> КТ612, ДБ61* -> КТ613. Сумма этих проводок должна равняться тому сторно, которое мы провели с бухгалтерии в управленку.
В итоге, у тебя есть счета доходов компании 2 по холодильникам и тостерам по отдельности. Исключаем из УУ начальную сторнирующую проводку, и вуаля - у тебя есть доходы компании 2, аллоцированные по продуктам, как ты и хотел.

Trewester

аа, я понял идею.
Я там написал про каждый день: Идея была как раз в том, что ДБ61* -> КТ612, ДБ61* -> КТ613 проводятся каждый день, а в конце месяца делается ДБ412 -> КТ61* и смотрится, что на КТ61* нуль.
А раз этих проводок несколько(cо счетов 412, 512..), как раз и хотелось, чтобы, грубо говоря, прибыль посчитанная как сумма по компаниям и как сумма по товарам(или типам магазинов) совпадала.

svt_4969

Я там написал про каждый день: Идея была как раз в том, что ДБ61* -> КТ612, ДБ61* -> КТ613 проводятся каждый день, а в конце месяца делается ДБ412 -> КТ61* и смотрится, что на КТ61* нуль.
Ну тут момент, наверно, не принципиальный, можно сторно и на каждую проводку заводить. Так даже наверно лучше будет, чтобы в случае сбоев системы можно было понять, каких именно проводок в управленке не хватает.

Trewester

а закрывать это как потом? делать Дт612 -> Кт61* , Дт613 -> Кт61* в конце периода?

svt_4969

А не надо закрывать, сторно же будет по управленке идти, и ты эти проводки не будешь использовать в бухучёте вообще.
Лучше по идее заводить отдельную базу вообще для УУ. Если смешать счета и проводки БУ и УУ (пусть и формально разделённые по балансу 1 порядка), то путаница будет. Расход с 6* у тебя нигде кроме управленки отображаться не будет, так что всё ок.

Trewester

Так они сейчас как раз разделены.
Как не закрывать? Все счета в уу с балансом 0 чтоли, на 612 же баланс будет увеличиваться накопленным итогом.
или сторнировали вообще все проводки, даже те, которые внутри УУ были?

Trewester

А если отдельно делать. Необходимо будет в УУ завести дублёра 411,412, 511, 512?

svt_4969

На самом деле не обязательно. Связь между базами данных в любом случае будет, так как надо же откуда-то информацию для сторно брать. Так что можно при необходимости расшифровки дебета сторнирующей проводки в УУ обращаться напрямую к плану счетов ББ. По идее в управленке больше нигде такая расшифровка не понадобится, по крайней мере в голову не приходит такая ситуация.

svt_4969

Как не закрывать? Все счета в уу с балансом 0 чтоли, на 612 же баланс будет увеличиваться накопленным итогом.
Дата проводки же в любом случае в атрибутах будет, и если месяц сводить в отчёты, то достаточно просто по 612 в разрезе одного месяца проводки брать.
Для того, чтобы отчёт построить по таким данным, не нужно доп. проводок проводить. Счета с балансом 0 в УУ будут только те, на которые идёт сторно, еще до аллокации по продуктам.

svt_4969

Так они сейчас как раз разделены.
Ну формально разделены, так как балансы 1 порядка разные. Если удобно так, то можно и оставить, просто неудобно будет контрольные суммы считать по всем счетам. А так, формируешь отдельную таблицу проводок, отдельную таблицу остатков/оборотов, отдельную таблицу счетов, и живёшь с ними в параллельной реальности.

Trewester

То, что в первом сообщении - это как раз к такому хочется прийти. А сейчас разделены по разным таблицам

svt_4969

Я бы не переделывал. С точки зрения логики разницы нет как хранить эти данные, а разработчику отчётов однозначно будет удобнее по разным таблицам.

Trewester

основная фишка, которую хотелось внедрить, это выплата %% от направлений.
Т.е. есть некоторый круг людей(P1,P2...), которые получают % от каждого направления, поэтому возникла идея сделать проводку не
(доходы+расходы) -> прибыль текущего года(211), а потом уже где-то посчитать, как эту прибыль распределить по P1, P2,остальное оставить. (получается на 211 приходит больше, чем реально есть.)
а так:
а (доходы+расходы) -> 61 ->(здесь есть информация как оно разделяется) 612,613,.... -> бонус-P1,бонус-P2... (для бонусов) , 211(для остального)

Ещё очень хотелось как-то сразу налоги высчитывать. Т.е. есть прибыль для целей управления, а есть прибыль с которой налоги считаются, как я понимаю, в РФ для этого придумали делать двойный проводки (одна бух учёт, вторая налоговый учёт). Но это пока выглядит совсем нереальным.

Trewester

сейчас можно сделать так

6. счета упр. учета
61. прибыль от продажи
611a прибыль от продажи тостеров компания1
612a прибыль от продажи тостеров компания2
613a прибыль от продажи холодильников компания1
613a прибыль от продажи холодильников компания2

и пропустить это всё через 4 статьи, но как-то это выглядит не очень, хотя бы потому, что так нельзя узнать какова прибыль от тостеров, без применения магии.

svt_4969

Ну собственно все деления по направлениям - это будет аллокация.
Если нет круто внедрённой системы документооборота, из которой можно было бы автоматически выдирать такие детали документа, как контрагент и бизнес-направление, на баланс которого должна идти прибыль, то магии будет полюбому много: фактически придётся руками писать, и каждый раз править драйвер каждой конкретной аллокации.
С налогами может быть мутка. Там, я так понимаю, сложность в том, что их даже бухи обычно кидают на счёт отдельными проводками, а вот перечисление на внешний счёт организуют одной. Из-за этого бывает сложно понять, по каким пунктам налог уже удержали, а по каким нет. Для целей управленки можно наверно попытаться автоматически связывать проводку прибыли и проводку налога (с доходного счёта на внутренний): производятся они с одного счёта, проходят скорее всего в одно время, так что 99% можно отлавливать автоматически, а спорные ситуации отдать бухгалтерам вязать руками. После того, как налог и прибыль будут связаны, можно аллоцировать налоги по тем же драйверам, что уже привязаны к прибыли.

mancurov

Под каждого партнера заводить счет неверно. Представь себе новый - любой новый контрагент или новый вид пылесосов влечет за собой добавления кучи новых счетов. Бухгалтерия должна в этом плане жить отдельно от продаж.
Может так: Продукт (линия бизнеса) и контрагент (компания) - это параметры проводки.
Всегда в запросе сможешь отобрать нужные тебе проводки по "холодильникам" по такой-то компании за период.

Trewester

, как контрагент и бизнес-направление, на баланс которого должна идти прибыль

сейчас каждый день есть такие данные:

дата | компания | направление | прибыль/убыток

Trewester

Под каждого партнера заводить счет неверно. Представь себе новый - любой новый контрагент или новый вид пылесосов влечет за собой добавления кучи новых счетов. Бухгалтерия должна в этом плане жить отдельно от продаж.

выделяются те направления и до той степени детализации, которая нужна для расчёта бонусов как % от прибыли направления.
Т.е. есть человек, который получает % от продажи пылесосов, есть человек, который получает % от всех продаж в компании1.
Компания - это внутренняя компания(филиал и т.п.), а не контрагент. Можно считать, что мы ведём бухгалтерию некоторого неформализованного холдинга.

mancurov

Значит "пылесосы" - это отдельный выделенная линия бизнеса компании. Станно, но пусть так.
В проводке еще должен быть параметр "продавец". А от него можно раскручивать филиал. Таким образом ты получишь сальдо проводок по счету по линии бизнеса по филиалу по всем контрагентам или по тем, которые нужны. И не важно какой у тебя счет: продажи, закупки, налоги, прибыль...
Основной момент в том, что филиалы открываются и закрываются, продавцы работают то в одном филиале, то в другом, контрагенты постоянно меняются и т.д.
Все эти изменения не должны влечь за собой изменения плана счетов.

svt_4969

сейчас каждый день есть такие данные
Не понял, контрагент или своя компания в холдинге. Кроме того, по начальному плану счетов не было понятно, каким образом там выделялись бизнес-направления в 4*.

Trewester

своя. будем считать, что компания1 - это все (свои) магазины Москвы, а компания2 - все магазины Питера.
Это как раз не бизнес направления в 4. А деление по территориальному признаку.
Можно в сделать так:

41. доходы от продаж
411. доходы от продаж пылесовов
412. доходы от продаж тостеров
5.расходы
51. расходы на приобретение
511. расходы на приобретение пылесосов
512. расходы на приобретение тостеров.

а потом уже делить по регионам:

611a прибыль от продажи тостеров компания1
612a прибыль от продажи тостеров компания2
613a прибыль от продажи холодильников компания1
613a прибыль от продажи холодильников компания2

суть в том, что получается двумерная структура и хочется считать как вертикальные, так и горизонтальные срезы.

svt_4969

Тогда не понял, откуда тут столбец "направление" рядом с компанией:
дата | компания | направление | прибыль/убыток
или это желаемый вид?
в таком виде уже можно строить любые срезы, зачем что-то менять?

sonic112

забиваешь все в аналитику, делаешь соотв документооборот - и все. будут у тебя нужные разрезы
главное наладить документооборот и чтобы сотрудники забивали данные на соотв счета аналитики (будут ошибки из-за чел фактора)

svt_4969

В общем, я похоже уже путаюсь, так как знаком только с банковской управленкой, у которой своя специфика.
С точки зрения разработчика отчётности могу сказать, что для того, чтобы можно было строить отчётность в любых срезах, нужно максимально детализировать суммы, на которые должны разбиваться проводки. Это в чистом виде принцип построения OLAP-куба: если есть множество измерений, по которым хочется строить срезы, то в таблице фактов должны быть соответствующие этим измерениям атрибуты. У тебя не хватает бухгалтерских атрибутов в фактах управленки, и не хватает управленческих атрибутов в фактах бухгалтерии. Нужно: при переводе проводки в управленческий учёт (как именно - я писал в начале, и ты писал, что понял идею) нужно сохранять бухгалтерские атрибуты, и при аллокационном разбиении этой проводки также их наследовать. В результате аллокации у тебя будет несколько проводок, с одинаковыми бухгалтерскими атрибутами, но разными управленческими - по нужным тебе срезам.
По итогам преобразования всех бухгалтерских проводок таким образом, получится таблица фактов, на базе которой можно собрать OLAP-куб, и смотреть любые срезы.
Оставить комментарий
Имя или ник:
Комментарий: